Рапов О.М. Когда же родился и был распят Иисус Христос?
(Историко-астрономические исследования, вып. XXIV, М.,Наука, 1992)
В скором времени мир готовится торжественно отметить 2000-летие со дня рождения основателя христианской религии.
Долгое время советские религиоведы считали Иисуса Христа личностью мифической. Иисус представлялся им образом, наделенным как человеческими, так и фантастическими чертами, который создали во II в. н.э. те, кто призывал народные массы к смирению и повиновению сильным мира сего. Но начиная с 60-х годов XX в. в нашей исторической литературе стали появляться серьезные обоснования того, что Иисус реально существовал [1-8].
Имеется большое количество разнообразных изысканий об Иисусе Христе, опубликованных и у нас в стране, и в особенности за рубежом. Тем не менее, отдельные стороны жизни и деятельности Христа по-прежнему остаются загадочными. До сих пор даже точно не установлено, когда родился Иисус и когда он был распят на кресте.
Уже в первые столетия нашей эры античные ученые настойчиво стремились решить вопрос: когда же родился Христос? Появление его на свет рассматривалось ими как событие космической важности, в корне изменившее жизнь людей на Земле. Они считали, что дата рождения Христа должна стать той отправной точкой, от которой и следует вести отсчет времени. Поэтому им казалось чрезвычайно важным выявить начальный момент системы нового летосчисления.
Особенно интенсивно работали над данной проблемой Секст Юлий Африканский (III в.), александрийцы Панодор и Анниан (IV--V вв.), Дионисий Малый (VI в.) и другие исследователи. Производя различные вычисления, они относили рождение Христа к 5492, 5493, 5500, 5508, 5509 и другим годам от "сотворения мира". Из их построений получалось, что Христос появился на свет в 8-м, 2-м или 1-м гг. до н.эя а также в 1-м, 3-м, 4-м, 5-м или 5-м гг. н.э.
В конце концов христианской церковью была принята дата, полученная папским архивариусом Дионисием Малым в 525 г. Согласно его расчетам, Христос родился в 1 г. н.э. Но и эта дата была подвергнута сомнению со стороны Восточной православной церкви. Относительно года рождения Христа споры в Константинополе не утихали вплоть до XVI в. Тем не менее, дата Дионисия уже в VIII--IX вв. получила широкое хождение в Западной Европе, утвердилась во многих государствах и получила одобрение со стороны римских первосвященников [9, с. 327--328, 331--332]. Многие народы мира в настоящее время ведут летосчисление от даты, выведенной Дионисием Малым, хотя некоторые специалисты-историки и считают ее ошибочной. Вызывает нарекания не только год рождения Христа, но и само число--25 декабря. В первые века нашей эры в январе каждого года христиане отмечали праздник "явления и крещения Христа"(но не рождения!). И только в 354 г. появляется первое упоминание о праздновании рождества Христова в один из дней солнцестояния -- 25 декабря, когда происходит "поворот" Солнца "с зимы на лето". Ученые полагают, что праздник этот был введен церковью для того, чтобы нейтрализовать отмечавшийся в то же самое время языческий праздник "рождения непобедимого бога-Солнца". Что же касается подлинного дня рождения Иисуса Христа, то он, по-видимому, вообще не был известен христианам в первые века нашей эры.
Проводились изыскания даты рождения Христа и в более поздние времена. Решением этого вопроса занимались как средневековые, так и современные астрономы. Выводы, к которым они пришли, будут изложены ниже в связи с анализом сообщения Евангелия от Матфея о рождении Христа.
Намного меньше исследований было посвящено установлению даты распятия Иисуса. Некоторые из деятелей Западной христианской церкви (например, Ипполит Римский--епископ, живший в III в.) заявляли, что Иисус был казнен 25 марта, а воскрес 27 марта. Члены одной из христианских сект использовали так называемые "Акты Пилата", согласно которым Христос был распят также 25 марта. Поэтому они постановили отмечать воскресение Христа 27 марта--в "исторически точный день". В настоящее время "Акты Пилата" признаются учеными поддельными [9, с. 293], поэтому и выведенная по ним дата не может считаться достоверной.
Дионисий Малый утверждал, что Христос воскрес 25 марта 31 г., а следовательно, был распят 23 марта. Ученые предполагают, что Дионисий, устанавливая эту дату, опирался на широко распространенное предание, согласно которому Христос пострадал на кресте на 31-м году жизни. Та же дата воскресения Христа пропагандировалась византийской "Пасхальной хроникой" VII в. и рядом византийских историков церкви [9, с. 332-335; 10, s.273]. ,
Современные исследователи скептически относятся к попыткам установления даты распятия Иисуса Христа. Так, выдающийся специалист в области хронологии древнего мира профессор Колумбийского университета Э.Бикерман с горечью заметил: "... официальный "непогрешимый" календарь Иерусалимского храма уже в I в. до н.э. использовался с исправлениями. Поэтому невозможно вывести по какой-либо календарной схеме ни дату последней Пасхи Христа, ни дату распятия (фактически во всем Новом Завете нет ни одной календарной даты: дня, месяца или хотя бы названия месяца)" [11, с. 22].
Несмотря на это скептическое заявление Э.Бикермана мы все же постараемся решить этот вопрос.
Отдельные весьма скудные известия об Иисусе Христе встречаются у историков I-II вв.--Иосифа Флавия, Тацита, Светония, античного писателя Цельса, а также в Талмуде. Но во всех этих источниках не имеется точных указаний на годы жизни Иисуса. Лишь в "Анналах" Тацита есть краткое замечание о том, что "Христа, от имени которого происходит это название (христиане.--О.Р.) казнил при Тиберии Понгий Пилат" [12, с. 298].
Тиберий--римский император, правивший в 14-37 гг. н.э. Понтий Пилат--римский наместник (прокуратор) в Иудее в 26-36 гг. н.э. Следовательно, согласно Тациту, Иисус был распят между 26 и 36 гг.
Очень мало датирующих признаков содержат и Евангелия--раннехристианские сочинения, в которых рассказывается о жизни и деятельности Иисуса Христа. Полностью они отсутствуют в Евангелии от Марка. Матфей, Лука и Иоанн также чрезвычайно скупы на даты (отсылки на Евангелия даются в виде: МФ, Мр, Лк, Ин с указанием глав и стихов).
После серьезного анализа историки пришли к выводу: несмотря на то что евангельские биографические рассказы нередко противоречат друг другу, а некоторые их сведения явно недостоверны, тем не менее, они заключают в себе и важиые известия о событиях, имевших место в Палестине на рубеже старой и новой эр.
О рождении Иисуса говорится лишь в двух канонических Евангелиях--Матфея и Луки, возникших, как полагают историки, в I-II вв.
Более четко, на первый взгляд, датируется рождение Иисуса Лукой. Он пишет: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк, 2: 1-7).
Из этого текста видно, что Иисус родился в правление римского императора Августа, правившего с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э., когда до Палестины дошло его распоряжение о переписи населения и когда римским наместником в Сирии был известный богач Сульпиций Квириний. Историки считали, что речь в этом отрывке идет о переписи
населения, произведенной Квиринием в Сирии в 6-7 гг. н.э. О ней писал Иосиф Флавий в своем труде "Иудейские древности":
"Император же (Август.--О. Р.) послал туда бывшего консула Квириния, чтобы сделать перепись в Сирии -ч продать дом Архелая..." [13, с. 287].
"Затем в Иудею, которая тем временем вошла в состав Сирии, прибыл Квириний, желая совершить общую перепись и конфисковать имущество Архелая..." [13, с. 290].
"...иудеи о первых слухах о переписи... были возмущены этим, но в конце концов оставили всякую мысль о сопротивлении, благодаря увещеваниям первосвященника Иоазара, сына Боэта... они, наконец, беспрепятственно допустили расценку своего имущества..." [13, с. 290] (здесь и далее выделено мной--О.Р.).
"...окончив перепись в тридцать седьмом году после поражения Антония Цезарем Августом при Акциуме, Квириний сместил первосвященника Иоазара..." [13, с. 295].
Сражение при Акциуме--Акции произошло 2 сентября 31 г. до н.э. 37-й год после этой битвы начался 2 сентября 6 г. н.э. и закончился 1 сентября 7 г. н.э.
Таким образом, как будто получается, что перепись жителей в Иудее проводилась Квиринием в б--7 гг.. Тогда-то и должен был родиться Иисус. Но из текста Флавия видно, что перепись сопровождалась расценкой имущества каждого из населенцев Иудеи. А появление Иосифа с семьей в Вифлееме делало невозможным оценку его имущества, оставленного в Назарете. Поэтому невольно возникает вопрос: о той ли переписи идет речь в Евангелии от Луки, о которой упоминает Иосиф Флавий, или о какой-то другой?
Тот же Лука сообщает, что Иисус принял крещение от Иоанна Предтечи в пятнадцатый год правления "Тиверия Кесаря", после чего стал проповедовать собственное учение, и тогда он был "лет тридцати" (Лк 3:1,23).
"Тиверий Кесарь"--это римский император Тиберий, начавший свое царствование 19 сентября 14 г. Следовательно, пятнадцатый год его правления должен был начаться 19 сентября 28 г. и закончиться 18 сентября 29 г. Но если Иисус родился в 6--7 гг., то в 28--29 гг. он был не "лет тридцати", а значительно моложе. Ему было только 21--23 года.
Эти расчеты подтверждают, что речь в Евангелии от Луки идет о какой-то иной, более ранней переписи населения Иудеи. Впрочем, примененная автором Евангелия осторожная и весьма расплывчатая формулировка--"лет тридцати" свидетельствует о том, что Лука не знал точной даты рождения Христа.
В научной литературе было высказано предположение, согласно которому Квириний имел возможность провести перепись населения в Палестине в более раннее время--вскоре после того, как он сложил с себя консульские полномочия в июле 12 г. до н.э. Этот крупный государственный деятель "мог уже в августе (12 г. до н.э.--О.Р.) прибыть в Сирию для подготовки легионов к войне с гомонадами в Киликии--области, прилегавшей к Сирии",--писал А.И. Резников [7, с. 75].
Более того, оказывается, около 12 г. до н.э. в Римской империи по приказу императора Августа стала действительно проводиться перепись населения страны [14, р. 81--93; 7, с. 75].
Таким образом, данные Евангелия от Луки при иной интерпретации могут стать свидетельством того, что Иисус родился не в 6--7 гг., а значительно раньше.
А вот как описывается рождение Христа в Евангелии от Матфея: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это. Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма -великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну. И, получивши во сне откровение не возвращаться к ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф 2: 1--12).
После прочтения этого отрывка сразу же возникает вопрос: о каком царе Ироде в нем говорится? Нет никакого сомнения в том что речь здесь идет о знаменитом Ироде I Великом, управлявшем Иудеей с 37 по 4 г. до н.э. Ведь ниже Матфей приписал: "...Ирод, увидев себя, осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлееме и всех пределах его, от двух лет и ниже..." (Мф 2:16). Эпизод с избиением младенцев, "не достигших двух лет", был отмечен и латинским писателем Макробием в сборнике "Сатурналии", причем автор связал его напрямую с Иродом I Великим [15]. Однако смерть этого правителя довольно точно датируется с помощью лунного затмения 4 г. до н.э.
Таким образом, получается, что Иисус должен был родиться не позднее 4 г. до н.э.
Октавиан получил почетное прозвище "Август" от римского сената только 16 января 27 г. до н.э. Именно с этого времени он стал именоваться "Императором Цесарем (Кесарем.--О.Р.) Августом" [16, с. 357]. Следовательно, Иисус должен был родиться в промежуток времени: 27 г. до н. э. (когда Октавиан стал Августом)--4 г. до н.э. (когда умер Ирод Великий). Но эти рамки можно сузить. Как уже говорилось, перепись населения в Римском государстве, в состав которого на правах протектората с 63 г. до н.э. входила Иудея, начала проводиться примерно с 12 г. до н.э. Следовательно, Иисус Христос должен был появиться на свет в период: около 12 г. до н.э.--4 г. до н.э.
Имеются ли еще какие-либо датирующие признаки в тексте Матфея? Да, имеются! У Матфея отмечено появление какой-то новой неизвестной ранее звезды, якобы предвещавшей рождение иудейского царя. Что это была за звезда?
Ответить на этот вопрос пытались исследователи еще в эпоху средневековья. Не обошли своим вниманием данную "звезду" и современные ученые. Существует целый ряд гипотез относительно природы "Вифлеемской звезды" [7, с. 67, 77, 78]. А.И.Резников пишет: "Наибольшим вниманием в настоящее время пользуется гипотеза Иоганна Кеплера, предположившего, что "рождественской звездой" могло быть сближение Юпитера с Сатурном до 1°, которое повторялось трижды: в мае, сентябре и ноябре 7 г. до н.э." [7, с. б7]. Но эта версия встретила серьезную критику со стороны ученых, которые утверждают: "Невозможно допустить, чтобы на столь значительном угловом расстоянии два известных светила были приняты за одно новое" [17, с. 121; 7, с. 67]. Это замечание выглядит довольно обоснованным.
В 70-е гг. XX в. английские астрономы Д-Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон выдвинули иную версию "звезды", упомянутой в Евангелии от Матфея. Авторы изучили сведения древних китайских и корейских хроник о необычайных небесных явлениях, происходивших в период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. В этих источниках зафиксирована вспышка яркой Новой звезды весной 5 г. до н.э. в непосредственной близости от звезды бета созвездия Козерога. Эту Новую можно было наблюдать на восточной стороне неба до солнечного восхода в течение 70 дней. Поэтому английские астрономы были склонны считать, что данная Новая и является "рождественской звездой" [18, р. 443--449; см. 17, с. 121].
Эта гипотеза также не представляется удачной. Дело в том, что "звезда", о которой говорится в Евангелии от Матфея, "шла" по небу, а о каких-либо передвижениях Новой в 5 г. до н.э. в источниках сведений не имеется.
Римский историк Дион Кассий записал в своих анналах, что в консульство Валерия Мессальг и Сульпиция Квириния (12 г. до н.э. -- О.Р.) перед смертью Агриппы в течение многих ночей видели комету, висевшую над Римом, которая затем разделилась на несколько огней" (цит. по: Субботина Н.М. История кометы Галлея.--Спб., 1910, с. 122).
С этой кометой также нельзя связывать рождение Иисуса, поскольку в то время, когда она была видна, Квириний являлся римским консулом, а не правителем Сирии.
Существует еще одна версия 'Вифлеемской звезды": она отождествляется с кометой Галлея, прохождение которой во второй половине 12 г. до н.э. вблизи Земли было также зафиксировано китайскими астрономами.
Еще итальянский художник Джотто в 1301 г. изобразил "Вифлеемскую звезду" в виде кометы на своей картине, посвященной рождению Христа [19, р. 134--142; см. также 7, с. 68]. В 1907 г. немецкий астроном А. Штенцель из Гамбурга высказал предположение о том, что "рождественская звезда" была кометой Галлея [20, S.113--118; 7, с. 68]. В последнее время это же мнение активно отстаивал А.И.Резников, пытавшийся найти аналогии "между исторически зафиксированными событиями 12--10 гг. до н.э., включая наблюдения кометы Галлея, и мифологизированным повествованием о "рождестве христовом" [7, с. 68, 59]. Он пришел к выводу, что история, связанная с приходом волхвов в Вифлеем, в целом верно изложена Матфеем, хотя некоторые части ее "были намеренно искажены для того, чтобы придать событиям размах и увидеть в них свершение пророчеств" [7, с. 70]. Исследователь считает, что на самом деле события происходили таким образом:
Комету Галлея увидели с Земли в августе 12 г. до н.э. В результате современных расчетов установлено, что "в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул--"маленький царь", находясь приблизительно в 50° от Солнца по эклиптике в так называемой зоне Эверхарта, наиболее благоприятной для обнаружения комет.
Именно тогда ее могли обнаружить волхвы... в предрассветные часы на восточной стороне неба. Созвездие льва связывали с именами Иуды и его "колена". Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового "царя иудейского" [7, с. 70, 71].
Далее А.И.Резников пытается решить вопрос: откуда пришли волхвы в Палестину? Он высказывает предположение, что они появились из соседней с Иудейским царством Набатеи. Пришли же они вовсе не в Иерусалим, как у Матфея, а в столкну Галилеи город Сефорис, куда в это время приехал царь Ирод для принятия присяги жителей императору Августу и ему самому. Ирод "с иронией отнесся" к сообщению волхвов и комментарию их предсказания синедриона, потому-то он послал волхвов разыскивать младенца не в Вифлеем Иудейский, а в Вифлеем Галилейский. "Поскольку, вероятно, астрономы (волхвы.--О.Р.) уже в тот же день наблюдали комету в зените над Вифлеемом..., то можно довольно точно определить дату их встречи с Иродом: 6 или 7 сентября" [7. с: 72].
Так как волхвы, по-видимому, шли все время на запад (Набатея-- Сефорис--Вифлеем), то становится понятным и замечание Матфея о том, что "звезда" все врем; шла перед ними и остановилась там, где был появившийся на свет младенец. В Вифлееме Галилейском волхвы нашли, вероятно, единственную семью, в которой имелся новорожденный, и преподнесли младенцу подарки от родной Аравии. Назад волхвы возвращались через область Трахон, жители которой враждебно относились к Иудейскому царству, захватившему их земли в 23 г. до н.э. Между тем, слух о рождении нового иудейского царя трансформировался в слух о смерти царя Ирода, которого в это время в Палестине не было: он, согласно историческим источникам, в 12 г. до н.э. отправился в Рим для встречи с императором Августом.
Слух о смерта Ирода поднял трахониотов на восстание, которое было подавлено в отсутствие иудейского царя. Его организаторы бежали в Набатею или Аравию. Вернувшись в следующем году из Рима, Ирод провел карательную экспедицию против трахониотов, в результате которой дети восставшей области до двух лет были перебиты, а взрослые проданы в рабство. Спаслись от мести Ирода лишь немногие, бежавшие в Аравию, в их числе--семья Иосифа [7, с. 73, 74].
Такова интерпретация событий А.И.Резникова. Она производит двойственное впечатление. Автор собрал, несомненно, очень ценные материалы. Таковыми, например, являются известие об отъезде Ирода в Рим в 12 г. до н.э., а также свидетельство апокрифического евангелия псевдо-Матфея, где говорится: 'Когда Ирод, вернувшись из Рима на следующий год, узнал, что маги его обманули, то его сердце наполнилось яростью..." Данные детали свидетельствуют в пользу того, что рождение Иисуса произошло в 12 г. до н.э. По-видимому, его действительно следует связывать с кометой Галлея (ведь практически маловероятно, чтобы в том же году появилась еще одна--третья яркая комета на небе). Большую ценность, на наш взгляд, имеют и подробности прохождения кометы Галлея в сентябре 12 г. до н.э. Обоснованным кажется и объяснение, почему волхвы связали появление кометы Галлея в созвездии Льва с рождением нового иудейского царя.
Однако когда автор начинает фантазировать, не приводя при этом никаких серьезных доводов,--выводить волхвов из Набатеи, подменять Иерусалим Сефорисом, Вифлеем Иудейский Вифлеемом Галилейским, избиение вифлеемских младенцев уничтожением младенцев повстанцев-трахониотов в Набатее, бегство Иосифа и его семьи в Египет подменять бегством той же семьи в Аравию, говорить о какой-то трансформации слухов--все это производит отрицательный эффект.
Попробуем еще раз проанализировать все имеющиеся в нашем распоряжении факты--как о прохожденил кометы Галлея в 12 г. до н.э.--так и текст Матфея о рождении Иисуса.
Китайский астроном Ма Туан Лин отметил, что данная комета впервые была замечена на небе 26 августа 12 г. до н.э. в восточной части созвездия Близнецов, причем она двигалась со скоростью в 6° в сутки к границе созвездий Льва и Девы. Первоначально комета наблюдалась только в утренние часы на востоке, но на 13-е сутки после своего появления на небосклоне она была обнаружена вечером на западе над созвездием Льва. Затем комета обогнула Млечный Путь и ушла к югу. "Пройдя над Арктуром и звездами в ноге Волопаса, она вошла в Змею и оставалась там этот месяц, медленно передвигаясь к середине созвездия. Покинув это созвездие в западном направлении, комета на 5б-й день появления заходила в Голубом Драконе (Весы Скорпион, Стрелец). Всего ее наблюдали 63 дня" (Субботина, с. 122).
Из материалов, приведенных А.И.Резниковым, видно, что комета Галлея в 12 г. до н.э. вошла в созвездие Льва и приблизилась к звезде Регул ("маленький царь") лишь в первых числах сентября. Однако на 13-й день своего появления, т.е. 7 сентября, как это видно из рассказа китайского астронома, она уже вышла из созвездия Льва и двинулась в северо-западном направлении. Следовательно, она находилась в созвездии Льва очень короткий период: с первых чисел сентября до 7 сентября 12 г. до н.э. Именно в этот промежуток времени и должен был родиться Иисус, которого волхвы рекомендовали как нового царя иудейского.
Появившиеся в Иерусалиме волхвы узнали о древнем предсказании, что Христос должен родиться в Вифлееме Иудейском, который расположен южнее столицы протектората. По приказу Ирода они отправились в этот город, чтобы найти младенца: Согласно Матфею, "звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними", т.е. совершала свой пугь с севера на юг. Судя по описанию Ма Ту Лина, комета Галлея в 12 г. до н.э. двигалась с севера на юг в течение ряда дней, а потому точно установить, когда волхвы прибыли в Вифлеем Иудейский, вряд ли возможно. Но для нас это обстоятельство неважно. Важно другое--Евангелие от Матфея зафиксировало это движение "звезды". Это, на наш взгляд, также является доказательством того, что упомянутая Матфеем "звезда" была кометой Галлея.
Таким образом, из приведенного построения можно сделать вывод: Иисус родился в первых числах сентября (до 7 числа) 12 г. до н.э.
А.И.Резников отметил, что В.Симмонс после исследования первой главы Евангелия от Луки высказал предположение о том, что Христос родился вероятнее всего в сентябре. А в некоторых арабских источниках рождество Хрисгово также помечено этим же месяцем хотя год рождения и не указываете: [7, с. 76]. Что ж, эти детали только усиливают приведенное нами выше построение.
Оказывается также, что Евангелия Матфея и Луки не только не. противоречат друг другу по поводу рождения Иисуса, но, напротив, дополняют одно другое.
В русском Мазуринском Летописце, созданном в XVII в., имеется запись о том, что Иисус Христос родился в "пяток (в пятницу.--О.Р.) в 7 часу ноши" [21, с. 14]. В 12 г. до н.э. в первую неделю сентября пятница приходилась на первое число. Следовательно, и Христос должен был появиться на свет 1 сентября 12 г. до н.э. Однако неизвестно, откуда русский летописец почерпнул данное сообщение. К тому же оно находится у него в окружении дат, которые явно неверны. А потому это сообщение требует самой тщательной проверки иными источниками, которых у нас нет.
Последующая биография Иисуса поступает из евангельских сказаний, как из тумана.
Согласно Луке, на 8-й день после рождения над Иисусом был свершен обряд обрезания, и он тогда же получил свои имя. Затем Иисус был доставлен в Иерусалим и в храме был посвящен Богу, как и любой другой иудейский ребенок мужского пола, после чего Иосиф, Мария и Иисус "возвратились в Галилею, в город свой Назарет" (Лк, 2: 21--39).
При чтении этого Евангелия создается впечатление, что именно там, в Назарете, и прошли детство, юность и часть зрелых лет Иисуса. За весь этот период Лука отметил лишь одно поразившее всех событие, связанное с Иисусом, а именно, когда он, будучи 12-летним мальчиком, внезапно пропал во время посещения его родителями Иерусалима в пасхальные дни. После трехдневных поисков Иисус был обнаружен в иудейском храме среди учителей, с которыми он разговаривал. "Все, слушавшие Его, дивились разуму и ответам Его",--заметил Лука (Лк, 2: 41-47).
Иначе рисует первые годы жизни Иисуса евангелист Матфей. Он пишет, что уже после ухода волхвов Иосифу стало известно: новорожденному младенцу грозит опасность со стороны царя Ирода, который хочет его погубить. Иосиф, Мария вместе с сыном бегут в Египет, где и пребывают до того времени, как им становится известно о смерти иудейского царя, и лишь затем возвращаются в Назарет Галилейский (Мф, 2:
13-23). Таким образом, получается; что раннее детство Иисуса прошло не в Палестине, а в Египте.
Мы как будто вновь сталкиваемся с непримиримым противоречием евангелистов. На самом же деле этого противоречия нет. И на этот раз евангелисты скорее всего просто дополняют рассказы друг друга.
Дело, видимо, происходило следующим образом. На 8-й день после своего рождения в Вифлееме Иудейском Иисус был обрезан и получил имя. Затем его навестили волхвы в Вифлееме, когда комета Галлея прошла Млечный Путь и устремилась к югу. Это произошло, конечно, не 6-7 сентября, как считает А.И.Резников, а значительно позже. Ведь 7 сентября комета находилась еще над созвездием Льва. После того, как прошли необходимые для очищения 40 дней, т.е. в 10-х числах октября 12 г. до н.э., младенец был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу. Совершив все необходимые обряды, семья Иосифа отправилась в Назарет, поскольку в этот период времени им ничего не угрожало. Реальная угроза жизни младенца возникла лишь тогда, когда Ирод вернулся из Рима. Тогда-то, вероятна, семья Иосифа и бежала в Египет, где находилась до смерти Ирода Великого, последовавшей в 4 г. до н.э. когда Иосиф узнал, что Ирод умер, он возвратился в Назарет вместе с семьей.
Из Евангелий невозможно понять, чем же занимался Иисус в годы юности и возмужания. У Марка есть упоминание, что он был плотником (MF 6: 3). В сочинении Цельса говорятся, что Иисус работал поденщиком в Египте [22, с. 38]. Эти сведения также не проверяется какими-либо иными источниками.
Евангелистов в основном интересовало, что совершил Иисус после крещения от Иоанна Предтечи. Судя по записи, сделанной Лукой, это крещение имело место в 15-й год правления Тиберия, "когда Понтий Пилат начальствовав в Иудее, Ирод (сын Ирода I Великого.--О. Р.) был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилине я, при первосвяггенниках Анне и Каиафе..." (Лк, 3: 1, 2, 23). Как уже говорилось выше, это событие могло произойти между 19 сентября 28 г. и 18 сентября 29 г., когда Иисусу было, при условии, что он родился в начале сентября 12 г до н.э.--39-40 лет от роду.
Однако данное построение противоречит устоявшемуся мнению о том, что Христос был распят на кресте в возрасте 33 лет или 31 года, а также заявлению Луки, что Иисусу во время крещения было порядка тридцати лет. Но щ введенные нами числа находятся в полном соответствии с любопытным известием, имеющимся в Евангелии от Иоанна. По свидетельству Иоанна, когда Иисус заявил иудеям: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался", иудеи возразили ему: "Тебе нет еще пятидесяти лет--и Ты видел Авраама?" (Ин 8: 56--57). Так можно было сказать человеку, который перевалил уже за 40-летний жизненный рубеж, но не достиг еще рубежа 50-летнего. Если бы Иисусу во время этого разговора было менее 40 лет,
иудеи не преминули бы данное обстоятельство отметать: 'Тебе нет еще и сорока лет, и ты видел Авраама?"
Таким образом, этот разговор Иисуса с иудеями, который происходил спустя какое-то время после крещения, свидетельствует в пользу наших расчетов. Что же касается замечания Луки, то выше уже отмечались его неточность и неопределенность. Кроме того, в антихристианских источниках сообщается, что Иисус был человеком маленького роста (см. об этом [6, с. 87]). Хорошо известно, что люди невысокого роста обычно выглядят гораздо моложе своих лет.
Известно, что Евангелие от Иоанна сильно отличается от других трех канонических евангелий, которые обычно называют синоптическими. Одни ученые высказывали предположение о том, что Евангелие от Иоанна
весьма позднее, другие, напротив, были склонны считать его ранним, поскольку в нем содержатся идеи, близкие к идеям кумранигов [6, с. 58].
Когда читаешь это евангелие, то создается впечатление, что его автор не только был свидетелем того, что делал Иисус после встречи с Иоанном Предтечей, но и пытался в какой-то степени хронометрировать его деятельность. На эту мысль наводят те выражения, которые то и дело встречаются там: "На другой день видит Иоанн (Предтеча.--О.Р.) идущего к нему Иисуса...", "На другой день Иисус восхотел идти в Галилею...", "На третий день был брак в Кане Галилейской...", "Он (Иисус.--О.Р.) пробыл там два дня...", "По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею...", "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию..." (Ин, 1: 29, 43; 2: 1; 4: 40, 43; 12: 1) ит.д. Автору известны многие мелкие незначительные подробности быта того времени. Так, например, он отметил, что при купальне у Овечьих ворот в Иерусалиме было пять крытых ходов (Ин, 5:2). Все это заставляет отнестись к нему, как к современнику событий, хорошо знавшему, чем занимался Иисус, где и когда он находился. И хотя приводимые им даты большой точностью не отличаются--он не сообщает ни чисел, ни месяцев, ни даже годов,--тем не менее из них можно кое-что почерпнуть.
Так, евангелист отмечает, что знакомство Иисуса с Иоанном Крестителем произошло незадолго до наступления иудейской Пасхи. На третий день после этого знакомства "положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. После сего пришел Он в Капернаум, САМ и Матерь Его, и братья Его и ученики Его; и там пробыли немного дней Приближалась Пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим... И когда Он был на празднике Пасхи..." (Ин, 2: 11--13,23).
Иудейская пасха празднуется всегда весной. Согласно книге Левит, Пасха отмечалась в первый месяц, "в четырнадцатый день месяца вечером" (Левит, 23:5).
Следовательно, обряд крещения Иисуса должен был состояться незадолго до Пасхи 29 г., т.е. в конце зимы этого года, а это означает, что Иисус крестился 39 лет от роду и с этого времени стал проповедовать свое собственное учение.
Евангелист Иоанн отмечает не одну, а целые три Пасхи, которые имели место в период проповеднической деятельности Иисуса. В главе 6-й он говорит о второй Пасхе, происходившей в следующем 30 г. И, наконец, в главах 12-л и 19-й Иогга упоминает третью Пасху (31 г.), перед которой ИИСУС был распят на кресте--"Тогда была пятница перед Пасхою..." (Ин, 12: 1; 19 : 4; 23: 5).
Таким образом, получается, что Иисус проповедовал свое учение около двух лет и должен был пострадать на кресте весной 31г. Разговор же Иисуса с иудеями об Аврааме, по Евангелию от Иоанна, произошел между 2-й и 3-й Пасхами, т.е. в 30 или в самом начале 31 г., когда ему, по нашим расчетам, было 40 лет или даже 41 год.
Можно ли установить, в какой именно весенний день 31г. Иисус был казнен?
Иудейская Пасха возникла вначале как праздник отела скота, а впоследствии превратилась в земледельческий праздник, приуроченный к началу жатвы ячменя. Ячмень--самая скороспелая зерновая культура с очень коротким вегетационным периодом. Ячмень неприхотлив к теплу. Всходы его появляются уже при 4--5 °С, а оптимальная температура для роста его и развития--15--22 °С. В условиях субтропического климата Палестины с его теплой зимой (температура января на юго-западном побережье Мертвого моря достигает 18 °С) ячмень очень быстро вызревает.
Первым весенним месяцем у иудеев считался тот, в который появлялись фенологические признаки весны, а также наступало равноденствие. Каким бы словом этот месяц ни обозначался на древнееврейском языке, он должен был соответствовать (частично, конечно) нашему марту. Древние иудеи использовали лунно-солнечный календарь и за начало месяца у них принималась неомения--момент первого появления новой Луны на вечернем небе.
Иерусалимский синедрион посылал за город особых людей, которые должны были зафиксировать появление нового лунного серпа на небосклоне. Обнаружив его, свидетели отправлялись в Иерусалим и сообщали синедриону об увиденном. После этого особая комиссия решала считать наступающий день старого месяца первым днем нового месяца.. Вечером четырнадцатого дня первого весеннего месяца можно было отмечать Пасху. У древних иудеев сутхи начинались не утром, а вечером [11, с. 11].
Однако, несмотря на то что ячмень быстрорастущая культура, он далеко не всегда вызревал к началу первого весеннего месяца, что делало невозможным празднование Пасхи. Когда случалась такая ситуация, старший судья Иерусалимскою синедриона делал следующее заявление: "Поскольку голуби еще малы, ягнята еще слабы, а ячменный хлеб еще не созрел.., я решил прибавить к году еще тридцать дней" [9, с. 246]. Так празднование иудейской Пасхи, которое должно было сопровождаться опробованием ячменного хлеба и принесением жертв, откладывалось еще на месяц.
Какая же ситуация сложилась в 31 г.? Когда в этот год праздновалась Пасха: в марте или апреле?
Согласно таблицам, приведенным в книге Э.Бикермана [11, с. 143, 164] мартовское новолуние в 31 г. наступило в Гринвиче 11 марта в 17 ч 48 мин. Следовательно, в Иерусалиме серп новой Луны можно было видеть спустя примерно 2,5 ч, т.е. около 20 ч по гринвичскому времени и около 22 ч 30 мин по местному времени. Таким образом, 11 марта 31г. Иерусалимским синедрионом должно было быть объявлено первым днем
весеннего месяца. 14-е сутки этого нового месяца должны были начаться 24 марта 31г. вечером. Именно тогда и можно было праздновать иудейскую Пасху. В 31 г. 24 марта приходилось на субботу.
Апрельское новолуние 31 г., согласно тем же таблицам, наступило в Гринвиче 10 апреля в 5 ч 36 мин. В Иерусалиме же оно наступило опять-таки спустя примерно 2,5 ч, т.е. около 8 ч утра по гринвичскому времени и около 10 ч 30 мин по местному времени. Вечером 10 апреля 31 г. в Иерусалиме должен был быть виден серп новой Луны. Следовательно, этот день 10 апреля 31 г. и необходимо было объявить первым днем нового месяца. 14-е сутки этого месяца начались вечером 23 апреля. В 31 г. 23 апреля приходилось на понедельник.
Из евангелий нам известно, что Иисус был распят на кресте в пятницу перед Пасхой, которая наступила на следующий день -- в субботу. Таким образом, оказывается, что в 31 г. в Иудее Пасха отмечалась 24 марта, а Иисус был казнен 23 марта.
Однако ведь могла быть и такая ситуация, при которой восход новой Луны не был виден--например, небо было покрыто тучами или стоял туман. Как же в таком случае определялся первый день нового месяца? Ведь новолуние Иерусалимский синедрион считал священным.
Выдающийся среднеазиатский ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973-1048 гг.) отметил в своей знаменитой книге "Хронология древних народов", что спустя примерно 200 лет после Александра Македонского, т.е. в конце II--начале I вв. до н.э., иудеи стали применять календарь, в котором новолуния были вычислены заранее [11, с. 94, примеч. 25]. Таким образом, затруднений с установлением первого дня весеннего месяца в Иерусалиме в I в. н.э. быть не могло.
Итак, по нашим расчетам получается, что Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском в первых числах сентября (до 7 числа) 12 г. до н.э., когда в непосредственной близости от Земли проходила комета Галлея. По-видимому, самое раннее детство (примерно с 11 по 4 г. до н.э.) он провел в Египте вместе с Иосифом и Марией. Затем он жил в Назарете Галилейском.
Не исключено, что в зрелые годы Иисус снова побывал в Египте, работая там поденщиком, как об этом пишет философ Цельс. В начале 29 г. н.э. Иисус принял крещение от Иоанна Предтечи, после чего стал проповедовать свое учение в пределах Палестины.
Эта деятельность его продолжалась около двух лет. 19 марта 31 г. в понедельник, "за шесть дней до Пасхи", Иисус пришел в город Вифанию, расположенный несколько восточнее Иерусалима, где "совершал чудеса". "На другой день"--20 марта 31 г. во вторник Иисус торжественно въехал в Иерусалим при большом стечении народа. 22 марта, в четверг, Иисус участвовал в тайной вечере со своими учениками (Ин, 12: 12; МФ, 26: 20; МР. 14: 18; Лк, 22: 14). В ночь с 22 на 23 марта он был схвачен приверженцами древней иудейской веры, подвергнут суду и распят на кресте 23 марта, в пятницу (Мф, 26: 47--57; 27: 1--60; Мр, 14: 43---65; 15: 41-46; Лк, 22: 47--71; 23: 1--54; Ин, 18: 3-40; 19: 1-42).
Список литературы
1. Кубланов MM. Иисус Христос--бог, человек, миф?--М., 1964.
2. Кубланов М.М. Новый завет: Поиски и находки.--М., 1968.
3. Каждан А.П. Историческое зерно предания об Иисусе Христе // Наука и религия.-- 1966.--N 6.
4. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы.-- М., 1985.
5. Свенцицкая И.П. От общины к церкви.--М., 1985.
6. Свечцчцкая И.П. Раннее христианство: Страницы истории.--М., 1988.
7. Резников А.И. Комета Галлея: Демистификация рождественской легенды? // ИАИ: Вып. XVIII.--М., 1986.
8. Немировскчй А.И. Евангельский Иисус как человек и проповедник // Вопросы истории.--1990.--N 4.
9. Климишин И.А. Календарь и хронология.--3-е изд.--1990.--С. 1
10. Ginzel F.K. Handbuch der matematischen und technishen Chronologie.--Leipzig, 1914.
11. Бикерман Э. Хронология древнего мира.--М., 1976.
12. Тацит Корнелий. Сочинения в двух томах.--Л. 1969.
13. Флавий Иосиф. Иудейские древности; T.I.--СПб., 1900.
14. Gorbishley Т. Quirinius and the Census: A Re-study of the Evidence // Klio.--1936.--V. 29.
15. Macrobius. Saturnalia / Ed.Y.Willis.--Lipsae, 1963, VIII, 4, 11.
16. Машкин Н.А. История Древнего Рима.--М., 1948.
17. Гурштейн А.А. Вифлеемская звезда--вымысел или вспышка Новой? // Природа. 1978.--N 2.
18. Clark D.H., Parkinson J.H., Siephenson F.R. An Astronomical Re-Appraisal of the Star of Bethlehem--A Nowa in b.c. // Quarterly Journal of the Royal Astronomical Society.-- 1977.--V.18.--p. 443--449.,
19. Olson R.J.M. Giotto's Portrait of Haley's 'Comet //Scientific American.--1977.--V. 240.
20. Stentzel A. Das Alter Jesu und der Stern der Weisen // Das Weltall.--1907.--Helf 8.--S. 113--118.
21. Полное собрание русских летописей: T.XXXI.--М., 1968.
22. Ранович А.Б. Античные критики христианства.--Мя 1935.