Не мог не дать ссылу на изыскания глубоко законспирированного нашего агента, члена НСДАП и пр.
ПС. Много букв!
Отредактировано sgt (2012-08-23 01:36:24)
Форум Зануды - свободное общение обо всём. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Ужасы мира или как страшно жить » Чкалов. Очередной дутый герой Советов.
Не мог не дать ссылу на изыскания глубоко законспирированного нашего агента, члена НСДАП и пр.
ПС. Много букв!
Отредактировано sgt (2012-08-23 01:36:24)
Не мог не дать ссылу на изыскания глубоко законспирированного нашего агента, члена НСДАП и пр.
Общий привет, All!
Случилась тут одна оказия. Пробило меня перечитать книги про В.П. Чкалова.
Вот, думаю, беда-то какая! Одно кино одноимённое в голове...
Сказано - сделано. Благо у нас это не сложно. Библиотек в Петербурге хватает.
Пошёл Российскую Национальную - туда в советское время в обязательном порядке каждое издательство отсылало по два экземпляра выпущенных книг.
Отыскать книги было просто.
Всё, что выходило о В.П. Чкалове, в РНБ отсортировано в отдельный каталог - личность то знаменитая.
Поразило, что книг о В.П. Чкалове - всего-ничего! Шестьдесят штук, включая фотоальбомы.
Из этих шестидесяти - оригинальных не набирается и двух десятков. Остальные - переиздания или перепевы одного и того же текста.
Автором процентов 80% книг и фотоальбомов является О.Э. Чкалова и её дети.
Все они, как выяснилось, представляют собой один и тот же, раз и навсегда выверенный текст, рисующий облик героического выдающегося лётчика. Штамповка! Менялись в тексте только акценты.
То В.П. Чкалова "враги народа" притесняли, то они уже и не враги, а "непонимающие авиационного прогресса"... В общем, - согласно коньюктуре и действовавших в стране политических установок.
Прочитал все эти книги и пошёл в Центральную Военно-Морскую библиотеку (ЦВМБ) - читать журнальные статьи.
В ЦВМБ библиографы - молодцы. Завели и отслеживают отдельный каталог, куда сведены все данные о публикациях о разных выдающихся личностях нашей Армии и Флота.
Перечитал статьи.
Из всего прочитанного сделал делал выписки. Сопоставил.
Весьма любопытная картина сложилась. Даже какая-то неожиданная.
Подумал, подумал и решил заметки эти на форуме выложить. Ведь не у каждого в нашей огромной стране есть возможность посещать столь крупные библиотеки.
Мои выводы не истина в последней инстанции! Это всего лишь элементарный библиографический анализ. Который следует проверить данными архивов и свидетельствами очевидцев. Но вот исходной ступенькой для определения истинного места В.П. Чкалова в нашей авиационной истории вполне может послужить.
Предлагаю провести такое обсуждение. Но, чур, железное условие: пустопорожними эмоциями сей анализ не засорять. И темы гибели В.П. Чкалова не касаться - не этично!
Давайте так: перед тем, как высказаться - перечитываем хотя бы одну книгу о В.П. Чкалове! В обязательном порядке! ибо, как я успел уже убедиться, у большинства населения нашей страны в голове не реальный В.П. Чкалов, а киногерой одноимённого фильма.
С уважением ко всем. Александр Соловьёв, СПб.
Валерий Чкалов «Высоко над землёй /Рассказы лётчика/» - Ленинград: изд-во Детской литературы, 1939, тираж 25000 экз.:
«Пламенный большевик
«Смерть вырвала из рядов коммунистической партии сталинского сокола, нашего знатного земляка, знаменитого большевика Валерия Павловича Чкалова…» /М.Кузин, секретарь Горьковского Горкома ВКП(б)/.
Подольск. Центральный Архив Министерства Обороны РФ (ЦАМО РФ). «Личное дело №268818»:
- Будучи членом РКСМ, был «исключён на 6 месяцев за недисциплинированность». Данных о восстановлении в РКСМ в личном деле нет… Никаких заявлений с просьбой принять его кандидатом в члены ВКП(б) в личном деле нет.
«Пламенный большевик» В.П. Чкалов был принят в члены ВКП(б) лишь в августе 1936-го, постановлением ЦК ВКП(б). Минуя комсомол и обязательный кандидатский стаж. Заявление о приёме в партию, В.П. Чкалов написал по личному предложению /равноценному указанию/ И.В. Сталина.
Партийный билет №1278341, выдан Ленинградским Р.К. г. Москвы.
До августа 1936 года «пламенный большевик» был беспартийным и ни в каких революционных событиях не участвовал.
Во всех книгах о В.П. Чкалова описываются одни и те же случаи из его жизни. Описываются разными словами, с разной степенью подробности...
Но они одни и те же. И их четырнадцать. Чуть больше, чем подвигов у Геракла.
Стоит остановиться на рассмотрении каждого их этих подвигов Чкалова
«Подвиг» 1-й: «Выдающийся облёт Чкаловым купола Исаакиевского собора»
Участник ВОВ, лётчик-истребитель, лётчик-испытатель Анатолий Маркуша «Бессмертный флагман. Лирический репортаж» - М: «Молодая гвардия», 1974, тираж 100000 экз.:
«Вираж вокруг купола Исаакиевского собора.
Прежде всего установим высоту Исаакия – 101 метр 88 сантиметров. Теперь заглянем в инструкцию по технике пилотирования тех лет. Отклонение по высоте на вираже допускалось ±25 метров. Это на оценку удовлетворительно! Выходит, выполнить вираж вокруг купола Исаакиевского собора было в возможности рядового истребителя…» (стр. 54)
«Подвиг» 2-й: «Чкалов – основоположник перевёрнутого пилотажа»
1. Журнал «Вестник Воздушного Флота» 1924 год, №10, №11: статья Е. Татарченко «Перевёрнутый полёт» - учебный материал для лётчиков-истребителей: техника полёта, методика управления самолётом, выполнение фигур перевёрнутого пилотажа.
2. Журнал «Хроника Воздушного Дела» 1929 год, №1(18), перевод из «Aero Digest» 1928 год (т.13, №4, стр. 671 и №5, стр. 904): рубрика «Лётное дело»: переводная статья «Высший пилотаж в перевёрнутом полёте» «известного американского гоночного пилота и виртуоза в высшем пилотаже, А. Вильямса» который «делится своим опытом в пилотировании самолёта и выполнении различных фигур в перевёрнутом полёте, специальным изучением которого А. Вильямс занимался в течение нескольких лет». Подробно изложена техника выполнения всех фигур высшего пилотажа в перевёрнутом полёте, включая изобретённые и впервые выполненные А. Вильямсом. Даны схемы, подробные инструкции, описано поведение самолёта и действия лётчика, приведены методики подготовки к выполнению той или иной фигуры перевёрнутого пилотажа. Включая фигуры в советской авиации дотоле неизвестные: например фигура - вертикальная «S». Описаны все испытываемые самолётом и лётчиком перегрузки. А. Вильмсон начал исследования перевёрнутого пилотажа по заказу Смитсонианского института ещё в начале двадцатых годов, когда Чкалов и летать-то не умел.
Как известно, в 1924 году Чкалов только-только прибыл в Особую Краснознамённую авиаэскадрилью и никаким перевёрнутым пилотажем ещё не занимался за неимением подходящих самолётов.
Так кто основоположник перевёрнутого пилотажа?
Может быть всё-таки комбриг Е.Н. Татарченко и американский лётчик-испытатель А. Вильямс?!
А может В.П. Чкалов учебник по перевёрнутому пилотажу написал? Или инструкцию какую, для начинающих?..
«Подвиг» 3-й: «Чкалов совершил над Ленинградом 250 мёртвых петель подряд»
Г. Акопян «Великий лётчик Валерий Чкалов» - М.: Гос. Воен. Изд. Наркомата Обороны Союза ССР, 1940, стр. 15: «Чкалов делает подряд 250 мёртвых петель – получает 10 суток ареста с содержанием на гауптвахте».
И. АНТОШИН «Первые полёты в эскадрилье»
(«Наш Чкалов» Сборник воспоминаний. Издание 2-е, переработанное и дополненное.
Составитель О.Э. Чкалова – М.: изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969, тираж 65000 экз.):
«…я шёл как-то в выходной день по улице Красных зорь. Вдруг со стороны Аптекарского острова послышался прерывистый гул мотора. Через несколько минут я увидел истребитель, идущий на очень небольшой высоте над крышами домов. Истребитель летел «мёртвыми петлями», делая одну петлю за другой. Он продвигался вдоль Большого проспекта. Несмотря на то, что определить номер самолёта было трудно, я понял, что он из моей части.
Я никому не давал разрешения на полёты в выходной и поспешил на аэродром. Приехав, увидел, что ангар открыт, а неподалёку стоит самолёт Чкалова. Валерий по всем правилам отрапортовал мне, что он испытывал крепость подмоторной рамы. Подмоторная рама в полном порядке. Я спросил, кто разрешил ему этот полёт и почему «мёртвые петли» делались на недопустимо низкой высоте, да ещё над центром Петроградской стороны. Валерий не ответил. Лишь после моего приказания отвечать на вопросы он сказал:
- Товарищ командир, я виноват и готов нести наказание.
Я был возмущён его поведением и приказал ему немедленно отправиться к коменданту города на десять суток под арест.
Этот серьёзный проступок меня сильно огорчил и взволновал. Я не мог допустить мысли, чтобы Чкалов без причины пошёл на такое лихачество, и решил произвести тщательное расследование. Но, несмотря на опрос многих его товарищей, ничего не смог выяснить.
Через два три дня я получил записку с гарнизонной гауптвахты от Чкалова. Он писал, что осознал свой поступок, и просил освободить досрочно. Я колебался. Я уважал и любил его как талантливого лётчика, но мне не хотелось менять своё решение и давать ему повод в будущем опять нарушать дисциплину. Меня хватило на пять суток.
Когда Валерий вернулся, я опять стал объяснять ему, к чему мог привести этот необдуманный риск. Валерий тогда сказал:
- Батя, этот полёт я произвёл на пари. Мы с лётчиком Козыревым поспорили, что я беспрерывно сделаю пятьдесят «мёртвых петель». Я вошёл во вкус и сделал больше» (стр. 49-50)
На сколько больше, уточняется в книге В. Боброва «Чкалов» (- М.: Гос. Изд-во «Художественная литература», 1940, тираж 30000 экз., стр. 66-67): « - Милый батя, свой полёт я произвёл потому, что заключил с лётчиком Козыревым пари. Я взялся сделать пятьдесят мёртвых петель, но… прости, батя, вошёл во вкус и сделал шестьдесят шесть…».
«Моран системы Моран-Солнье /рисунок с изображением Морана-Солнье/. На указанном моноплане лётчик Фронваль сделал подряд 962 мёртвых петли в течение 3 ч. 52 м.» (газета «Нижегородская коммуна» №142 (№1648) суббота 30 июня 1923 года).
В 1937-м во время очередных выступлений В.П. Чкалова перед народом, изначальная цифра возросла. В.П. Чкалов заявил: «Однажды в течение сорока минут я сделал двести пятьдесят мёртвых петель…» (см. Г. Акопян «Великий лётчик Валерий Чкалов» - М.: Гос. Воен. Издат. Наркомата Обороны Союза ССР, 1940, стр. 17).
«1111 мёртвых петель подряд. – На аэродроме Велизи около Парижа французский лётчик Франваль сделал в течение 4 ч. 56 м. 1111 мёртвых петель на самолёте «Моран» с мотором Испано 180 л.с. Это число является рекордным /предыдущий рекорд 1093 петли принадлежал американцу Хальману» - журнал «Хроника Воздушного Дела» №10(5)/1928 («Aviation», 1928, т. XXVY, №11, стр. 644)
«Акробатические полёты» над городами были строжайше запрещены международным Воздушным Кодексом, который СССР подписал в 1924 году: «Акробатические полёты не допускаются:
а) Над городами, селениями и вообще населёнными местами
б) над скоплением людей, как-то митингами, скачками, вообще публичными зрелищами».
В соответствии с законом РСФСР лётчику, совершившему такое воздушное хулиганство грозило уголовное дело по «ст. 219: неисполнение законного распоряжения или требования властей, призванных охранять общественную безопасность и спокойствие, карается принудительными работами или штрафом до 300 р. золотом… В случае осуждения лица за нарушения правил воздушного передвижения, суд может постановить о конфискации самолёта и о лишении данного лица права производить полёты (ст. 38 РД - Российского Декрета)».
Ради чего В.П. Чкалов тайком пробрался на аэродром, без чьего-либо разрешения вывел из ангара свой аэроплан и полетел крутить петли над городом? Рискуя угодить в тюрьму, уплатить огромный штраф и вообще лишиться пилотского свидетельства? Тем более, что окончательное число выполненных петель не дотягивало и до трети существовавшего мирового рекорда?
Если бы история со спором была правдой, то петли можно было бы открутить и прямо над аэродромом, не ставя под угрозу жизни ленинградцев и не подводя себя под уголовное дело. Но Чкалов, вопреки здравому смыслу и грубо попирая закон, полетел крутить петли над Петроградской стороной.
Так ради чего же В.П. Чкалов совершил это из ряда вон выходящее нарушение лётной дисциплины?
Да ради пустого хвастовства перед сестрой и школьной «училкой»!
О том нам поведала сама Ольга Эразмовна Чкалова:
«Была история и с «мёртвыми петлями», которые он «накручивал» в воздухе чуть ли не над самыми крышами «по дороге» к своему дому, где во дворе за ним наблюдали его сестра и первая его учительница Людмила Ивановна Славина, приехавшая той порой в Ленинград» (О.Э. Чкалова «Жизнь Валерия Чкалова» - М.: «Детская литература», 1979, тираж 75000 экз., стр. 21)
Выдающийся пример для подражания!..
«Подвиг» 4-й: «Чкалов основатель высшего пилотажа»
Фотоальбом «В.П. Чкалов» - М.: Изд-во «Планета», 1984, тир. 20000 экз:
«Чкалов сам разработал и выполнил пятнадцать фигур высшего пилотажа».
Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Чкалова О.Э., Чкалов И.В.
Каких? Новые фигуры высшего пилотажа получают имена их авторов.
«Петля Нестерова», «Иммельман», «Кобра Пугачёва»…
Какая фигура носит имя Чкалова?
Сколько всего фигур было известно лётчикам тридцатых годов?
Заглянем в какую-нибудь инструкцию:
«Управление Военных Воздушных Сил Красной Армии
САМОЛЁТ ЯК-3.
Инструкция лётчику
Военное изд-во Народного Комиссара Обороны
Москва 1945
<…>
Вираж, боевой разворот, скольжение, одинарный переворот, пикирование, петля Нестерова, иммельман, двойной переворот (бочка), ранверсман, штопор.
<…>»
Ещё добавим к этому управляемую бочку…
Чкалов – автор всех фигур высшего пилотажа, известных на середину пятидесятых годов и ещё четырёх никому не известных?
А как же быть с Нестеровым, Иммельманом…?
И что представляют собой остальные загадочные, никому в 1945-м не известные фигуры?
Г. Шмелёв «Воздушная акробатика, трюки, которые приходится проделывать лётчикам во время воздушного боя» - журнал «АЭРО», Москва, 1923, №10.
Красвоенлёт К.И. Трунов «Высший пилотаж» - М.: Издание журнала «Вестник Воздушного Флота», 1923
«Памятка истребителю по технике выполнения фигур высшего пилотажа»
Составили Счеснулевич А., Матвеев Н.
Издание Политотдела Бригады им. ВЦСПС
Смоленск, 1932
В числе авторов учебников В.П. Чкалов не числится, высший пилотаж ещё в Первую мировую разработали и применяли на практике в воздушных боях. Какие основания были у семьи Чкаловых приписывать В.П. Чкалову приоритет в создании аж всех фигур высшего пилотажа?!
«В.П. Чкалов - основатель бреющего полёта»
Газета «Горьковская коммуна», 3 сентября 1937 года:
«О счастье»
Речь В.П. Чкалова, произнесённая 31 августа 1937 года на празднике в Чкаловске.
«…Мною разработана и доказана боевая сила бреющих полётов, которые сейчас получили общее признание…»
Обратимся, например, к мемуарам генерал-полковника-инженера А.Н. Пономарёва «Покорители неба» (- М.: Воениздат, 1980, тираж 100000 экз., стр. 16-21), который после окончания Военно-технической школы имени К.Е. Ворошилова был отправлен в Борисоглебск, где «…только начала разворачиваться 2-я военная школа лётчиков. Принял меня начальник школы В.М. Ремезюк…
- Значит на должность старшего механика?
- Так точно, отвечаю неуверенно.
Старший механик тогда была высокая должность…
…Мне охотно помогали ученики-лётчики (учлёты, как тогда называли курсантов). Среди них были Чкалов, Пумпур, Красный…
Из авиационных начальников тех лет мне запомнился командующий ВВС Московского военного округа И.У. Павлов. В царское время он окончил лётную школу во Франции. В гражданскую войну командовал авиацией 8-й, затем 13-й армий. За боевые подвиги был награждён тремя орденами Красного Знамени. Над нашим аэродромом часто появлялся его ярко-красный истребитель. Перед посадкой лётчик обязательно совершал целый каскад головокружительных фигур, потом почти отвесно пикировал и, чуть не касаясь травы, проносился над полем. Беседуя с инструкторами и учлётами, Павлов много рассказывал об эффективности ударов с малых высот. Как-то он не приметил выступавшего из травы столбика и поломал колесо. Неисправность быстро устранили. Когда я доложил об этом, Павлов поблагодарил и вдруг схватил меня за плечо:
- Слушай механик, а что мешает нам летать над самой землёй?
Я растерялся:
- Шасси, наверно?
- Правильно, шасси. Пора создать такую машину, у которой в полёте шасси убиралось бы. Она и летать станет быстрее. Понял?
Я ответил, что понял, и сослался на конструкторов.
- Конструкторы, конструкторы! – передразнил Павлов. – Они ничего не сделают, если мы сами не будем кумекать и подталкивать их. Плечом подталкивать!»
Настоящим разработчиком и ярым пропагандистом бреющего полёта был наш прославленный ас-орденоносец И.У. Павлов. Именно он вложил в тогда ещё пустые курсантские головы будущих именитых пилотов, в том числе и В.П. Чкалова, страсть к бреющему полёту и глубочайшую убеждённость в его высоких боевых достоинствах.
Но И.У. Павлов «заболел и умер» в 1936-м. А «свято место» основателя «пусто не бывает». Вот и занял тов. В.П. Чкалов освободившийся пьёдестал.
Кстати, чем заболел И.У. Павлов, где и почему умер?
«Подвиг» 5-й: «Испытание авиетки»
«Самолёт «Лакм» - первый самолёт, испытанный В.П. Чкаловым. 1929 г.» - Фотоальбом «В.П. ЧКАЛОВ» - М: Издательство «Планета», 1984, тираж 20000 экз.
Составители, авторы вступительных статей и комментариев ЧКАЛОВА ОЛЬГА ЭРАЗМОВНА, ЧКАЛОВ ИГОРЬ ВАЛЕРЬЕВИЧ.
И.К. Костенко, канд. техн. наук: «Таким образом, «Лакм» стал первым в жизни великого лётчика самолётом, который он испытывал.
Это было начало большого и талантливого пути. Именно тогда впервые проявилось редкое дарование Чкалова» - «Валерий Чкалов (страницы воспоминаний)» - Горький: Волго-Вятское изд-во, 1972, тираж 15000 экз.
Вот что писала газета «Ленинградская правда» 30 сентября 1927 года: «28 сентября в 6 часу вечера на Комендантском аэродроме состоялось испытание первой авиэтки с первым советским маломощным мотором.
Первое испытание установило прекрасные лётные качества самолёта с 20-сильным мотором. Пилот Иоост при испытании проявил большое мужество. Обычно, пробуя новый самолёт, несколько раз рулят по земле, сперва подлетают на несколько метров и только потом, убедившись в устойчивости и управляемости, идут на круг.
Пилот Иоост, после внимательного осмотра авиэтки и короткого разбега сразу поднялся в воздух и, на вышедшей из мастерской авиэтке, сразу сделал над аэродромом полный круг. На выключенном моторе через двадцать минут он спустился на землю к конструкторам авиэтки М.В. Смирнову и Я.Л. Зархи, ждавших первых отзывов.
Пилот Иоост дал самые лучшие отзывы. Лётные качества авиэтки превзошли ожидания. Авиэтка строилась при ОСО-Авиахиме Ленинградской области. Размах её крыльев – 10,4 м. В полёте весит 260 клгр. Запас горючего на 41/2 лётных часа.
2 октября предполагается испытание авиэтки на высоту подъёма, дальность полёта и выносливость» (№223, пятница, стр. 5).
Но 2 октября никакого продолжения испытаний не случилось. Их продолжили только 9 октября:
«В МОСКВУ НА АВИЭТКЕ
До Октябрьских торжеств предполагается совершить первый большой перелёт из Ленинграда в Москву на авиэтке конструкции М.В. Смирнова, выстроенной ОСО-Авиахимом Северо-Западной области.
9 октября на Комендантском аэродроме состоялось вторичное испытание авиэтки на взлёт. При сильном ветре, мешавшем испытаниям, авиэтка поднялась через 14 сек. В ближайшие дни, когда позволит погода, состоятся испытания на максимальную скорость и высоту полёта» («Ленинградская правда» №232, вторник, 11-го октября 1927 г., стр.5).
9 октября летал всё тот же А.К. Иоост – «председатель спортивной секции ОСО-Авиахима». Никакого участия в испытаниях ЛАКМ-1 В.П. Чкалов не принимал и принимать не мог. Ведь ещё в конце июня 1927 года В.П. Чкалова направили на курсы усовершенствования в город Липецк, а затем перевели для дальнейшего прохождения службы в город Брянск (см.: ЦАМО РФ, личное дело №268818). Да и к Ленинградскому Аэроклубу-музею военнослужащий В.П. Чкалов никакого отношения не имел.
К 1929 году испытания «ЛАКМ» были давным-давно завершены, о чём сообщалось в авиационных журналах 1928 года. Говорить об испытаниях самолёта спустя почти два года после его постройки просто смешно.
На авиетке «ЛАКМ» В.П. Чкалов летал, но к её испытаниям это не имело ни малейшего отношения.
Первый его полёт на «ЛАКМ» был связан с просьбой принять его на работу в Аэроклуб-музей инструктором-планеристом. «ЛАКМ» был единственным самолётом Аэроклуба-музея и его использовали для проверки техники пилотирования давно не летавшего В.П. Чкалова. Именно этот полётный день зафиксирован на всем известных фотоснимках «ЛАКМ».
Летом того же 1929 года В.П. Чкалову довелось ещё несколько раз подниматься в воздух на этом маленьком самолёте. После проведения очередного капитального ремонта отвратительно изготовленного на заводе «Большевик» мотора АМБ-20, самолёт следовало облетать. А.К. Иоост успел выполнить пару коротких полётов. А потом заболел. Поскольку на самолёте всё ещё планировали полететь в Москву, В.П. Чкалову пришлось заканчивать облёт машины за А.К. Иооста.
Этот-то традиционный для авиации послеремонтный облёт и выдаётся теперь за первые испытательные полёты В.П. Чкалова.
Фальсификация…
«Подвиг» 6-й: «Чкалов - создатель лобовой атаки»
Научно-популярная библиотека солдата и матроса.
Полковник Н.Н. Денисов, майор М.Д. Карпович «Великий советский лётчик В.П. Чкалов» - М.: Воен. Изд. Воен. Мин-ва Союза ССР, 1951, стр. 36:
«Его новинки в области фигур высшего пилотажа, всесторонне разработанная им и введённая в арсенал боевых приёмов лобовая атака…»
Любой мальчишка, интересующийся историей авиации прекрасно знает, что война в воздухе началась в духе рыцарских поединков. Противники стреляя летели на встречу друг-другу, затем расходились и вновь шли в лобовую атаку.
Лобовая атака была САМЫМ ПЕРВЫМ приёмом воздушного боя! И вошла в арсенал боевой авиации с первых воздушных столкновений Первой мировой войны.
В.П. Чкалов сражался уже в 1914 году? Это он, а не авиаторы Российской империи, шёл в лобовую на германские «Альбатросы»?
«В.П. Чкалов - непримиримый борец с недостатками»
Полковник А. Ордин «Великий лётчик нашего времени Валерий Павлович Чкалов» - М.: изд-во «Правда», 1949, тираж 80000 экз.:
«В 1924 году он был назначен на работу старшим военным лётчиком в Ленинградскую особую истребительную эскадрилью…
…Чкалов нетерпимо относился к недостаткам, беспощадно и правдиво вскрывал их причины, упорно добивался их устранения» (стр. 5)
Подольск. Центральный Архив Министерства Обороны РФ (ЦАМО РФ). «Личное дело №268818»:
Период до красноармейской службы: автобиография отсутствует. В одних документах Чкалов фигурирует как «Валерий Петрович», в других, как «Валерий Павлович», в третьих, как «Валерий Иванович».
Период службы в Красной Армии. Выдержки из официальных документов личного дела:
- «Взыскания по суду и дисциплинарные, объявленные в приказе по части и выше: 2 раза судился судом Военным трибуналом. Подвергался неоднократно дисциплинарным взысканиям»…
- Будучи членом РКСМ, был «исключён на 6 месяцев за недисциплинированность». Данных о восстановлении в РКСМ в личном деле нет…
- «Здоров, вынослив, отношение к работе инертное, общественным авторитетом не пользуется… Особо ценных военно-технических качеств не имеет. Практический опыт и служебный стаж – малый, поверхностно знаком с другими родами войск. Революционных заслуг и подвигов не имеет, политически развит слабо, в общественной жизни и культурно-просветительной работе активности не проявляет… страшно грубый, не любит и не признаёт никакого начальства, на службу опаздывает, пьянствует, вследствие чего теряет авторитет красного командира… 1 ноября 1925 г. Командир отряда н/отр. военлёт Король»…
- «Спиртные напитки употребляет в сильной степени. На службе отражается, но редкие случаи»…
- «ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РСФСР… Выездная сессия… 16 ноября (1925 года)… рассмотрев в открытом заседании в расположении 1-й эскадрильи… дело за №150 по обвинению гражданина Чкалова Валерия Павловича, 21 года, происходящего из крестьян… разведённого (первая жена В.П. Чкалова – Лида Крылова, о которой почти ничего не известно), ранее не судившегося, в преступлении… признала доказанным: 7-го сентября 1925 г. в г. Ленинграде гр. Чкалов, состоя в должности военлёта 1-й эскадрильи… и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полёта к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии, в следствии чего не только не мог лететь, но и вообще вёл себя недопустимо, кричал, шумел и т.д., чем и обращал на себя внимание присутствовавших на аэродроме.
Будучи арестованным, а затем отправленным на автомобиле с лётчиками Благиным и Богдановым домой, Чкалов в пути был очень недоволен, что его отправили с аэродрома и не дали ему полететь на аппарате, громко выражал своё неудовольствие криками и жестикуляцией, а при встрече знакомых у остановки трамвая афишировано с ними раскланивался, сопровождая своё приветствие также криками и жестикуляцией, чем обращал на себя внимание проходящих лиц.
Означенными действиями Чкалов дискредитировал авторитет и звание командира-бойца Красной Армии, т.е. совершил преступление, а потому выездная комиссия ВТ ЛВО ПРИГОВОРИЛА гр. Чкалова Валерия Павловича к лишению свободы со строгой изоляцией на ОДИН год, не поражая в правах.
Принимая во внимание первую судимость Чкалова, добровольную службу в Красной Армии, молодость и пролетарское происхождение снять строгую изоляцию и срок лишения свободы Чкалову понизить до ШЕСТИ месяцев». Приговор Чкаловым был обжалован, но ответное «Определение» гласило: «Приговор оставить в силе».
Пьянство в нашей стране явление привычное. За пьяные дебоши сажали на гауптвахту или давали пятнадцать суток. А тут шесть месяцев тюрьмы!.. Остаётся только догадываться, сколь выдающимися были попойки В.П. Чкалова. Накипело, видать, у командования… Непонятным остаётся одно: когда и каким образом В.П. Чкалов «непримиримо боролся с недостатками»?
«Подвиг» 7-й: «Чкалов – создатель новых приёмов воздушного боя»
«Мёртвая петля была впервые проделана Нестеровым, а несколько витков восходящего штопора были впервые проделаны Чкаловым. Он первый поразил лётчиков фигурой, которая названа «медленной бочкой». Не раз, следуя заветам моего учителя, я делал эту фигуру, мой самолёт вертелся юлой, ввинчиваясь в небо, и каждая секунда этого полёта наполняла моё сердце благодарностью к тому, кто впервые его совершил. Все эти чкаловские новинки обогатили нашу авиацию. И в будущих боях, уходя от вражеского удара в «пятерной» бочке или в восходящем штопоре, советский пилот вспомнит о Чкалове» (Герой Советского Союза А. Серов «Великий лётчик нашего времени», газета «Известия», 17 декабря 1938 г.).
Комментарий советского пилота прошедшего всю Великую Отечественную войну с самой первой её секунды:
Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации С.Ф. Долгушин, 17 сбитых лично и 11 в группе, два ордена Ленина, 4 – Боевого Красного Знамени, орден Александра Невского, 2 ордена Великой Отечественной войны 1-й степени, 2 ордена Красной Звезды, медали:
«Медленные бочки и тому подобное - это абсурд! Пока ты ее крутить будешь - тебе Ме-109 в хвост свинца насуют! Пускай они х… не городят!
«Восходящий штопор» – это восходящая бочка. Этим приёмом во время боёв никто не пользовался! На хрена он нужен? Вверх пару бочек скрутишь и упадёшь – скорости нету! Некоторые, чтобы как-то уйти из под огня, крутили бочки вниз. А вверх крути - не крути: одну-две бочки сделал и повиснешь на ремнях. Станешь неподвижной мишенью! Бочка вообще в бою между истребителями это просто …! А чтобы затруднить противнику прицеливание, не бочку, а «катушку» крутили, с большим радиусом - вниз уходили, самолёт вращали…»
Так вот…
Правду ли говорит прославленный ветеран? Проверить это может любой желающий, заглянув в многочисленные наставления по «воздушному бою с немецкими истребителями Ме-109» или ФВ-190, которые регулярно издавались нашим авиационным командованием начиная с 1942 года.
К концу 1942-го в нашу авиацию пришло понимание того, как надо воевать в воздухе.
А до 1942-го наши лётчики кровью усваивали, что «медленная бочка» и «восходящий штопор» - приёмы истребителей-самоубийц. Вспоминали, вероятно, В.П. Чкалова и его «боевые приёмы» лётчики. Перед смертью или прыжком из горящего самолёта… «Недобрым тихим словом»…
«В бой по-чкаловски»
«Валерий Павлович Чкалов на родине» - ОГИЗ, 1939, Горьковское издательство:
«Молодые учлёты мечтают летать по-чкаловски; по-чкаловски стремительно нестись бреющим полётом; по-чкаловски делать фигуры высшего пилотажа; по-чкаловски неустрашимо разить «противника» на тактических учениях» (стр. 20)
Красиво, по-чкаловски, летали наши соколы на учениях – на бреющем! Когда в 1941-м дело дошло до настоящей воздушной войны потери стали исчисляться тысячами, а боевые счета их противников до сих пор вызывают изумление у всего мира.
Но повода-то для удивления нет. Наши лётчики-истребители летали по-чкаловски! На бреющем шли к полю боя и лишь там, завидев противника, начинали набирать высоту. В результате в бой проходилось вступать, не имея преимущества ни в высоте, ни в скорости. Попытка компенсировать невыгодное положение каскадом акробатических фигур вело к ещё большей потери скорости. Самолёт сваливался в штопор или превращался в почти статичную мишень. В результате наши истребители становились лёгкой добычей даже не самых умелых пилотов Люфтваффе.
Потерявший скорость противник - да ещё находящийся ниже! - в воздушном бою неизменно становится лёгкой добычей – это аксиома воздушного боя времён Второй мировой.
Можно открыть наугад любую книгу воспоминаний лётчиков-ветеранов и прочитать о 1941-м годе: «Мы летим, а «мессеры» нас СВЕРХУ клюют!»
Наша истребительная авиация терпела поражение за поражением, пока решительно не отказалась от «чкаловщины» в тактике ведения боевых действий. На смену этому самоубийству пришла новая формула воздушного боя: «ВЫСОТА, СКОРОСТЬ, манёвр, огонь». Именно с этой новой формулой наша истребительная авиация выиграла Великую Отечественную…
Во всех инструкциях по ведению боевых действий истребительной авиации ВВС КА начиная с 1943 года о «бреющих полётах по-чкаловски» даже не вспоминают. Бреющий полёт рекомендуется использовать только для выхода из атаки при явном преимуществе противника – то есть для бегства. Инструкции теперь требовали прямо противоположного – достижения преимущества в высоте и, следовательно, в скорости, которое позволяло вести беспроигрышные бои на вертикалях.
Об этом после войны писали даже в книжках для школьников:
«Научно-популярная библиотека школьника
А.М. Маркуша «ВАМ – ВЗЛЁТ!» изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во ТРАНСПОРТ, 1990, тираж 75000 экз., стр 54:
<…>
Прославленный военный лётчик, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин часто повторял во время войны: «Хозяин высоты – хозяин боя».
Эти слова превратились в своего рода формулу истребительной авиации, в учебниках тактики их печатают жирным шрифтом, в конспектах заключают в рамочку»
Чкалов – истребитель, и речи о штурмовой авиации и её тактике мы сейчас не ведём. Тем более, что в годы жизни В.П. Чкалова никаких штурмовых частей в составе ВВС РККА не существовало, а специализированных самолётов-штурмовиков не имелось…
Только за 1941-й год потери личного состава среди кадрового (потери среди лётчиков-сержантов скороспелых выпусков конца 1940-го и военного 1941-го года я не учитываю) составили около 9 тысяч опытнейших лётчиков. Более половины из них – лётчики истребительных частей. См.: «Советские ВВС в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах», ДСП. – изд. ГШ ВВС, 1961 г.
Ох, как дорого обошлась Отчизне «чкаловщина»!
Какой огромной кровью оплатил её наш народ!
«Подвиг» 8-й: «Чкалов - лучший лётчик испытатель»
«НАУЧНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
…Наконец-то он был на месте!
Ему приходилось систематизировать свои знания, расширять и углублять опыт, постоянно учиться, совершенствовать мастерство, постигать секреты всего комплекса наземных работ, предваряющих напряженную и ответственную работу в воздухе.
Чкалов вникал в процесс подготовки самолёта к испытаниям: своими руками прощупывал весь самолёт, изучал каждую его деталь, даже самую мельчайшую. Аэродром стал для него не только местом взлёта и посадки, но и своеобразной лабораторией, в которой он ежедневно «учил самолёты летать». Именно на аэродроме самолёты проходили длительное и всестороннее испытание, после чего или поступали в серийное производство или возвращались в конструкторское бюро на доработку» (О.Э. Чкалова «Жизнь Валерия Чкалова»- М.: «Детская литература», 1979, тираж 75000 экз., стр. 39-40)
«Зимой 1931 года меня перевели преподавателем в Военно-воздушную академию. Начальник кафедры поручил мне провести цикл лекций для командного состава одной из школ. От начальника этой группы я узнал, что аудитория, с которой мне придётся заниматься, представляет собой лётный состав различных частей. Они собраны сюда за недисциплинированность, для «перевоспитания». Среди них я увидел и Чкалова» (И. АНТОШИН «Первые полёты в эскадрилье», «Наш Чкалов». Сборник воспоминаний, Издание 2-е, переработанное и дополненное. Составитель О.Э. Чкалова. – М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969, тираж 65000 экз.
Было из-за чего:
«… печальная история, увы, не единична. Уже в моё время на аэродроме было много уникальнейших людей, которые, поднимая в небо машины, не могли справиться с этим недугом. Мой дядя рассказывал об уникальных способностях Валерия Павловича Чкалова, он вдвоём с не менее известным в те времена лётчиком Анисимовым, погибшим впоследствии на съёмках фильма, на спор выпивал двухлитровую бутылку чистого спирта. Причём для этого «рекорда» полагалась буханка чёрного хлеба. Они делили её пополам. И пока пил Чкалов, Анисимов закусывал хлебом, а потом начинал пить Анисимов, а Чкалов заедал. И так они менялись до тех пор, пока не выпивали всё до конца. Об этих способностях Чкалова в лётном народе говорили тогда так: Валерий Павлович никогда не утверждал, что его любимым напитком является кефир…» (Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, шеф-пилот ОКБ им. А.И. Микояна, заместитель генерального конструктора В.Е. Меницкий «Моя небесная жизнь. Воспоминания лётчика-испытателя» - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999, стр. 212-213).
Такая вот «систематизация знаний и проникновение в процесс подготовки самолёта». Прибавим к этом абсолютную инженерно-техническую безграмотность В.П. Чкалова: - четыре класса начальной школы, полтора класса техникума, из которых первый класс – класс ликбеза и жалкое подобие технического образования в лётной школе. В 1924 году руководство ВВФ РККА ещё только обсуждало необходимость увеличения объёмов преподавания математики в лётных училищах до 100 часов!!!
Свидетельство ведущего инженера самолёта АНТ-25 по оборудованию (в будущем заместителя А.Н. Туполева) Л.Л. Кербера. «Чкалов был прекрасный лётчик-истребитель, я бы сказал даже, что он был прирождённый истребитель. Как о лётчике-испытателе о нём этого не скажешь. Здесь он выглядел гораздо слабее. Однажды я присутствовал при такой сцене. Чкалов вернулся из испытательного полёта. Конструктор (не помню точно, кто это был – Поликарпов или Томашевич) попросил его высказать впечатление о полёте, о машине. Чкалов махнул рукой: «Мура!» На этом оценка была окончена, а конструктор и его помощники остались в состоянии молчаливого недоумения. Он мог точно так же вылезти из самолёта и на вполне естественный вопрос: «Как слетали?» поднять вверх большой палец и сказать «Во!» И опять же такой ответ являлся исчерпывающим.
Громов, например, после каждого полёта составлял подробнейший письменный отчёт о проведённой в воздухе работе. А потом мог ещё разъяснить и дополнить свои впечатления в разговоре со специалистами. Мне за многие годы пришлось иметь дело с двумя десятками лётчиков-испытателей. Все они старались донести по возможности более полную информацию о поведении машины и её агрегатов, не ограничиваясь каким-нибудь одним, ничего не выражающим словом. Для Чкалова этого было вполне достаточно. Он был лётчик в чистом виде, но не вдумчивый аналитик-испытатель. Во всяком случае, такой вывод сложился у меня и некоторых моих коллег. Мы, конечно, были в ничтожном меньшинстве, потому что все вокруг были совершенно очарованы гениальным вождём и его несравненным героическим учеником»
Стоит ли удивляться, что В.П Чкалова вскоре выгнали из НИИ со следующей характеристикой: «…Имеет предупреждение нач. ВВС тов. Алксниса о снятии с лётной работы за нарушение лётной дисциплины. Опыта по испытанию самолётов недостаточно, и в этой части над собой работает мало… Вести исследовательскую работу не может, и в этой области над собой не работает. Военным делом мало интересуется…».
Да уж какое там военное дело после литра спиртяги! Тут бы с утра пивком подлечиться…
Что же касается утверждения, что В.П. Чкалов ежедневно «учил самолёты летать», то это очередная откровенная фальсификация О.Э. Чкаловой. Для того, чтобы в этом убедиться, даже в архивы НИИ ВВС не надо идти. Достаточно взять в руки великолепный справочник В.Б. Шаврова «История конструкций самолётов в СССР до 1938 г». Там против каждой машины указано, кто проводил её лётные испытания. В главе 8: «Развитие конструкций самолётов в годы социалистической индустриализации страны (1931-1933 гг.)» фамилия Чкалов встречается всего один раз: «ДИ-4 – двухместный истребитель по проекту А. Лявиля… Самолёт был выпущен в начале 1933 г. Заводские испытания проводили Б.Л. Бухгольц и Ю.П. Пионтковский. Третий полёт совершил В.П. Чкалов» (стр. 475). Да ещё на самолёте ДИ-3, про испытания которого у Шаврова ничего не сказано.
В.П. Чкалов из за своей неспособности дать точную инженерно-техническую оценку поведению самолёта в воздухе был закреплён в качестве штатного лётчика-испытателя за Осконбюро ВВС РККА возглавляемого П.И. Гроховским. Где занимался отработкой десантного оборудования для будущих ВДВ РККА. Сбрасывал с самолёта ТБ-1 всё придуманное «гроховчанами». См.: Владимир Казаков «Небо помнит. Повесть-хроника» - М.: «Молодая гвардия», 1988, тираж 100000 экз. Да ещё принимал участие в экспериментах В.С. Вахмистрова по созданию сцепки самолётов под названием «Летающее звено». Там не требовались глубокие инженерно-технические знания. Нужны были лишь огромная смелость и высокое лётное мастерство.
В.В. Чкалова в своей книге «Валерий Чкалов. Легенда авиации / Историческое расследование» (-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005, тираж 7000 экз.) пытается правда подвести под утверждение матери документальный базис и приводит список самолётов, якобы испытанный В.П. Чкаловым в НИИ ВВС: «В НИИ отец испытывал не только истребители, но и тяжёлые бомбардировщики. Он летал на Р-1, Р-3, Р-5, Р-7, И-4, И-5, И-7, ФД-XI, ТБ-1, ДИ-3, ВН-33, четырёхмоторном ТБ-3» Но эта версия - для детей. Ибо почти все эти самолёты к моменту прихода В.П. Чкалова в НИИ ВВС уже производились серийно: Р-1 в серии с 1926 года, Р-3 – с 1927, Р-5 - с 1930, И-4 – с 1927, И-5 – с 1931, И-7 – с 1931 (лицензионная копия серийного немецкого HD-37c), ТБ-1 – с 1929. «Аvia» ВН-33 – серийный чешский самолёт-акробат. СССР закупал в Чехословакии пилотажные самолёты для использования их на всевозможных авиационных праздниках. Летать на ТБ-3 Чкалов самостоятельно не мог – не имел допуска. На этой машине он сидел лишь в правом кресле стажёра… Вот и весь список «испытанных В.П. Чкаловым самолётов». «Летать в НИИ ВВС» совсем не значит «учить самолёты летать». Много чего испытывают в воздухе. Например, работу модернизированного оружия или нового усовершенствованного прибора…
Чего не наплетёшь, чтобы прославить своего мужа!
Прославленный муж – безопасность, покой и благоденствие всей семьи!
Гениальной женщиной была О.Э. Чкалова – почти все свои многочисленные книги она издавала в издательстве «Детская литература». Дети не знают, когда какой самолёт в серию пошёл и что испытывать требуется не только самолёты. Но зато они на всю жизнь усваивают, что В.П. Чкалов – наш самый великий лётчик! Потом ещё великий кинофильм М. Калатозова посмотрят и укрепят в мозгах вложенную аксиому намертво. Не вырвешь!
«Подвиг» 9-й: «Чкалов – неизменный победитель всех воздушных боёв»
Аксиома нашей авиационной истории…
А вот, для примера, пара реальных свидетельств:
Свидетельство «бати» - командира Особой краснознамённой эскадрильи И. Антошина:
«Вскоре мы начали проходить практику воздушного боя. Через некоторое время Валерий пришёл ко мне и сказал:
- Батя, я хочу, чтобы вы проверили меня в воздушном бою, хочу с вами подраться в воздухе!
Это было, мягко говоря, неожиданно, ибо до сих пор мне, командиру, никто из лётного состава не предлагал таких вещей. Я согласился.
Утром на аэродроме, когда наши самолёты были подготовлены, я взлетел, набрал высоту 2500 метров и стал ожидать «противника» на условленном месте. Видимость была скверная: утренняя дымка ещё не успела разойтись, солнце красным шаром выплывало из-за горизонта. Через некоторое время я заметил на горизонте, на той же примерно высоте, Валерия. Но он продолжал лезть вверх, по направлению к солнцу. Я угадал его манёвр: он решил напасть на меня сверху, со стороны солнца. Кружась, я внимательно наблюдал за ним. Он действительно ринулся на меня оттуда, переведя самолёт в крутое пике. Я немедленно перешёл в крутой вираж. Он повторил мой манёвр. Я сделал неожиданный рывок и скоро очутился у него на хвосте.
Трудно перечислить все эволюции, которые мы в этом «бою» применяли. Помню, что в качестве недостатка Валерия я отметил его несколько запаздывавшую реакцию на действия «противника». Кроме того, он слишком близко подходил к моему самолёту, не соблюдал указанной дистанции. Но машиной он владел исключительно хорошо, особенно для молодого лётчика, по существу, ещё «птенца».
Однажды Павлушов вёл «бой» с Чкаловым. У Павлушова также был настойчивый характер, и знал он своё дело прекрасно. На высоте 2500 метров соперники сошлись. Они не хотели уступить в мастерстве и упорстве атак друг другу и «бой» продолжался долго, до тех пор, пока самолёты не снизились примерно до 200 метров. Я порядком переволновался, опасаясь, что, увлёкшись, они врежутся в землю. Установленные дистанции давно были нарушены. При атаках они так сближались, что, казалось, вот-вот столкнутся.
По возвращении на аэродром друзья получили от меня основательную нахлобучку. Выяснить, кто из них первый нарушил правила «боя» и кто дрался лучше, было трудно» (сборник «Наш Чкалов». Издание 2-е, переработанное и дополненное. Составитель О.Э. Чкалова - М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969, тираж 65000 экз., стр. 45)
Свидетельство флаг-штурмана ВВС Б.Ф. Стерлигова.
«В 1932 году Главком ВВС производил инспекторскую проверку Белорусского военного округа. В числе инспекторов были лётчики НИИ ВВС, и в том числе Чкалов и Юмашев. От штурманской службы в инспекторскую группу входил я.
По окончании работы Главком приказал продемонстрировать воздушный бой истребителя И-3 и лёгкого бомбардировщика Р-5. На И-3 (истребитель) полетел Чкалов, на Р-5 (двухместный самолёт-разведчик) – Юмашев.
После набора высоты они прошли над аэродромом на встречных курсах, потом оба развернулись и начался воздушный бой. Юмашев сразу после разворота ушёл горкой вверх, сделал полупетлю, иммельман и с пикирования сразу зашёл в хвост И-3 Чкалова. Далее сколько ни старался Чкалов уйти от Юмашева, тот всё время сидел у него на хвосте.
Всё это происходило на глазах руководящего и лётного состава БВО и Главкома ВВС» (Ю.А. Каминский «Кремлёвские перелёты» - М.: Журналистское агентство «Гласность», 1998, 232 с., илл., стр. 62-66).
«Подвиг» 10-й: «Чкалов – пилот международных авиалиний»
Пилотское свидетельство В.П. Чкалова
Выдано Главным Управлением Гражданского Воздушного Флота при Совнаркома СССР (ГУГВФ) 10 июля 1933 года за №279.
Действительно до 27 марта 1934 года.
Звание лётчика получил в 1924 году.
Окончил 4 шк. ВВС РККА.
Командир корабля 2 кл.
Пользуется правом совершать полёты с пассажирами, грузом и почтой.
Группа – «Т-2».
Разрешаются полёты на П-1, П-5, У-2.
27 марта 1933 прошёл медкомиссию при ГУАП и признан к лётноподъёмной службе годным.
Налётанный километраж до 1931 года (количество часов) – «1500»
Налётанный километраж за 1931 год - ….
Налётанный километраж за 1932 год - ….
Всего полётного километража до 1933 года – «1500»
Аварийный листок:
15 августа 1928 года: «Врезался в провода».
Повреждено: «Поломка самолёта»
Заключение аварийной комиссии: «Виновен лётчик»
26 мая 1930 года: «Вынужденная посадка»
«Виноваты материальн.»
1931 год. «Вынужденная посадка»
Причина: «Мотор»
«Всё в порядке»
(Опубликовано в книге: Г. Акопян «Великий лётчик Валерий Чкалов» - М.: Гос. Воен. Изд. Наркомата Обороны Союза ССР, 1940, стр. 22)
ГУ ГВФ – это международные авиалинии. Полётами внутри страны ГУ ГВФ не занимался.
В.П. Чкалов был уволен из армии по причине плохого зрения. Пропил его в Брянске, употребляя всякую сивушную гадость:
- «Освидетельствован в последний раз 05.04. 1928 и признан не годным по графе «Е» приказа РВС СССР №49 от 28-го года… находился в отпуске по причине неврастении… употребляет спиртные напитки неумеренно… Имеется незначительный шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности».
Свидетельство о болезни №716 от 10 апреля 1928 г. Комиссия при Брянском Военном госпитале засвидетельствовала:
Рост – 168 см. Вес тела - 66,6 кг. Субъективные жалобы: на плохое зрение. Объективные признаки болезни: острота зрения правого глаза 0,7, левого глаза 0,8… Не годен к лётной службе, к военной службе годен…»
К 1933-му зрение В.П. Чкалова не восстановилось. Оно у него оставалось плохим до конца жизни:
«В последние годы его зрение ухудшилось до параметров, исключающих пилотирование истребителей и испытание новых самолётов. Но друга Сталина не решались отлучить от лётной работы» (Л.Л. Анцелкович «Неизвестный Сухой. Годы в секретном КБ» - М.: Яуза, ЭКСМО, 2008,тираж 5000 экз., стр. 41).
Чкалов уволен из НИИ ВВС с отрицательной характеристикой:
«Краткая характеристика на Чкалова В.П. за время пребывания на специальном сборе с 10.11 по 10.12. 1932 г.
Имеющаяся характеристика о низких политико-моральных качествах за время пребывания его на Спец. сборе полностью подтвердилась независимо от того, что внешнее поведение его на сборе было значительно лучше. Тов. Чкалов наряду с хорошими лётными качествами в политико-моральном отношении является крайне неустойчивым и по своей сущности чуждым человеком. Дисциплину Красной Армии не переваривает, внутренне разболтанный и разложившийся командир.
По всем данным подлежит изъятию из ВВС РККА с применением решения ЦК и Совнаркома. Москва. Нач-к Спец. сбора…».
И вот дважды судимый «чуждый армии» человек, сын «угнетателя трудового народа» и муж «врага народа» («бесследно исчезнувшей» Людмилы Крыловой – бесследно люди исчезали только в жерновах ВЧК, ОГПУ, НКВД), «неврастеник», «пьяница» и «разложившийся командир» умудряется пройти сквозь сито медицинской комиссии и комиссии Государственного Политического Управления и получить допуск к полётам за границу! Это ли не подвиг?
Вот только как В.П. Чкалов его совершил? Хитростью, или предательством?
Ведь все ветераны ГВФ утверждают, что во всех экипажах ГУГВФ тех лет один из членов был «сексотом».
Но вернёмся к записям в пилотском свидетельстве №279.
П-1 – это давно устаревший Jankers F-13
П-5 – это Р-5
У-2 – это У-2
Уровень допуска соответствует уровню пилота 4-го класса. Не выше. Вспомогательные самолёты того времени. К линейным самолётам В.П. Чкалова не допустили. Даже к полётам на Г-2 (ТБ-1), хорошо ему известному.
С 1924 по 1931 год у В.П. Чкалова 1500 часов, налётанных в основном в полётной зоне родного военного аэродрома, и три разбитых самолёта.
Для сравнения: из отчётов «Добролёта» за 1929 год:
К 1-му октября 1928 года пилотами М.С. Семёновым, Н.И. Барановым, Э.И. Шварцем, М.Т. Слепнёвым, В.Г. Левченко, бортмеханиками А.А. Кожевниковым и Я.К. Лышковым было налётано по 3.000 лётных часов. Каждым! Безаварийно! В самых тяжёлых условиях Средней Азии – пустыни, зыбучие пески, жара, горы и т.д.
Остаётся без ответа вопрос: почему медкомиссия пройдена В.П. Чкаловым в ГУАП? ГУГВФ имел свою собственную медслужбу...
«Подвиг» 12-й: «Перелёт Чкалова через Северный Полюс»
«Чкалов больше трёх часов за штурвалом не выдерживает, требует замены независимо от погоды. У него – жалуется командир – ноет нога…
За рулями опять Байдуков, а Валерий Павлович лежит на баке – у него ноет нога.
Позже, в своей главной книге «Чкалов» Георгий Филиппович о затянувшихся лёжках своего командира напишет с потрясающим некрологическим пафосом и неподражаемо скрытой иронией: «Зачем будить уставшего пилота?.. Спи, отдыхай наш командир, ты одним блестящим взлётом тяжелейшего АНТ-25 с аэродрома Щёлково уже сделал половину всего, что нужно для полного выполнения задания»
Ничего себе – «половинки»! С первой Байдуков и сам мог справиться – взлетел бы, будь он командиром, не хуже Чкалова… А вот вторая «половинка» Валерию Павловичу, мягко говоря, была не по плечу, он так и не освоил технику пилотирования в слепом полёте, а согласился лететь через полюс. Знал – с Байдуковым не страшно.
Не зря бывалые и знаменитые лётчики, добрые друзья Георгия Филипповича, иногда в компании подшучивали над ним, говоря о Чкалове: «Зачем ты возил его в Америку?» Георгий Филиппович похохатывал и отшучивался: то говорил: «Так мы его сами в экипаж пригласили», то повторял неотразимый аргумент: «Тут ничего не поделаешь – его любил Сталин» (Василий Решетников «Обречённые на подвиг» - М.: «ЯУЗА», «ЭКСМО», 2007, тираж 5000 экз., стр. 89-90)
Василий Васильевич Решетников – Заслуженный военный лётчик, Герой Советского Союза, (в годы войны совершил 307 боевых вылетов служа в АДД), генерал-полковник авиации, командующий Дальней Авиацией СССР. Ему незачем гнаться за скандальной славой. И он человек огромного мужества - не боится писать правду.
Если кто-то сомневается в написанном, то может сходить в Российскую Национальную библиотеку, или заглянуть в ЦВМБ (Центральную Военно-Морскую). После перелёта через Северный полюс, бортовой журнал самолёта АНТ-25 NO-25 был идеально точно скопирован и переиздан подарочным тиражом в 5000 экз. Шедевр полиграфического искусства! Где карандаш – там карандаш, где были записи, сделанные чернилами – там чернила. Уникальное творение книгопечатников!
Должно иметься во всех центральных библиотеках крупнейших город России.
Называется это издание «Штурманский бортовой журнал самолёта NO-25. Первый беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Северо-Американские Соединённые Штаты 18-20 июня 1937 г.» - М.-Л.: Искусство, 1940, 16 л. с картами, тир. 5000 экз. Приложение к: «Navigator's Log Book Airplane NO25».
Там в одной коробке кроме точной копии бортового журнала ещё описание перелёта на английском.
Шифр издания в РНБ – 63-7/3360
Шифр издания в ЦВМБ – B5660
Изучите и сделайте собственные выводы…
«Подвиг» 13-й: «Чкалов испытал около 70 типов самолётов»
«За свою жизнь Чкалов испытал около семидесяти самолётов различных конструкций. Многие из них были приняты на вооружение и поступили в серийное производство» (О.Э. Чкалова «Жизнь Валерия Чкалова» - М.: «Детская литература», 1979, тираж 75000 экз., стр. 49).
Мы уже разбирали вопрос о числе испытанных В.П. Чкаловым самолётов в период с 1931 по 1933 год. Их два – ДИ-3, ДИ-4. Ещё десяток наберётся во время его работы заводским лётчиком испытателем.
Нет смысла заниматься точным подсчётом, ибо перед нами очередная фальсификация О.Э. Чкаловой.
Авторами фразы о 70 самолётах являются Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков. И в оригинале смысл её абсолютно иной:
«ПАМЯТИ НАШЕГО ДРУГА
Более семидесяти систем самолётов ВОДИЛ он в воздухе за 16 лет своей лётной жизни. Он летал на французских, английских, американских, итальянских, немецких машинах. И почти на всех самолётах советской конструкции…
Г. Байдуков и А. Беляков (Герои Советского Союза)»
Газета «Правда» 16 декабря 1938 года
Более половины из этого числа составляют самолёты времён Первой империалистической и Гражданской войн. Тогда, когда Чкалов был послан учиться в Москву, на Центральном аэродроме находилось большое число всевозможных аппаратов, которые специально там собирали для изучения их молодыми советскими конструкторами. У Чкалова была возможность полетать на многих из них. Освоение прочих продолжилось в Серпухове, где была сформирована специальная группа под командованием М.М. Громова, главной задачей которой являлось сравнение лётных и боевых качеств импортируемых из-за границы самолётов для советских ВВС. В.П. Чкалов попал на обучение к М.М. Громову и имел возможность освоить многие из них.
В своих книгах о Чкалове Г.Ф. Байдуков даже даёт их наименования: «французские «Анрио», английские «Фейри», итальянские «Чиэр», русские самолёты «Дукса»: «Ньюпоры», «Вуазены», «Фарманы» разных типов, немецкие «Фоккер» и «Хейнкель».
Вот эти-то, к тридцатым годам давно списанные в утиль, самолёты и составили большую половину авиапарка, который водил в воздухе В.П. Чкалов.
Обо всём этом можно прочитать и в мемуарах М.М. Громова, В.А. Тимофеева, А.К. Туманского, многих других прославленных пилотов.
Чкалов – шеф-пилот ОКБ Н.Н. Поликарпова
И.В. Стражева «Полёта вольное упорство» - М.: Московский рабочий, 1986, тираж 50000 экз., стр. 111:
«Чкалов стал штатным лётчиком-испытателем в 1933-м году. До этого конструктор и пилот много слышали друг о друге, но теперь, как сказал Николай Николаевич, им предстояло работать «в одной упряжке».
Поликарпову запомнилась первая встреча «за столом переговоров». Крепко пожав руку главному конструктору Чкалов сказал:
- Перед вами Чкалов, известный нарушитель полётов и довольно частый обитатель гауптвахты – есть в авиации такое заведение. Мечтаю стать испытателем ваших истребителей.
- Вашу биографию знаю достаточно полно, - улыбнулся Поликарпов. – Слышал и про Троицкий мост через Неву, под которым вы удачно пролетели. Знаю, что при лобовой атаке никогда первым не сворачиваете, а штопорить будете до самой земли.
- Вижу, ваш отдел кадров не дремлет, чуть смутился Чкалов. – Вас мой «послужной список» не пугает? Доверяете мне свои истребители?
- Конечно, Валерий Павлович. Именно о таком, как вы, испытателе я, честно говоря, давно мечтаю»
Доктор технических наук профессор Ирина Викторовна Стражева, как теперь модно говорить в продвинутой молодёжной среде, попросту «ГОНИТ!» Врёт! Это её собственные фантазии. Вольный пересказ выдуманной сцены из к/ф «Валерий Чкалов».
Для профессора, доктора технических наук, создающего документальную повесть, подобные фальсификации – позор!
В 1933 году у Н.Н. Поликарпова не было никакого КБ!
В.П. Чкалова демобилизуют из РККА в 1933 году. Его очередная должность: лётчик-испытатель Государственного Авиационного Завода №39 им. В.Р. Менжинского (!). В аэродромном ангаре №7 этого авиазавода ещё не так давно действовала первая советская авиационная «шарашка» под названием «ЦКБ-39 ОГПУ», в которой созданием новейшей советской авиатехники занимались заключённые инженеры и конструкторы. И приглашал его туда на работу отнюдь не Н.Н. Поликарпов, как об этом писали в исторических публикациях советских времён, и поныне пишут в публикациях российских. Как скромно сообщает в своей книге дочь авиатора: «…однажды встретился ему директор завода №39, который предложил работу лётчика-испытателя на заводе» (В.В. Чкалова «Валерий Чкалов. Легенда авиации» - М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005, тираж 7000 экз., стр. 101). В 1933 году «условно приговорённый к расстрелу» и, одновременно! - старый приговор никто не отменял, «условно приговорённый к десяти годам заключения» Н.Н. Поликарпов вообще не имел своего КБ. Он занимал в ЦКБ должность начальника бригады №2 и никого приглашать на работу просто не мог - права такого не имел. (см. В.П. Иванов «Самолёты Н.Н. Поликарпова» - М.: РУСАВИА, 2004). Начальником ЦКБ и заместителем директора завода №39 был С.В. Ильюшин – выдающийся авиаконструктор с неясным чекистским прошлым.
Да и вообще не было в советских Конструкторских Бюро образца 1933 никаких шеф-пилотов. По штату не было!
В.П. Чкалов с 1933 года и по день своей гибели – обычный заводской лётчик испытатель, каких в СССР того периода были десятки. Вот документ:
«Приказ
по заводу №84 НКТП-СССР
Москва 9, П/ящ. 190 №511 30 декабря 1936 года.
Объявляю приказ по Народному Комиссариату Оборонной Промышленности за №11 от 26 декабря с.г: - Лётчика-испытателя Завода №39 Героя Советского Союза тов. Чкалова В.П. перевести на должность шеф-пилота заводов №21 и 84 от сего числа.
Директор завода №84 НКТП: (Мурашев)»
(Фотокопия приказа опубликована в фотоальбоме «В.П. ЧКАЛОВ» - М: Издательство «Планета», 1984, тираж 20000 экз.
Составители, авторы вступительных статей и комментариев ЧКАЛОВА ОЛЬГА ЭРАЗМОВНА, ЧКАЛОВ ИГОРЬ ВАЛЕРЬЕВИЧ).
Чкалов - прекрасный семьянин и любящий муж
Среди публикаций о В.П. Чкалова мне попалась одна, о которой я долго думал: выставлять её на форум или нет.
Наконец решил - выставлять! Дыма без огня не бывает. И о других наших прославленных пилотах: Громове, Юмашеве, Байдукове, многих, многих иных подобного не пишут.
Газета «Ведомости Нижегородской губернии» №39 30 сентября – 7 октября 1999 года, стр. 3:
«Будешь знать,сучка, как Герою Советского Союза отказывать!
Скандальные воспоминания личного водителя Чкалова.
На площади Минина, возле самой длиннющей лестницы города, стоит он -бронзовый гигант, памятник нашему знаменитому земляку Валерию Чкалову. Лётчик невозмутимо «смотрит» на нижегородцев, демонстрируя при этом весьма двусмысленный жест. Впрочем, нельзя с уверенностью сказать что при жизни Чкалов не показывал окружающим жесты покруче. Как утверждал личный водитель Валерия Павловича - Владимир Якунин, знаменитый «ястреб» был мужчиной, мягко говоря, раскрепощенных нравов.
Около года свекор нижегородки Любови Кардаевой работал личным водителем Валерия Павловича Чкалова. Владимир Семенович Якунин родился в 1909 году в Василевой Слободе {ныне - город Чкаловск). Там же он познакомился с Антониной Карповной, младше его на пять лет девушкой, ставшей потом женой.
- Владимир Семенович был офицером танковых войск, - вспоминает ёго родственница, - но потом из-за жены уволился. В 37-м году ему предложили возить Чкалова. Он много рассказывал об этой работе и каждый раз повторял: «Люба, фильмы о Чкалове - это одно, на самом деле этот человек был большим хамом, поэтому и водителей часто менял - мало кто у него выдерживал!» Сам Владимир Семенович тоже продержался всего лишь год. Как-то летом он повез Валерия Павловича на рыбалку. Остановились на берегу Оки. Толпа молодых женщин резвилась у воды: лето стояло жаркое, от зноя люди спасались. Чкалов, позабыв о рыбалке, не сводил с них глаз, а потом, оставив вдруг водителя в одиночестве распутывать удочки, вклинился в женский круг, взял одну из них за руку и поволок за собой в ближайшие заросли. Через некоторое время он вернулся, а Якунин увидел, что девушку, которую он уводил с собой, утешает ее старшая подруга - та была вся в слезах, по ноге ее текла кровь... На вопросы водителя и его укоры Валерий Павлович реагировал холодно, напомнил, чтобы Якунин знал свое место. Обиженные землячки покинули пляж. Прорыбачив часа два, Чкалов покосился на проходившую мимо симпатичную гражданку. Недолго думая, он ее нагнал, взял под локоток и стал тихо говорить что-то на ухо. Так они постепенно исчезли из поля зрения шофера. Прошел час. Владимир Семенович спрятал удочки и улов в машину, запер ее и пошел на поиски шефа. В прибрежных кустах он увидел такое, от чего у него волосы встали дыбом: Чкалов держал несчастную женщину за шею, головой в воде. Та брыкалась, пускала пузыри, а летчик приговаривал: «Будешь знать, сучка, как Герою Советского Союза отказывать!» Появление Якунина положило конец мучениям жертвы домогательств - мрачный и раздосадованный Валерий Павлович ее отпустил. Через день водитель подал рапорт об отставке...
Якунин был посажен в 38-м -за личное знакомство с уже погибшим к тому времени Чкаловым. Многие приближенные летчика и те, кто летал с ним в Америку (ну, это полный бред! – А.С.), были репрессированы. Якунин же в 41-м был призван на фронт и погиб в Ленинградской области.
Юлия РАДИОНОВА, Николай ШТОФФ (фото)»
Ну что за люди, ничего святого не оставили... Русофобы.
( то что он ебанутый был - так даже и не скрывали кажись )
Отредактировано Ursvamp (2012-08-23 03:24:52)
Вообще-то о Чкалове есть не только выверенные тексты. И в советские времена тоже. Мало читал автор.
Мало читал автор.
Автору надо было, зачем-то, закидать дерьмом знаменитого и безусловно талантливого летчика. Для этого автор выбрал самый простой способ - нарыл удобную для "критики" литературу о Чкалове, и закидал дерьмом ее, надеясь, что брызги таки достигнут и памяти самого летчика.
Я посоветовал бы автору попробовать самому сделать мертвую петлю, хотя бы одну и хотя бы пассажиром. Дабы у него, у автора, надолго не было недостатка в дерьме собственного производства.
надеясь, что брызги таки достигнут и памяти самого летчика.
Нет, ну а по фактам есть что, или только обида за разрушенный идеал? Автор проделал хорошую работу, чтобы в дальнейшем алкаша и хулигана не считали великим героем благодаря поделкам издательства "Детская литература". Кстати, то, что товарищ серьезный алкаш, видно по его лицу - он в свои 30 с копейкой выглядит хуже, чем я в 43.
Отредактировано sgt (2012-08-25 15:09:45)
За пьяные дебоши сажали на гауптвахту или давали пятнадцать суток. А тут шесть месяцев тюрьмы!.
Нет такой статьи!
Свободу Pussy Pilots!
П-1 – это давно устаревший Jankers F-13
А вот и ослиные уши Госдепа.
Писатель немецкое слово Junkers прочёл на американский манер. А машинопистка, догадываясь, что словцо таки нiмецькое, отстучала, как слышала.
Кругом шпионство.
Ну что пам пьяница, бабник, оборзевший от вседозволенности хам - ну бывает
но вот зачем ему приписали все подвиги на свете?
зачем ему приписали все подвиги
Началось с переворачивания преступлений в подвиги.
А насчёт всех подвигов - так известно: рёнтгеновский аппарат придумал Иван Грозный.
Автору надо было, зачем-то, закидать дерьмом знаменитого и безусловно талантливого летчика.
Вы не знаете зачем? Оставте этот топик, пусть люди "порадуются".
Вы не знаете зачем? Оставте этот топик, пусть люди "порадуются".
а зачем?
вас позлить?
Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Ужасы мира или как страшно жить » Чкалов. Очередной дутый герой Советов.