Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Свободный » годовщине стукача посвящается...


годовщине стукача посвящается...

Сообщений 1 страница 30 из 167

1

"Есть у меня подозрение, что ты, мил человек, стукачок", — говорил уголовник Горбатый Володе Шарапову в популярном телесериале. Относительно Солженицына есть не только подозрение. О своей вербовке он сам пишет во втором томе "Архипелага ГУЛАГ". Правда, признание это и поныне остается неизвестным широкой публике, ибо основная масса читателей знакомилась с солженицынским трудом не в полном варианте, а по публикации в журнале "Новый мир", откуда пикантные откровения были вырезаны. Как рассказывает автор, лагерный оперуполномоченный ("кум") угрозами вынудил его подписать обязательство о сотрудничестве. Завербованный получил псевдоним Ветров. И стать бы ему стукачом, если бы не необычайное везение. Сначала Александру Исаевичу удавалось отделываться от выполнения малопочетных обязанностей фразами типа "ничего не видел", "ничего не слышал", а вскоре перевели его в другой лагерь ("марфинскую шарашку"), куда собирали заключенных с техническим образованием. Так говорит Солженицын...

Знающие люди в один голос утверждают: тому, кто попал в разряд стукачей, назад дороги нет. Такие обречены стучать до конца срока, а часто и в дальнейшем.
http://telegrafua.com/180/history/1134/

оттуда же-

Предчувствие не обмануло писателя. "Бомба" разорвалась в феврале 1978 года. На страницах западногерманского журнала "Нойе политик" был опубликован донос, который Солженицын-Ветров написал на солагерников.

2

Никогда он мне не нравился :(
вне зависимости от его стукачества..

3

Как только слышу имя Солженицына, сразу вспоминаю:

Сyка ты позорная
(Рассказ о том, как бывшие колымские зеки обсуждали "Архипелаг ГУЛАГ" А.И. Солженицына)
В. Алмазов

http://velesova-sloboda.org/rhall/solzenicyn.html

4

спросил, не соглашусь ли я обсудить эту книгу с бывшими зеками? С теми, кто находился в лагерях одновременно с Солженицыным. "Зачем?" - спросил я. Коля ответил, что в его компании по поводу этой книги идут споры, спорят чуть ли не до драки.
Значит некоторое количество ЗэКа были согласны с книгой.

5

Idalgo написал(а):

Значит некоторое количество ЗэКа были согласны с книгой.

Коля был студент, если верить тексту, и вряд ли в его компании водились ЗК :blush:

Отредактировано Akuna Matata (2009-08-05 21:14:29)

6

Мне кааца,что обсуждать Солженицина не имеет смысла,поскольку никто из нас его не знает и не пережил на его шкуре то.что пережил он,фронтовик,сиделец,писатель. А вот его произведение,пжста..

7

Idalgo написал(а):

А вот его произведение,пжста..

увы, именно там то и обсуждать нечего.
литературно слаб, фактологически вообще мимо.
чего стоит один его перл о надписях мясо "на четырех языках"!!!!
фантаст- графоман...
а вот как же жить не по лжи удалось человеку врущему непрерывно- тема для обсуждения архиинтересная...

8

Зануда написал(а):

Сyка ты позорная

Хуже. ибо непрото стукачек и сука а подобранный внешними и обласканный внутренними врагами.
Враг он.

Первым издателем Солженицына за рубежом был А. Флегон, имевший в Лондоне издательство «Флегон Пресс». Сам Флегон — антисоветчик, сбежавший в 1956 году из Румынии. Кто он по национальности, не понятно, но русским языком он владеет достаточно. Пока Солженицыну нужна был реклама на Западе, он Флегоном был доволен, но когда Солженицын переехал в Швейцарию, то занялся зарабатываением больших денег, и Флегон стал конкурентом монопольного издания книг Солженицына. Они поссорились, адвокаты Солженицына пытались возбудить против Флегона иски, но не тут-то было — Флегон оказался стреляным воробьем, не дающим повода воздействовать на себя судебным способом. Тогда, как утверждает Флегон, Солженицын сильно попортил ему жизнь, восстановив против него рынок покупателей книг Флегона — русскоязычную эмиграцию. Разозленный Флегон в 1981 году написал книгу «Солженицын — пророк?», в которой разодрал Солженицына на части и каждую часть старательно пожевал. Но адвокаты Солженицына смолчали, следовательно, Флегон не дал повода обвинить себя в клевете или оскорблении. Поскольку Солженицын у нас в России вне крупной критики, то на территории СССР Флегон смог опубликовать свою книгу только в 1994 году и только в свободолюбивой Киргизии, которой не понравились умствования Солженицына «Как нам обустроить Россию». (Мне попалась эта книжка в Алма–Ате.)

Флегон по этому поводу пишет:
«Книги, которые пишет в настоящее время Солженицын, защищены, бесспорно, авторскими правами, и поэтому я не думаю, что кто–нибудь попытается их напечатать без его разрешения. Но, с другой стороны, интерес к книгам Солженицына настолько упал, что я лично никогда не согласился бы печатать его настоящие книги, даже если бы сам автор предложил их мне. Печатать книги Солженицына на русском языке в настоящей обстановке — это чистая финансовая потеря. Их могут печатать только издательства, получающие деньги от американской разведки для этой цели.
Я имею легальное право печатать разные книги Солженицына, как, например, «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и пр., но я не собираюсь печатать их впредь. Во–первых, из–за переменившегося отношения читателей к автору, а во–вторых, из–за того, что я печатаю только тех авторов, в искренность которых я верю. Когда Евтушенко ставил себе какую–то благородную цель в жизни, я его печатал. Когда он стал молиться золотому агнцу, я перестал его печатать. Изменение цели жизни привело автоматически и к изменению качества его произведений, которые превратились в главлитизделия, т.е. в дешевую базарную пропаганду»28.
Естествен вопрос — стоит ли верить издателю, которого гений лишил права публиковать свои бессмертные творения? Однако здесь следует обратить внимание на два момента. Флегон пишет об убыточности издания Солженицына «на русском языке». Многомиллионные тиражи изделий Солженицына отпечатаны на всех иностранных языках и их многомиллионность объясняется тем, что они являются обязательной литературой для изучения в школах и университетах Запада. Я помню, как меня самого покоробило, когда на вопрос к своему партнеру–французу, что из советской литературы изучается во Франции, он ответил: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Так что на Западе творения Солженицына — это не художественная литература, а учебники ненависти к СССР. Вон в Великую Отечественную войну немцы отпечатали тиражом в несколько миллионов экземпляров листовку со словами: «Бей жида политрука — морда просит кирпича!» И что же теперь делать в связи с таким огромным тиражом произведения этого анонимного автора? Выдвигать его на Нобелевскую премию?
Еще момент из текста Флегона, который надо пояснить и который потребуется в дальнейшем. Все издательства книг на русском языке на Западе (кроме, как утверждает Флегон, издательства «Флегон–Пресс») содержались Центральным разведывательным управлением США следующим образом. При печатании антисоветской литературы ЦРУ сразу закупало часть тиража на сумму, покрывающую расходы на издание книги. Оставшиеся книги приносили издателям чистую прибыль при продаже их эмигрантам по любой, даже «смешной» цене. А ЦРУ закупленные книги предназначало для бесплатной раздачи советским гражданам, находящимся в командировках и турпоездках на Западе.
Теперь вернемся к книгам Солженицына на русском языке. На Западе и тогда было несколько миллионов русскоговорящих эмигрантов: от трусов, сдавшихся немцам в плен и не рискнувшим после поражения Германии смотреть на Родине в глаза вдовам и сиротам тех солдат, кто погиб, не сдаваясь, до старых, порой еще дореволюционных, эмигрантов. К примеру, в Париже у меня переводчиком была внучка командира броненосца «Потемкин», которого утопили матросы во времена бунта в 1905 году. И эмигранты из СССР испытывали постоянный дискомфорт от нависшего над ними часто молчаливого, но естественного вопроса коренных граждан: «А почему вы здесь, а не в СССР?» И вот теперь Солженицын написал книгу, показывающую, какой страшной страной является СССР, причем эта книга беспрецедентно рекламировалась среди жителей Запада. Как русскому эмигранту ее не прочесть? Солженицын был обречен на тиражи своих книг и на русском языке по меньшей мере во многие сотни тысяч экземпляров. Но это если бы он был не пропагандистом ЦРУ, а пусть и хреновым, но писателем. Флегон пишет:
«Лучшим доказательством такого утверждения служат цифры продажи «ГУЛАГа». Первый том на русском языке выдержал три издания, и разошлось 60 000 экземпляров. Второй и третий тома печатались только раз, и то далеко не распроданы. Из второго тома разошлось всего 4 000, а из третьего — 2 000 экземпляров. Это значит, что 58 000 читателей решили, что третий том — это просто потеря времени, а 56 000 читателей думают то же самое о втором томе.
В своей книге «Ошибка Запада» Солженицын сообщает об американце, который предложил своим дочерям по сто долларов, чтобы они прочли второй том «ГУЛАГа», но они отказались наотрез»29.
Флегон постоянно подчеркивает, что Солженицын по своей глупости не понимает своей роли в строю антисоветских пропагандистов и действительно считает себя гением. И он приводит такой пример. Узнав, что пластинки В. Высоцкого разбираются в Париже по цене 70 франков, корифей сдуру решил, что пластинки с его голосом народ будет хватать нарасхват. Распорядился напечатать свою поэму «Прусские ночи», а к ней приложением отштамповать и пластинку с записью авторского исполнения этой поэмы. Для начала   Солженицын   все это сделал тиражом всего в 10 тысяч экземпляров и на гонорары Высоцкого тоже не стал замахиваться — за все удовольствие назначил цену в 40 франков. Выбросил товар в продажу и, надо думать, купил мешки под деньги и стал ждать. Флегон пишет:
«Но дни шли, а на пластинку и поэму никто не набрасывался. Тогда американская разведка дала ему свой первый заказ в надежде, что сможет быстро   раздать   бесплатно эти произведения советским морякам,   туристам   и русским, проживающим на Западе, и пошлет потом второй, еще больший заказ. Но оказалось, что желающих иметь бесплатно   Солженицына  не так уж много. За несколько лет после поступления этих произведений на рынок и до лета 1980 года автор смог продать (включая заказы американской разведки) всего лишь каких–то двести экземпляров».
«Не лучше идет продажа и «Письма вождям Советского Союза». Напечатано 10 000 экземпляров. При помощи американской разведки было продано 2 000 экземпляров (1974 – 1980). С финансовой точки зрения была бы просто потеря денег при одном издании. А при двух уничтоженных и одном не проданном?
А великая эпопея «Бодался теленок с дубом»? Напечатано 10 000 экземпляров, а продано не больше 4 000 за пять лет. Оказывается, мало кого она интересует»

Так что Юрьич не стукачек он.  это для него наградой бы звучало.

9

Idalgo написал(а):

Мне кааца,что обсуждать Солженицина не имеет смысла,поскольку никто из нас его не знает и не пережил на его шкуре то.что пережил он,фронтовик,сиделец,писатель.

Я привел выдержки из книги его издателя.

помню, как меня самого покоробило, когда на вопрос к своему партнеру–французу, что из советской литературы изучается во Франции, он ответил: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Так что на Западе творения Солженицына — это не художественная литература, а учебники ненависти к СССР. Вон в Великую Отечественную войну немцы отпечатали тиражом в несколько миллионов экземпляров листовку со словами: «Бей жида политрука — морда просит кирпича!» И что же теперь делать в связи с таким огромным тиражом

10

Автомат перевал  :D  написал(а):

и жена отца щенков

Похоже первый раз в тему  :crazyfun:

11

Idalgo написал(а):

он,фронтовик

кстати- он БЕЗУСЛОВНО  фронтовик.
но его собственные рассказы имеют с его реальной службой так же мало общего, как и его книги.

12

парадокс написал(а):

увы, именно там то и обсуждать нечего.
литературно слаб

Обычно художники терпеть не могут критиков по одной причине. Они кроме как критиковать ,ничего  не умеют.
Напишите хотя бы роман-эссе,сравним.

DARNE написал(а):

Враг он.

Что правда? Я что то ничего вражеского в его произведениях не заметил...

DARNE написал(а):

это не художественная литература, а учебники ненависти к СССР.

Вы в СССР никаких учебников ненависти к царской России не читали?

парадокс написал(а):

но его собственные рассказы имеют с его реальной службой так же мало общего, как и его книги.

Бездоказательное утверждение.

13

парадокс написал(а):

http://telegrafua.com/180/history/1134/

Страница перестала грузиться.
:(

14

Idalgo написал(а):

Бездоказательное утверждение.

В своих воспоминаниях Солженицын неоднократно изображает себя то героем, ходившим с винтовкой наперевес и кличем «За Родину! За Сталина!» в штыковую атаку, то фронтовиком, четыре года без роздыху истреблявшим врага из пушек, будучи командиром батареи. И все, естественно, думают, что речь идёт об огневой батарее.
В реальности –  с 1943 го А.С. был командиром батареи звуковой разведки, в которой не было ни одной пушки, а только приборы и циркули.
Кроме того, на своей «передовой» Солженицын без устали строчил стихи, рассказы, повести. Его личный ординарец еврей Соломин (после войны эмигрировал в США) переписывал их набело, а «светоч» рассылал их по московским литературным издательствам. По воспоминания Исаевича таких «шедевров» у него накопилось почти два чемодана.
Но и этого Солженицыну было маловато для нормальной защиты Отечества. Не хватало женской ласки для вдохновения. И «отважный вояка» Исаевич сварганил для своей жены фальшивые документы, получил для неё армейское обмундирование как для военнослужащей, командировал к ней едва ли не за две тысячи вёрст своего ординарца и вывез её в свою теплую землянку с двуспальными нарами, где она и прожила несколько месяцев. Н. Решетовская (тогдашняя жена А.С.) так вспоминает об этом: «В свободное время мы с Саней гуляли, разговаривали, читали. Муж научил меня стрелять из пистолета. Я стала переписывать Санины вещи». Вот такая вот передовая. Как говорится, кому – война, а кому – мать родна…

15

Зануда написал(а):

Страница перестала грузиться.
:(

там весь сайт лёг :)
скопировать текст сюда?

Отредактировано Akuna Matata (2009-08-05 21:59:42)

16

Зануда написал(а):

Страница перестала грузиться.

из кэша-
Загадка Солженицына
Похоже, что знаменитого писателя готовили к роли диссидента

--------------------------------------------------------------------------------

Александр КАРЕВИН
Наверное, никто из российских писателей ХХ века не привлекал к себе столько внимания, как Александр Солженицын. Ворвавшись в жизнь советского общества повестью "Один день Ивана Денисовича", он сразу был объявлен живым классиком, поставлен в один ряд с Тургеневым, Достоевским, Львом Толстым. Через несколько лет на смену похвалам пришли гонения.

--------------------------------------------------------------------------------

Но и тогдашнего, не публикуемого, подвергаемого нападкам, а затем высланного из страны Александра Исаевича не забывали, называя — в прессе и на партсобраниях — "литературным власовцем", а шепотом на кухнях — "мучеником за правду". Наконец, во время перестройки получившего возможность вынести на суд соотечественников свои творения Солженицына провозгласили величайшим русским писателем ХХ века.

Талант автора "Ракового корпуса", "Красного колеса", "В круге первом" действительно огромен. Но недаром говорится, что для того чтобы с полным правом именоваться великим, писатель должен дополнять сочинения своей жизнью. В жизни же Александра Исаевича слишком много сомнительного, не объясненного должным образом. Видимо, вся правда о Солженицыне выйдет на поверхность лишь тогда, когда раскроются архивы бывшего КГБ. Сегодня многое можно только предполагать. Но попытаться выяснить истину стоит. Тем более что известно о писателе не так уж мало.

Под псевдонимом Ветров

"Есть у меня подозрение, что ты, мил человек, стукачок", — говорил уголовник Горбатый Володе Шарапову в популярном телесериале. Относительно Солженицына есть не только подозрение. О своей вербовке он сам пишет во втором томе "Архипелага ГУЛАГ". Правда, признание это и поныне остается неизвестным широкой публике, ибо основная масса читателей знакомилась с солженицынским трудом не в полном варианте, а по публикации в журнале "Новый мир", откуда пикантные откровения были вырезаны. Как рассказывает автор, лагерный оперуполномоченный ("кум") угрозами вынудил его подписать обязательство о сотрудничестве. Завербованный получил псевдоним Ветров. И стать бы ему стукачом, если бы не необычайное везение. Сначала Александру Исаевичу удавалось отделываться от выполнения малопочетных обязанностей фразами типа "ничего не видел", "ничего не слышал", а вскоре перевели его в другой лагерь ("марфинскую шарашку"), куда собирали заключенных с техническим образованием. Так говорит Солженицын.

Однако рассказ этот вызывает сомнения. Знающие люди в один голос утверждают: тому, кто попал в разряд стукачей, назад дороги нет. Такие обречены стучать до конца срока, а часто и в дальнейшем. Перевод в другой лагерь ничего не меняет. Письменное согласие доносить подшивается в дело заключенного, и на новом месте стукача ожидает новый "кум". "Этот рассказ, конечно, рассчитан на людей, совершенно несведущих — таких большинство среди читателей, и с годами их число будет все увеличиваться, — комментировал "исповедь" Александра Исаевича лично с ним знакомый Самутин, сам отсидевший по политической статье. — Но мы, обломанные лагерями старые зеки, твердо знаем: такое было невозможно! Нельзя поверить, чтобы, дав подписку "стучать", от опера можно было так легко отделаться. Да еще как отделаться? Переводом на привилегированное положение в особый, да еще и сверхсекретный лагерь!.. Документ о переводе — спецнаряд — никак не минует оперуполномоченного, без визы которого в действие приведен быть не может. Характеристику на переводимого пишет он же. С плохой характеристикой нельзя переводить заключенного в привилегированный лагерь. А какой оперуполномоченный напишет хорошую характеристику на взявшего обязательства и получившего кличку, а потом нагло уклонявшегося от этого дела? Вот и получается, что перевели Солженицына в шарашку только потому, что оперуполномоченный написал нужную характеристику, дал "добро" на перевод. Не надо больше разжевывать, чтобы объяснить, что означало такое "добро" в той ситуации". Усомнился в правдивости писателя и другой его знакомый, также в прошлом политзаключенный Якубович, в свое время помогавший (как и Самутин) автору "Архипелага ГУЛАГ" собирать материал для книги.

Мнение бывших приятелей писателя подкрепляется еще одним обстоятельством. В начале 1953 года, по окончании срока, Александра Исаевича отправили на поселение в небольшой казахский городок Кок-Терек, где он устроился на работу учителем физики, а вскоре стал классным руководителем. Время тогда было суровое. Допустить к воспитанию юного поколения "политического преступника" можно было только с санкции соответствующих органов. Такое доверие просто так не оказывают.

Можно спросить: зачем Александру Исаевичу понадобилось во всеуслышание объявлять о своей вербовке? Вероятно, затем, чтобы чувствовать себя спокойнее. Он знал, что в архивах органов хранятся документы, подписанные его рукой. Знал и о том, что архивы эти перестали быть надежным хранилищем тайн. В СССР прошла массовая реабилитация репрессированных. Многие судебные дела были пересмотрены. Реабилитируемые или их родственники получили возможность знакомиться с ранее секретными документами, узнать, что послужило причиной их осуждения. Открылось многое. В том числе и имена некоторых стукачей. Другие доносчики, зная об утечке информации, жили в постоянном страхе разоблачения. В этих условиях целесообразно было признаться первым, дать неприглядным фактам собственной биографии свою трактовку.

Предчувствие не обмануло писателя. "Бомба" разорвалась в феврале 1978 года. На страницах западногерманского журнала "Нойе политик" был опубликован донос, который Солженицын-Ветров написал на солагерников. Документ раздобыл во время поездки в СССР известный немецкий криминолог Франк Арнау. Передал ему это "донесение" бывший соузник Солженицына по Экибастузскому лагерю, куда Александра Исаевича перевели из Марфино. Интересно, что, несмотря на свой авторитет, Арнау долгое время не удавалось обнародовать документ в ФРГ. Его не решались публиковать ни демократическая печать, ни даже коммунистические издания.

И еще одна деталь. В самый разгар перестройки материал из "Нойе политик" был перепечатан в Москве "Военно-историческим журналом". Казалось, сенсация должна была обойти все газеты. Но публикацию замолчали. И это молчание на фоне самых смелых разоблачений наводит на не очень хорошие размышления о закулисной стороне горбачевской "гласности", что, однако, выходит за рамки солженицынской темы. Возвращаясь же к Александру Исаевичу, следует заметить, что, наверное, не стоит судить его слишком строго. Тоталитарная система ломала и не таких. Неизвестно, как повел бы себя каждый из нас, оказавшись в тисках тогдашних карательных органов. Но вот поучать других "жить не по лжи" сексоту сталинского времени все-таки не следовало. Впрочем, только ли сталинского?

Истоки феномена

Явление Александра Исаевича советскому народу состоялось в ноябре 1962 года, с выходом в "Новом мире" "Одного дня Ивана Денисовича". Первый же шаг на пути превращения никому не известного учителя из Рязани в мировую знаменитость был сделан одиннадцатью месяцами ранее, с появлением в редакции журнала рукописи повести. Впоследствии Солженицын будет уверять, что "Один день" являлся первым художественным произведением с критикой культа личности. Писатель упрекнет главного редактора "Нового мира" Александра Твардовского в медлительности с публикацией: "Когда мой рассказ только-только пришел в редакцию, Никита еще рвал и метал против Сталина, он искал, каким еще камнем бросить, — и так бы пришлось ему к руке свидетельство пострадавшего! Да если б сразу тогда, в инерции ХХІІ съезда, напечатать "Ивана Денисовича", то еще бы легче далось противосталинское улюлюканье вокруг него".

На самом деле все обстояло иначе. Критика культа личности в литературе началась до Александра Исаевича. Тот же "Новый мир" более чем за полгода до солженицынского творения опубликовал роман Юрия Бондарева "Тишина". Антисталинские произведения появлялись и в других изданиях. Необычность "Одного дня" заключалась в описании подробностей жизни в советском концлагере. Но и в этом повесть не была первой. По признанию сотрудников "Нового мира", в то время в редакцию шел буквально поток лагерной литературы. Закрытая еще для основной массы читателей, тема эта настолько приелась членам редакции, что от солженицынской рукописи попросту отмахнулись. Аналогичная ситуация складывалась и в других журналах. Если бы в Советском Союзе существовала свобода печати, Александр Исаевич не имел бы никаких шансов претендовать на лавры "первооткрывателя" лагерной темы. Но…

Искусная реклама "Ивана Денисовича" началась задолго до его выхода в свет. Повесть, от которой сначала отмахнулись, почему-то вдруг оказалась в центре внимания редакции. Пока остальные "лагерные" произведения пылились в редакционных сейфах, сочинение Александра Исаевича пустили "по рукам" в интеллигентскую среду. Рукопись дошла и до Хрущева (известно, что определенную роль в этом сыграл помощник партийного лидера Лебедев, связанный с КГБ). "Добро" на публикацию было получено. Обращает на себя внимание и следующая подробность. Зять Хрущева Алексей Аджубей, главный редактор газеты "Известия", терзаемый амбициями по поводу того, что тему открывает не его издание, попытался перехватить инициативу. За несколько дней до выхода "Нового мира" с повестью Солженицына газета напечатала рассказ "лагерного" содержания, также принадлежащий перу бывшего заключенного. Однако публикацию "не заметили". Все средства массовой информации были сориентированы на "Один день". Стоило повести появиться на свет, как посыпались восторженные отклики. Центральные газеты и радио на полную мощь трубили о "шедевре". С высокой трибуны высказался о произведении сам Хрущев. "Новый мир" мгновенно раскупили из киосков. В библиотеках читатели записывались в очередь за журналом. Имя автора "Ивана Денисовича" вошло в каждый дом.

Дальнейшее хорошо известно. Кампания безудержной похвалы, затем — первые критические "стрелы". Александра Исаевича во всеуслышание объявили главным претендентом на Ленинскую премию, но премию не дали. Начались толки: "Зажимают". И, наконец, писатель и власть вступили в открытый конфликт.

"Странная война"

О противостоянии Солженицына с режимом написано немало. Не жалел красок для рассказов о "схватке с КГБ" Александр Исаевич, щедры на подробности его доброхоты. Тем не менее, многое в этой истории еще предстоит выяснить. В самом деле, каким образом в то время, когда других "инакомыслящих" сажали в тюрьмы, запирали в психушки и ссылали в отдаленные районы страны, Солженицын избежал репрессий? Расхожее объяснение, что, мол, известный за рубежом, Нобелевский лауреат, он оказался не по зубам тоталитарной системе, — критики не выдерживает. Нобелевскую премию писателю присудили в 1970 году, мировая известность пришла немногим раньше, а до того власть имела массу возможностей для укрощения строптивого. Да и популярность за границей еще не являлась гарантией безопасности. Достаточно вспомнить арест в середине 60-х писателей Синявского и Даниэля, тоже известных "там". Как же случилось, что жесткая для других система относительно мягко обошлась с Александром Исаевичем?

Первым репрессивным шагом властей стала конфискация в сентябре 1965 года органами безопасности рукописи романа "В круге первом" и некоторых других произведений писателя. Экземпляры рукописи хранились в редакции "Нового мира", но перед самой конфискацией Солженицын вдруг вздумал забрать их домой. Позднее писатель пояснял это неожиданно возникшее желание дошедшими до него слухами о якобы готовящихся политических переменах — "крутом возврате к сталинизму". В связи с этим он будто бы обеспокоился судьбой романа. Но, получив текст в свое распоряжение, Александр Исаевич увез его не домой, а на квартиру к некоему Теушу. Трудно было найти менее подходящее место для того, чтобы (как объясняет Солженицын) рукопись спрятать. Теуш принадлежал к числу диссидентов и находился под пристальным вниманием КГБ. В случае крутого возврата к сталинизму обыска у него следовало ожидать в первую очередь. Писатель об этом знал, но повез драгоценную рукопись именно туда. Через несколько дней обыск действительно провели. Изъятых материалов (а кроме "В круге первом" там хранились рукопись "Пира победителей" и фрагмент черновика "Архипелага ГУЛАГ") было вполне достаточно для ареста их автора. Однако Солженицына почему-то не тронули.

Зато активную деятельность развил сам Александр Исаевич. О конфискации романа он сообщил возможно большему числу знакомых, всюду возвещая, что находится на грани ареста. А в то же время без лишнего шума хлопотал о получении новой квартиры, которую вскоре и получил. Вся эта история сильно напоминает фарс, затеянный с целью создания Александру Исаевичу репутации "гонимого". Вот только первый блин вышел наполовину комом: московская интеллигенция получила тему для волнующих разговоров, однако на Западе "преследований" не заметили. Лишь через два месяца после "конфискации" об этом сообщила одна из швейцарских газет. Но все только начиналось.

Солженицына "клеймили позором" на разного рода собраниях, совещаниях, лекциях. О новом оппозиционере узнавало все больше людей. Не сидел сложа руки и сам Александр Исаевич. Он проводит встречи в столичных НИИ: читает главы из "арестованных" произведений, отвечает на вопросы, жалуется на притеснения. Таких встреч писатель провел две (в Институте атомной энергии и Институте востоковедения). Остальные (общим числом десять) запретил горком партии. Но запретил как-то странно. Партийным чиновникам ничего не стоило сразу пресечь организацию "творческих вечеров", вместо этого каждый раз мероприятие назначалось на конкретное число, о нем извещались все сотрудники, в учреждении вывешивалось объявление. Затем за несколько часов (однажды даже минут) до назначенного времени следовал звонок "сверху" и под явно надуманным предлогом все отменялось. Интеллигенция получала наглядное подтверждение: Солженицына притесняют. Его популярность росла.

По особому велась и антисолженицынская кампания в печати. Как правило, о преследованиях по политическим мотивам у нас не объявляли. В "самой демократической стране мира" таких преследований не было и быть не могло. Неугодных писателей, артистов, ученых просто замалчивали. Их имена не упоминались на страницах газет и журналов, вычеркивались из библиографических указателей, вырезались из титров в кинолентах. Но в случае с Александром Исаевичем было сделано исключение. О том, какие произведения он написал, население широко информировалось через средства массовой информации. Там же сообщалось, что эти произведения "содержат клевету на советский общественный и государственный строй", а потому не могут быть опубликованы.

Более эффективной рекламы нельзя представить. Писатель стал настоящим кумиром для недовольных советской властью, знаменем сопротивления правящему режиму. Заинтересовались Солженицыным и за границей. Не обошлось, правда, без конфуза. Зарубежные журналисты установили, что сочинения писателя проникали в Западную Европу по каналам КГБ. Александр Исаевич вынужден был оправдываться и обвинять чекистов в "провокации". Последним пришлось пойти другим путем. Вскоре таможенники "утратили" интерес к некоторым иностранцам, посещавшим писателя. В то время как обычных туристов тщательно проверяли, лиц, "тайно" увозивших на Запад очередное произведение Солженицына, почему-то осматривали поверхностно. Наивные иностранцы радовались, что им удалось обмануть бдительность КГБ. Наверное, радовались не только они.

"Изгнание"

В конце января 1974 года на очередное заседание собралось Политбюро ЦК КПСС. Среди прочего разбирался вопрос о Солженицыне. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный потребовал принять к "зарвавшемуся антисоветчику" суровые меры. Председатель Совета министров Алексей Косыгин предложил отправить строптивца в районы Крайнего Севера. В том же духе высказывались остальные. Иной точки зрения придерживался только один человек — Юрий Андропов. Но его предложение — выслать писателя на Запад — было отвергнуто как "проявление слабости". Сразу по окончании заседания Юрий Владимирович обратился к Генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу с просьбой о беседе с глазу на глаз. Что говорил глава КГБ руководителю государства — осталось тайной. Но Брежнева он убедил. Солженицына выслали из страны.

Почему главный чекист защитил "главного диссидента"? Как известно, непосредственной причиной высылки писателя стала публикация за границей его исследования "Архипелаг ГУЛАГ". Сама по себе эта книга не являлась откровением для западного мира. Количество аналогичных произведений исчислялось уже десятками ("Россия в концлагере" Ивана Солоневича, "Люди советской тюрьмы" Михаила Бойкова и др.). Сенсационным было другое. Впервые в свет вышло сочинение, автор которого не пребывал в эмиграции, а находился под властью разоблачаемого им режима. Это сделало Солженицына героем в глазах мирового общественного мнения. Высылка на Запад именно в этот момент оказалась как нельзя кстати.

Примечательно и еще кое-что. Слухи о том, что Солженицын пишет "Архипелаг", распространились по Москве еще в 1967 году. Вряд ли они не дошли до здания на Лубянке. Тем не менее никаких попыток раздобыть экземпляр рукописи чекисты не предпринимали. Активизировались они лишь в августе 1973 года и сразу же обнаружили то, что нужно. Писатель же, получив известие, что "Архипелаг" захвачен, тут же передал на Запад (куда запасной экземпляр рукописи был заблаговременно переправлен) распоряжение печатать этот свой "главный труд". Почему КГБ, зная о том, что Солженицын пишет антисоветскую книгу, спокойно дал ему закончить работу? Схема вырисовывается простая. Писателя с репутацией диссидента готовили к отправке за границу. И публикация "Архипелага" была тут очень кстати. Если бы она состоялась уже после "высылки", польза была бы минимальной. А так — все получилось идеально. "Обнаружение" рукописи дало повод Солженицыну распорядиться об опубликовании, а опубликование — повод властям выслать из страны уже необычайно популярного "бунтаря". Какую пользу принес чекистам подставной "духовный лидер оппозиции", можно догадаться.

Закончить материал хотелось бы личным воспоминанием. В августе 1990 года автор данной статьи присутствовал на встрече с гастролировавшим в Киеве телеведущим очень популярной тогда передачи "До и после полуночи" Владимиром Молчановым. В переполненном зале Дома офицеров, отвечая на вопросы, любимец публики между прочим упомянул, что при подготовке исторических страничек своей передачи ему довелось поработать в закрытых ранее архивах. На формулярах большинства документов, с которыми он знакомился, стояла одна-единственная фамилия — Александр Солженицын. До Молчанова он один видел эти документы. Зал зачарованно внимал рассказчику и вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как Александру Исаевичу удалось заполучить доступ к материалам, которыми ни до него, ни долгое время после не разрешалось пользоваться никому. В обстановке всеобщего преклонения перед писателем спрашивать об этом было некому. Сегодня ставить такой вопрос правомерно. И, думается, ответить на него будет несложно...

17

Idalgo написал(а):

Бездоказательное утверждение.

Доказыват лениво. нестоит он этого Солженицын этот.

кст  книжку его  200 лет вместе читали?

18

парадокс написал(а):

В реальности –  с 1943 го А.С. был командиром батареи звуковой разведки, в которой не было ни одной пушки, а только приборы и циркули.

Мне пжста ссылку на реальность,а так же на то,что АС делал до 43-го года.

19

DARNE написал(а):

Доказыват лениво. нестоит он этого Солженицын этот.

Тогда зачем отмечаться в коментах?

DARNE написал(а):

кст  книжку его  200 лет вместе читали?

Я кроме «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» ничего Солженицина не читал.

20

Знатоки политики, политэкономии, истории и инстины, вы б его "Матренин двор" прочли, или перечитали еще раз., там политика и прочее на сотом месте находятся. А-то ведь, как на Руси принято, сперва превозносят, книги тайком читают, восхищаются, а другая мода пошла, кто-то другой мозги наканифолил и вот, уже вчерашний пророк стал "ссучившимся агентом чего угодно". Что будет еще через лет 5-10...

21

Originally posted by goust:

Знатоки политики и инстины, вы б его "Матренин двор" прочли, или перечитали еще раз., там политика и прочее на сотом месте находятся. А-то ведь, как на Руси принято, сперва превозносят, книги тайком читают, восхищаются, а другая мода пошла, кто-то другой мозги наканифолил и вот, уже вчерашний пророк стал "ссучившимся агентом чего угодно". Что будет еще через лет 5-10...

Абсолютно согласен

22

Idalgo написал(а):

а так же на то,что АС делал до 43-го года.

ноу проблем, мистер Карабасов (с) :flirt:
http://biographer.ru/biographies/123.html

23

а с 41 го по 42 он в обозе.

24

Idalgo написал(а):

DARNE написал(а):
кст  книжку его  200 лет вместе читали?Я кроме «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» ничего Солженицина не читал.

а ведь DARNE   не просто так спросил.
именно вам полезно почитать.
:glasses:

25

goust написал(а):

вы б его "Матренин двор" прочли

если он только матренин двор написал...
хотя мне не понравилось..

26

goust написал(а):

А-то ведь, как на Руси принято, сперва превозносят, книги тайком читают, восхищаются, а другая мода пошла, кто-то другой мозги наканифолил и вот, уже вчерашний пророк стал "ссучившимся агентом чего угодно". Что будет еще через лет 5-10...

а если "вчерашний пророк" не нравился изначально - что делать? )))
впрочем, не волнуйся - почитателей у автора хватает и без "знатоков политики, политэкономии, истории и истины"

Отредактировано Akuna Matata (2009-08-05 22:28:14)

27

Звуковая разведка осуществляется батареями звуковой разведки.

Задачи звуковой разведки:

— разведка артиллерийских и миномётных батарей противника по звуку их выстрелов;

— наблюдение за огневой деятельностью разведанных батарей;

— корректирование огня своей артиллерии.
Звуковая разведка в борьбе с артиллерией противника
(Северо-Западный фронт. По сообщению гвардии капитана Крылова)

1 апреля 1943 г. батарея звуковой разведки занимала боевой порядок на рубеже отм. 26,1, Сычево (в 8 км юго-восточнее Старая Русса, рис. 5). [18]

В полосе разведки батареи у противника было сосредоточена большое количество артиллерии. Уже в течение первых 10 дней в результате тщательной звуковой разведки были обнаружены и засечены 43 артиллерийские батареи противника.

Всего звуковой разведкой в данной полосе было обнаружено и засечено 94 артиллерийские, 15 миномётных и 4 зенитные батарея противника. На этом участке звуковая разведка являлась основным способом разведки ввиду того, что местность почти не просматривалась из-за густых лесных массивов.

Противник проявлял большую огневую активность.

Так, в течение 7 мая было сделано по две засечки 24 артиллерийских и миномётных батарей противника.

Батарея засекала батареи противника не только во время слабой [19] деятельности его артиллерии, но и в периоды её интенсивного огня, выбирая для этого моменты временного затишья.

Главное внимание в работе батареи обращалось на точность определения координат вражеских батарей. Для этого всегда засекали цели по нескольку раз и затем, сопоставляя и анализируя записи одной и той же цели, произведенные в различных условиях, получали достаточно точные данные. Правильность определения таким методом координат неоднократно подтверждалась получением координат этих же целей в результате обработки лент с чистыми и ясными записями, сопоставлением с данными других видов разведки, а также с результатами стрельбы нашей артиллерии по данным целям.

Быстрота в работе достигалась использованием для дешифрирования шаблонов лент ранее засеченных целей, слаженностью в работе личного состава, хорошей подготовкой его и большим практическим опытом, приобретенным за время войны.

Выполняя задачу по разведке артиллерийских и миномётных батарей противника, батарея также корректировала огонь своей артиллерии, будучи связана со штабом артиллерийской группы. Координаты засеченных целей немедленно передавались в штаб группы. С помощью батареи было пристреляно 13 звуковых реперов. За время действия батареи на данном участке было проведено свыше 40 корректировок огня нашей артиллерии. Координаты разрывов сообщались нами через 3-4 минуты после получения записей. Точный огонь наших артиллеристов вынуждал артиллерию противника часто менять огневые позиции.

Вскоре артиллерия противника стала избегать ведения огня одиночными батареями; она открывала огонь сразу несколькими батареями, производя огневые налёты без предварительной пристрелки, опасаясь, что пристреливающиеся батареи засечёт наша звуковая разведка.

С началом боя одна стрелковая часть ворвалась в расположение противника в полосе разведки нашей батареи. Пехота противника при поддержке массированного артиллерийского огня несколько раз пыталась вернуть утраченные позиции, но каждый раз на батареи противника обрушивался мощный и точный огонь нашей артиллерии, стрелявшей по данным нами координатам, с переносом огня от звуковых реперов.
Вывод

Батарея звуковой разведки добилась высоких показателей в обслуживании артиллерийской группы слаженностью и натренированностью всего личного состава, тщательной обработкой лент, анализом записей и непрерывной связью со штабом группы.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что противник широко применял кочующие орудия с целью ввести в заблуждение о количестве и расположении его батарей. Это обязывает звукоразведчиков критически относиться к звучащим точкам, регистрируемым звукоаппаратурой. [20]

Отсюда следует, что недостаточно засечь звучащую точку, её надо подтвердить неоднократными звукозасечками, а также получить подтверждение её другими видами разведки и лучше всего данными фоторазведки.

Где про циркуль?

    * Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.
    * Отец Солженицына, Исаакий Семенович, когда началась Первая мировая война, добровольцем ушел на фронт со студенческой скамьи и был трижды награжден за храбрость. Он погиб на охоте за полгода до рождения сына.
    * Мать, Таисия Захаровна (девичья фамилия Щербак), работала машинисткой и стенографисткой, владела французским и английским языками.
    * 1924 год – Таисия Захаровна с сыном переезжает в Ростов-на-Дону.
    * 1936 – 1941 годы – учеба на физико-математическом факультете Ростовского университета.
    * 1939 год – Александр Солженицын поступает на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории.
    * 1940 год – женитьба на сокурснице Наталье Решетовой.
    * Октябрь 1941 года – Александр Исаевич призван в армию.
    * 1942 год – учеба в костромском артиллерийском училище, после окончания которого его отправляют на фронт, командовать батареей звуковой разведки.
    * За время войны Солженицын дважды награжден орденами: Отечественной войны II степени и Красной Звезды.
    * 9 февраля 1945 года – Солженицын арестован. Поводом становится его личная переписка с другом Николаем Виткевичем, в которой Александр Исаевич критикует И.В. Сталина.
    * 27 июля 1945 года – суд. Солженицын приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей.
    * 1945 – 1953 годы – первые пять лет Александр Исаевич находится в лагерях под Москвой (в Новом Иерусалиме и в секретном научно-исследовательском институте в Марфино, который еще называли «шарашкой»). Последние три года проводит в Казахстане.
    * Февраль 1953 года – освобождение, но без права проживания на Европейской части СССР.
    * 1953 – 1956 годы – Солженицын живет в Казахстане, в ауле Кок-Терек Джамбульской области.
    * 3 февраля 1956 года – Александр Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР. Он едет в Рязань.
    * 1962 год – в журнале «Новый мир» печатается первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Первое название рассказа – «Щ-854. Один день одного зэка», его пришлось изменить по требованию редакции. Более того, для публикации этого рассказа понадобилось особое разрешение Н.С. Хрущева. После публикации автор принят в Союз писателей, а рассказ выдвинули на Ленинскую премию, но власти были против.
    * Осень 1965 года – архив Солженицына попадает в КГБ. После этого выходит особое распоряжение властей: отныне издание произведений писателя на территории СССР запрещено. Все, что уже было напечатано, изымается из библиотек. Но произведения все равно издаются – за границей и «самиздатом».
    * Ноябрь 1969 года – Солженицын исключен из Союза писателей.
    * 1970 год – Александру Солженицыну присуждена Нобелевская премия в области литературы «за нравственную силу, почерпнутую в традициях великой русской литературы». Узнав об этом, писатель заявляет, что поедет в Стокгольм и будет лично присутствовать на награждении. Однако правительство, во главе с Л.И. Брежневым, называет решение Нобелевского комитета «политически враждебным». Солженицыну приходится отказаться от поездки из-за опасений, что его попросту не пустят потом в СССР.
    * 1971 год – Александр Исаевич дает разрешение на публикацию своих произведений за границей.
    * 1973 год – Солженицын женится на Наталье Дмитриевне Светловой. Рождение сына Игната.
    * 1974 год – в Париже издается «Архипелаг ГУЛАГ», Солженицын арестован.
    * 12 февраля 1974 года – суд, согласно приговору которого Александр Солженицын признан виновным в государственной измене, лишен гражданства и приговорен к высылке из СССР на следующий день.
    * 1974 – 1976 годы – Солженицын живет в Европе, сначала в ФРГ, потом в Швейцарии.
    * 1976 год – переезд в США, штат Вермонт, город Кавендиш. Здесь писатель проведет без малого 20 лет. В США в его семье рождается еще двое сыновей.
    * 1978 – 1991 годы – в Париже издается Собрание сочинений Александра Солженицына в 20 томах.
    * 1989 год – в «Новом мире» официально публикуются отрывки из «Архипелага ГУЛАГа».
    * 16 августа 1990 год – указом президента СССР гражданство Александра Исаевича восстановлено.
    * Этот же год – писатель удостоен государственной премии за роман «Архипелаг ГУЛАГ».
    * 1990 – 1991 годы – в Москве издано Малое собрание сочинений писателя в восьми томах.
    * 27 мая 1994 года – возвращение в Россию.
    * 1995 год – учрежден Русский общественный фонд А.И. Солженицына. На сегодняшний день президентом фонда является жена писателя, Наталья Дмитриевна Солженицына.
    * 1997 год – Александр Исаевич Солженицын избран действительным членом Академии Наук Российской Федерации.
    * 1998 год – учреждена литературная премия имени А.И. Солженицына.
Парадокс. Пережили подобное?

28

Akuna Matata написал(а):

впрочем, не волнуйся

Мне-то зачем волноваться? Волнуются, ругаются и клеймят без моего участия.

29

Idalgo написал(а):

Парадокс. Пережили подобное?

:D

Идальго. Вы сможете мне "тупому" обьяснить этот факт из приведенной вами биографии

Idalgo написал(а):

* Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.
    * Отец Солженицына, Исаакий Семенович, когда началась Первая мировая война, добровольцем ушел на фронт со студенческой скамьи и был трижды награжден за храбрость. Он погиб на охоте за полгода до рождения сына.

30

Idalgo написал(а):

Где про циркуль?

Idalgo написал(а):

Для этого всегда засекали цели по нескольку раз и затем, сопоставляя и анализируя записи одной и той же цели, произведенные в различных условиях, получали достаточно точные данные. Правильность определения таким методом координат неоднократно подтверждалась получением координат этих же целей в результате обработки лент с чистыми и ясными записями, сопоставлением с данными других видов разведки, а также с результатами стрельбы нашей артиллерии по данным целям.

Idalgo написал(а):

Парадокс. Пережили подобное?

ни за что!
я ж не стукач.
пока.
вроде.
и на цру не работал.
как мне кажется.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Свободный » годовщине стукача посвящается...