Джентльмены, я вспомнил наконец откуда почерпнул про северных и южных евреев.
Вспомнил и нашел.
Вот эта версия г-на Косидовского.
И мне кажется, что в ней все логично.
"Hа протяжении всей своей истории еврейский народ делился на две резко
отличающиеся друг от друга группы: на израильтян, занимавших северную часть
Палестины, и на иудеев, осевших в южной части страны.
Между обеими группами существовал глубокий антагонизм. Только на сравнительно короткое время они
объединились в монолитное государство, да и то принудительно, - в период
царствований Саула, Давида и Соломона.
Сразу после смерти царя Соломона это государство распалось на две части, которые боролись друг с другом так яростно,
что без зазрения совести заключали союз даже со своими общими наследственными
врагами. Северные израильтяне построили себе новую столицу - Самарию, в то
время как Иерусалим оставался столицей иудейского государства.
Предполагается, что антагонизм этот был результатом не только соперничества
двух царских династий, правивших в обоих государствах; причина его, видимо,
коренилась значительно глубже, в каких-то этнических различиях.
Как объяснить эти расхождения? Ответ, возможно, содержится в клинописных
табличках, которые обнаружены в руинах столицы фараона Эхнатона - теперешней
арабской местности Тель-эль-Амарна. Это дипломатическая переписка, относящаяся
к четырнадцатому веку до нашей эры; в ней ханаанские вассалы Египта доносят
фараону, что племена пустыни, именуемые хабиру, нападают на их маленькие
государства и грабят их. Если под этим названием скрываются древнееврейские
племена (хебраи), как полагают некоторые ученые, то эти письма дают нам
доказательство, что древнееврейские племена вторглись в Ханаан уже за полтора
века до израильтян, вышедших из Египта. Примечателен и тот факт, что помощи в
борьбе с захватчиками просят вассалы таких городов, как Мегиддо, Гезер,
Аскалон, Лахим и Иерусалим. Зато в табличках нет упоминаний о городах Сихем,
Силох, Гибеах, Миспах и Иерихон. Почему? Hеужели ими в это время уже овладели
древние евреи? Любопытно, что в одном из писем упомянут военачальник по имени
Иисус.
Здесь напрашивается вопрос: не наш ли это, случайно, знакомый из
Пятикнижия? Американский востоковед Поуэл Дэвис вместе с некоторыми другими
учеными делает отсюда вывод, что какая-то ветвь древних евреев либо покинула
Египет уже за полтора века до Моисея, либо вторглась в Ханаан с востока и под
водительством некоего неизвестного нам Иисуса среди прочих городов разрушила в
четырнадцатом веке Иерихон. Моисей же, по этой версии, вывел из Египта только
племя левитов.
В пользу гипотезы Поуэла Дэвиса говорит и то обстоятельство, что
только левиты, как, впрочем, и Моисей, носили типично египетские имена,
например: Пинехас, Гур, Гофни, Пасур и т. п. В пустыне к левитам присоединились
ещT другие племена, что позволило им образовать мощную вооруженную силу. Однако
ввиду того, что левиты вели свое происхождение из Египта и были связаны узами
крови с Моисеем, они сохранили в этом племенном сборище положение правящей и
привилегированной касты. В свете этих фактов становится понятной ситуация в
Ханаане. Северную часть страны заселяли потомки тех
древних евреев, которые никогда не были в Египте или покинули его в
незапамятные времена. Они усвоили культуру ханаанеян и стали поклоняться их
богам. Зато южную часть страны, Иудею, заняли израильтяне - выходцы из Египта.
Обе группы разделяли столь глубокие различия в традициях, обычаях и религиозных
верованиях, что сотни лет соседства и политической общности не сумели их
сгладить. Отсюда антагонизм и братоубийственная борьба, которая в конце концов
довела израильтян до гибели."