Если попытаться предельно кратко изложить схему уничтожения АЗЛК, то выйдет примерно следующее.
Контрольный пакет акций находился в федеральной собственности. Москва долго и настойчиво просила федералов передать им завод на баланс. Читай, в собственность. Кремль был не против, но с одним условием: в качестве обременения Москва берёт на себя долги предприятия. Ещё до того, как директором стал Асатрян, на «Москвич» повесили долг в 800 млн дол за оборудование для так и не построенного моторного завода, сгнившее впоследствии и проданное на металл либо разворованное. Долг был перед госструктурой – Внешэкономбанком. Потом завод стал обрастать другими долгами но этот всегда был основным и самым крупным. И Москва на эти условия не шла.
Потом времена постепенно коммерциализовываются, стоимость земли растёт, столицу охватывает строительный бум. Производство, особенно машиностроение, в столице делается невыгодным. Завод начинает умирать естественной смертью и, наконец, умирает. На всё это совершенно спокойно смотрят из московского Правительства и не делают ровным счётом ничего, позволяя Асатряну резвиться на костях. А чего напрягаться – завод не принадлежит Москве. Взятки гладки. Тем паче, что лично Лужков, будучи наивным энтузиастом, периодически давал деньги «Москвичу» и долг завод перед московским правительством тоже стал довольно нехилым. Повторю: Лужков прост, как три копейки, наивен и совершенно некомпетентен в вопросах машиностроения. Кроме того – самодур. Он реально хотел, как лучше, но как лучше – просто не знал. За него решила команда.
Смерть АЗЛК была неизбежна. У завода не просматривалось даже черновой бизнес-модели для новых условий, гигант, существующий по законам социалистической экономики был нежизнеспособен. В принципе, АЗЛК можно было реформировать, сохранив автопроизводство, но это должны были быть сверхусилия с хорошей господдержкой. Но не было ни того, ни другого. Завод не разваливали специально. Его развалило бездействие и равнодушие. Не моё – и путь рассыпается в тлен и прах.
Потом банкротство, смена собственников. Теперь Москва могла распоряжаться этой территорией. Федералы не получили ни того долга, который тянулся с конца 80-х, плюс потеряли всё, что было вложено в предприятие за всю историю его существования. Самым неэффективным собственником оказалось государство. И тут встаёт вопрос: если бы вовремя решили проблему собственности, передав контрольный пакет Москве, была бы у завода иная судьба? Не знаю, вряд ли.
Вряд ли Асатрян представлял, какая деструктивная роль ему определена историей. Он просто делал, что хотел, что ему казалось правильным. Делал в меру своего образования и воспитания. Его не направляли – ему просто не мешали. И однажды Асатрян серьёзно прокололся: взял кредит от банка «Возрождения» на нелепых условиях и тогда, когда завод уже был признан неплатёжеспособным. Это в чистом виде шаг к преднамеренному банкротству, уголовно-наказуемое деяние. Рубена Саркисовича отмазали, его не дали в обиду. Хотя по всем разумениям он уже должен был сидеть. А всё потому, что его безумства работали на ещё более безумную логику Лужкова: я столько сил и денег на этот завод положил, а вы, федералы, даже сейчас не хотите его на Москву переписать. Так не доставайся же ты никому, бесприданница! Будет гореть синим пламенем – пальцем не пошевельну, разбирайтесь со своей драгоценной собственностью сами.
Конечно, на процедуре распродажи активов кое-кто погрелся, но это смешные деньги, не миллиарды. Асатрян себе в копилочку тоже кое-что положил, но олигархом, видит Бог, не стал. Мне неизвестно, кто и на каком формальном основании прикрыл Асатряна. Тут надо смотреть, видимо, связи владельцев банка «Возрождение» в Правительстве Москвы. Ибо банк, в итоге, снял довольно вкусные пенки с АЗЛК – весь комплекс административных зданий, выходящих фасадами к метро «Текстильщики», на Шоссейную улицу. Фактически, Асатрян свой кабинет заложил и продал.
http://rusautomobile.livejournal.com/161377.html