Забавное обсуждение. Мне понравилось.
Хотя бы тем, что, как верно заметила Инга, ЛАВЕР предложил связную версию, которую можно предметно обсуждать (без пробелов типа "что-то упало на палатку, а что именно - не знаю", или "кто-то зачем-то провел зачистку, а кто и зачем - не моя проблема".
По конкретике.
1. С мнением Лавера, что называть такую группу "профессионалами" является большой натяжкой - полностью согласен.
Типичная тургруппа, с ненулевым опытом походов, но еще весьма далекая от профессионализма.
И, как многие тургруппы, в значительной степени идут на "авось", то есть их подготовка позволяет нормально пройти среднестатистический поход по этой местности в нормальных погодных условиях, но совершенно недостаточна для малейшего экстрима (болезнь, авария, ухудшение погоды).
На "перевале" есть хорошая тема со статистикой гибели групп в турпоходах. Например, гибли группы на перевалах Кавказа, которые в СССР считались чуть ли не "матрасными" походами (я сам ходил в такой, через перевал Твибер). Группы собирались из людей, купивших профсоюзную путевку, и никакого опыта походов для них не требовалось. Собственно переход через перевал (их было, емнип, порядка 5-6, и движение на них летом было, как на Невском: один перевал обслуживал 3-4 турбазы (профсоюзные, "Спутника", военные, и Бюро по туризму). Клухорский, Гезе-Вцек, Безенги и пр. Пока погода хорошая (солнце), можно было пройти перевал за полдня, в шортах и с песнями. А аот если вдруг мокрый снег и ветер - группа застревала на день - два, и кто не имел теплой одежды и обуви (а таких было полгруппы) - те гибли.
И это - даже не зимний поход, и не альпинизм.
Вот это я и называю "на авось".
Похоже и в водных походах. На Ладоге, севернее Приозерска, на скалах вмурованы сотни памятных табличек - гибли и просто рыбаки, и туристы, при ухудшении погоды. По глупости, недооценив серьезность стихии, которая может случиться в походе.
С другой стороны, если от каждой группы требовать наличие практического опыта выживания в походах на категорию выше - тогда из общего числа туристов в походы попадала бы едва 10-я часть.
Так что тут ситуация неоднозначная.
2. По палатке.
Я полностью согласен, что конкретно эта "двойная" палатка была совершенно не приспособлена для установки в горах. ИМХО, это основная ошибка Дятлова.
Она прекрасно приспособлена (по тем временам) для зимнего похода в лесу. И намного удобнее, чем предлагавшиеся две полу-палатки с отрезанными передними стенками, которые следовало соединять между собой по тамбуру шнуровкой (оставляя неизбежно щель для утечки тепла и проникновения ветра и снега).
Такая конструкция (без передних стенок) - имхо вообще идиотизм (уж не знаю, делал ли кто-нибудь подобное на практике, а не только в книге). Другое дело - две НОРМАЛЬНЫЕ палатки, приспособленные для установке входами друг к другу. В мое время так нередко ставили польские палатки, благо они уже имели тамбур "от рождения" - но это было в летних походах.
Условия последней ночевки больше соответствуют альпинистскому походу, а там, действительно, большие палатки не используются - слишком велика парусность. Рулят палатки на 4-5 человек максимум.
3. По разрезу и "засыпке" снегом.
Действительно, покидая палатку на время, вполне разумно принять меры к тому, чтобы ее не порвало или не унесло.
Но оба способа представляются мне смехотворными.
Засыпка снегом - во-первых, чем перекопать столько снега? Во-вторых, на это требуется уйма времени. И в-третьих, нет никакой уверенности, что весь этот снег не сдует через пару часов.
Другое дело - когда поверх палатки УЖЕ лежит гора снега в метр толщиной.
Разрезать подветренный скат палатки - еще смешнее. Не потому, чт это не сработает (как раз сработает, и неплохо).
А по простой причине: это тот случай, когда лечение хуже болезни. Это как отрезать голову из-за больного зуба.
Палатку не унесет - но что от нее толку зимой, от разрезанной?
Логично было бы для начала скинуть ее со стоек, и уже потом прижать полотнище к снегу (это было бы естественно и в варианте с "засыпанием" снегом). Именно так поступают с парусами: сначала спускают парус или наклоняют ("рубят") мачту, если она такой маневр предусматривает, а уже потом, резко уменьшив парусность, парус сворачивают. И никто его для этого не режет.
Но стойки убраны не были (передняя вообще устояла) - значит, никто специальных мер для сохранности палатки и не принимал, а у разреза есть иная причина.