- Многие отмечают, что это схема, к которой в конце концов пришел Кремль, отчаявшись установить нормальный порядок на Кавказе. Решили «подкармливать» наиболее влиятельный клан, чтобы он сохранял видимую стабильность в республике.
- Кремль использует родоплеменные отношения, которые существуют в кавказских республиках. В условиях рыночной экономики и коррупции эти отношения, как выяснилось, могут процветать. Федеральный центр предпочитает подкупать глав кланов и больше ничего не делать, с помощью этого и управлять.
- Может быть, такая схема взаимодействия – единственный выход сохранения Кавказа? Как я понимаю, вы же не сторонник отделения кавказских республик от России?
- Ни в коем случае, более того – я сторонник их возвращения в состав России. По факту, сегодня кавказские республики не являются частью России, так как там не действуют законы Российской Федерации.
- Какой тогда «метод Навального» для возвращения (или сохранения) Кавказа?
- Считаю, что никакого специального «метода Навального» или другой специальной стратегии не нужно. Есть стратегия одна, называется «Закон и порядок». Этого «закона и порядка» немного и на территории остальной России, а в Чечне он отсутствует вовсе. Все те проблемы, которые мы имеем в России, в Чечне усилены в сто раз. В Чечне, например, доведен до абсурда принцип отрицательной селекции при отборе чиновников. Не просто наихудшие пробираются к власти: нужно быть откровенным вором и бандитом, чтобы иметь власть.
Только наведение элементарного порядка и законности поможет поменять ситуацию. Ведь гражданская война идет в Чечне, Ингушетии и Дагестане не потому, что там исламский терроризм, а потому что там беспредел, коррупция и обогащающаяся верхушка при нищем населении. Нужно бороться с этими явлениями. Все реформы и проекты по укреплению законности, изменению судебной системы и так далее должны быть начаты с Северного Кавказа, и там мы должны приложить к этому в десять раз больше усилий, чем в другой стране. Я уверен, что другого рецепта не существует.
- Должно ли в этом кавказским республикам помочь русское население или это задача для коренных жителей этих республик? Есть ли, по-вашему, на Кавказе здоровые силы для таких преобразований?
- К большому сожалению, необходимо констатировать горькую правду, которая заключается в том, что русского населения там уже нет. И в этом смысле идея о том, что мы в Москве придумаем прекрасные планы и реализуем их, достаточно ограничена – потому что у нас нет механизма реализации. Нет этих самых людей, через которых можно проводить решения, – все русские оттуда уехали. Поэтому никто не решит проблему Кавказа кроме самих кавказцев, никто не решит проблему Чечни кроме самих чеченцев. Я уверен, что здравые силы там существуют, существуют большие группы населения, которые не хотят жить в криминальном государстве и которые не согласны с тем, что Чечня такая феодальная бандитская республика, которой управляют бородачи с автоматами. Уверен, что там есть много нормальных людей, которые хотят жить в обычной европейской стране, в которой не обязательно женщинам закутываться с ног до головы, чтобы их не расстреляли из пейнтбольного ружья. Такие нормальные люди в конце концов составят большинство, и в республике начнет что-то меняться.