не мое
http://umalx.livejournal.com/4430.html
Aug. 8th, 2010
* 12:56 AM
Съездил на тушение пожаров.
Для памяти, несколько мыслей по организационной части.
Почему все получилось так, как получилось.
Из не "организационных" - зверское количество отдыхающих и их свинское поведение. Не случайно, во всяком случае там где был, большая часть пожаров пошла от мест отдыха у озер.
Из "организационных" причин:
1) Полный упадок лесного хозяйства. Просеки не прочищаются, не пропахиваются канавы. Нет актуальных карт лесных массивов с дорогами, просеками, лесными кварталами, характеристиками леса. Карт вообще никаких ни у кого нет - ни у спасателей МЧС, ни у пожарных, ни у военных, во всяком случае на уровне непосредственных исполнителей и начальников на местах. В штабе, может что-то и есть, не знаю, непосредственно в палатках там не был. На стандартную советскую генштабовскую километровку все смотрят как на чудо.
2) Неготовность личного состава спасательных служб к тушению именно лесных пожаров. До всего - как окапывать, как тушить, как проливать потом очаги и т.д. - доходили методом проб и ошибок. О более сложных способах тушения вроде встречного огня и говорить нечего. А были там очаги, которые лопатой не затушишь, и даже особо не зальешь. Хорошо, красноярские пожарники-десантники подоспели, потушили встречным палом. А если бы нет? В общем, структура наших спасательных служб такова - основная масса плохо подготовлена и мало дисциплинированна, однако на этом фоне существует некоторое количество профи, которые оттаскивают ситуацию от края, если успевают.
3) Малое количество техники. Причем самих пожарных и поливальных машин в соединении с мобилизованными говновозками из окрестных деревень более-менее хватало, но еще критически нужна техника для быстрой расчистки просек - трактора, бульдозеры. Вот с этим очень большие проблемы, каждый трактор выдирается в штабе буквально с кровью. БольшУю часть этой не-пожарной техники составляют частные машины из округи, и водители еще вдобавок несут за них материальную ответственность. Следствие - полное нежелание рисковать. Просто сбегают при задымлении, например, хотя копать еще вполне можно. В итоге пожар не удается удержать на рубеже.
Та техника, что имеется в наличии часто в плохом состоянии и ломается (особенно это относится к бульдозерам и тракторам и, в несколько меньшей степени, к пожарным машинам)
4) Несогласованность действий различных служб, отсутствие четкой системы связи. Реальными "игроками" являлись - МЧС (включая сюда пожарных, хотя у них самих мнение о слиянии с ведомством Шойгу резко отрицательное), военные, добровольцы из местных жителей. Все исключительно на личных контактах. И если между МЧС и местными контакты установились нормальные, то действия военных иногда абсолютно логике не поддавались. Оптимальный вариант использования военных - в помощь знающим спасателям и местным жителям придается группа солдат, и они выполняют роль "физического усилителя" - копают, таскают шланги и т.д. Офицеры при этом в процесс не вмешиваются, а обеспечивают дисциплину, подвоз-увоз смен солдат, питание и т.д. Когда же офицеры начинают непосредственно командовать - получается какой-то полный угар - абсолютно нерациональные, ни с кем не согласованные действия. Например: какой-то замкомдив зачем-то расставил на ночь солдат вдоль границы довольно давно и качественно (даже дыма и тления там уже почти не было) затушенного пожарища. Ни фонариков, ни лопат, ни представления что делать и куда идти/бежать если что у солдат нет. Где находятся не понимают. Самое главное, что несколько десятков солдат для окарауливания этого старого очага явно не надо было - там достаточно пару раз за ночь патрулю в 2 человека пройти. А понадобиться они могли бы в другом месте, или хоть отдохнули бы по человечески.
Внутри самого МЧС тоже согласованности маловато и нет ощущения рациональности и единства действий. На примере распределения техники и людей это часто приводило к эффекту "где не надо густо, а там где надо пусто". Штаб очень слабо разбирается в реальных потребностях разных направлений, выделяет ресурсы не туда, куда надо, а куда легче доставить, либо кто больше попросит. Очень часто техника используется не по назначению, типа показушного восстановления к приезду Путина, в то время как вокруг еще горит и надо просеки расчищать.
Что больше всего поразило - полная беспомощность МЧС в части обнаружения очагов и доставки к ним сил и средств. Выявление очагов, даже очень крупных (квадратные километры) практически полностью возложено на добровольцев из местных жителей, кто лес получше знает. Причем про такие вещи, как спутниковые карты пожаров никто и не слыхивал, даже в штабе. А карты эти, хоть и генерируются с опозданием на несколько часов, реально помогают в обнаружении очагов(на личном опыте)! Еще поражает полная навигационная беспомощность всех служб. Снова повторю - никаких карт, ничего. Даже местные жители передают положение очагов в стиле "помнишь, мы в прошлом году там подосиновики собирали". Про существование gps известно многим, но ни у кого приемников нет. Доставка сил и средств к очагу возможна только в сопровождении местных - сами пожарные безбожно плутают. Про военных вообще не говорю, этих одних оставлять нельзя никогда. Как правило, последовательность действий такая: патруль из местных обнаруживает очаг, сломя голову несется в деревню, расталкивает пожарных, едет с ними, помогает им там со шлангами, потом провожает обратно чтобы не заплутали. Когда очаг был крупный - пришлось просто рисовать на собственной карте положение фронта огня и с этой картой ехать в штаб.
От людей, видевших тушение пожаров 72-ого года в тех же местах слышал мнение, что тогда было заметно лучше практически по всем пунктам. Лесное хозяйство было в несравненно лучшем положении. Техники было гораздо больше за счет военных - вплоть до прорубания просек танками. За счет функционирования лесничеств все были обеспечены картами. Никаких "подосиновиков" и прочих народных сказаний, ориентирование шло по номерам лесных кварталов, соответственно, при наличии раций проводникам бегать вообще не надо было, достаточно было номер квартала сказать. Помощь местных в обнаружении очагов и "проводке" пожарных нужна была в гораздо меньшей степени. Штаб как диспетчерский центр по распределению ресурсов тоже работал с гораздо меньшим количеством бардака.
UPDATE(от 9-ого августа)
Воспользовавшись внезапной популярностью, попробую опубликовать просьбу.
Я сейчас в Рязанской области. Сегодня весь день сдерживали очаг в районе между дер. Ульевая, Солотчей и Келецкой канавой. Задача - не допустить перехода огня на южный берег Келецкой канавы.Действия, как всегда, заключались в патрулировании пешком вдоль Келецкой канавы, вызове МЧС с помпой и заливке особенно сильно горящих мест. Вроде, все залили, но оно наверняка начнет еще разгораться. Фронт патрулирования большой, вдоль канавы только 5 км, и еще дальше несколько километров, на север в сторону Криуш. Задолбались порядком.
Сейчас мы купили собственную помпу еще дополнительно, шланги, вроде к ней все есть, но нет подходящей машины, на которой все это можно возить. Просьба такая - если это прочтет кто-нить, кто занимается off-road поездками, гонками на джипе, УАЗе, ниве, я не знаю, и если есть возможность подъехать сюда поучаствовать в патрулировании и перевозке этой помпы - свяжитесь с жж-юзером elena_dm, в личку ей напищите, или еще как - она расскажет как и куда ехать. Обязанности будут заключаться в поездках по маршруту патрулирования с помпой, если мы ее наладим. Дороги здесь песчаные, конкретно вдоль канавы - это свежая колея пробитая бульдозером. УАЗик там проезжает без проблем. Насчет опасности - да, вы рискуете машиной. Самое сильное пламя (иногда занимался верховой, но к счастью быстро опадал) мы затушили сегодня, дальше полегче будет, думаю.
Если у вас есть хотя бы один день, мы будем рады.