TopperHarley написал(а):При том, что 72 делался как упрощенный и удешевлённый эрзац,
Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72А раннего выпуска состоит из верхнего броневого листа толщиной 60 мм, среднего слоя из листов стеклотекстолита общей толщиной 105 мм, и тыльного броневого листа толщиной 50 мм. На танках Т-72А позднего выпуска броневая защита лобовой части корпуса дополнительно усилена 30-мм листом стальной брони высокой твёрдости, приваренным на верхний лобовой лист. В результате этого суммарная толщина комбинированного бронирования верхней лобовой детали составила 245 мм (по нормали к поверхности). Нижний лобовой лист корпуса Т-72А - сплошной, толщиной 85 мм. Для повышения снарядной стойкости лобовым листам корпуса приданы значительные конструктивные углы наклона от вертикали: 68° - верхнему, 60° - нижнему.
Борта корпуса - вертикальные, толщиной 80 мм в передней части и 70 мм в кормовой, с приваренными подбашенными планками. Противокумулятивную стойкость бортов обеспечивают резинокордовые взводные экраны, прикреплённые к надгусеничным полкам. Взводные бортовые экраны вызывают преждевременное срабатывание взрывателя кумулятивного боеприпаса, в результате чего формирование кумулятивной струи происходит на расстоянии, значительно превышающем фокусное. Кроме того, применённые на Т-72А резинокордовые экраны, прикрывающие ходовую часть, препятствуют образованию облака пыли при движении танка по сухому грунту, что способствует снижению демаскирующих факторов, а также улучшает условия движения в колонне.
Днище танка - отштамповано из 20-мм листа, в целях рационализации бортового бронирования имеет корытообразную форму, что также способствует рассеиванию ударной волны при подрыве на мине. Для прохода торсионов подвески поперёк днища выштампованы углубления, которые совместно с продольными выштамповками придают днищу жёсткость и усиливают противоминную стойкость. Для увеличения расстояния между донным броневым листом и креслом механика-водителя в передней части днища выштамповано ещё одно углубление, которое снижает вероятность травмы механика-водителя при прогибе днища, вызванном подрывом на мине.
Башня танка Т-72А - литая, со стенками толщиной 450 - 395 мм, отливается заодно с крышей, в лобовой части имеет комбинированное бронирование с заливаемым наполнителем из формовочного материала. При изготовлении башни в форму для отливки помещаются закреплённые на стальной арматуре упрочнённые песчаные стержни. После заливки формы металлом эти стержни остаются внутри стенок отливки, образуя таким образом наполнитель в комбинированной броневой защите.