Первый «Трабант» сошел с конвейра в 1957 году. Марку нaзвали в чeсть зaпущенного в тoм же гoду Советским Союзом кoсмического спyтника (пo-нeмецки Trabant - спyтник). Автомобиль был призван стать ответом Восточной Германии западному «Фольксвагену», но ответ получился неоднозначным. С одной стороны, ненадежность «Трабанта» признавали даже советские автолюбители, а эпитет «комфортный» в его отношении и не упоминался. Сидя в таком авто, колени неизменно упирались в тонкий и скользкий руль, в жару в нем было нестерпимо жарко, а в холод - холодно. О безопасности езды на «Трабанге» говорили, разве что, в шутку: «Почему у «Трабанта» нет ремней безопасности? – Чтобы не спутать его с рюкзаком».
С другой стороны, малолитражка пользовалась в ГДР огромной популярностью, за ней выстаивали многолетние очереди. В ожидании своего «Трабанта» люди успевали состариться или повзрослеть. «Так называемые заявки на машину передавались по наследству. Их заполняли при рождении ребенка, чтобы к 18-ти как раз подошла очередь. А если к тому моменту машина уже была не нужна, драгоценную заявку продавали или передавали родственникам», - рассказывает пресс-секретарь фан-клуба «Трабанта» Олаф Шох, передает Вести.Ru. Об очередях на «Трабанты» ходил такой анекдот: «80-е годы, ГДР. Дама заполняет заявление на постановку в очередь на машину марки «Трабант». Чиновник смотрит в план распределения и объявляет: «12 марта 2001 года». Дама: «Только, пожалуйста, после обеда, до обеда мне привезут холодильник!»»
На «Трабантах» стoял допотопный двухтактный двигaтель, который тарахтел, как мотоциклетный, а работал на смеси масла и бензина, как бензoпила. Если двигатель заводился с первого раза, то день можно было считать удачным. В этой связи вспоминается еще один анекдот: «Зачем у «Трабанта» заднее окно с подогревом? - Чтобы руки не мерзли, когда зимой его толкаешь». В пути же он позволял развивать скорость до 90 км/ч.
Снаружи «Трабанты» были отделаны деталями из специального пластика, прозванного в народе «дуропластом». Во второй половине 30-х годов в милитаризованной Германии были введены квоты на использование в промышленном производстве металла. В поисках альтернативного материала для изготовления автомобильных кузовов конструкторам удалось синтезировать материал, который немцы назвали «дюропластом», а советские ученые - фенольнопресольформальдегидной смолой. Материал получали из отходов хлопкового производства и клееобразного наполнителя. Благодаря дюропласту, «Трабант» весил всего 620 кг, а его внешний кузов не боялся ржавчины.
В ГДР «Траби», как его ласково называли жители, был самым массовым автомобилем. В 1988 году примерно 3,5 миллиона таких машин находились в частном владении и 180 тысяч - в служебном пользовании. Доля «Трабантов» составляла 52% всех авто в стране. В 1988-89 годах «Трабант» стоил 12 700 восточных марок, что составляло примерно от 10 до 17 месячных зарплат квалифицированного рабочего в ГДР.
Производство машин было прекращено вскоре после объединения Германии – в апреле 1991 года. Хотя выпуск «Трабанта» чуть было не возобновили в 1995 году в Узбекистане. Руководство узбекско-американского СП «Олимп» подписало протокол о намерениях с заводом Sachsenring о производстве машины на территории республики. Узбекский «Олимп-601» в отличие от родных «Траби» должен был иметь кузов не из дюропласта, а из отходов низкосортного хлопка. Однако весь парк машин ограничился единственным демонстрационным экземпляром, который собрали для журналистов. Правительство Узбекистана не заинтересовалось примитивным автомобилем и не предоставило предприятию необходимых льгот, без которых развитие производства оказалось нерентабельным.
Сегодня «Траби» превратился в объект коллекционирования и тюнинга. Цена на хорошо сохранившиеся экземпляры растет с каждым годом, а потому один старый автомобильный анекдот звучит уже неактуально: «Как удвоить стоимость «Трабанта»? - Залить полный бак бензина». Некоторые умельцы переделывают свои «трабанты» в лимузины, кабриолеты и даже грузовики.
По дорогам Европы продолжают колесить тысячи «гоночных картонок», как шутливо прозвали немцы «Трабанты». Би-Би-Си передает, что, согласно данным журнала "Шпигель", сейчас в Германии 52 432 «Трабанта». Это, между прочим, больше, чем «Ягуаров».