Трактат Менахот
Лист 86
В конце предыдущего листа, как мы помним, была приведена Мишна, которая дает указания, какое масло можно приносить в Храм, какое для использования в Храме - не годится (см. на сайте обзор листа 85). Теперь же, на нашем листе, речь идет о том, как делали оливковое масло, и о том, какое масло использовалось для храмовой Меноры (семисвечник) и для менахот (множественное число от слова минха - мучное приношение в Храме).
Итак, в нашей Мишне читаем:
С деревьев собирали три урожая оливок, и из каждого - получалось три вида масла.
Первый урожай собирали с вершины дерева (на вершине, понятно, оливки созревают быстрее). Собранные оливки кладут в корзину и выжимают (вручную), чтобы масло выступило на поверхности. Это - первое масло.
Потом оливки из корзины кладут под деревянный пресс. Из-под пресса вытекает «второе» масло.
Затем оливковый жмых размалывают жерновами, и получается «третье» масло.
Первое масло приносят для Меноры. Второе и третье используют для изготовления менахот.
Второй урожай (с боковых веток) на дереве окончательно не созревает. (Закончив изготовление масла первого урожая) снимали второй урожай. Оливки раскладывают на крыше и ждут, когда они станут мягкими. Затем, в три этапа (так же, как в первом случае), отжимают из них масло.
Первое масло приносят в Храм для Меноры. Второе и третье используют для изготовления менахот.
Третий урожай (с нижних веток) требует дополнительной обработки. Собранные оливки держали под прессом - пока не размякнут. Далее процедура изготовления масла повторялась.
Первое масло третьего урожая тоже годилось для Меноры, остальное использовалось для изготовления менахот…
Самое лучшее - первое масло первого урожая. Практически не уступает ему по качеству первое масло второго урожая. А первое масло третьего урожая не отличается по качеству от второго масла первого урожая…
Самое низкосортное масло - третье, сделанное из оливок третьего урожая…
Приступив к анализу Мишны, Талмуд обобщает практический опыт, накопленный в деле изготовления оливкового масла.
В частности, сообщает, что оливки должны были висеть на дереве, пока не наполнятся маслом.
Раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) едва ли не по каждому пункту Мишны высказывает иную грань Истины.
Так, например, он говорит, что оливки укладывали не в саму корзину, а вокруг нее, и пользовались не деревянным прессом, а - каменным. Но противоречия в его взгляде на вещи, конечно же, нет. В целом процедура изготовления масла была единой во всей Стране Израиля. И могла отличаться некоторыми нюансами (их и отмечает раби Иегуда) - в зависимости от обычаев в разных регионах Эрец Исраэль.
Более углубленные дискуссии между Учителями возникают, когда они обсуждают проблему использования масла разных урожаев и разных сортов для храмовых нужд.
В самом деле. Разобраться в этих вопросах достаточно сложно.
В Мишне сказано, например, что первое масло третьего урожая было таким же по качеству, как второе - первого урожая. Тогда почему масло «второго сорта», отжатое из оливок с боковых веток, нельзя было использовать для храмовой Меноры? Или, наоборот: почему бы не использовать первое масло третьего урожая, допустим, для замешивания или смазывания теста для минхи? И вообще… Если первое масло из оливок всех трех урожаев - самое лучшее и самое чистое, почему его надо использовать именно для горения в Меноре, а для еды (вспомним, что основную часть минхи съедают коэны) брать то, что «похуже»?..
Самое лучшее масло годится и для менахот, - говорит рав Нахман бар Ицхак.
Но почему же по предписанию оно - лишь для Меноры?
Тора бережно относится к личному имуществу евреев, - объясняет раби Элазар (великий Учитель Мишны, 2-й век). - Масло первого сорта стоит довольно дорого. И если бы, предположим, было дано распоряжение замешивать тесто для минхи только на масле высшего качества, на каждую минху человеку приходилось бы тратить много денег.
Но зачем же тогда для светильников в Меноре надо было брать дорогостоящее масло? - спрашивает Талмуд.
И отвечает: таково повеление Творца. Ибо о храмовой Меноре в Торе сказано: «…и возьмут чистое оливковое масло» (Ваикра, гл. 24, ст. 2).
Огонь дает свет, а свет - свидетельство присутствия Всевышнего. Свет (олицетворение добра) разгоняет тьму (метафорическое воплощение зла), наполняя мир духовностью. Поэтому так важно, чтобы в чаши Меноры наливали самое чистое, самое лучшее масло…