Патриарх Тихон был умный и наблюдательный человек, который умел смотреть в лицо фактам. В 1918-1919 гг. он активно выступал против советской власти - всё опубликовано. При этом он всегда повторял, что как с белой, так и с красной стороны - его паства, и что Церковь принципиально против гражданской войны вообще. И когда к нему тайно прибыли эмиссары Деникина он, лично им посочувствовав, отказался передать не то что публичное, но даже и тайное благословение вождям белого дела. Церковная позиция патриарха выразилась в том, что он всех вождей и сторонников большевизма, бывших православными, отлучил от Церкви. Данное его решение подтвердил Поместный собор РПЦ 1917-1918 гг., и оно никогда не было отменено. Кстати, поэтому странно слушать тех,кто говорит, что Ленина дескать надо, наконец, похоронить по-христиански.
А заявление 1925 г. - вполне политическое. Не мог патриарх не видеть к 1925 г., что народ в большинстве вполне послушен новой власти, и утвердилась она надолго.
Насчет же "нагана у виска", то речь шла даже не о том, чтобы умереть от нагана, а о том, чтобы жить при нагане у виска. И этого Патриарх хлебнул полной мерой. Когда митрополит С-Петербургский Вениамин (впоследствии расстрелянный) при торжественной встрече Патриарха в Питере в 1918 г. сказал, что православные Петрограда готовы, если надо, умереть за Христа и церковь, Патриарх ему ответил, что "сейчас время такое, что умереть немудрено, а вот теперь самая сложная задача - жить за Христа и церковь". Общеизвестно, что сам Патриарх был под судом, жил в изоляции под домашним арестом, и что в него стреляли агенты ГПУ - его закрыл от пули секретарь. Если бы Тихон этого боялся - он бы заявил о лояльности лет на пять раньше. Он исходил из интересов Церкви. И то, достаточно свидетельств, что стиль заявления 1925 г. - вполне не патриарший и он его, в лучшем случае, только подписал. И вскоре умер, да.
Bravo,Keeper!