После гибели Муаммара Каддафи возрастает актуальность вопроса о разделе богатств Ливии. Главную ценность в стране представляют запасы нефти (29,5 млрд баррелей) и залежи природного газа (1,6 трлн кубометров).
Первыми в очереди на подписание контрактов с новыми властями стоят страны, при активном участии которых произошла смена режима,— Великобритания, Франция, США, Италия и Катар.
Как пишет «Коммерсант», некоторые из них начали готовиться к дележу задолго до окончания войны. Депутат Европарламента от Великобритании Эндрю Бронс рассказал недавно о тайной сделке на сумму $1 млрд между лондонским нефтетрейдером Vitol и ПНС, совершенной при посредничестве британского министра международного развития Алана Данкана — бывшего консультанта Vitol.
«Теперь эта компания может получить монопольные права на торговлю ливийской нефтью. Не надо быть сторонником подлого тирана Каддафи, чтобы усомниться в мотивах Запада, поддержавшего ливийских повстанцев!» — возмущается депутат.
Подробнее: http://news.mail.ru/politics/7126479/
По мнению же эксперта журнала Foreign Policy Джона Дали, большая часть ливийского нефтяного пирога достанется Франции.
Он ссылается на письмо, отправленное еще 3 апреля одним из представителей ПНС эмиру Катара, в котором говорилось, что «Франция получит 35% нефти в обмен на поддержку» оппозиции. Копию письма в сентябре опубликовала газета Liberation. На остающуюся после британцев и французов долю претендентов, по словам эксперта, немало: «есть итальянская ENI, американские и канадские компании Marathon, ConocoPhillips, Hess, Occidental и Suncor, прекратившие работу в Ливии в начале военных действий, есть бразильская Petrobras и российские “Газпром нефть” и “Татнефть”, вложившие миллиарды в Ливию до начала войны». Российские интересы в Ливии энергоносителями не ограничиваются.
«Газпром» имеет доли в участках и концессиях с запасами 300 млрд кубометров газа и 110 млн тонн нефти. В январе компания подписала соглашение с итальянской ENI, по которому за $178 млн получила 16,5% месторождения Elephant. «Татнефть» вела геологоразведочные работы на четырех участках. ОАО РЖД реализовывало проект стоимостью €2,2 млрд по строительству дороги Сирт—Бенгази.
Подробнее: http://news.mail.ru/politics/7126479/