Заметки участника ралли в Нигерии 1973
автор: Александр Сафонов
Наши читатели уже знают об успешном выступлении советских спортсменов на ралли «Сафари» в Нигерии («За рулем», 1973, №5). Один из участников – мастер спорта международного класса Александр САФОНОВ вел на этих соревнованиях путевые заметки. По просьбе редакции он любезно предоставил их для публикации.
14 ФЕВРАЛЯ. Все готово к началу соревнований. Ранним утром возле отеля «Аэропорт» в столице Нигерии Лагосе выстроились 27 автомобилей – всего шесть команд, представляющие известнейшие фирмы «Рено», «Форд», «Ситроен», «Тойота», «Фольксваген». Мы – гонщики Московского автозавода имени Ленинского комсомола стартуем на трех «Москвичах-412» как команда «Автоэкспорта» - АЗЛК.
Участвовать в ралли «Сафари» нас пригласила фирма ВААТЕКО, занимающаяся продажей советских автомобилей в Нигерии. Сразу же после прибытия в Лагос решили познакомиться с трассой ралли. Для подготовки «боевых» машин здесь остались руководитель делегации заместитель главного конструктора завода В.Митрофанов, инженер команды А.Силин и заслуженный мастер спорта Ю.Лесовский. Остальные вместе с работниками ВААТЕКО Б.Травиным на четырех серийных «Москвичах» отправились в путь. Нас сопровождали два нигерийца (кстати, оба по имени Адамо), знающие хауса – язык северных мусульманских племен, населяющих территорию, где большей частью будет проходить маршрут ралли и где не всегда можно объясниться по-английски.
Сначала едем на север страны – в Аргунгу, затем делаем кольцо на юг по центральной части Нигерии и возвращаемся на север, далее новое кольцо в западном направлении с возвращением в Аргунгу. Здесь будет финиш ралли. При движении на север заметно меняется пейзаж. Джунгли и влажный тропический климат, характерные для окрестностей Лагоса, здесь переходят в выжженную солнцем саванну – еще жарче, но дышится легче, так как воздух сухой.
С рассвета и до темноты едем и тщательно пишем легенду. На некоторых участках, где дорог вообще не существует и приходится пробираться по руслам высохших рек, выходим из машин и белой краской помечаем деревья, кустарник, а то и просто землю. Это опознавательные знаки, при помощи которых мы будем находить правильный путь.
Наши нигерийцы – Адамо-1 и Адамо-2 очень скоро стали делать успехи в познании русского языка. Во время коротких остановок они уже говорят: «Кого ждем? Поехали!» Особенно любят обращаться к Александру Павловичу Терехину: «Алексан Па, доброе утро».
Встретили английский экипаж на «Форде». Оказывается проходят трассу уже второй раз. Показывая на свою машину, спрашивают: «Хороший автомобиль?» «Хороший, - отвечаю, но не лучше «Москвича». Поинтересовались, какое впечатление произвела на нас трасса. «Трудная, но ничего необычного»,-говорили мы. «Не торопитесь с выводами»,- улыбнулись они. И действительно, проехав по участкам Камба – Кайнгива, Дуцин – Ма – Джибия и некоторым другим, поняли, какие испытания ожидают нас и наши автомобили. В полном смысле слова дорог здесь вообще не существует: двигаться приходится по каменистым плато и пустыням. А ведь тут средние скорости будут заданы в 60 км/час. Значит, нужно лететь со скоростью не менее 90 км/час.
Уставшие от пыли и жары, мы вернулись в Лагос за неделю до старта. Здесь закупили все необходимое – бензин, продукты, воду. Генеральный директор ВААТЕКО Д.Дарчиев и главный инженер фирмы, известный в прошлом советский автогонщик У.Аава посоветовали нам взять запас горючего и продовольствия на 48 часов – приобрести все это можно далеко не везде. Решаем, что каждый экипаж будет состоять из трех человек. В первой машине поедут заслуженные мастера спорта В.Кислых, Ю.Лесовский и мастер спорта международного класса Э.Лифшиц, во второй – мастера спорта международного класса В.Бубнов, А.Печенкин и Л.Евсиков, наша «дружина» выступает в таком составе: заслуженный мастер спорта международного класса А.Терехин и мастера спорта международного класса В.Ржечицкий и А.Сафонов.
И вот участники на старте. Впереди 3700 километров пути, средняя скорость 100 км/час, а на некоторых участках – до 139 км/час. Наши соперники (кстати, все европейцы), одетые в красивые легкие комбинезоны, занимают места в машинах. И только какой-то «частник» судорожно режет ножницами переднее крыло своего «Фольксвагена»: поставил специальные шины и, видимо, при поворотах руля они задевают за крылья. В 9 часов 04 минуты отправился на трассу экипаж Э.Лифшица, через 18 минут – В.Бубнова и еще через шесть стартуем мы. На первых десятках километров наше волнение не улеглось, а, наоборот, еще более возросло: в двигателе появились какие-то небольшие перебои, не позволяющие развивать максимальную скорость. При опробовании автомобилей в Лагосе этого не было. Скорее всего, что-то неладное с подачей топлива, но выяснять сейчас некогда.
Уже на первом сложном повороте с трамплином видим английский автомобиль под номером «5», потерпевший аварию. Счет сходам открыт.
К пункту контроля прибываем без опоздания. Затем следующий участок – 300 километров и средняя скорость 95 км/час. С задачей справляемся. Здесь нас ждет техничка В.Городянкина, энергичного, удивительно работоспособного человека. Среди встречающих – советские геологи. Виктор передает мне схему и фотографии разведанного им лучшего пути на участке Дуцин-Ма – Джибия. Когда только успел он это все сделать?
Впереди очень плохие и пыльные дороги. Плотно закрываем окна в автомобиле, теперь хоть можно дышать. В салоне как в парной. Пот заливает глаза. К тому же видимость – хуже некуда: пыль висит стеной. Неясно, нагоняем ли кого или нас настигают. Боимся, что заданную скорость в 101 км/час не выдержим. Вдруг пыль заметно рассеивается. Дорога выходит на открытое место. По легенде здесь нужно пересечь сухое русло реки. Наши фары высвечивают стоящую в низине «Тойоту» и местного жителя возле нее. Видимо, экипаж сомневается в правильности маршрута. Делаем отчаянный рывок, чтобы первыми выскочить на противоположный берег. Иначе опять придется пыль глотать. Но мы замечены. «Тойота» резко набирает ход и на какое-то мнговенье раньше нас выбирается на дорогу. Опять попадаем в плотную завесу пыли. К тому же вскоре прокол шины. Почти никаких надежд закончить этап без опоздания. В Аргунгу прибыли девятыми. С радостью узнаем, что экипаж Лифшица финишировал первым, а Бубнова – третьим. Но главное, все три наших экипажа продолжают борьбу.
15 ФЕВРАЛЯ. Ночью было так душно, что почти не спали. Утром пришли в закрытый парк, осмотрели автомобиль. Быстро нашли причину неполадок в двигателе. Из-за длительного хранения машины в тропиках появились окислы в бензонасосе, хотя систему и чистили, но видимо, недостаточно.
Наши соперники предвкушают легкую победу на втором этапе. Ведь весь путь от Аргунгу до Кадуна протяженностью 540 километров проходит по хорошим асфальтированным дорогам. Есть где развернуться мощным «ситроенам» и «фордам». Без всяких происшествий все наши три «Москвича» прибыли на ипподром в Кадуне, где был закрытый парк и двухчасовой перерыв. Сразу же попадаем в дружеские объятия В.Городянкина. Вместе с нашими геологами он приготовил вкусный обед, выстирал пропыленную спортивную форму.
Узнаем, что на третий этап отправится только 13 автомобилей. Остальные выбыли из соревнований, не выдержали трудных дорог. Организаторы ралли, опасаясь, что в Аргунгу некому будет финишировать, исключили из трассы участок в 150 километров и предложили участникам более легкую дорогу.
И снова в путь. Очень скоро кончается асфальт, трясемся по строящейся дороге, выбитой, с массой объездов и разрушенных мостов. Заданная скорость в 114 км/час малореальна. Тем более что через 50 километров после старта спустила правая задняя шина. А мы взяли лишь одну «запаску». Положение критическое. «Техничка» нашего тренера Н.Шевченко пошла по короткому пути, минуя южную часть трассы. Помощи можно ждать только в Кеффи, а до него больше 200 километров пути. Да и будет ли там колесо?
В одной из деревень у примитивной заправочной станции (вместо колонок бочки) пытаемся купить шину, но безуспешно. И если мы добрались до Кеффи, то это заслуга Вадима Ржечицкого, который вел машину с величайшей осторожностью. Прибыли с опозданием всего 13 минут. Открываю дверь, встаю во весь рост и кричу: «ВААТЕКО! ВААТЕКО!» «Сюда, сюда!» - слышу в ответ. На наше счастье колесо есть.
Глубокой ночью уходим на следующий участок. От жары и проклятой пыли силы уже на пределе. Беспрерывно пьем воду. Позже узнали, что Лифшиц, Кислых и Лесовский на одном из этапов выпили 48 бутылок и пятилитровую канистру воды. На очередном пункте контроля времени просим судей не ставить убытие. Хотим подождать, пока осядет пыль от только что ушедшего автомобиля. Но уже через четыре минуты видим свет приближающейся машины. Приходится уходить. Едем в сплошной пыли. В Биду приезжаем с опозданием. Встречающий нас А.Силин говорит, что наши идут хорошо.
Вновь асфальт. Нас обошел «Ситроен», доставивший нам много неприятностей на следующем участке трассы. Он встал на заправку недалеко от пункта контроля времени. Отметив карту у судей, я бросился в машину, чтобы первыми уйти на пыльную дорогу. Но экипаж «Ситроена», тут же прекратив заправку, рванулся вперед. Началась гонка. Этот участок с гравийным покрытием и множеством трамплинов, крутых, опасных поворотов мы хорошо застенографировали. И даже в пыли нам удается несколько раз близко подойти к «Ситроену». Но дорога такая узкая, что обогнать его нет возможности. Какие только отчаянные попытки не предпринимал Вадим, и все же на КВ в Фунтва пришли из-за этого «Ситроена» с опозданием. В закрытом парке оказалось только 11 автомобилей. Наша команда единственная в полном составе.
16 ФЕВРАЛЯ. Заключительный бросок. Самый трудный и решающий этап. Его нужно закончить во что бы то ни стало. Тогда будем праздновать командную победу. А пока нас ждет первый участок в 139 километров, пройти который нужно за 1 час. Здесь все получат штрафные очки. Но особенно трудно будет на последних 300 километрах трассы, где запрещено находиться сервисным автомобилям. Решаем идти по разведанной В.Городянкиным более длинной, но лучшей по качеству дороге. За рулем Александр Терехин, Вадим отдыхает. Без приключений преодолеваем трассу вдоль северной границы Нигерии. Рядом Сахара, и ее дыхание чувствуется даже в салоне нашего автомобиля. Дорога вьется по каменистым грядам с множеством промоин и ям. Обходим «Фольксваген». Он совсем истерзан, слышатся жесткие металлические удары подвески.
Вот и финиш. Мы пятые. Экипаж Э.Лифшица второй, В.Бубнова – третий. Нас все поздравляют с победой. «МОСКВИЧИ» С ЧЕСТЬЮ ВЫДЕРЖАЛИ ТРУДНЕЙШЕЕ ИСПЫТАНИЕ. ИЗ 27 СТАРТОВАВШИХ АВТОМОБИЛЕЙ РАЛЛИ ЗАКОНЧИЛО ВСЕГО ВОСЕМЬ. В ИХ ЧИСЛЕ ВСЕ ТРИ НАШИ МАЛОЛИТРАЖКИ! И никаких серьезных неполадок.
На завтра все приглашены на рыбный фестиваль, где нам будут вручены призы за командную победу, второе и третье места в абсолютном зачете. А затем на этих же машинах по просьбе ВААТЕКО отправимся в пробег по городам Нигерии.
А.Сафонов
мастер спорта международного класса
Фото автора