не мой текст
Ровно двадцать лет назад я уехал из России
13.12.2013
Сегодня стукнуло ровно двадцать лет, как я уехал из России. Могу даже сказать, что уехал навсегда. Во всяком случае, за два десятка лет жизни в Израиле и в Канаде у меня так ни разу и не возникло ни повода, ни желания вернуться обратно.
Последние несколько дней я непрерывно размышлял на эту тему. Вот сейчас я сяду, и постараюсь аккуратно, в письменном виде, разложить все свои мысли по полочкам. Прежде всего, это нужно мне самому. Я так же буду рад услышать по этому поводу любое конструктивное мнение от любого адекватного человека.
Начнём сначала...
Почему я уехал из России?
Вот как раз на этот вопрос мне ответить будет легко. Давайте вернёмся на двадцать лет назад. Россия, Смоленск, на дворе 1993-ий год. Именно те самые лихие 90-ые. Я думаю, вы не хуже меня помните, какой тотальный бардак творился в стране в то время. А главное «обычных» людей тогда почти не осталось. Кругом либо богатые, либо бедные, либо бандюки, либо вообще конченые алкаши и наркоманы. Чёткое расслоение общества и никаких оттенков серого.
И вот я живу посреди этого всего, мне семнадцать лет, у меня всё хорошо, и мне глубоко всё пофиг. Я жил одним днём и вообще не заморачивался по поводу будущего. Я в него просто не верил.
Жили мы не плохо, спасибо папе, в семье проблем с деньгами не было никогда. Однако я принципиально отказывался быть «сыночком богатого папочки», лет с пятнадцати я полностью сам обеспечивал все свои потребности в деньгах. Кстати, неплохо получалось. Вы спросите, где я работал? Тогда вся страна нигде не работала. Все либо крутились, либо воровали.
Я крутился. Воровали другие, а я продавал. Мне приносили ворованные дискеты и запчасти от компьютеров, я за них расплачивался водкой и потом продавал дальше. Тогда это добро было страшным дефицитиом, а меня знали хорошо и несуны с завода, и первые «компутерщики».
А ещё мы перепродавали водку, и привозили из Москвы сигареты. У меня были свои старушки на «точках», которые это реализовывали. А ещё ваучеры были, а ещё столько всякой херни в том время было, что сразу всё и не упомнишь.
Жизнь была просто сумасшедшая, всё происходило одновременно: видеосалоны, первые желания красивой жизни, какие-то авантюры и выруливание денег, первая любовь, сменил одну школу, там ещё любовь. Потом всё плохо, не стало мамы – вообще вся жизнь перевернулась. Папе какое-то время не до меня было, а я уже вроде, как и взрослый. В то же время меняю ещё одну школу, как-то её оканчиваю, поступаю в институт. Нихера не учусь, мощное сотрясение мозгов, отчисляют из института, устраиваюсь на работу, снова подруги, новая любовь из Украины, и ещё подруги. Устраиваюсь на завод «Кристалл», выучился на огранщика в бриллианты, и работаю с горем пополам. Ни планов на жизнь, ни перспектив, вообще ничего.
Конечно, во всей этой канители были какие-то неподвластные мне события и обстоятельства, однако и без моего вселенского распиздяйства там не обошлось. И вот с таким вот багажом я вступаю в 1993-ий год. В этот год и случился поворотный момент в моей жизни.
На одном из еврейских мероприятий нашего города, ко мне подошёл заезжий парень от Сохнута (еврейского агентства) и спросил:
- Саша, сколько тебе лет?
- Скоро восемнадцать.
- Ты собираешься иммигрировать в Израиль?
- Даже не думал об этом, а что, меня туда возьмут?
- Конечно, ты же еврей, а Израиль – это твой дом.Я немного прифигел. Интернета тогда ещё не было, о жизни в Израиле я толком ничего не знал. Однако я чётко понимал, что Израиль - это капиталистическая страна. То есть, мне, семнадцатилетнему пацану, живущему в бардаке лихих 90-ых, предлагают уехать(!) жить(!!) ЗА-ГРА-НИ-ЦУ(!!!). Это сейчас звучит банальностью, а в то время и в тех обстоятельствах, по накалу эмоций это звучало именно так, как я вам это изобразил.
Будто я поймал удачу за хвост, и вся моя будущая жизнь в одно мгновение из непросветного бардака превратилась в гарантированный на всю жизнь достаток, роскошь и счастье. Именно так я и думал в семнадцать лет, поэтому вы, с высоты своего возраста и жизненного опыта, сейчас надомной особо не смейтесь.
Нормальный взрослый человек на моём месте ещё бы призадумался, мол, чужая страна, другой язык. А как-там работать? А если что-то пойдёт не так? А вдруг что-то не получится?
Вы думаете такие «мелочи» парили меня семнадцатилетнего? – конечно же нет. Впереди меня ждала новая, совсем другая жизнь, и море мне было по колено. В общем, за три секунды я решил, что да, ехать надо.
- Что мне нужно сделать, чтобы уехать?
- Только получи загранпаспорт и всё. Как получишь его, езжай в Москву в израильское посольство. Это всё.Я поделился своими планами с папкой, он не возражал. Потом я сразу же позвонил одной из своих подруг в Киев и спросил, мол, хочет ли она поехать со мной? – она тоже согласилась. Всё складывалось крайне удачно.
Уже улетая из Москвы в Тель-Авив, мне папка сунул в карман 400 дойчмарок и напутствовал, чтобы эти деньги я не потратил, мол, как нагуляюсь, чтобы было на что вернуться обратно в Россию. Деньги я, естественно, сразу же и потратил. Но не это было причиной того, что я не вернулся. Просто прилетев в Израиль, я понял, что я прилетел сюда не гулять, а прилетел Домой. Именно так, Домой с большой буквы.
Я позвонил папке, и сказал:
- Я не вернусь.
- Хорошо, - сказал папка, - Тогда мы тоже приедем в Израиль.Через два месяца после моего отъезда, мои самые родные люди, также прилетели в Израиль. Тема даже теоретического возвращения обратно в Россию закрылась. Причём навсегда.
Что я потерял?
Конечно, когда меняешь одну страну на другую, что-то обязательно теряется. Заметно это не сразу, тем более не в восемнадцать лет. Величину и масштаб всех потерь я могу адекватно оценить только сейчас. Дело в том, что я никогда не скучал по России. Истории о ностальгии по родным берёзкам - это всё ерунда и сказки для неуехавших. Их сочиняют те, кому по жизни заняться абсолютно нечем. Лично я такой чушью никогда не страдал.
Но вот чёрт побери, я до сих пор крайне остро ощущаю нехватку рядом с собой тех людей, с которыми вырос и жил в России. Особенно в последние несколько лет до иммиграции. Я оставил много родных. Оставил настоящих друзей, подруг, и просто так или иначе близких мне людей. Вот это и есть настоящая огромная и невосполнимая потеря. И вряд ли я уже это когда-нибудь восполню.
Что я получил?
Я получил двадцать лет сложной, но уверенной жизни. Для начала Израиль научил меня быть сильным и невероятно выносливым, причём во всех смыслах этого слова. Я на всю жизнь приобрёл навык спокойно реагировать на любые трудности. Моя единственная религия - это критичность мышления. После Израиля уже никакая бытовуха меня не сломит и не напугает. Слово «депрессия» напрочь отсутствует в моём лексиконе.
В этой же замечательной стране у меня появилась любимая жена и трое моих детей.
Израильская армия окончательно завершила формирование моего характера и моих мировоззрений.
В Израиле я повзрослел.
Важно вот ещё что. Это было очень удачно, что из за меня в Израиль приехал мой папка. Ему никак нельзя было оставаться в России. Как и говорил, он всегда умел приносить в дом хорошие деньги, но вот делиться, откатывать и отстёгивать - это было не в его правилах. Характер у него быковатый. С таким характером, в России девяностых, загребать бабки и остаться живым, было бы крайне сложно. Грохнули бы сразу. Не пережил бы он того лихого времени.
Поэтому, я никогда не сомневался в том, что уехать в Израиль, это было правильным решением. Те, тринадцать с половиной лет, которые я прожил в Израиле, я буду считать лучшими годами своей взрослой жизни.
Далее обстоятельства сложились так, что мне понадобилось переехать в Канаду. Здесь я и живу уже седьмой год.
И что в итоге?
Мне уже не восемнадцать лет, а тридцать восемь. Я не всего ещё добился, о чём мечтал. Однако я продолжаю свято верить в то, что ещё многое успею. Верю и стараюсь.
Если вы меня спросите, зависит ли успех человека от страны проживания, то я скажу, да, зависит. Хотя зависит он лишь отчасти. Лузерство, как это показывают мои наблюдения, оно в голове, а не на карте.
И вот сегодня, когда у меня спрашивают, скучаю ли я по России, я всегда честно отвечаю, что нет. Да, я безумно скучаю по людям, но я ни капли не скучаю по стране. В России я прожил восемнадцать лет. Из этих восемнадцати лет, первые тринадцать пришлись на моё тихое безоблачное детство. Более-менее сознательная жизнь началась в лет тринадцать. То есть осмысленно я прожил в России только пять лет, а заграницей я уже живу целых двадцать. Это огромная разница.
Когда меня спрашивают, хотел бы я вернуться жить в Россию? – я тоже говорю, что нет. Потому, что Россия для меня, это совсем не то высокопарное понятие «Родина», как об этом ошибочно думают спрашивающие. Россия для меня, это, прежде всего милое и приятное воспоминание о детстве, школе, своём дворе. Воспоминания о той жизни, где у меня когда-то были мама, бабушки и дедушка. Этого же больше не вернуть, а ничего другое меня с Россией так сильно и не связывает.
И самое главное.
Я никогда не хаял и не буду хаить Россию. Глядя со стороны, я вижу много того, что мне в ней сегодня не нравится. Но я никогда не буду об этом говорить публично, потому, что я считаю, что это уже не моя страна и не моё это дело. Я только буду надеяться, что у моих родных и друзей, живущих в России, будет всё хорошо. А вот как им там жить – они и без меня как-нибудь разберутся.
Далее. Я никогда не хаял и не буду хаить Израиль. В Израиле мне тоже нравится далеко не всё. Но Израиль, это мой дом, и что там происходит мне совсем не безразлично. И да, я уверен, что у меня есть право говорить вслух всё, что посчитаю нужным. С другой стороны я готов отстаивать интересы Израиля любыми доступными способами, причём всегда и везде. За Россию, простите, я уже так впрягаться не стану. Да и России это даром от меня не нужно, правда же? А вот подписаться за Израиль – это для меня принципиально.
И вот теперь Канада - классная, великая страна. И только пройдя две иммиграции, можно чётко понимать, в чём заключается настоящее, а не показушное величие страны. Надеюсь, вы меня поняли, потому, как если это не понятно сразу, то этого уже и не объяснить.
На этом всё. Вроде я как собирался разложить свои мысли по полкам, но вижу, что не получилось. Как-то сумбурно, неконкретно и возможно не совсем понятно. Просто мне очень хотелось в три часа ночи поговорить на эту сложную, многогранную и для многих спорную тему. Вот я это всё рассказал, и мне стало на душе немного спокойней. Теперь будет ваша очередь, что-либо сказать.
Спасибо, что прочитали этот непростой текст,
Ваш Сашка Черняков.
http://chestyle.com/lj/20131213_1_immig … rossii.php