Права за "встречку" отбирают незаконно

Российские суды завалены делами о выезде на встречную полосу, а почти у каждого водителя есть знакомые, лишившиеся водительских прав за данное нарушение.
Да, в правилах написано, в каких случаях выезд на встречку грозит лишением прав. Однако на дорогах зачастую возникают спорные ситуации, которые являются камнем преткновения между водителями, считающими себя наказанными незаконно, инспекторами ГИБДД, выполняющими план по протоколам, и судьями, применяющими закон в соответствии со своим внутренним убеждением.
Двигался задним ходом
Есть примеры, когда води-телей лишали прав при движении по дороге с односторонним движением навстречу основному потоку, но задним ходом. В соответствии с пунктом 8.12. ПДД движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения.

Движение зад-ним ходом запрещено на перекрестках, пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах- остановок маршрутного транспорта. То есть движение задним ходом по дороге с односторонним движением, согласно ПДД, не является нарушением. Тем не менее в случае движения задним ходом в тех местах, где это запрещено ПДД, такие действия должны наказываться штрафом в 100 рублей.

Не успел обогнать
Часто бывает так, что води-тель, начиная обгон через- прерывистую линию разметки, не успевает закончить маневр до начала сплошной линии: либо обгоняемое транспортное сред-ство слишком длинное (грузовая фура), либо водители других автомобилей увеличением скорости препят-ствуют возвращению в ранее занимаемую полосу. Регулярно водители лишаются прав в данной ситуации. В соответствии с пунктом 11.1 ПДД, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся- по той же полосе транспорт-ным средствам, а также что по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемым участникам движения, вернуться на свою полосу.

Таким образом, водитель, начиная обгон, должен быть уверен, что сможет вернуться на свою полосу до начала сплошной линии разметки (т. к. данная разметка наносится на опасных участках дороги, обгон на которых- -запрещен), а в том случае, если он в этом не уверен, начинать обгон он не имеет права. Тем не менее в соответст-вии с пунктом 11.4 ПДД по завершении обгона водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу- движения. Следуя этому пункту, водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу независимо от разметки - в том числе и через сплошную линию. Кроме того, нарушением- положений статьи 12.15 часть 4 КоАП РФ является именно выезд на встречную- -полосу в нарушение ПДД. В нашем же случае водитель выехал на встречную -полосу там, где это было разрешено.

Въехал под <кирпич>
Иногда пытаются лишить прав за нарушение знака <Въезд запрещен> при выезде с прилегающей территории, например с АЗС или парковки.
В соответствии с ПДД <прилегающая территория> - это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприя-тия и т. п.).

Получается, что прилегающая территория не является дорогой, а поэтому к ней не применяется статья 12.15 часть 4 КоАП РФ, пред-усматривающая наказание за выезд на половину проезжей части дороги, предназначенную для встречно-го движения.

Поэтому нару-шение знака <кирпич> на территории АЗС или парковке гипермаркета может наказываться штрафом в 100 рублей за нарушение действия знака (статья 12.16 КоАП РФ), но никак не лишением права управления транспортным средством.