Дагестанскому поэту Расулу Гамзатову принадлежит изречение: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
19 декабря 2009 года вполне может стать точкой отсчёта нового противостояния в Грузии. В этот день, несмотря на бурные протесты общественности, ветеранских организаций, оппозиционных лидеров и известного скульптора-монументалиста Мераба Бердзенишвили, в Кутаиси всё-таки взорвали мемориал в память грузинских воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Взрывники явно спешили. Они пытались опередить сторонников оппозиции, которые планировали окружить памятник «живой цепью», чтобы, как заявил накануне лидер оппозиционного «Белого движения» Тимур Шашиашвили, «не допустить его взрыва к 21 декабря, то есть ко дню рождения Михаила Саакашвили и Иосифа Джугашвили, как было запланировано нынешним тираном».
Во время взрыва один из обломков отлетел почти на километр – до пригородного квартала, называемого в Кутаиси «Автозаводским». Он попал в 35-летнюю Анну Джинчарадзе и её восьмилетнюю дочь Нану, которые находились во дворе дома. Девочка погибла на месте, а мать скончалась в больнице от полученных травм.
Мемориал был воздвигнут Мерабом Бердзенишвили в 1981 году
Сам скульптор, конечно же, горячо защищал свое произведение. «В той войне погибли 300 000 грузин. То есть 10% всей нации. Разрушать памятник им – вандализм», – говорил он накануне взрыва.
Власти, конечно, объясняли решение самыми благими побуждениями.
Во-первых, мемориал был разграблен ещё в 90-е годы: все бронзовые бюсты воры переплавили и продали в Турцию в качестве цветного металлолома, и в нынешнем виде он больше оскорблял память погибших, чем демонстрировал уважение к ним со стороны общества.
На месте мемориала планируется возвести новое здание парламента (грузинский законодательный орган с 2012 года переедет именно в Кутаиси), а памятник собирались построить на новом месте.
Идея переноса парламента в Кутаиси принадлежит Кахе Бендукидзе – известному бизнесмену и главному генератору революционных идей грузинских властей. Ещё будучи госминистром по структурным и экономическим реформам, Бендукидзе говорил: «Ситуация, когда в стране, по существу, есть только один полноценный город – Тбилиси, с которым люди связывают свой социальный успех, а все другие города считаются просто «большими деревнями», абсолютно ненормальна».
http://slon.ru/articles/222337/