Прощай, оружие?
Подарок Сердюкова нижегородским производителям довел их до тюремных камер
В нижегородских оружейниках увидели угрозу национальной безопасности. Второй год следователи областного управления ФСБ расследуют, каким образом предприятие «АКБС» хранило и перевозило полученную от Министерства обороны России крупную партию боевого стрелкового оружия. По весьма неоднозначному делу арестовано все руководство компании. Чекисты считают, что оружейники занимались незаконным оборотом, хотя представители ФСБ в воинских частях согласовывали отгрузки с армейских складов устаревших винтовок, автоматов и пистолетов. Почему из семи российских оружейных заводов, получивших по приказу министра обороны Сердюкова сотни тысяч стволов, под удар попало только нижегородское предприятие?
В феврале 2012 года тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков подписал перечень устаревшего стрелкового оружия, которое безвозмездно передавалось семи российским заводам: Ижевскому, Тульскому, кировскому «Молоту» и другим. Предприятия оружейной промышленности получили щедрый подарок в сотни тысяч стволов для утилизации и вторичной переработки. Министр обороны в данном случае поступил как коммерсант: чтобы не тратить казенные деньги на уничтожение оружия, надо даром раздать его оружейникам – пусть они им теперь занимаются.
Нижегородское предприятие «АКБС», специализирующееся на производстве гражданского огнестрельного оружия и боеприпасах, получило от Минобороны одну из самых крупных партий – 127 тысяч единиц, начиная от наганов, пистолетов, карабинов и винтовок и заканчивая легендарными пулеметами «Максим». Это оружие нижегородцы с вооруженной охраной забирали из войсковых арсеналов по всей стране, намереваясь часть переделать в гражданское оружие, а часть – в исторические макеты. С этого подарка и начались у оружейников серьезные проблемы.
В июле 2012 года в офисе и на производстве «АКБС», начались «маски-шоу» и повальные обыски, проводимые сотрудниками УФСБ. Чекисты пришли по поручению московского следователя. В подмосковной Балашихе полицейские изъяли у местной бандитской группировки гранатомет и автомат АК-74 без номера. Почему-то в связи с этим преступлением следователь решил проверить «АКБС». На доводы оружейников, что в полученной от Минобороны крупной партии нет гранатометов и автоматов такого калибра, все стволы номерные, внимания никто не обратил.
Забегая вперед, скажем, что версия о причастности сотрудников «АКБС» к криминальному схрону не подтвердилась: ни один ствол из 127 тысяч не пропал. Тем не менее, это подмосковное уголовное дело стало формальным поводом для того, чтобы силовики смогли зайти на предприятие, арестовать полученное имущество и опечатать часть помещений. Дотошная инвентаризация оружия от Минобороны заняла восемь месяцев – все это время в Нижегородскую область для проведения номерного учета ездили в служебные командировки сотрудники ФСБ со всей страны, а предприятие не могло работать в нормальном ритме и несло убытки.
Однако несмотря на полную сохранность оружия против руководства предприятия возбудили уголовное дело… за его незаконный оборот(!). Часть полученного оружия «АКБС» хранило под двойным кольцом охраны на складе дзержинского завода имени Свердлова – это государственное оборонное предприятие, выпускающее взрывчатку. Следствие трактовало как «незаконную передачу» то, что полученные от Минобороны РФ ящики с оружием предприниматели хранили на стороннем заводе, а для их перевозки из воинских частей арендовали грузовики частной компании.
У «АКБС» с подачи областного управления ФСБ попытались отобрать лицензию на работу оружием, однако Рособоронзаказ нарушений в работе предприятия не нашел. Параллельно с многочисленными проверками начались аресты. В июле посадили за решетку 68-летнего генерального директора компании Юрия Санкина, по иронии судьбы в прошлом полковника КГБ и уважаемого в своих кругах ветерана. Вместе с ним был арестован ответственный за транспортные перевозки Александр Домрачев – бывшего учителя, невзирая на троих детей, упекли в СИЗО, в одну камеру с наркоманами.
В ноябре были арестованы еще двое руководящих работников «АКБС» - дочь генерального директора Анастасия Гудым и директор по развитию Игорь Чигринский. Им, кроме оружия от Минобороны, вменили в незаконный оборот сделку по покупке АКБС свыше 6 тысяч пистолетов ТТ у ковровского завода им. Дегтярева для переделки их в спортивное оружие. Игорь Чигринский, специалист и изобретатель в области оружия, на суде назвал эти обвинения «ложью и абсурдом»: партия пистолетов была официально закуплена лицензированном предприятием с ведомства и одобрения представителей ФСБ на заводе, все соответствующие документы были представлены. Однако следователь в своем ходатайстве указал, что договор между заводом Дегтярева и нижегородской компанией «прикрывал» заведомо незаконную сделку.
Создается впечатление, что сотрудникам «АКБС» вменили в преступление их обычную хозяйственную деятельность, пусть и в столь специфической отрасли, как оружейный бизнес. Но ведь это легальный бизнес – «АКБС» успешное нижегородское предприятие с двадцатилетней историей, признанное на российском рынке и сотрудничающее с зарубежными оружейными грандами. У многих юристов, наблюдающих со стороны за «прессингом» предприятия и его управленцев, создается впечатление, что осуществляется тщательно спланированный рейдерский захват активов предприятия либо попытка уничтожения конкурента.
Не хочется верить, что в этом участвуют правоохранительные органы, но история современной России знает множество таких примеров. По крайней мере, до своего ареста Игорь Чигринский говорил автору о том, что компания затратила большие силы и средства, что собрать со всей России и документально оформить партию в 127 тысяч единиц. Сейчас это законное имущество «АКБС» арестовано как вещественное доказательство по делу и эшелоном вывезено на армейский склад.
Кому достанется это оружие, если военные от него уже избавились, а компанию-владельца пытаются уничтожить?