АЛЕКСАНДР ЯНОВ. РОССИЯ И ЕВРОПА. 1462-1921
"Московитская болезнь"
Право, трудно не согласиться с Константином Леонтьевым, находившим в Московии лишь "бесцветность и пустоту" [7] . Или с Виссарионом Белинским, который называл ее порядки "китаизмом"[8] , в "удушливой атмосфере которого, - добавлял Николай Бердяев, - угасла даже святость"[9] . Ведь и главный идеолог славянофильства Иван Киреевский не отрицал, что Московия пребывала "в оцепенении духовной деятельности"[10] . Но окончательный диагноз "московитской болезни", неожиданно поразившей Россию как раз в пору расцвета европейской культуры, поставил, конечно, самый авторитетный из этого консилиума знаменитых имен, историк Василий Осипович Ключевский.
Вот его вывод: недуг, которым на многие десятилетия захворала в XVII веке Россия, называется "затмение вселенской идеи" [11] . "Органический порок древнерусского церковного общества состоял в том, что оно считало себя единственным истинно правоверным в мире, свое понимание божества исключительно правильным, творца вселенной представляла своим русским богом, никому более не принадлежащим и неведомым"[12] . Другими словами, противопоставила себя христианской Европе - и в результате утратила "средства самоисправления и даже самые побуждения к нему"[13] . Если суммировать диагноз Ключевского в одной фразе, звучал бы он примерно так: на три поколения Россия как бы выпала из истории, провалилась в историческое небытие.
А христианский мир что ж? Он относился тогда к экстремальному фундаментализму Московии так же примерно, как в наше время относился мир мусульманский, скажем, к талибскому Афганистану, - со смесью презрения и ужаса. Талибы ведь тоже принесли своей стране "московитскую болезнь" и тоже объявили себя единственными истинно правоверными в мире. Разве что собственного афганского Аллаха не удосужились изобрести. Или не успели. Так или иначе, вот уж кто мог бы с гордостью повторить, лишь чуть-чуть перефразируя, похвальбу Назарова. Ведь и впрямь афганский быт стал тогда настолько исламским, что в нем невозможно было отделить труд и отдых от богослужения и веры.
При всем том никому в здравом уме не пришло бы в голову объявить талибский Афганистан "историософской столицей мира". И тем более утверждать, что он прошел "колоссальный путь всестороннего развития".
///
И подумать только, что именно в московитском историческом несчастье видят сегодняшние мифотворцы не только высший расцвет русской культуры, но и прообраз будущего страны!