Привет от кенгуру. Марафон Лондон-Сидней 25 лет спустя.
1968-1993
Те, кому сегодня за сорок и кого всегда привлекали события в автомобильном мире, в автоспорте, конечно же, сохранили в своей памяти автомарафон «Лондон-Сидней» - «ралли века», как называли его тогда, 25 лет назад.
Вся пресса, теле- и радиоэфир были заполнены сообщениями с трассы невиданного марафона, который демонстрировал миру безграничные возможности современных автомобилей и людей за рулем этих машин.
Среди всего нового и необычного, что сопутствовало этому ралли, было и участие в нем команды советских автоспортсменов, стартовавших на автомобилях «Москвич-412» - новой в то время модели АЗЛК.
В самом деле, вступить в соперничество с машинами лучших автомобильных фирм, с многоопытными раллистами со всего света в таком беспрецедентном соревновании уже само по себе было сенсацией.
Но, наверно, еще большей сенсацией стал успешный финиш всех четырех наших экипажей в Сиднее.
Чтобы представить себе атмосферу у нас вокруг ралли в то время, приведем еще раз строки из письма в журнал «За рулем», которые были опубликованы в № 4 за 1969 год.
«Мы внимательно следили за ходом ралли, - писал нам водитель из колхоза «За мир» Никопольского района Днепропетровской области С. Баранцов. – Хотелось, чтобы «москвичи» не подвели. Наш коллектив шоферов как один болел за советскую команду, словно мы сами ехали рядом с нашими спортсменами».
И вот четверть века спустя снова «Лондон-Сидней», снова «москвичи» и снова имена тех, кто финишировал в Сиднее в шестьдесят восьмом году.
Гости редакции – заслуженные мастера спорта, участники ралли-марафонов «Лондон-Сидней» 1968 и 1993 годов Александр Васильевич Ипатенко и Виктор Алексеевич Щавелев. Они делятся впечатлениями от этих соревнований, между которыми лежит дистанция в четверть века.
Очень энергичный член Английского королевского автомобильного клуба Ник Бриттен, известный среди раллистов под прозвищем «Бритник», год назад взялся организовать памятное – назовем так – ралли «Лондон-Сидней».
В память о первых таких соревнований он предложил спустя 25 лет провести автомарафон по тому же маршруту и пригласить участвовать в нем наравне с действующими раллистами ветеранов того ралли на тех же машинах.
Что и говорить, идея хорошая, но кто возьмется финансировать и подготовительную работу, и организацию самого ралли?
«Бритник» нашел спонсора – английский «Ломбард банк».
Тот самый, который открывает в Англии кредит автомобилистам для покупки машин, и тот самый, что выступает спонсором ралли Королевского автоклуба – традиционно последнего этапа мирового первенства.
Но для нас, российских спортсменов, важнее всего было найти своего спонсора, который смог бы покрыть расходы на подготовку автомобилей, экипировку участников, приобретение запчастей, масла, свечей и многого, многого другого.
К счастью, это удалось.
Президент акционерного общества «Интерволга» Александр Александрович Долбиш, сам в прошлом автогонщик, мастер спорта, пошел нам навстречу.
Спонсором российской команды стала «Интерволга».
Оставалось решить еще один не менее трудный для нас вопрос: где взять машины, причем не какие пожелаем, а только той марки, на которой выступали 25 лет назад.
Здесь на помощь пришел «Ижмаш». (в 1968 году в ралли принима участи автомобили московского завода АЗЛК)
Он подготовил «Москвич-412» и, надо сказать, блестяще.
Автомобили прошли всю дистанцию без поломок.
Единственное, что пришлось заменить, - генератор на машине Щавелева.
Это было в Венгрии.
Оба «Москвича-412» - с серийными двигателями, но с усиленными деталями кузова, подвесок колес и защитными решетками впереди.
Автомобили других участников были заметно мощнее наших.
Нужно еще уточнить, что из 106 стартовавших экипажей 32 были укомплектованы ветеранами ралли-марафона 1968 года на машинах того времени, хотя в ряде случаев и более позднего выпуска.
Чтобы выделить эти машины, стартовые номера на них нанесли красной краской.
Наши экипажи выглядели так:
№ 6 – Александр Ипатенко – Виктор Водяницкий,
№ 8 – Виктор Щавелев – Александр Долбиш.
Нынешнее ралли резко отличалось от того, что состоялось 25 лет назад.
Участники отдыхали каждую ночь – тогда такого не было.
Но не подумайте, что соревнования были просто путешествием.
Четверть века назад на дистанции было мало допов, теперь же ежедневно проходили 2-3 спецучастка, причем очень тяжелых.
Например, Зантус – Балладония в Австралии – это 168 ужасных километров.
Лесные дороги, пыль, прямые отрезки не длиннее полукилометра.
Именно там 11 мая наш экипаж под номером шесть трижды заменял полуоси и в конце концов вынужден был сойти: удар о камень в пыли деформировал балку заднего моста в зоне редуктора.
И хотя до этого допа экипаж держался где-то в седьмом десятке, с надеждой дойти до финиша пришлось расстаться.