Ну и радость потери как ничто другое подогревает следующая статья:
Намерения "Газпрома" найти полноценную альтернативу европейским потребителям газа в лице Китая близки к провалу. На днях это фактически подтвердил заместитель председателя газового холдинга Александр Медведев. По его словам, в переговорах с российской стороной КНР отказывается придерживаться рыночных принципов, руководствуясь исключительно собственными потребностями и пытаясь принудить российскую компанию ориентироваться не на рыночные, а на внутрикитайские цены.
"Разрыв между внутренними ценами в КНР и рыночными ценами в регионе, включая стоимость импорта СПГ, не позволяет Китаю прийти с нами к решению, которое было бы взаимовыгодным. Ситуация с ценами в КНР неадекватна условиям рынка", – сказал Медведев в интервью телеканалу RT. Одной из причин отсутствия договоренности по цене он назвал факт субсидирования китайским руководством внутренних цен на газ.
Поставки газа в Китай рассматриваются российским руководством как одна из возможностей диверсификации направлений энергетического экспорта и попытка получения весомого козыря в торговле с Европой, начинающей предъявлять "Газпрому" все большее количество требований по условиям поставок. В частности, оказавшихся в тяжелой экономической ситуации потребителей из ЕС не устраивает правило "бери или плати", привязывающее их к заранее установленным большим объемам закупок. Много вопросов у европейских контрагентов вызывает и система ценообразования, выстроенная российской компанией.
В этой ситуации "Газпром" придает все больше значение восточному направлению. Потенциальный спрос на российское голубое топливо там достаточно велик, однако это вовсе не означает, что поставки в Китай могут составить альтернативу европейским. Пекин категорически настаивает на собственных условиях, и переубедить его "Газпрому" пока не удается.
Напомним, холдинг с 2004 г. ведет переговоры с КНР о поставках трубопроводного газа из России по двум маршрутам – на запад и восток страны. Однако из-за трудностей с согласованием условий поставки в феврале 2013 г. "Газпром" был вынужден обсуждать только восточный маршрут. Заметим, что восточная ветка для него менее выгодна, чем западная, из-за большей протяженности и более высокой стоимости. Ожидается и уменьшение объемов поставок по сравнению с оговоренными ранее. Если раньше речь шла о ежегодном экспорте до 68 млрд кубометров в год, то теперь объемы снижены до 38 млрд кубометров, с потенциальной возможностью их увеличения до 60 миллиардов.
Но в июне, когда планировалось подписание основных условий контракта китайской CNPC с "Газпромом", проблемы возникли и с обсуждением восточного маршрута. Китайская сторона настаивает на учете в формуле цены российского газа индексов американского спотового рынка, где цены значительно ниже, чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе. "Газпром" выступает против и еще надеется подписать контракт до конца 2013 года.
Таким образом, получить полноценную альтернативу Европе, остающейся на сегодня главным потребителем российского газа, России в обозримой перспективе вряд ли удастся. Совершенно очевидно, что в условиях кризиса и сокращения потребления топлива инициатива диктовать условия будут потребители, а не за поставщиками, как это было еще несколько лет назад.
Попытки приобрести крупного потребителя в лице Китая пока привели лишь к значительным материальным затратам на строительство трубопроводов и непрекращающимся спорам по цене газа. В любом случае, рассчитывать на эффективность европейского экспорта на восточном направлении "Газпрому" вряд ли приходится.
С аналогичной ситуацией России уже пришлось столкнуться в части экспорта в КНР нефти по нефтепроводу "Восточная Сибирь – Тихий Океан" (ВСТО).
Контракт о поставках российской нефти в Китай был заключен в 2009 году. Согласно его условиям, Банк Развития Китая выдал России 25-миллиардный кредит в обмен на поставку 300 млн т нефти до 2030 г. (по 15 млн т в год). По договору, кредит должен был погашаться за счет части выручки от продажи нефти.
История этого контракта сопряжена с многочисленными попытками российской стороны договориться с Пекином относительно более-менее приемлемой цены на поставляемую нефть. И все же, несмотря на определенные успехи "Роснефти" в этих переговорах, Россия продает КНР нефть по цене, значительно уступающей рыночной. Так, в марте 2011 г., когда мировые цены на нефть были одними из самых высоких и российская Urals, значительно более худшая по качеству, чем нефть, поставляемая в Китай, на мировом рынке торговалась по $110 за баррель, КНР платила лишь $60 за баррель – почти вдвое ниже среднемировой цены.
Формально столь низкая цена объясняется специальной ежемесячной формулой расчета. За основу берется цена, по которой продаются углеводороды в порту Козьмино Приморского края. Если же объемы отгрузок в Козьмино падают ниже 12,5 млн т в год, то в качестве базы для расчета берется нефть, поставляемая из портов Новороссийска. Средняя прогнозная цена барреля нефти составляет порядка $50, а общая цена контракта (поставка 300 млн т за 20 лет) составит $65 миллиардов.
Таким образом, российско-китайское сотрудничество по поставкам газа имеет все основания зайти в такой же тупик и обернуться долгосрочными убытками, как и поставки в Китай российской нефти.