Монахиня Мари́я (известна как Мать Мария, в миру Елизаве́та Ю́рьевна Скобцо́ва, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьмина́-Карава́ева). В романе А. Толстого «Хождение по мукам» петербургский период ее жизни послужил прообразом персонажа «Елизавета Киевна».
Митрополит Евлогий (Георгиевский), постригая Елизавету в монахини, сказал пророческие слова: "Посылаю тебя в мир, к людям: в пустыню человеческих сердец. Ты будешь оскорблена, осмеяна, оклеветана, ты пройдешь через многие горькие испытания, - все это знаки жизни, отданной Богу: Радуйся, ибо велика награда на небесах".
Она была искренне убеждена, что "путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет". И своей жизнью подтвердила это. В июле 1942-го фашисты согнали 13 тысяч евреев на парижский велодром. Отсюда их должны были отправить в лагеря смерти. Несколько дней, рискуя жизнью, Мария прятала еврейских детей в мусорных баках, которые вывозили с велодрома:
Митрополит Антоний Сурожский - так же, как и мать Мария, участник движения Сопротивления - после войны получил письмо от ее соседки по концлагерю Равенсбрюк. В нем рассказывалось о последних мгновениях жизни монахини. В конце марта 1945-го, когда до лагеря уже доносилась канонада приближающегося фронта, узников начали лихорадочно уничтожать. Одна из отправленных на смерть девушек начала кричать и упираться. Мать Мария бросилась к ней со словами: "Не бойся, смерти нет!" И спокойно вошла вместе с ней в огонь. А через несколько дней лагерь освободили:
За свое каждодневное антифашистское подвижничество в годы Второй мировой войны и беспримерное мужество мать Мария посмертно награждена орденом Великой Отечественной войны. Франция чтит ее как одну из своих святых покровительниц, Иерусалим провозгласил Праведницей мира, а Константинопольский патриархат причислил к лику святых. Памятные знаки в честь матери Марии давно уже установлены по следам ее пребывания - в Петербурге и Анапе, Париже и Равенсбрюке, а в Иерусалиме на Аллее Праведников посажено "ее" дерево.

