Все мы слышали о самом лучшем в мире советском образовании. В эту байку до сих пор верят миллионы людей, которым не хватает ума увязать "лучшее в мире образование" с экономическими результатами в стране. Тут по ссыле наткнулся даже не на запись в ЖЖ автора, а на перепост уже удаленного открытого письма ректору питерского экономического вуза в ЖЖ.
Образование в СССР/РФ
Сообщений 1 страница 30 из 203
Поделиться22012-09-03 12:26:21
о самом лучшем в мире советском образовании.
Ну, некоторые советские вузы техников готовили неплохо. А где лучше всего, в каких еще странах, студенты знали историю КПСС? Вот то-то!
Сейчас вообще об образовании в РФ говорить глупо. Так как это бизнес. А бизнес в РФ это что? Взять больше - дать меньше. Но есть исключения, как без них.
Поделиться32012-09-03 13:54:35
Меня на днях п-ф на гунсе убедил, что советских инженеров работяги за ведром компрессии в кладовую посылали. Это образование или как?
Поделиться42012-09-03 14:09:44
советских инженеров работяги за ведром компрессии в кладовую посылали. Это образование или как?
Что-то похожее про ведро я слышал...
Тут фокус вот в чем. На форуме про перевал Дятлова у меня был разговор по поводу ВУЗовского образования. Оказалось (о чем я даже не знал), что очень многие ВУЗы, готовившие инженеров для производства, в процессе обучения давали как минимум одну рабочую специальность (с соответствующими документами о квалификации), а также иногда - еще и на уровне мастера, техника или технолога.
Обычно это технологические либо политехнические институты.
Идея понятна: чтобы быть инженером на заводе, и полноценно руководить работой подчиненных тебе технологов, мастеров и рабочих, ты должен хотя бы немного знать и уметь на их уровне.
Другой вопрос - насколько качественно это выполнялось ВУЗами.
Поделиться52012-09-03 14:17:53
Задача высшего образования - не дать все знания по специальности. Это невозможно. Задача - дать базу, чтобы выпускник мог в разумные сроки освоить конкретные, нужные ему, технологии.
Я могу на своем опыте сказать, что как минимум в области ИТ постсоветское образование нормальное. Да, много пожилых преподов с советских времен, преподают в т.ч. и древние технологии вроде Lisp и Prolog, но это все дает базу.
Претензии автора письма необоснованы. Не научили ее кассовым аппаратом пользоваться. Ну так инструкцию почитай. А если и научили бы - вышла бы новая модель, все равно осваивать надо. И законы меняются, их читать тоже полезно самому в актуальной версии.
Отредактировано Mar (2012-09-03 14:19:28)
Поделиться62012-09-03 14:40:35
Задача высшего образования - не дать все знания по специальности. Это невозможно. Задача - дать базу, чтобы выпускник мог в разумные сроки освоить конкретные, нужные ему, технологии.
Нет возражений.
Мне в постсоветское время приходилось иметь дело с приемом на работу новых сотрудников (в IT-компанию).
От разработки тестовых заданий, до собственно участия в собеседованиях.
Первым формальным критерием при приеме на работу (еще на уровне отбора по резюме) было наличие высшего образования, причем - наважно какого.
И смысл был именно в этом: предполагалось, что человек, имеющий опыт учебы и некоторую базу знаний, дальше способен самостоятельно (разумеется, под руководством нашего специалиста) приобрести за разумный срок те знания и навыки, которые необходимы нашей фирме.
Поделиться72012-09-03 14:56:42
Оказалось (о чем я даже не знал), что очень многие ВУЗы, готовившие инженеров для производства, в процессе обучения давали как минимум одну рабочую специальность (с соответствующими документами о квалификации), а также иногда - еще и на уровне мастера, техника или технолога.
Обычно это технологические либо политехнические институты.
Не всегда.
Обычно молодому инженеру квалификации не хватало.
Ну и, естественно, не все в книгах написано правильно.
Поделиться82012-09-03 15:03:46
Мама тут летом немножко работала в славном граде Лейден. Мнение о советском образовании сильно ухудшилось.
Поделиться92012-09-03 15:07:08
Мнение о советском образовании сильно ухудшилось.
Вот.
Безусловно инженеру нужен навык черчения карандашом и тушью.
Но ОКАД гораздо важнее.
Поделиться102012-09-03 15:18:06
Не всегда.
Не просто не всегда - а не во всех ВУЗах.
Например, меня в ЛЭТИ так не учили, и мы никаких разрядов до диплома не получали.
Были, конечно, курсовики по азам специальности, от простого к сложному - сначала черчение, потом простые расчеты, потом конструирование, и пр.. Были производственные практики. Но это еще не специальность (ни чертежника, ни радиомонтажника, и пр.).
Нас готовили не инженерами на призводство - а мнс-ами в НИИ или КБ.
Поделиться112012-09-03 15:19:22
Мама тут летом немножко работала в славном граде Лейден. Мнение о советском образовании сильно ухудшилось.
В каком году поработала?
Поделиться122012-09-03 15:19:28
Нас готовили не инженерами на призводство
Вот речь про производство и идет.
Много нюансов бывает.
Поделиться132012-09-03 15:24:14
Вот речь про производство и идет.
Я понимаю. Поэтому и объясняю разницу: если такого инженера направить на производство - он там будет хуже новичка.
Поделиться142012-09-03 15:41:52
Я понимаю. Поэтому и объясняю разницу: если такого инженера направить на производство - он там будет хуже новичка.
Дык, невозможно в институте (советском) подготовить специалиста.
Поделиться152012-09-03 15:49:07
По моему в СССР давали прекрасное фундаментальное образование, и навык учёбы. А вот как это применять и развивать дальше, это уже личное дело каждого.
Поделиться162012-09-03 16:30:33
прекрасное фундаментальное образование
Скорее базовое.
Как говорили в авиации: ХАИ и МАИ, это высшее образование, КИИГА- образование выше среднего.
Поделиться172012-09-03 16:51:22
omsdon написал(а):
прекрасное фундаментальное образование
Скорее базовое.
Как говорили в авиации: ХАИ и МАИ, это высшее образование, КИИГА- образование выше среднего.
Мне ещё школьный учитель физики в ответ на моё "вы нас этому не учили" сказал: "моя задача не научить вас всему в жизни, моя задача научить вас как найти в нужный момент нужные знания. И как приложить их к возникшей проблеме". На мой взгляд он был прекрасным учителем.
Поделиться182012-09-03 17:38:52
Как говорили в авиации: ХАИ и МАИ, это высшее образование, КИИГА- образование выше среднего.
Ну, снобизм был всегда.
Например, некоторые студенты и выпускники ЛЭТИ им. Ульянова-Ленина свысока относились к ЛЭИС им. Бонч-Бруевича.
Была даже поговорка: "Курица не птица, Бонч не институт!"
(В названии обоих были слова "электротехнический институт", из-за чего непосвященные их иногда путали).
Поделиться192012-09-03 17:39:43
Дык, невозможно в институте (советском) подготовить специалиста.
Вроде, никто не жаловался.
А специалиста можно подготовить даже в засраном ПТУ, если у кандидата в специалисты будет на то желание. А если у такого кандидата желание будет вести, исключительно, "увлекательную студенческую жизнь", то нигде не смогут. Или телесные наказания вводить.
Поделиться202012-09-03 17:39:45
моя задача не научить вас всему в жизни, моя задача научить вас как найти в нужный момент нужные знания. И как приложить их к возникшей проблеме".
Это точно.
Поделиться212012-09-03 17:41:44
Вроде, никто не жаловался.
Ото Вы после ВУЗа пришли на производство и на второй день потянули лямку, расшили узкие места, улучшили технологию...
Поделиться222012-09-03 17:41:53
"моя задача не научить вас всему в жизни, моя задача научить вас как найти в нужный момент нужные знания. И как приложить их к возникшей проблеме".
Глаза у меня, на это, открылись при написании диплома
Поделиться232012-09-03 17:48:32
Ото Вы после ВУЗа пришли на производство и на второй день потянули лямку, расшили узкие места, улучшили технологию...
Не красиво хвастать, но сразу после ВУЗа, 20 лет назад, мы еще с одним коллегой, вдвоем, с нуля создали эту богадельню. Частью украв, но творчески переработав, частью придумав, технологию. Периодически расширяя узкие места, от лямки уже костные бляшки, наподобие панциря и и пр. и пр. и пр.
Молодой долбоеб был. Надо было китайским барахлом торговать. )
Отредактировано Laborant (2012-09-03 17:54:09)
Поделиться242012-09-03 17:53:32
Не красиво хвастать, но сразу после ВУЗа, 20 лет назад, мы еще с одним коллегой, вдвоем, с нуля создали эту богадельню Частью украв, но творчески переработав, частью придумав, технологию. Периодически расширяя узкие места, от лямки уже костные бляшки, наподобие панциря и и пр. и пр. и пр.
Респект и уважуха!
Я бы Вам затворную раму от АКМ на покрытие отправил...
Но низзя.
Поделиться252012-09-03 18:26:52
В каком году поработала?
В текущем.
Поделиться262012-09-03 18:32:21
NLPepper написал(а):
В каком году поработала?В текущем.
И при чем тогда советское образование? Я-то думал - с тех уже 20 лет прошло...
Неужели кто-то до сих пор остается на уровне знаний 20-летней давности?
Поделиться272012-09-03 18:34:37
Мне ещё школьный учитель физики в ответ на моё "вы нас этому не учили" сказал: "моя задача не научить вас всему в жизни, моя задача научить вас как найти в нужный момент нужные знания. И как приложить их к возникшей проблеме". На мой взгляд он был прекрасным учителем.
В школе может быть и так. Щас скажу ересь, но, ИМХО, это обычная отмазка ленивых преподавателей. В том же Лейдене студиоза-химика иппут и теорией, и лабораторными, и практикой так, как советским и российским студентам в НГУ не снилось в страшном сне. Но. В Голладнии в 12 лет проводится обязательное тестирование, по результатам коего вьюношей распределяют кого в гимназию, кого в ПТУ. И в гимназии, соответственно, иппут на уровне куда выше среднего. Поэтому в университете его не надо доучивать основам.
Советская же система устроена так, что первые 1-2 года студент в ВУЗе больше доучивается общеобразовательным дисциплинам, а потом уже специальность. Ессно, научить его всему, да еще при ооочень небольших нагрузках, невозможно.
Поделиться282012-09-03 18:35:52
И при чем тогда советское образование? Я-то думал - с тех уже 20 лет прошло...
Неужели кто-то до сих пор остается на уровне знаний 20-летней давности?
При том, что она является научным руководителем у студентов и аспирантов. Которые учатся в старом бывшесоветском ВУЗе. Так вот, до голландских им - как до Китая раком.
Поделиться292012-09-03 19:42:50
В школе может быть и так. Щас скажу ересь, но, ИМХО, это обычная отмазка ленивых преподавателей.
Я считаю что он был великолепным преподавателем, сумевшим привить нам если не любовь то уважение к его предмету. И самое главное давшем нам навык благодаря которому нам всем было намного легче учится в вузах, и который помогает в сегодняшней жизни.
В том же Лейдене студиоза-химика иппут и теорией, и лабораторными, и практикой так, как советским и российским студентам в НГУ не снилось в страшном сне.
Я не знаю НГУ, но в Менделаевке и в Политехе, доводили до состояния когда самоубийство казалось выходом.
А мои преподши Физхимии и Орг-синтеза до сих пор снятся в кошмарных снах.
Советская же система устроена так, что первые 1-2 года студент в ВУЗе больше доучивается общеобразовательным дисциплинам, а потом уже специальность. Ессно, научить его всему, да еще при ооочень небольших нагрузках, невозможно.
Это в американских колледжах, начинают с того что учат писать по английски.
Если выкинуть все обще оброзавательные предметы, то студента химика можно выпускать как бакалвра из американского колледже за 2-2.5 года, как из советского техникума
Поделиться302012-09-03 19:51:29
Это в американских колледжах, начинают с того что учат писать по английски.
А с каким уровнем образования поступают в колледжи? Со школьным, правильно?
Это как в СССР. Берем любого отличника средней школы (единообразной по всей стране), переносим в ВУЗ, доучиваем общеобразовательно и заодно учим специальности. В том же Лейдене если студиоз попал на химию, его и учат химии во всех ее ипостасях и ничему больше. И если для понимания нужная математика или физика (попробуйте понять химикинетику без матаппарата), значит, он ее уже должен знать. В объеме куда выше, чем в средней советской школе.
Ессно, так учат до ВУЗа далеко не всех. Путь в университет лежит через гимназию или как там она по-ихнему, исключения есть, но редко.