mikhaly4 написал(а):А как там в Татарстане с сепаратистскими настроениями?
Что по этому поводу думали убитые?
Муфтий с замом конкретно душили ваххабитов:
http://imancentre.ru/vahhabiz.html
Политический ислам в крайних формах представляет серьезную опасность не только для Северного Кавказа. В последнее время ваххабизм активно проявляет себя и в Поволжье. О ситуации в Татарстане в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Яне Амелиной рассказал заместитель муфтия республики Валиулла Якупов.
- Валиулла-хазрат, много ли в Татарстане ваххабитов? Представляет ли ваххабизм реальную или потенциальную опасность для этого региона?
- К сожалению, многие в нашей республике предпочитают не замечать или, по крайней мере, замалчивать наличие этой проблемы. В то же время те, кто часто посещает мечети, не могут не замечать, что между мусульманами появилась дифференциация, возникла богословская разница. Пока еще большинство мусульман придерживаются традиционной для татарского народа методики проведения молитв и традиционных представлений, связанных с ханафитским мазхабом. В то же время большинство молодежи является носителями привнесенной из-за рубежа религиозной культуры, которую можно назвать ваххабизмом. Сами они предпочитают называть себя салафитами.
Они уже достаточно многочисленны и набирают все больше сторонников. Идет массированная пропаганда. Возвращается много татар, получивших образование в Саудовской Аравии. Они очень пассионарны и настроены на агрессивную проповедь. Честно говоря, она приносит свои плоды. Если брать Казань, то число убежденных сторонников этого направления можно оценить если не в несколько тысяч, то однозначно более тысячи. По республике ситуация неровная: если брать юго-восток Татарстана, можно сказать, что Нижнекамск - один из центров, демонстрирующих значительный крен в эту сторону. Если же брать города и села вокруг Казани, а также подавляющее большинство казанских мечетей, то там превалирует традиционное понимание ислама.
Трудность идентификации салафитов в том, что внешне мусульмане не отличаются друг от друга. Если человек не молится и не посещает мечеть, ему крайне затруднительно отличить носителя ханафитской духовности от салафита. Проблема Татарстана в том, что значительная часть (хотя пока еще меньшинство) мусульманского духовенства также стала салафитами, что еще больше затрудняет их идентификацию. Это достаточно подготовленные люди, и информацию они выдают, что называется, порционно.
Острых проблем пока, слава Богу, нет. Есть крайнее крыло, дошедшее и до терактов, - в Кукморе, в Бугульме были случаи. Сейчас таковых подавляющее меньшинство, но, зная эволюцию этого течения на примере республик постсоветского пространства, в которых исламизация выше татарстанской, мы можем видеть, что нас ждет. Если дать возможность их проповеди спокойно развиваться, это, на мой взгляд, безусловно приведет к насилию, потому что в самом ваххабизме (салафизме) эндогенно заложена ненависть к иным формам религиозности. Они настаивают на своей эксклюзивной беспорочности и на греховности всех остальных, отрицая право на жизнь других мусульман. По их вероубеждению, иные мусульмане, в частности, суфии, должны быть убиты, а их имущество - конфисковано. Они в это верят. Пока их мало, они это не осуществляют, но понятно, что рано или поздно все к этому придет.
- Кстати, есть ли в Татарстане суфии?
- У нас была прервана духовная цепочка. Последние ишаны - суфийские наставники - умерли в девяностые годы, а те, что имели образование, - еще в семидесятые-восьмидесятые, не дожив до периода исламского возрождения. У них были последователи, но у них не было шариатского образования, только советское. Последний умер, по-моему, в 1999 году. Он был простым рабочим, у него не хватило духовных потенций оставить преемника. Есть влияние среднеазиатского суфизма, турецкого, дагестанцы пытаются здесь работать, но всех их ничтожно малое количество. Это десятки людей, и они очень дифференцированы между собой - суфии из разных мест недолюбливают друг друга, хотя их очень мало.
Так вот, одна из характеристик ваххабизма - его приверженцы никогда не довольствуются срединностью, всегда стремятся к максимализму. Даже если какая-то часть носителей этой идеологии сочтет, что они чего-то достигли, и на этом можно успокоиться, то другие все равно будут стремиться к крайности.
Сейчас в татарском ваххабизме возникла интересная ситуация: ученики хазратов двух центров ваххабизма, в Альметьевске и Нижнекамске, публично их критикуют, в частности, в брошюре с симптоматическим названием "Бензопила". Их ученики уже считают их "бракованными", тогда как в свое время эти хазраты критиковали нас за умеренность. Следующее поколение уничтожает уже их самих. К сожалению, печальные прогнозы оправдываются. Новая генерация молодых ваххабитов выставляет все более максималистские требования, ищет все более радикальных лидеров - и они появились. В Татарстане уже есть группировка, которая, по крайней мере, в печатном пространстве, требует все большего Нам, общественности, нельзя быть равнодушными к этой теме, пускать все на самотек, потому что это эволюционирование может происходить достаточно быстро, и какие-то насильственные методы могут быть реализованы очень скоро.
- Почему такая ситуация сложилась именно в Альметьевске и Нижнекамске?
- Она создана искусственно и исходит от духовенства (так получилось, что туда попали соответствующие специалисты). В Нижнекамске всего одна мечеть. Было бы несколько - возможно, ситуация была бы иной. В Альметьевске ваххабитская пропаганда имеет успех на волне того, что в город вернулись несколько человек, которые учились в Саудовской Аравии.
- С одной мечетью не проще ли справиться?
- Трудность в том, что большинство нашего духовного управления салафизировано.
- Вы отметили, что значительная часть духовенства стала ваххабитами. Что особенного, такого, чего не может дать привычный ханафитский мазхаб, находят в салафизме рядовые мусульмане и духовенство?
- Думаю, одна из причин популярности ваххабизма - иностранное вмешательство. Одно всем известное королевство специально проводит пропагандистскую кампанию, хорошо ее финансирует, поэтому появление подобной прослойки совершенно неслучайно. В то же время, и я этого не отрицаю, что-то имеет внешнюю привлекательность для определенной части публики - простота, черно-белое восприятие, ненужность глубоких духовных усилий. Ваххабизм может привлекать некоторую часть мусульман своей примитивностью, простотой попадания в рай. Обычные мусульмане не считают это суммой каких-то действий, понимая, что в любом случае это прерогатива Господа. Попаданию в рай предшествует если не изнурительная, то достаточно сложная духовная работа. Приближение к Всевышнему связано с доброделанием, очищением, самоконтролем, но не все этого хотят. Есть варианты гораздо проще: отрастил бороду, вместо обычных мужских брюк одел бриджи - и вот ты уже молодец, как будто стяжал рай. Это чисто внешний подход.
Или процедура исполнения намаза: у нас, в ханафитском мазхабе, она очень экономная, упор сделан на духовность, поэтому количество движений минимизировано. У них же оно умножается - много мелких движений, суетливость, и на этом делается акцент. Эта роботная простота тоже многих привлекает.
Немаловажна и финансовая составляющая. Возвращается наша молодежь, которая в 15-16 лет уехала в Саудовскую Аравию, и их там "нафанатизировали". Это тоже большая проблема. Они получили определенное воспитание, их сознание не могло не измениться, потому что Саудовская Аравия - это монорелигиозная среда. Церкви там запрещены, Евангелие сжигается - это совсем другой мир.
- Много ли таких - уехавших и вернувшихся?
- Среди татар - сотни. Работать они не хотят, стремятся стать членами клана духовенства, сидеть и учительствовать. В общем, быть наставниками.
Отредактировано Yep (2012-07-19 16:48:50)