Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Simhat tora.

Сообщений 1 страница 30 из 161

1

Заранее прошу прощения за такой долгий техт, но я не знаю: как его уkоротить.
Если нужно, сделайте это за меня.
Пожалуйста.
======  ======  ======

Нас угоняли, как скот...

В России прошлого века два русских слова вызывали одинаковый ужас у евреев: погром и кантонист. Что такое погром, объяснять не нужно, а кантонист – ушло из разговорного языка, и страшный его смысл поразительно обелен в советских энциклопедиях, где говорится о суровой солдатчине с детства и – ни слова! – о насильно отнятых у родителей еврейских мальчиках 8-10 лет, насильно в дальнейшем крещенных и обреченных на 20-летнюю службу в армии.

Рассказ об одном таком случае, хотя и ведется от первого лица, основан на строгом историческом факте. Он был записан в конце прошлого века в местечке, где доживали свой век старики-кантонисты. Каждый год в синагоге, которую из-за множества кантонистов прозвали «солдатской», на Симхат Тора повторялось одно и то же. Во время Хакафот, в самый разгар веселья, на середину выходил почтенный старик и, танцуя со свитком Торы в руках, внезапно срывал с себя рубаху. И окружающие в ужасе вздрагивали при виде глубоких шрамов на его теле. А он, как ни в чем не бывало, танцевал и пел: «Тора, Тора, я люблю тебя, Тора!»

После окончания Хакафот молодежь окружала старого солдата и, затаив дыхание, слушала его историю, хотя многие уже знали ее наизусть:

– Мне было восемь лет, когда в наш городок приехали какие-то незнакомцы. Немедленно распространился слух, что прибыли «похитители» детей.

Мой отец, раввин Шеломо, умер за неделю до этого. Убитая горем мать спрятала меня в погребе, но я ничего не понимал в то время, и, когда наверху раздались незнакомые голоса, крик и шум падения тела, не выдержал, подскочил к двери погреба и закричал: «Мамочка, что случилось?! Выпусти меня отсюда!»

Дверь мгновенно отворилась, и грубые руки крепко схватили меня.

– Вот где ты спрятался...

Моя мама лежала на полу без сознания.

– Вы убили маму! – закричал я, вырываясь.

– Ничего с ней не случится, – зло прикрикнули на меня, – Веди себя спокойно или будет хуже, чем маме, – и они унесли меня из дома.

В тот день было похищено 20 мальчиков. Привязанных веревкой друг к другу, окруженных стражей, нас, как скот, угоняли из города. Наших родителей даже не подпустили проститься, и только издалека рыдающая мать прокричала: «Сынок, не забудь свою Бар-Мицву!» – и перебросила маленький пакетик. В нем оказались тефилин и молитвенник, но до моей Бар-Мицвы было еще так далеко...

Потом три года подряд нас «тренировали» в военных казармах. Это не было обучением, нас ничему не учили, из нас выбивали «еврейский дух». Страшно вспомнить, что с нами делали, когда мы отказывались есть с непокрытой головой или целовать крест, но мы всегда отказывались.

Мне доставалось тяжелее других: я был сыном раввина, товарищи обращались ко мне за поддержкой и советом, невольно я стал вожаком нашей группы, и это было подмечено унтер-офицером. Злой «воспитатель» немедленно решил, что, сломив меня, он покажет пример остальным и обрушил на меня всю свою жестокость... Эти шрамы – на груди, на плечах и спине – память о том, как меня готовили к обряду крещения, и память о моей детской стойкости. Я понимал: прояви я малейшую слабость, и дух моих товарищей пошатнется даже без издевательств и побоев.

Однажды, избитого в очередной раз до полусмерти, меня привели к унтер-офицеру, у которого сидел священник. Он был вежлив и, уговаривая креститься, обещал золотые горы: и карьеру по окончании школы, и учебу в высшей военной академии, и возможный в дальнейшем чин генерала русской армии. А унтер-офицер в свою очередь за отказ грозил забить насмерть, и я знал, что это не пустая угроза.

Я был измучен до последней степени, невыносимо болело разбитое до крови тело; умирая от жажды, я попросил глоток воды.

Зло усмехаясь, унтер-офицер наполнил стакан, но, когда я протянул руку, ударил меня.

– Не торопись, мой мальчик, мы ждем ответа.

– Дайте мне попить, – сказал я в отчаянии, – и дайте время подумать... Ну, хотя бы три дня.

Унтер-офицер и священник переглянулись и разрешили мне выпить воду...

Следующие три дня были худшими в моей жизни. Я сходил с ума от боли и дум: «нет» – означало ежедневные истязания даже смерть, «да» – было горше смерти...

В последнюю ночь мне приснился странный и памятный сон... Я плавал и нырял в быстрой речке возле нашего городка. Внезапно ноги свело судорогой и я начал тонуть. В отчаянии я ухватился за плывшую рядом солому, как вдруг она превратилась в прочную золотую цепь, дальним концом прикрепленную к дереву на берегу. Всмотревшись, я увидел, что золотые кольца у берега были самыми крупными и мощными, и смог разглядеть выбитое на них: Авраам... Ицхак... Яаков... ближе следовали имена, хорошо знакомые мне из Торы. Я взглянул на кольцо, за которое держался, прочел на нем свое имя, а на соседнем – имя отца.

Меня охватило чувство радости и безопасности, я понял, что спасен. Но их сменил ужас, когда я увидел, что мое кольцо надламывается. Еще секунда, оно распадется на части и я утону.

– Не надо! – закричал я в страхе... и проснулся.

Лицо мое заливали слезы, мне был понятен ясный смысл приснившегося, и остаток ночи я провел без сна.

Наутро меня привели в зал военного собрания, забитый людьми до отказа. На возвышении сидели офицеры, среди них священник и унтер-офицер, а в зале – мои товарищи и множество мальчиков-кантонистов из других казарм.

Священник торжественно спросил, готов ли я отречься от прежней веры и стать христианином. Я оглянулся – посмотрел в испуганные, выжидающие глаза друзей, потом перевел взгляд на стены, украшенные военным оружием, саблями и кортиками... Священник нетерпеливо повторил вопрос. Тогда, не говоря ни слова, я подошел к стене, снял с нее легкий солдатский топорик, вернулся к столу на возвышении и положил на него три пальца левой руки. Даже в эту минуту я не забыл подумать, что тефиллин надевают на средний палец... И прежде чем кто-либо сообразил, что я намерен сделать, я изо всех сил ударил топориком по пальцам.

– Вот вам, – крикнул я им в лицо, подняв окровавленную руку, – мой ответ, – и потерял сознание...

История самоотверженного мальчика получила широкую огласку, и вскоре царь Николай 1 отменил декрет обязательного крещения еврейских детей-кантонистов.

======  ======  ======

Отредактировано irishman (2011-10-19 19:53:40)

2

Тфиллин надевается на руку, напротив сердца, и на голову. Это символизирует подчинение разума, сердца и действий человека — Всевышнему, а эмоций — интеллекту.

Я православный, но такую приверженность вере уважаю. Вера не моя, но другой, кроме как своей, не бывает. Она не сменная лошадь. С какой родился, с такой и помирать надо.
Хорошая история. Уважаю.

3

Pliskin написал(а):

Она не сменная лошадь.

Ну, не знаю... А если ребенка крестили в раннем детстве, например?

4

Pliskin написал(а):

С какой родился, с такой и помирать надо.

Непростой вопрос,однако,хотя...
А как относиться к смене конфессии в пределах одной веры?

Отредактировано vadja2 (2011-10-19 20:38:33)

5

Возможно это легенда.

6

Начинали свою службу кантонисты с гарнизонных школ (нечто вроде суворовских училищ). Вначале они обучались грамоте, а затем, наиболее способные — артиллерии, фортификации и тому подобное. То есть, из них готовили нижних чинов для тех родов войск, где требовались специальные знания. Менее способных же учили столярному, кузнечному, сапожному и другим ремёслам. По достижении 15 лет способнейшие оставлялись в школах ещё на 3 года для усовершенствования; остальные назначались на службу в войска. 
.....
«Николаевские солдаты», как впоследствии их стали называть, были мужественными, преданными царю и выносливыми воинами. Великий русский хирург Н.И. Пирогов отмечал особенную стойкость, терпеливость солдат-евреев, раненых во время Крымской кампании.
..............
Наряду с ротами и батальонами, где обучали только грамоте, мастерствам и фронту, разновременно появились специальные школы кантонистов: аудиторская, артиллерийская, инженерная, военно-медицинская, школа топографов и другие. Общее же количество воспитанников в которых составляло 40 тысяч человек. Другими словами, на протяжении 30 лет евреи представляли собой костяк вооруженных сил Российской империи — основу ее наиболее технически оснащенных родов войск (вот откуда она пошла то, неугомонная израильская военщина).
..............
Впрочем, они уже были не совсем евреями. После призыва в кантонисты все еврейские призывники в обязательно-принудительном порядке принимали православие.  Противившихся крещению лишали еды, сна, пороли, окунали в воду до обмороков, выставляли раздетыми на мороз… В общем, агитировали достаточно убедительно. Принявшие же христианство получали 25 рублей ассигнациями (корова тогда стоила 3 рубля) и ряд льгот, хотя первые пять лет были ограничены в получении должностей. Впрочем, после карантина в 5 лет карьерный рост евреев-кантонистов обычно был успешным. Не редкостью для бывших кантонистов было даже получение личного дворянства.

Отредактировано парадокс (2011-10-19 20:54:25)

7

После принятия православия евреев-кантониствов направляли для прохождения службы исключительно в губернии, которые не входили в черту оседлости (обычно Пермскую, Вятскую, Казанскую, Симбирскую и далее), где, соответственно, не русифицированных евреев не было, да быть не могло

8

Бывшие кантонисты получали пенсию — 40 рублей, что позволяло безбедно существовать их семьям, а многочисленным детям получать светское образование.

9

Около двух миллионов евреев служили между 1827 и 1914 годами в русской армии. И они, в подавляющем большинстве своем, мужественно и честно сражались за родину, которой была для них Российская империя.

---------
все- отсюда.
http://www.proza.ru/2009/02/21/575
так что как всегда- все неоднозначно...

10

парадокс написал(а):

Не редкостью для бывших кантонистов было даже получение личного дворянства.

А чего тут далеко ходить-пример деда Ленина по матери весьма красноречив-тут тебе и положение,и обеспеченность,и дворянство.. И именно принятие православия открывало дорогу на гос.службу,больше никак.

11

vadja2 написал(а):

И именно принятие православия открывало дорогу на гос.службу,больше никак.

как то перекликается с темой про сына орегонца..
играй по правилам- и будет тебе счастье- хоть в америке, хоть в россии..

12

может и легенда

а может и не легенда

"рилов подошел и стал про старину рассказывать:
- Что теперь! Вот тогда бы вы посмотрели, что бы-ло. У нас в учебном полку по тысячи палок всыпалиПривяжут к прикладам, да на ружьях и волокут полу-мертвого сквозь строй, а все бей! Бывало, тихо ударишь, пожалеешь человека, а сзади капральный чирк мелом по спине,- значит, самого вздуют. Взять хоть наше дело, кантонистское, закон был такой: девять забей на смерть, десятого живым представь. Ну, и представляли, выкуют. Ах, как меня пороли!
И, действительно, Иван Иванович был выкован. Строй-ный, подтянутый, с нафабренными черными усами и на-голо остриженной седой головой, он держался прямо, как деревянный солдатик, и был всегда одинаково неуто-мим, несмотря на свои полсотни лет.
- А это, - что Орлов? Петьдесят мазков!
- Мазки! Кровищи-то на полу, хоть ложкой хле-бай,- донеслось из толпы солдат.
- Эдак-то нас маленькими драли... Да, вы, господа юнкера, думаете, что я, Иван Иванович Ярилов? Да?
- Так точно.
- Так, да не точно. Я, братцы, и сам не знаю, кто я такой есть. Не знаю ни роду, ни племени... Меня в меш-ке из Волынской губернии принесли в учебный полк.
- Как в мешке?
- Да так, в мешке. Ездили воинские команды по де-ревням с фургонами и ловили по задворкам еврейских ре-бятишек, благо их много. Схватят в мешок и в фургон. Многие помирали дорогой, а которые не помрут, привезут в казарму, окрестят и вся недолга. Вот и кантонист.

- А родители-то узнавали деток?
- Родители!..Хм... Никаких родителей. Недаром же мы песни пели: "Наши сестры - сабли востры"... И мат-ки и батьки - все при нас в казарме.., Так-то-с. А рас-сказываю вам затем, чтобы вы, молодые люди, помнили да и детям своим передали, как в николаевские времена солдат выколачивали... Вот у меня теперь офицерские по-гоны, а розог да палок я съел - конца краю нет... Мне об это самое место начальство праведное целую рощу пе-ревело... Так полосовали, не вроде Орлова, которого доб-рая душа, майор, как сына родного обласкал... А нас, бывало, выпорют, да в госпиталь на носилках или про-сто на нары бросят - лежи и молчи, пока подсохнет.
- Вы ужасы рассказываете, Иван Иванович."

Владимир Гиляровский Мои скитания

13

парадокс написал(а):

где, соответственно, не русифицированных евреев не было, да быть не могло

Кстати,если отбросить в сторону не шибко гуманные методы,то в остальном-весьма мудрая национальная политика со стороны государства.

14

парадокс написал(а):

как то перекликается с темой про сына орегонца..
играй по правилам- и будет тебе счастье- хоть в америке, хоть в россии..

Действительно перекликается. Но вера - это не смена страны проживания...

15

парадокс написал(а):

как то перекликается с темой про сына орегонца.

Вполне даже.

16

Зигги написал(а):

а может и не легенда

я думаю, не легенда.
только в кантонисты то брали не только евреев...

17

vadja2 написал(а):

и положение,и обеспеченность,и дворянство

а если кто не хочет?

18

Pliskin написал(а):

Но вера

так у орегонца тоже вера..
которую сломали..

19

Зигги написал(а):

а если кто не хочет?

двести лет назад розги.
сейчас- тюрьма для малолетних.

20

Я родился в маленьком шахтёрском городке на юге России в еврейской семье. Ни какого религиозного образования не получил по понятным причинам; даже  ближайшая синагога была в городе Роcтов, что, примерно, в 70 км от нашего городка. Иврита не знаю - так, несколько фраз да пару дюжин слов, идиш - слабо. Так сказать, полный результат ассимиляции.
Но - всегда помнил, что я еврей, и что у нас есть Тора.
Она и сейчас есть.
Сегодня вечером наступает праздник Торы - симхас Тойре (на идиш) или симхат Тора (иврит).
С чем я вас, иден, и поздравляю. Празднуйте этот день с улыбками на лицах ваших, танцуйте, веселитесь!  :yep:

Отредактировано irishman (2011-10-19 21:15:22)

21

парадокс написал(а):

двести лет назад розги.
сейчас- тюрьма для малолетних.

вот  и ещё одна причина для отъезда

от вас

22

irishman написал(а):

танцуйте, веселитесь!

хоpoший праздник

весёлый

23

Зигги написал(а):

а если кто не хочет?

Тоже вопрос...
С другой стороны-серьёзный шанс сделать карьеру,немыслимую для местечка. Так ведь и сами тоже шли-Нахимов к примеру.

24

Зигги написал(а):

вот  и ещё одна причина для отъезда
от вас

в куда?
то то и оно...
я согласен, тут некузяво.
а у орегонца лучше?

25

vadja2 написал(а):

С другой стороны-серьёзный шанс сделать карьеру,немыслимую для местечка

парадокс написал(а):

И они, в подавляющем большинстве своем, мужественно и честно сражались за родину, которой была для них Российская империя.

26

vadja2 написал(а):

С другой стороны-серьёзный шанс сделать карьеру

Зигги написал(а):

а если  кто не хочет?

я не к тому, что захотеть плохо

мой прадед еврей и иудей служил в казачьем полку в ПМВ
дед — в армии и армейском смерше
я тоже ...... чуток

но просто есть и те

Зигги написал(а):

кто не хочет

27

парадокс написал(а):

в куда?

в сюда

28

Зигги написал(а):

кто не хочет

Ну дык...
Что тут скажешь...

Отредактировано vadja2 (2011-10-19 21:26:59)

29

irishman написал(а):

Я родился в маленьком шахтёрском городке на юге России в еврейской семье. Ни какого религиозного образования не получил по понятным причинам; даже  ближайшая синагога была в городе Роcтов, что, примерно, в 70 км от нашего городка

Юрий Семенович, а Ваша семья там с каких времен живет? Городок в Области Всевеликого Войска Донского или нет?

30

Зигги написал(а):

в сюда

************************
В куда угодно, лишь бы не мешали верить в НЕГО.
Тут нам никто не препятствует.