Помнится, была у меня в детстве книжка. Миколас Слуцкис, Дорога сворачивает к нам. И был там отрицательный герой Ляксандра - сельский спекулянт. Покупал в городе все, от сигарет и колготок до школьных тетрадей и толкал односельчанам. Ну ладно, то Литва, остаток капитализьмы. Оказывается, ровно то же было в наших ипенях:
http://cibirjak.liveforums.ru/viewtopic.php?id=438
"Несколько впереди моего пути и левее полотна когда-то стоял магазин. Он не отличался от других магазинов ни внешним видом, ни внутренним содержанием. Но в нашем магазине продавцом работал Сизиков. А Сизиков-это почему-то не расстрелянный и даже не осуждённый спекулянт. Ярлыки во иремя правления вождя вешались легко и он по своим "параметрам " вписывался в него вполне.Здесь, как говорят в народе, -"..и к бабке не ходи" Он устроился на работу,где надо было ездить в Новосибирск. Оттуда он привозил "ходовой" товар и реализовывал его по своим ценам в тёмное время суток.Я сам ходил к нему с отцом и выбирал себе тетради (лощёные,в клеточку, в линейку, для рисования идр.), чернильницы, ручки, перья, карандаши, резинки и другую разную мелочь, и это было очень приятно. Когда не было тетрадей мы писали в книгах и выбирали их с большими расстояниями между строчками. Его товар пользовался спросом и у женщин. Навар его был небольшой, поэтому и не порождал у людей греха в виде зависти. По своей доброте деревня умеет быть справедливой и не нашлось ни одной сволочи,которая взяла бы грех на душу и донесла в верхи, а местная власть молчала из-за отсутствия сигналов. Благодаря этому он избежал последствий в своей рискованной игре
Семья Сизикова отличалась от других и отсутствием подсобного личного хозяйства. Нет, небольшой огород они держали , а вот скотину- никакой, и для сельской местности это - нонсенс (вспомнилось Горбачёвское). Жену свою Алену, он взял на стороне. И где он её "выкопал"? Совершенно не для села! Её стан, походка, жесты, мимика лица-всё кричало;-"Я танцевать хочу! я танцевать хочу!" Летом по выходным и праздникам из распахнутых окон их дома звучала музыка патефона, собирающая молодёжь. В деревне Алёне было тесно и скучно и она ударилась в алкоголь. Иногда она появлялась за прилавком, чтобы помочь мужу, и тогда среди женщин сразу же стихали разговоры, они суровели как овчарки - начинался спектакль. Алёне надо было наторговать себе на бутылку,-женщины были не против бутылки, но только не за их счёт.Торгуя, она соглашалась с покупательницей , снимала с весов одни гири и ставила правильные, могла перемерить материал, но за правильность арифметических действий сложения и умножения стояла горой, лихо щёлкая костяшками счетов . Бои шли яростные и гасил их тогда сам хозяин. Зато у женщин появлялись новые данные и темы для пересудов ."
Бизнес в общем-то беспроигрышный. Не хуже торговли самогоном. Ибо автолавки не дождесси, а товар нужон.