даже гулаг не рисковал 90% потерями при траспортировке
90% и не было, да... Но вот из рассказа моего родственника , родителей которого детьми выслали в нашу Архангельскую область - в вагоне по дороге умерли 5 человек ( так и ехали трупы до конца - охрана не давала их убрать)- из-за тесноты, духоты и отсутствия воды. Привезли в мороз минус 30, вывели 170 человек в чистое поле, в первую ночь ночевали без огня - охрана не дала разводить костры - замерли больше 10 человек (их могилы я видел на сельском кладбище..), потом дали 3 топора и пилу - мол, обустраивайтесь сами. Кстати - это были просто ссыльно-поселенцы, а не зеки (тем было еще хуже). Так что охрану нисколько не волновало, сколько "врагов народа" доедет до работы - новых привезут... Видел я и "больничный ровик" (очень длинный, конец был его где-то далеко за 200 метрами, что видно было - туда не ходил, так что точную длину не скажу..)около старой сталинской зоны под Пукса-озеро - туда в войну зеков умерших от голода и истощения закапывали - сталкивали бульдозером, так как много их было слишком (рассказывал мне местный, он пацаном в войну это все видел).
А насчет эффективности экономики - не стоит забывать, что экономика СССР была "закрытого" типа - т.е. внутри можно было нарисовать столько "нулей", сколько надо . Так и строили великие сталинские стройки - дармовая рабочая сила и финансирование по принципу -"сколько надо, столько и нарисуем" .Чуть позже чуть поворот северных рек не устроили - и ничего, в бюджете на это средства нашлись.