Dmitry написал(а):Докажите это примерами. Благо музеи мира полны серебра. Кальсон, правдо, сохранилось меньше, по-этому их оставим.
Первое упоминание о еврейских ювелирах за пределами Эрец-Исраэль содержится в талмудическом трактате Сукка (51б) в описании Большой синагоги в Александрии. Талмуд сообщает, что разные группы ремесленников, в том числе мастера золотых и серебряных дел, сидели каждая в своем углу, «так что когда лишенный средств к существованию [ремесленник] приходил сюда, он опознавал своих товарищей по ремеслу и обращался к ним за помощью для себя и своей семьи». По всей видимости, речь здесь идет об организованных гильдиях. Монах Кузьма Индикоплов (6 в.) свидетельствует, что в период, предшествовавший арабскому завоеванию, в Александрии, еврейское население которой к этому времени значительно уменьшилось, было множество еврейских ювелиров, а в Медине их было еще больше — триста человек, живших в одном из кварталов города. Возможно, упоминаемые Кузьмой еврейские ювелиры Медины были родоначальниками традиции еврейского ювелирного дела на юге Аравийского полуострова. В доисламской Аравии существовал клан еврейских мастеров золотых дел Звайнуга, который был побежден Мухаммадом и насильственно обращен в ислам
В средние века работа по золоту и серебру, как и другие еврейские ремесла, была распространена в странах Средиземноморья. Материалы из Каирской генизы показывают, что в 11–12 вв. это ремесло было хорошо оплачиваемым и в высшей степени профессиональным занятием евреев в Египте и в прилегающих к нему областях до Адена. В Ираке, Персии (см. Иран), Йемене и в странах Магриба среди ювелиров было много евреев. В арабских странах это положение сохранялось до нового времени. Так, в 1844 г. в Багдаде из 1607 семей еврейских ремесленников и торговцев 260 были заняты ювелирным делом. В Йемене еврейские мастера золотых и серебряных дел достигли особенно высокого уровня профессионального мастерства; йеменские евреи даже верили, что немногочисленные мусульманские ювелиры Йемена — потомки насильственно обращенных в ислам евреев.
В Испании в период мусульманского владычества и в последующие времена было много еврейских ювелиров. Они состояли на службе у королевских дворов, работали практически во всех больших городах, держали собственные торговые ряды, в частности, в Туделе и Памплоне. В 1399 г. в Барселоне августинцы-отшельники заказали у еврейского ремесленника серебряную раку. Нарушая еврейский закон, еврейские ювелиры изготовляли христианские религиозные предметы; в 1415 г. Антипапа Бенедикт XIII запретил евреям делать распятия и церковные кубки. В 1401 г. в Арагоне и в 1419 г. в Кастилии было официально подтверждено право евреев заниматься работой по серебру. После изгнания евреев из Испании (1492) многие марраны продолжали заниматься ювелирным делом на Пиренейском полуострове и на Балеарских островах. Поселившиеся в пределах Османской империи испанские и португальские изгнанники также сохранили свое искусство.
В Италии еврейские ювелиры процветали. Отступник из Феррары Эрколе деи Фидели (до крещения — Соломон де Сесса, 1465–1519) пользовался широкой славой как изготовитель богато орнаментированных в стиле Ренессанса кинжалов и других изделий. В начале 18 в. в Венеции славился золотых и серебряных дел мастер Аврахам бен Моше Цореф (Ювелир). Есть упоминания о еврейских мастерах в Риме в 1726 г.
С 16 в. еврейское ювелирное ремесло процветало в Богемии и Моравии. В 1560 г. император Рудольф II назначил Ицхака Гольдшейдера (Златоискусника) старейшиной богемской еврейской общины. Как свидетельствуют надгробные надписи на еврейском кладбище в Праге, работа по золоту и серебру была весьма распространенным еврейским ремеслом до 1740 г. Влияние еврейских мастеров было особенно сильно в Валахии, где евреи иногда даже возглавляли гильдии мастеров серебряных дел.
В 18 в. еврейское ювелирное дело было тесно связано с еврейской торговлей драгоценными камнями, центром которой были Амстердам и Гамбург. В 1749 г. среди вернувшихся в Прагу евреев было восемь мастеров золотых дел, а в 1830 г. в городе было уже 55 мастеров. В Силезии еврейские ювелиры работали с середины 18 в., в остальной Германии — лишь с середины 19 в. Еврейские ювелиры были также в Польше и Литве; в 1664 г. Хирш Желенович получил официальный титул королевского мастера золотых дел. В 17–18 вв. среди еврейских ремесленных цехов Кракова самым богатым считался цех ювелиров. В пинкасе краковского кагала (в актах конца 17 в.) этот цех назван ха-цорфим ха-недивим (`щедрые ювелиры`), так как они пожертвовали 400 злотых для завершения постройки так называемой Высокой синагоги. За это цех получил два почетных места в синагоге напротив арон ха-кодеш (см. Ковчег завета).
Многие восточноевропейские ювелиры, которые были одновременно и часовщиками, с начала массовой миграции на Запад поселились в Западной Европе и Америке; до них туда прибыли немногочисленные сефардские мастера золотых и серебряных дел. Наиболее известным из первых еврейских ювелиров в США был Майер Майерс. Между 1725 г. и 1837 г. в Великобритании было зарегистрировано пятьдесят еврейских мастеров золотых и серебряных дел.
В России евреи традиционно были мастерами ювелирного искусства. Еще в 17 в. в Москве, в Новомещанской слободе, заселенной после изгнания польских и шведских войск почти исключительно выходцами из Литвы и Белоруссии, жили и работали многочисленные мастера серебряных и золотых дел из Вильно, Смоленска, Витебска, Минска, Шклова, Полоцка, Мстиславля, Могилева и других городов. Подавляющее большинство этих мастеров составляли евреи, обращенные в христианство. В крупных городах черты оседлости и Царства Польского евреям иногда принадлежали не только ювелирные мастерские, но и фабрики по производству золотых и серебряных изделий (например, в 1878–1917 гг. существовала ювелирная фабрика И. Маршака в Киеве, на которой в 1897 г. работали 72 ювелира с подмастерьями).
Среди получивших в 19 в. – начале 20 в. мировую известность ювелиров были и российские евреи. Более других скандально прославился уроженец города Мозырь И. Рухомовский (1860–193?). В середине 1890-х гг. торговцы из Очакова братья Гохман заказали Рухомовскому, который тогда работал в Одессе, золотую тиару и заплатили за нее две тысячи рублей. Произведение Рухомовского было украшено сценами из «Одиссеи» и «Илиады», зооморфными орнаментами в характерном для скифов стиле. На тиаре была надпись на древнегреческом языке, гласившая, что жители города Ольвия подносят сей венец в дар Сайтаферну, который, согласно археологическим данным, был царем скифов. В 1896 г. «негоциант из России» Гохман предложил Венскому музею парадный головной убор скифского царя, якобы найденный в могильнике в Ольвии. Дирекция и эксперты хотели купить тиару, однако не смогли выплатить требуемую сумму. В 1898 г. произведение Рухомовского через венского посредника было за двести тысяч франков приобретено Лувром. Никто из специалистов не усомнился в ее подлинности,
Ю. Раппапорт (1864–1916) стал в 1883 г. «главным серебряником» прославленной фирмы придворных поставщиков К. Фаберже, он был одним из трех мастеров, имевших право ставить свою подпись на выполненных работах (всего в фирме было около пятисот ювелиров). Среди его произведений — настольные часы с малахитом и серебром, ваза для винограда, чеканная шкатулка (Государственный исторический музей, Москва) и еще одна чеканная шкатулка, хранящаяся ныне в Государственной оружейной палате в Кремле (Москва).
http://www.eleven.co.il/article/15148
Отредактировано Мартина (2010-05-09 17:09:11)