Стрела написал(а):нет привязки к аэродрому
Это не так.
"Система предварительной раскрутки ротора имеет два основных назначения. Первое - это придание ротору минимальных оборотов, необходимых для возникновения режима самовращения (авторотации). Как правило, ротор начинает устойчиво авторотировать на оборотах не ниже 40-80 об/мин. На роторах небольшого диаметра (22...25 футов) достигнуть таких оборотов можно просто раскручивая ротор от руки. Если хочется большего удобства, ставят систему, напоминающую кик-стартер или пусковой шнур легкого двигателя. Такая система позволяет запустить ротор, но дальнейшее увеличение оборотов ротора до полетных происходит уже в процессе разбега, поэтому длина разбега получается достаточно большой. Кроме того, при начале разбега с низкими оборотами ротора гораздо выше вероятность возникновения маховых движений лопастей из-за порывов ветра или просто из-за скачков АЖ (на кочках, например). Существенное сокращение длины разбега - вторая задача предварительной раскрутки. Для этого используют электрическую, механическую или гидравлическую системы предварительной раскрутки.
Электрическая система состоит из обычного электростартера, выступающего в роли мотора, стартерного аккумулятора и блока управления.
Втулка с электростартером
Плюсы такой системы - в ее простоте и относительно низкой стоимости. Минусы - большой вес и не очень высокая эффективность. Мощность, потребная для увеличения оборотов ротора в зоне, близкой к полетным оборотам, растет в кубе к росту оборотов. Для достижения на 27-футовом роторе DragonWings оборотов 200-210 об/мин. (при взлетных 260) потребная мощность составляет около 10 кВт. Стартер такой мощности уже весит весьма прилично, но и это не все минусы. Для достижения такой мощности потребуется стартерный аккумулятор емкостью не менее 80 А-ч, который весит еще больше. Таскать с собой в полете такой вес совсем уж неинтересно, поэтому те, кто использует электрическую раскрутку обычно идут на компромисс и соглашаются с предварительной раскруткой до 120-130 об/мин и увеличенным разбегом. При полетах с одной и той же полосы иногда используют внешний источник питания, оставляемый на земле, хотя такая система требует командной работы.
У электрораскрутки есть еще одна проблема: при начале вращения ротора усилие, подаваемое раскруткой, должно подаваться с плавным нарастанием, иначе есть риск повредить ротор. Конструкция обычных роторов не предусматривает вращения их путем приложения большой мощности к коромыслу, поэтому ударное включение стартера большой мощности скорее всего быстро повредит (скрутит) ротор. Для борьбы с этой проблемой используют системы soft-start, представляющие из себя обычную схему плавной регулировки тока. Такие системы, в частности, использовались на автожирах Twinstarr. В любом случае, электрораскрутка - компромисс между ценой и качеством.
Один нюанс для тех, кто будет делать электрическую раскрутку на своем АЖ. Силовые провода (и плюс, и минус) от электростартера к аккумулятору должны обязательно идти независимо, т.е. не через мачту и уж нельзя пускать минус через корпус втулки. Проблема банальна, хотя некоторые на нее нарывались: стартерные токи, проходя через подшипники втулки и крепежные болты, очень быстро разрушают их за счет электролитических реакций!"(С)
Автожир без предварительной раскрутки винта требует полосы больше, чем самолетик того-же веса.
Автожир с системой раскрутки дорогой, гемморойный, и все равно требует полосу.
Автожир это полная хрень с винтом и пропеллером.