Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Образование в СССР/РФ

Сообщений 1 страница 30 из 203

1

Все мы слышали о самом лучшем в мире советском образовании. В эту байку до сих пор верят миллионы людей, которым не хватает ума увязать "лучшее в мире образование" с экономическими результатами в стране. Тут по ссыле наткнулся даже не на запись в ЖЖ автора, а на перепост уже удаленного открытого письма ректору питерского экономического вуза в ЖЖ.

2

sgt написал(а):

о самом лучшем в мире советском образовании.

Ну, некоторые советские вузы техников готовили неплохо. А где лучше всего, в каких еще странах, студенты знали историю КПСС? Вот то-то!

Сейчас вообще об образовании в РФ говорить глупо. Так как это бизнес. А бизнес в РФ это что? Взять больше - дать меньше. Но есть исключения, как без них.

3

Меня на днях п-ф на гунсе убедил, что советских инженеров работяги за ведром компрессии в кладовую посылали. Это образование или как?

4

Всеволод написал(а):

советских инженеров работяги за ведром компрессии в кладовую посылали. Это образование или как?

Что-то похожее про ведро я слышал...  :hobo:

Тут фокус вот в чем. На форуме про перевал Дятлова у меня был разговор по поводу ВУЗовского образования. Оказалось (о чем я даже не знал), что очень многие ВУЗы, готовившие инженеров для производства, в процессе обучения давали как минимум одну рабочую специальность (с соответствующими документами о квалификации), а также иногда - еще и на уровне мастера, техника или технолога.
Обычно это технологические либо политехнические институты.
Идея понятна: чтобы быть инженером на заводе, и полноценно руководить работой подчиненных тебе технологов, мастеров и рабочих, ты должен хотя бы немного знать и уметь на их уровне.

Другой вопрос - насколько качественно это выполнялось ВУЗами.

5

Задача высшего образования - не дать все знания по специальности. Это невозможно. Задача - дать базу, чтобы выпускник мог в разумные сроки освоить конкретные, нужные ему, технологии.

Я могу на своем опыте сказать, что как минимум в области ИТ постсоветское образование нормальное. Да, много пожилых преподов с советских времен, преподают в т.ч. и древние технологии вроде Lisp и Prolog, но это все дает базу.

Претензии автора письма необоснованы. Не научили ее кассовым аппаратом пользоваться. Ну так инструкцию почитай. :) А если и научили бы - вышла бы новая модель, все равно осваивать надо. И законы меняются, их читать тоже полезно самому в актуальной версии.

Отредактировано Mar (2012-09-03 14:19:28)

6

Mar написал(а):

Задача высшего образования - не дать все знания по специальности. Это невозможно. Задача - дать базу, чтобы выпускник мог в разумные сроки освоить конкретные, нужные ему, технологии.

Нет возражений.

Мне в постсоветское время приходилось иметь дело с приемом на работу новых сотрудников (в IT-компанию).
От разработки тестовых заданий, до собственно участия в собеседованиях.
Первым формальным критерием при приеме на работу (еще на уровне отбора по резюме) было наличие высшего образования, причем - наважно какого.
И смысл был именно в этом: предполагалось, что человек, имеющий опыт учебы и некоторую базу знаний, дальше способен самостоятельно (разумеется, под руководством нашего специалиста) приобрести за разумный срок те знания и навыки, которые необходимы нашей фирме.

7

NLPepper написал(а):

Оказалось (о чем я даже не знал), что очень многие ВУЗы, готовившие инженеров для производства, в процессе обучения давали как минимум одну рабочую специальность (с соответствующими документами о квалификации), а также иногда - еще и на уровне мастера, техника или технолога.
Обычно это технологические либо политехнические институты.

Не всегда.

Обычно молодому инженеру квалификации не хватало.

Ну и, естественно, не все в книгах написано правильно.

8

Мама тут летом немножко работала в славном граде Лейден. Мнение о советском образовании сильно ухудшилось.

9

Всеволод написал(а):

Мнение о советском образовании сильно ухудшилось.

Вот.

Безусловно инженеру нужен навык черчения карандашом и тушью.

Но ОКАД гораздо важнее.

10

krapper написал(а):

Не всегда.

Не просто не всегда - а не во всех ВУЗах.
Например, меня в ЛЭТИ так не учили, и мы никаких разрядов до диплома не получали.
Были, конечно, курсовики по азам специальности, от простого к сложному - сначала черчение, потом простые расчеты, потом конструирование, и пр.. Были производственные практики. Но это еще не специальность (ни чертежника, ни радиомонтажника, и пр.).
Нас готовили не инженерами на призводство - а мнс-ами в НИИ или КБ.

11

Всеволод написал(а):

Мама тут летом немножко работала в славном граде Лейден. Мнение о советском образовании сильно ухудшилось.

В каком году поработала?

12

NLPepper написал(а):

Нас готовили не инженерами на призводство

Вот речь про производство и идет.

Много нюансов бывает.

13

krapper написал(а):

Вот речь про производство и идет.

Я понимаю. Поэтому и объясняю разницу: если такого инженера направить на производство - он там будет хуже новичка.

14

NLPepper написал(а):

Я понимаю. Поэтому и объясняю разницу: если такого инженера направить на производство - он там будет хуже новичка.

Дык, невозможно в институте (советском) подготовить специалиста.

15

По моему в СССР давали прекрасное фундаментальное образование, и навык учёбы. А вот как это применять и развивать дальше, это уже личное  дело каждого.

16

omsdon написал(а):

прекрасное фундаментальное образование

Скорее базовое.

Как говорили в авиации: ХАИ и МАИ, это высшее образование, КИИГА- образование выше среднего.

17

krapper написал(а):

omsdon написал(а):

    прекрасное фундаментальное образование

Скорее базовое.

Как говорили в авиации: ХАИ и МАИ, это высшее образование, КИИГА- образование выше среднего.

Мне ещё школьный учитель физики в ответ на моё "вы нас этому не учили"  сказал: "моя задача не научить вас всему в жизни, моя задача научить вас как найти в нужный момент нужные знания. И как приложить их к возникшей проблеме".   На мой взгляд он был прекрасным учителем.

18

krapper написал(а):

Как говорили в авиации: ХАИ и МАИ, это высшее образование, КИИГА- образование выше среднего.

Ну, снобизм был всегда.
Например, некоторые студенты и выпускники ЛЭТИ им. Ульянова-Ленина свысока относились к ЛЭИС им. Бонч-Бруевича.
Была даже поговорка: "Курица не птица, Бонч не институт!"
(В названии обоих были слова "электротехнический институт", из-за чего непосвященные их иногда путали).

19

krapper написал(а):

Дык, невозможно в институте (советском) подготовить специалиста.

Вроде, никто не жаловался.  :confused:
А специалиста можно подготовить даже в засраном ПТУ, если у кандидата в специалисты будет на то желание. А если у такого кандидата желание будет вести, исключительно, "увлекательную студенческую жизнь", то нигде не смогут. Или телесные наказания вводить.

20

omsdon написал(а):

моя задача не научить вас всему в жизни, моя задача научить вас как найти в нужный момент нужные знания. И как приложить их к возникшей проблеме".

Это точно.

21

Laborant написал(а):

Вроде, никто не жаловался.

Ото Вы после ВУЗа пришли на производство и на второй день потянули лямку, расшили узкие места, улучшили технологию...

22

omsdon написал(а):

"моя задача не научить вас всему в жизни, моя задача научить вас как найти в нужный момент нужные знания. И как приложить их к возникшей проблеме".

Глаза у меня, на это, открылись при написании диплома :)

23

krapper написал(а):

Ото Вы после ВУЗа пришли на производство и на второй день потянули лямку, расшили узкие места, улучшили технологию...

Не красиво хвастать, но сразу после ВУЗа, 20 лет назад, мы еще с одним коллегой, вдвоем, с нуля создали эту богадельню. Частью украв, но творчески переработав, частью придумав, технологию. Периодически расширяя узкие места, от лямки уже костные бляшки, наподобие панциря и и пр. и пр. и пр.
Молодой долбоеб был. Надо было китайским барахлом торговать. )

Отредактировано Laborant (2012-09-03 17:54:09)

24

Laborant написал(а):

Не красиво хвастать, но сразу после ВУЗа, 20 лет назад, мы еще с одним коллегой, вдвоем, с нуля создали эту богадельню Частью украв, но творчески переработав, частью придумав, технологию. Периодически расширяя узкие места, от лямки уже костные бляшки, наподобие панциря и и пр. и пр. и пр.

Респект и уважуха!

Я бы Вам затворную раму от АКМ на покрытие отправил...

Но низзя.

25

NLPepper написал(а):

В каком году поработала?

В текущем.

26

Всеволод написал(а):

NLPepper написал(а):
В каком году поработала?

В текущем.

И при чем тогда советское образование? Я-то думал - с тех уже 20 лет прошло...
Неужели кто-то до сих пор остается на уровне знаний 20-летней давности?

27

omsdon написал(а):

Мне ещё школьный учитель физики в ответ на моё "вы нас этому не учили"  сказал: "моя задача не научить вас всему в жизни, моя задача научить вас как найти в нужный момент нужные знания. И как приложить их к возникшей проблеме".   На мой взгляд он был прекрасным учителем.

В школе может быть и так. Щас скажу ересь, но, ИМХО, это обычная отмазка ленивых преподавателей. В том же Лейдене студиоза-химика иппут и теорией, и лабораторными, и практикой так, как советским и российским студентам в НГУ не снилось в страшном сне. Но. В Голладнии в 12 лет проводится обязательное тестирование, по результатам коего вьюношей распределяют кого в гимназию, кого в ПТУ. И в гимназии, соответственно, иппут на уровне куда выше среднего. Поэтому в университете его не надо доучивать основам.

Советская же система устроена так, что первые 1-2 года студент в ВУЗе больше доучивается общеобразовательным дисциплинам, а потом уже специальность. Ессно, научить его всему, да еще при ооочень небольших нагрузках, невозможно.

28

NLPepper написал(а):

И при чем тогда советское образование? Я-то думал - с тех уже 20 лет прошло...
Неужели кто-то до сих пор остается на уровне знаний 20-летней давности?

При том, что она является научным руководителем у студентов и аспирантов. Которые учатся в старом бывшесоветском ВУЗе. Так вот, до голландских им - как до Китая раком.

29

Всеволод написал(а):

В школе может быть и так. Щас скажу ересь, но, ИМХО, это обычная отмазка ленивых преподавателей.

Я считаю что он был великолепным преподавателем,  сумевшим привить нам если не любовь то уважение к его предмету. И самое главное давшем нам навык благодаря которому нам всем было намного легче учится в вузах, и который помогает в сегодняшней жизни.

Всеволод написал(а):

В том же Лейдене студиоза-химика иппут и теорией, и лабораторными, и практикой так, как советским и российским студентам в НГУ не снилось в страшном сне.

Я не знаю НГУ, но в Менделаевке и в Политехе, доводили до состояния когда самоубийство казалось выходом.
А мои преподши Физхимии и Орг-синтеза до сих пор снятся в кошмарных снах.

Всеволод написал(а):

Советская же система устроена так, что первые 1-2 года студент в ВУЗе больше доучивается общеобразовательным дисциплинам, а потом уже специальность. Ессно, научить его всему, да еще при ооочень небольших нагрузках, невозможно.

Это в американских колледжах, начинают с того что учат писать по английски.
Если выкинуть все обще оброзавательные предметы, то студента химика можно выпускать как бакалвра из американского колледже за 2-2.5 года, как из советского техникума

30

omsdon написал(а):

Это в американских колледжах, начинают с того что учат писать по английски.

А с каким уровнем образования поступают в колледжи? Со школьным, правильно?

Это как в СССР. Берем любого отличника средней школы (единообразной по всей стране), переносим в ВУЗ, доучиваем общеобразовательно и заодно учим специальности. В том же Лейдене если студиоз попал на химию, его и учат химии во всех ее ипостасях и ничему больше. И если для понимания нужная математика или физика (попробуйте понять химикинетику без матаппарата), значит, он ее уже должен знать. В объеме куда выше, чем в средней советской школе.

Ессно, так учат до ВУЗа далеко не всех. Путь в университет лежит через гимназию или как там она по-ихнему, исключения есть, но редко.