Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Транспортный вопрос. » История автобуса ЛиАЗ 677


История автобуса ЛиАЗ 677

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

1967-2007.
40 лет автобусам ЛиАЗ-677
Автобус ЛиАЗ-677 выпускался серийно с 1967 по 1994 год на Ликинском автобусном заводе в городе Ликино-Дулево Московской области. ЛиАЗ-677 на протяжении более 30 лет являлся одним из самых удачных образцов продукции автомобильной промышленности Советского Союза. В 1994 году семейство ЛиАЗ-677 было снято с серийного производства.

К 2005 году во всех регионах, куда поставлялись автобусы ЛиАЗ-677, в рабочем состоянии остались буквально единицы из числа этих машин, в связи с чем и возникла идея создать данный сайт с целью сохранить для Истории легенду советского автопрома и одновременно один из самых заметных штрихов в облике советских городов второй половины ХХ века.

История автобуса ЛиАЗ 677

В 1958 году в связи со специализацией автозавода им. Лихачева на выпуске грузовых машин было принято постановление о переводе производства автобусов с ЗИЛа на Ликинский машиностроительный завод (ЛиМЗ), который с этого времени стал называться Ликинским автобусным заводом – ЛиАЗ.

В январе 1959 года ко дню открытия ХХI съезда КПСС из заводских ворот вышли две первые машины ЛиАЗ-158. В 1961 году ЛиАЗ достиг мощности ЗИЛа по производству автобусов, а затем более чем в 1,5 раза перекрыл ее. За 10 лет ЛиАЗ выпустил 50 тыс. автобусов (серии 158).

Проектирование нового городского автобуса ЛиАЗ-677 началось в 1962 году. В процессе использовались наработки конструкторов ЗиЛа (Завода имени Лихачева) и ЛАЗа (Львовского автобусного завода) – двух производственных объединений, имевших на тот момент наибольший опыт конструирования и производства автобусов большого класса. И уже осенью того же, 1962 года, на ЛиАЗе был построен первый прототип. 7 ноября он принял участие в праздничной демонстрации в подмосковном городе Ликино-Дулево.

В следующем году новый автобус был представлен Госкомиссии по автоматизации и механизации при СМ СССР, которая дала ему положительную оценку. Летом 1964 года 2 опытных автобуса новой модели прошли испытания на горных дорогах в окрестностях Сочи. На следующий год испытания продолжились в лабораториях, а также состоялся пробег по маршруту Москва - Харьков - Новосибирск - Сочи - Тбилиси - Ереван - Орджоникидзе - Москва.

Надо заметить, что Ликинский автобусный завод превратился к тому времени в крупное производственное объединение. Так, в 1965 году на ЛиАЗе было выпущено уже 6200 автобусов ЛиАЗ-158 при 5152 работающих. И в том же году была официально завершена разработка городского автобуса большой вместимости (на 110 пассажиров) новой модели – ЛиАЗ-677. Осенью 1966 г. новая машина была принята государственной комиссией и рекомендована к серийному производству. Также в 1966 году были изготовлены ещё 3 образца, и все 5 существовавших к тому моменту ЛиАЗов-677 были переданы московским автокомбинатам для опытной эксплуатации на улицах Москвы.

В течение 1967 г. были выпущены опытно-промышленные партии автобусов. Один автобус из этой партии был отправлен на ВДНХ СССР, где демонстрировался в павильоне "Машиностроение". За создание автобуса ЛиАЗ-677 большая группа работников завода была награждена медалями Выставки. В начале следующего года завод приступил к серийному производству. В мае 1968 года автобус был показан на международной выставке "Интербытмаш-68", где привлёк к себе большое внимание публики.

Весной 1968 г. начался серийный выпуск машин новой модели на конвейере ЛиАЗа. В 1971 г. началось массовое производство новых автобусов, их выпуск в течение девятой пятилетки удвоился.

В 1972 году на Международной ярмарке в Лейпциге автобус ЛиАЗ-677 был отмечен Большой золотой медалью и дипломом I степени. В 1975 г. с конвейера сошло 10188 автобусов ЛиАЗ-677, на заводе работало 7837 человек. Кроме того, в течение 1975 г. было выпущено 48 сверхплановых ЛиАЗ-677.

16 февраля 1976 г. за достигнутые успехи в повышении эффективности производства, организацию массового выпуска автобусов новых моделей и досрочное выполнение заданий девятого пятилетнего плана Ликинский автобусный завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1978 году ЛиАЗ-677 был модернизирован и получил обозначение ЛиАЗ-677М. Изменения коснулись, главным образом, отделки салона и внешнего оформления кузова (появились бамперы, потолочные люки, новые световые приборы). В начале 1980-х годов автобусы стали окрашиваться в желтый цвет. И ещё более 15 лет ЛиАЗ-677М выпускался заводом без каких-либо серьезных изменений.

Большинству сегодняшних пассажиров этот великолепный автобус запомнился именно таким – исключительно плавный ход и на удивление удобные сиденья, уникальная для пиковых часов вместительность салона, теплый даже в самую холодную погоду салон, никогда не замерзающие и не запотевающие маршрутоуказатели, яркая, праздничная желтая или красная окраска кузова.

Производство автобусов ЛиАЗ-677 в Ликино продолжалось до 7 августа 1994 года. Всего изготовлено около 200 тыс. автобусов семейства ЛиАЗ-677. 7133 автобуса поставлено на экспорт в 16 стран мира.

Окончательно производство автобусов ЛиАЗ-677 было остановлено на Ликинском автобусном заводе в 1994 году в связи с демонтажём сборочного конвейера. Но несмотря на это, вплоть до 2004 года автобусы выпускались небольшими партиями на авторемонтных предприятиях в России. ЛиАЗ-677 долгое время собирали на авторемонтных предприятиях в подмосковной Яхроме и городе Бор Нижегородской области. Автобус также поштучно собирал завод "Ремтехмаш", расположенный в соседнем с Ликино-Дулево городке Орехово-Зуево. Да и сам ЛиАЗ до недавнего времени выпускал так называемые кузова первой комплектации - с полностью оборудованным салоном. Тосненский авторемонтный завод тоже выпускал этот автобус. Кроме того, в Тосно выпускался модифицированный ЛиАЗ-677М, но там он получил уже несколько иное название - ТоАЗ-677Д, так как был оснащен ярославским дизелем. Стоимость такого автобуса составляла всего около $20 000.

За свою 35-летнюю историю автобус получал различные отзывы - от абсолютно положительных (прежде всего, с точки зрения пассажиров) до крайне отрицательных (прежде всего, с точки зрения водителей). ЛиАЗ-677 получил десятки прозвищ, как обидных, так и ласковых («луноход», «скотовоз», «божья коровка», «чудак» и др.). И в то же время в большинстве советских кинофильмов 70-80-х годов в "автобусных" эпизодах использовалась машина именно этой модели. Несомненно одно - именно эти дешевые и надежные машины во многом решали проблемы пассажироперевозок в городах бывшего Союза в течение почти четырех десятков лет, за что надлежит сказать им огромное спасибо.

http://www.liaz677.narod.ru

2

Конструкция автобуса ЛиАЗ 677
Городской автобус большого класса, выпускался Ликинским автобусным заводом с 1979 г. Кузов - вагонного типа, несущей конструкции, 3-дверный (2 двери для пассажиров и 1 для водителя). Планировка сидений 3- и 4-рядная. Расположение двигателя - переднее. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по высоте, длине, наклону подушки и спинки. Система отопления - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ранее выпускался автобус ЛиАЗ- 677(1967-1978 гг.), отличавшийся системой вентиляции и интерьером кузова.

Модификации:
ЛиАЗ-677МБ - пригородный, отличается 4-рядной планировкой сидений, числом мест для сидения - 35, ном. вместимостью - 67, предельной вместимостью - 87, наличием запасного колеса на задней стенке снаружи;
ЛиАЗ-677МС - для районов с холодным климатом (от -60 до +40°С), отличается наличием теплоизоляции кузова и двойного остекления, 4-рядной планировкой, сидений, числом мест для сидения - 29, ном.вместимостью - 74, предельной вместимостью - 101;
ЛиАЗ-677Г - газобаллонный, на сжиженном нефтяном газе.
Вместимость:
число мест для сидения 25
номинальная 80
предельная 110
число служебных мест 1

Снаряженная масса, кг 8363
В том числе:
на переднюю ось 4265
на заднюю ось 4098

Полная масса при номинальной.вместимости, кг 14033
В том числе:
на переднюю ось 5725
на заднюю ось 8308 Полная масса при предельной вместимости, кг 16133
В том числе:
на переднюю ось 5975
на заднюю ось 10158

Макс. скорость, км/ч 70
Время разгона до 60 км/ч, с 46,5
Макс, преодолеваемый подъем, % 20
Выбег с 60 км/ч, м 860
Тормозной путь с 60 км/ч, м 32,1
Контрольный расход топлива при 40 км/ч, л/100 км 35,0

Радиус поворота, м:
по внешнему колесу 9,6
габаритный 11,0

Двигатель.
Мод. ЗИЛ-509.10-401 (он же ЗИЛ-375Я7), бензиновый, V-обр., 8-цил., 108x95 мм, 7 л, степень сжатия 7,3, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 129 кВт (175 л.с.) при 3200 об/мин; крутящий момент 470 Н-м (48 кгс-м) при 1800-2000 об/мин; карбюратор К-90Б; воздушный фильтр - инерционно-масляный.

Трансмиссия.
Гидромеханическая мод. ЛАЗ-НАМИ-Львов 22.17 - гидротрансформатор (коэф. трансформации 2,8) и 2-ступ, коробка передач, передат. числа: I-1,792; II-1,00; ЗХ-1,7 19. Две карданные передачи: одна - от двигателя к ГМП, вторая от ГМП к заднему мосту. Каждая состоит из двух валов с промежуточной опорой. Главная передача - двойная разнесенная (коническая и планетарная). Передат. число 7,456.

Колеса и шины.
Колеса - бездисковые, ободья 3-компонентные 8,0-20, крепление на 6 шпильках. Шины 10,00R207 (280R508), НС - 1 6, рисунок протектора - дорожный, давление в шинах: передних 7,5, задних 6,7 кгс/см2. Число колес 6+1. Место крепления запасного колеса на автобусе не предусмотрено.

Подвеска.
Зависимая, передняя - полуэллиптические рессоры, два пневмобаллона, два амортизатора; задняя - полуэллиптические рессоры, четыре пневмобаллона, четыре амортизатора.

Тормоза.
Рабочая тормозная система - двухконтурная, с пневматическим приводом, барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок: передних 140, задних 180 мм), разжим - кулачковый. Стояночный тормоз - на механизмы задних колес, привод-механический. Запасной тормоз - один из контуров рабочей тормозной системы. Давление в пневмоприводе тормозов 6,2-7,35 кгс/см. кв.. Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление.
Мод. Урал-377Н, рулевой механизм - двухзаходный червяк и сектор, гидроусилитель, передат. число 21,5. Ном. давление в усилителе 65 кгс/см. кв. Люфт рулевого колеса при работающем усилителе до 120.

Электрооборудование.
Напряжение 12В, ак. батарея 6СТ-90ЭМС (2 шт.), генератор Г287-Л с встроенным интегральным регулятором напряжения Я112-А, стартер СТ130-А1, распределитель Р137. транзисторный коммутатор ТК102-А, катушка зажигания Б114-Б, свечи A11.

Заправочные емкости и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Топливный бак - 300 л, бензин А-76;
система охлаждения - 34л, вода или охлаждающая жидкость;
система смазки двигателя - 9л, зимой ДВ-АСЗп-10В, всесезонно М-8В1, М-6/10В;
картер рулевого механизма - 1.5л, ТАп-15В или ТСп-10;
система гидроусилителя руля - 2л, всесезонно масло марки Р;
ГМП - 18л, масло марки А;
картер ведущего моста - 14л, ТАЛ-15В или ТСп-10;
амортизаторы - 6x0,75 л, масло веретенное АУ;
бачок омывателя ветрового стекла - 2,5 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой;
предохранитель от замерзания тормозной системы - 0,23 л, технический спирт.

Масса агрегатов (в кг).
Двигатель с оборудованием - 477,
ГМП - 219,
карданные валы - 76,
передний мост - 470,
задний мост - 720,
кузов - 3970,
колесо в сборе с шиной - 109,
радиатор - 40.

3

Габаритная схема автобуса ЛиАЗ-677М
http://i008.radikal.ru/0712/e2/ff653772dc52t.jpg

Памятник ЛиАЗу в Волоколамске Московской области.

http://i011.radikal.ru/0712/47/c43b4d78249dt.jpg

Фото Лиаза
http://i004.radikal.ru/0712/cf/235e2aaca7ddt.jpg

4

Город Ликино-Дулево
Город Ликино-Дулево расположен в девяноста километрах к северо-востоку от Москвы, на большом окружном железнодорожном кольце, и является вторым по величине городом Орехово-Зуевского района. История Ликино-Дулево как города насчитывает всего 70 лет - время жизни одного поколения. Однако за эти годы, соединив в себе две небольшие деревни Ликино и Дулево, он успел превратиться в уютный современный городок с заводами и фабриками, кинотеатрами и стадионами.

Населенные пункты Ликино и Дулево, из которых в 1937 году был образован город Ликино-Дулево, возникли вокруг промышленных предприятий.

Дулевский завод
В 1832 году на пустоши Дулево близ д. Ликино Покровского уезда Владимирской губернии разбогатевший крестьянин Т.Я. Кузнецов построил фарфоровый завод. Дешевая рабочая сила, обилие дров и торфа, близость торгового центра России - Москвы создали благоприятиные условия для развития предприятия.

Дулевский завод быстро расширялся, и накануне крестьянской реформы на нем изготавливалось фарфоровых и фаянсовых изделий на 90 тыс. руб. при 860 рабочих. В 1905 и 1917 годах завод становился одним из крупнейших центров рабочего движения Подмосковья. После революции 1917 года завод был национализирован. Но предприятие продолжало развиваться и не прекращало работу даже в годы гражданской войны, когда пожаром 1918 г. был уничтожен один из основных цехов. В 1940 г. на заводе работало уже 3,9 тыс. человек. После Великой отечественной войны была проведена реконструкция Дулевского завода, позволившая увеличить объем производства посуды до 50 млн. штук.

На Дулевском заводе имеется музей, где собраны лучшие образцы художественного фарфора предприятия за всю его полуторавековую историю

Ликинский автобусный завод
История возникновения завода уходит в 1933 год, когда было принято решение о строительстве Лесохимического опытного завода облагораживания древесины "ЛОЗОД".

В 1935 завод выпускал: изоляционные плиты, бруски лигностона, прессованную древесину и изделия из нее.

С 1945 года завод стал именоваться Ликинским машиностроительным заводом (ЛиМЗ) и производил: электропилы, шпалорезные станки, мотовозы, лебедки, передвижные электростанции. В 1946 году на заводе работало более 1100 человек.

С 1959 года завод начинает сборку пассажирских автобусов ЗиЛ 158 и становится Ликинским автобусным заводом (ЛиАЗ). Годовой выпуск составлял в 1959 году- 213 автобусов, в 1963 году- 5419 шт, 1969 год-7045 штук. Одновременно велась разработка и испытание нового, улучшенного большого городского автобуса. Им стал ЛиАЗ-677. Опытная партия, которых изготовлена в 1967 году. За 25 лет изготовлено более 200 000 автобусов ЛиАЗ-677 и его модификации: городской, северный, экскурсионный, пригородный, газобаллонный, передвижная телевизионная станция. Осенью 1972 года автобус ЛиАЗ-677 получил Золотую медаль и Диплом Первой степени на международной ярмарке в Лейпциге. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

1982 год начало разработки проекта технического перевооружения завода ЛиАЗ на выпуск автобусов ЛиАЗ-5256. В 1985 году начало технического перевооружения; одновременно начат выпуск автобусов малыми партиями в цехе мелких серий. Серийное производство больших городских автобусов ЛиАЗ-5256 начато с 1990 года.

С 1991 на 1995 годы характеризуются для завода значительным ухудшением показателей работы, итогом чего стал экономический кризис и остановка производства в 1996 году. Возбуждается дело о банкротстве и в 1997 году вводится внешнее управление, затем конкурсное производство. Однако процедуры проведены таким образом, что территория, имущество автобусного завода, его производственная деятельность сохранены и сегодня ООО "Ликинский автобус" является современным предприятием, обладающим технологией серийного (массового) производства больших городских автобусов с применением передовых высокоэффективных технологий, обеспечивающих выпуск продукции соответствующей действующим европейским стандартам.

Территория предприятия 630 тыс.кв.м. Производственные площади 172 тыс.кв.м. Парк технологического оборудования более 3000 единиц отечественного и зарубежного производства: "Джейко" (Италия), "Кальтенбах" (Австрия), "Наката" (Япония), "Шлаттер" (Швейцария), "Эсаб" (Швеция), "Хальброн", "Труматик", "Трумабент" (Германия) и др.

С 2000 года разработаны новые модели городских автобусов с учетом спроса потребителей и начато производство городских автобусов особо большой вместимости ЛиАЗ 6212 (сочлененный), пригородных ЛиАЗ-5256 R; c 2005 года осуществляется серийное производство низкопольных городских автобусов.

5

Автобусы ЛиАЗ-677 в городах Тверской области (Россия)

Автобусы ЛиАЗ-677 в Твери, Бежецке и Максатихе, 2003-2005 гг.

http://i036.radikal.ru/0712/62/0f7e360c0cc9t.jpg

http://i027.radikal.ru/0712/62/ff55db6c4a89t.jpg

http://i004.radikal.ru/0712/49/e95634715f71t.jpg

http://i019.radikal.ru/0712/12/be4e5fa50000t.jpg

http://i041.radikal.ru/0712/bc/953b22259b8bt.jpg

http://i019.radikal.ru/0712/28/837f4fbaffe1t.jpg

http://i022.radikal.ru/0712/ba/e699fce82fb6t.jpg

http://i016.radikal.ru/0712/c3/9727d469383ct.jpg

6

Автобусы ЛиАЗ-677 Вышнего Волочка, 2003-2005 гг.
Фото Сергея Лаврентьева

http://i024.radikal.ru/0712/0c/19942b3661ddt.jpg

http://i038.radikal.ru/0712/49/c1ba2b0f400at.jpg

http://i013.radikal.ru/0712/e1/c095f3070151t.jpg

http://i023.radikal.ru/0712/a8/4e88a5ee35b5t.jpg

http://i011.radikal.ru/0712/5f/02ed86be2535t.jpg

http://i038.radikal.ru/0712/83/7492d925d56ft.jpg

http://i021.radikal.ru/0712/fb/bd011e2a6a22t.jpg

http://i006.radikal.ru/0712/9f/ef15808a5f34t.jpg

http://i034.radikal.ru/0712/76/cc1d66c7efcat.jpg

http://i034.radikal.ru/0712/4c/eea027a8364dt.jpg

http://i008.radikal.ru/0712/c3/d1b64d571987t.jpg

http://i033.radikal.ru/0712/c4/062b4fbff2ect.jpg

http://i047.radikal.ru/0712/2e/e72a3c0a4c0dt.jpg

http://i018.radikal.ru/0712/55/b13bdb8ff040t.jpg

http://i048.radikal.ru/0712/8d/93d44adc66c8t.jpg

http://i031.radikal.ru/0712/60/a15d31643c83t.jpg

http://i039.radikal.ru/0712/08/bdf6ab939f86t.jpg

http://i025.radikal.ru/0712/64/0c4199e9b18at.jpg

http://i033.radikal.ru/0712/53/611a23316900t.jpg

http://i023.radikal.ru/0712/f7/eb0c3bb27821t.jpg

7

Автобусы в оригинальной заводской раскраске

ЛиАЗ 677 Музея городского транспорта Москвы
http://i003.radikal.ru/0712/d6/07141166a02ct.jpg
ЛиАЗ 677, хранящийся в Музее городского транспорта Москвы, был выпущен в 70-е годы ХХ века. Кузов автобуса окрашен по одной из схем, характерных для того времени. В привычный многим из нас желтый цвет ЛиАЗы стали окрашиваться после появления в СССР венгерских Икарусов-280 в целях унификации внешнего вида муниципальных автобусов.
Обратите внимание на отсутствие у немодифицированной модели бамперов, а также на округлую форму боковых указателей поворота и верхних габаритных огней.

ЛиАЗ 677М в раскраске по схеме первой половины 1990 года
http://i042.radikal.ru/0712/94/b20370b61968t.jpg
В 1989 году на автобус ЛиАЗ 677М массово стали устанавливаться новые - прямоугольные - рассеиватели боковых указателей поворота и верхних габаритных огней. Типичная заводская цветографическая схема: желтый кузов с белыми створками пассажирских дверей либо красный кузов с белой "юбкой" вдоль нижней части боковин до уровня нижнего молдинга и белые пассажирские двери.
Кроме того, в 1988 году на Ликинском автобусном заводе появилось нововведение - боковины между верхним и нижним молдингами стали выполняться из цельного стального листа, что позволило уменьшить необходимое для сборки кузова количество заклепок. Напомним, что ранее левый борт автобуса собирался из шести, а правый - из четырех листов стали, которые крепились к несущим элементам кузова по всему своему периметру.

ЛиАЗ 677М в заводской раскраске по схеме 1991 года
http://i039.radikal.ru/0712/61/7fa61b23fff9t.jpg
В 1991 году основной цветографической схемой на ЛиАЗе была схема окраски кузова в желтый цвет с белыми пассажирскими дверями.
Кроме того, во второй половине 1990 года произошли небольшие изменения в оснастке салона. А именно, обивка подушек пассажирских сидений, при их изготовлении ранее прошивавшаяся на стыках с использованием гибкого винилового молдинга, стала свариваться.

ЛиАЗ 677М в заводской раскраске по схеме 1992 года
http://i008.radikal.ru/0712/7c/d15a6472023ct.jpg
1992 год был ознаменован возвратом на улицы городов красных ЛиАЗов. Правда, схема окраски несколько изменилась: красный кузов с белой "юбкой" под нижним молдингом по всему периметру автобуса, красные или белые бамперы, белые пассажирские двери.
В 1992 году в салонах автобусов исчезла виниловая оплетка с поручней. Сперва поручни стали окрашиваться в белый цвет, а с 1993 года - в черный. В зимнее время стоящим пассажирам пришлось наслаждаться поездкой, в общем-то, в теплом автобусе - в перчатках.

ЛиАЗ 677М в заводской раскраске по схеме 1993 года
http://i024.radikal.ru/0712/64/290ea339776dt.jpg
1993 - последний год полноценного серийного выпуска автобуса ЛиАЗ 677М в Ликино-Дулево. Машины окрашивались в белый цвет с желтой или красной "юбкой" под нижним молдингом по всему периметру кузова, с белыми пассажирскими дверями. Желтые, белые или красные бамперы (в зависимости от цвета "юбки") во второй половине года стали "пропадать" с новых автобусов. Отрасль была в кризисе, наблюдался недокомплект.

ЛиАЗ 677М сборки Яхромского автобусного завода в заводской раскраске 1994-1995 годов
http://i033.radikal.ru/0712/81/c68b872b6134t.jpg
В Яхроме, кроме отверточной сборки новых машин, также производился их капитальный ремонт. Кузова новых автобусов окрашивались в собственной окрасочной камере завода в серый цвет с зеленой "юбкой" под нижным молдингом по всему периметру.
Качество сборки было весьма низким, оборудование салона зачастую снималось со списанных машин, практически все яхромские ЛиАЗы не имели заднего бампера. В Москве большинство этих машин проработало лишь по 4-5 лет и было списано, не дождавшись капитального ремонта.

8

Салон и водительская кабина автобуса ЛиАЗ-677

ЛиАЗ 677МБ образца 1979 года. Вид на салон из водительской кабины
http://i006.radikal.ru/0712/6b/486291292033t.jpg
ЛиАЗ 677МБ - пригородная модификация автобуса. Пассажирские сиденья и справа, и слева двухместные, т.е., общая планировка сидений четырехрядная, отсутствует задняя накопительная площадка.
С 1978 года кузова ЛиАЗов 677М уже комплектовались вентиляционными люками в потолке, однако все остальное оборудование салона вплоть до 1984-85 годов соответствовало немодифицированной модели. Обратите внимание на никелированные поручни, а также наличие форточек во всех окнах, кроме панорамного остекления панелей задка. Поручни спинок пассажирских сидений также пока не имеют мягких накладок.

ЛиАЗ 677М образца 1991 года. Вид на салон из водительской кабины
http://i029.radikal.ru/0712/a5/1d5459060c2at.jpg
Поручни в салоне "одеты" в виниловую оплетку, что в зимнее время делало поездку для стоящих пассажиров немного комфортнее - руки не замерзали.
C 1984-85 годов в оборудовании салона ЛиАЗа 677М появляются дополнительные факторы пассивной безопасности: третье и пятое окна по левому борту и третье окно по правому (запасные выходы) комплектуются полноразмерными закаленными стеклами, без форточек. Кроме того, на поручнях спинок пассажирских сидений установлены мягкие накладки, игравшие роль подушки безопасности для сидящих пассажиров в случае резкого торможения.
Обратите внимание на кронштейны крепления горизонтальных поручней к потолку - с 1991 года у машин ликинской сборки они стали окрашиваться в цвет кузова.

ЛиАЗ 677М ликинской сборки образца 1991 года. Вид на водительскую кабину
http://i022.radikal.ru/0712/80/314d99961a6et.jpg
Со второй половины 1990 года обивка подушек пассажирских сидений сшивалась на стыках без использования гибкого винилового молдинга. Также, иногда в процессе эксплуатации в автопредприятиях проем между салоном и кабиной водителя комплектовался окном от Икаруса-280, широкая сдвижная форточка которого облегчала водителю некоторые его обязанности, например, продажу билетов.

Учебный ЛиАЗ 677М. Вид на водительскую кабину из салона
http://i019.radikal.ru/0712/35/fe269bcad36at.jpg
Для обучения и стажировки водителей некоторые машины оборудовались дополнительной кабиной, занимавшей место четырех пассажирских сидений, располагавшихся сразу за перегородкой. Фактически, вместимость салона при этом падала лишь на 4 места, поскольку места для стояния оставались в прежнем количестве. Напомним, что ЛиАЗ 677М рассчитан на общую вместимость 110 человек.

Рабочее место водителя. Вид из салона
http://i003.radikal.ru/0712/74/09ab49fdb98dt.jpg
Интерьер кабины водителя ЛиАЗа создавался из соображений максимальной функциональности. Однако далеко не все идеи конструкторов оказались удачными. Так, штатный тумблер управления работой пассажирских дверей, расположенный на вертикальной панели приборного щитка с левой стороны, нередко переносился водителями на свободное место между комбинацией приборов и клавишами управления освещением и "дворниками". Оформлялся он либо в виде дополнительного тумблера (как на фото) либо в виде бытового выключателя.

Комбинация приборов ЛиАЗа 677
http://i040.radikal.ru/0712/3e/38b72cf990e7t.jpg
Комбинация приборов ЛиАЗа 677М имеет характерный для 60-х годов ХХ века дизайн. При этом она вполне информативна. Учитывая наличие гидромеханической коробки передач (ГМП), несколько необычно для классической компоновки назначение подрулевых переключателей. Слева от рулевой колонки - выключатель указателей поворота, а справа - рычаг управления коробкой передач. Выключатель стеклоочистителей вынесен на комбинированный щиток справа от водителя. Также примечательно отсутствие педали сцепления - только тормоз и акселератор. Для 60-х годов ХХ века эта машина была революционной.

9

Cлужебные и модифицированные автобусы на базе ЛиАЗ 677

http://i008.radikal.ru/0712/8c/3a31e957f470t.jpg
Техпомощь на базе ЛиАЗ 677
"Технички" нередко оборудуются на основе автобусов, сошедших с пассажирских линий. Таким образом, эти машины после окончания своей "активной жизни" ещё некоторое время находятся в строю.

http://i040.radikal.ru/0712/83/d7deca7e2e0ft.jpg
Штабной автобус на базе туристического ЛиАЗа 677 в "милицейской" раскраске
Такие автобусы используются для развертывания оперативных штабов ГУВД г. Москвы при проведении, например, праздничных мероприятий. Обратите внимание на решетки воздухозаборников и форму фар дальнего света - это дизайн кузова самой ранней модификации ЛиАЗа.

http://i021.radikal.ru/0712/d0/d094c2936332t.jpg
Автобус "Безопасность движения" на базе ЛиАЗ 677М
Это служебные автобусы, которые есть в каждом из 18 автобусных парков Москвы. Они обязательные участники разбора каждой аварии с участием машин ГУП Мосгортранс.

http://i040.radikal.ru/0712/7f/dd30ecd8f7f2t.jpg
Грузовой автобус на базе ЛиАЗ 677
Редкий случай, когда автобус ЛиАЗ 677 переделывается под перевозку грузов. Заметно, что использован кузов ЛиАЗа и шасси какого-то грузового автомобиля.

http://i015.radikal.ru/0712/7c/7e25677676d5t.jpg
Грузовой автобус на базе ЛиАЗ 677
Ликинский автобусный завод не выпускал грузовые модификации автобуса ЛиАЗ-677. То, что машина переделана кустарным способом из серийного пассажирского автобуса, хорошо видно при боковом ракурсе.

http://i004.radikal.ru/0712/ea/20640b5f6f8ft.jpg
Передвижная телевизионная станция на базе ЛиАЗ 677
Передвижная телевизионная станция на базе автобуса ЛиАЗ имеет индекс ЛиАЗ-5930. Возможность создания на шасси ЛиАЗа 677 служебных и специальных машин закладывалась ещё при проектировании автобуса. Поэтому вместе с городским автобусом ЛиАЗ-677 появилось целое семейство его модификаций: пригородный, туристический, перонный автобусы, северный автобус с утепленным кузовом, укороченный на одну секцию городской автобус КАВЗ 3100 (выпущен только экспериментально в Кургане, серийное производство КАВЗа 3100 так и не было налажено), а также передвижная телевизионная станция.

http://i013.radikal.ru/0712/da/daf183478a07t.jpg
Газобалонный автобус на базе ЛиАЗ-677М.
Модификация автобуса на базе ЛиАЗ-677, работающего на сжиженном газе, входила в число заводских разработок Ликинского завода. Однако серийного производства таких автобусов в Ликино-Дулево налажено не было. Большинство автобусов, использующих в качестве топлива сжиженный газ, переоборудовано из серийных машин уже в процессе эксплуатации.

http://i012.radikal.ru/0712/0f/7123bbd6fc5ft.jpg
Бортовой грузовик на базе ЛиАЗ-677.
Уникальные фотографии кустарной переделки автобуса ЛиАЗ-677. Срезаны стойки салона, крыша и часть боковин. Омск, 2006 г.
http://i035.radikal.ru/0712/8d/7d05b7bd12eet.jpg

http://i043.radikal.ru/0712/4a/01a13ec7cff5t.jpg

http://i005.radikal.ru/0712/9a/484f6fa7e946t.jpg

http://i047.radikal.ru/0712/e1/e75ac778ae1ct.jpg

10

Сборочный конвейер завода ЛиАЗ
Именно в этом цехе в подмосковном городе Ликино-Дулево начиналась история великолепных автобусов ЛиАЗ.
Фото из книги "Города Подмосковья".

http://i024.radikal.ru/0712/a9/7a8df199d89ct.jpg

11

Автобус ЛиАЗ 677М

http://i002.radikal.ru/0712/12/b6310c0e3e4et.jpg

Таким запомнился многим пассажирам автобус ЛиАЗ 677М. "Один из наиболее популярных автобусов Советского Союза. Его смело можно назвать одним из символов семидесятых, так как в эти годы он покорил улицы практически всех городов страны, от столицы до глухих поселков в глубинке... За свою 35-летнюю историю автобус получал различные отзывы - от абсолютно положительных до крайнеотрицательных. ЛиАЗ-677 получил десятки обидных прозвищ, и в то же время в большинстве советских кинофильмов 70-80-х годов в "автобусных" эпизодах использовалась машина именно этой модели. Несомненно одно - именно эти дешевые и надежные машины во многом решали проблемы пассажироперевозок в городах бывшего Союза в течении двух десятков лет, за что надлежит сказать им огромное спасибо" (Андрей Бутковский).

12

Архивные фотографии

Автобус ЛиАЗ-677 выпускался серийно с 1967 по 1994 год на Ликинском автобусном заводе в городе Ликино-Дулево Московской области. Всего изготовлено около 200 тыс. автобусов. Причем за свою историю ЛиАЗ-677 не претерпел кардинальных изменений в дизайне и конструкции. Тем не менее, отличия в оформлении кузова и салона между ранними партиями машин и последними автобусами, выпущенными как в Ликино-Дулево, так и на других предприятиях, имеют место и даже весьма заметны. Поэтому архивные фото, запечатлевшие автобусы в 70-х - начале 80-х представляют несомненный интерес.

http://i032.radikal.ru/0712/56/687c9c43f6fft.jpg

http://i014.radikal.ru/0712/ce/843f756061ebt.jpg

http://i032.radikal.ru/0712/c9/49cdf2e7a3a1t.jpg

http://i022.radikal.ru/0712/dd/f3f8f0a6fc9bt.jpg

http://i043.radikal.ru/0712/cb/4333fae11a54t.jpg

http://i044.radikal.ru/0712/29/a62722bf2387t.jpg

http://i018.radikal.ru/0712/da/c4d69a30d401t.jpg

http://i036.radikal.ru/0712/a1/6e276be83ed8t.jpg

http://i017.radikal.ru/0712/90/5b9789d69353t.jpg

http://i023.radikal.ru/0712/e4/2c4a0f6232b2t.jpg

http://i046.radikal.ru/0712/0f/2211c217e95bt.jpg

http://i049.radikal.ru/0712/10/242a37df4a2ft.jpg

13

Памятники автобусу ЛиАЗ-677

Традиция устанавливать памятники прославленным машинам существует в нашей стране давно. Например, в России насчитывается около десятка памятников прославленному танку Т-34, а также знаменитой "Полуторке" и автомашине ВАЗ-2101, ВАЗовской "копейке".

Автобусы также уже удостоились чести быть увековеченными в памятных знаках. Так, широко известен пямятник автобусу ЛиАЗ-158. Однако ЛиАЗ-677 до недавнего времени относился к разряду современной, отнюдь не вымирающей техники. Поэтому появление мемориалов ЛиАЗу-677 можно считать веянием нового времени, своего рода иллюстрацией закономерных процессов, происходящих во всех сферах экономики России и затронувших в том числе сферу общественного транспорта. Это наглядное отражение смены эпох. Уходит в прошлое прожитый день и вместе с ним уходят в прошлое его символы.

В городах России памятники автобусу ЛиАЗ-677 можно встретить в Волоколамске (Московская область), в Тольятти (Самарская область), в Казани (Республика Татарстан), в Павловском Посаде (Московская область). Также мемориальный знак автобусу ЛиАЗ-677М установлен в Белоруссии в городе Светлогорске.

Светлогорск (Белоруссия)
http://i004.radikal.ru/0712/74/63f1bc52ee9at.jpg
http://i025.radikal.ru/0712/5c/db7515050a6bt.jpg
http://i015.radikal.ru/0712/1c/30069cf73c83t.jpg
http://i037.radikal.ru/0712/80/a98f0dd8f37ct.jpg
2004 году в «Автобусном парке № 5» города Светлогорска были списаны последние десять автобусов ЛиАЗ-677, один из которых был установлен на постамент перед автобусным парком. На открытии памятника в числе почетных гостей из администрации города были генеральный директор предприятия «Гомельоблавтотранс» и представитель Ликинского автобусного завода (Ликино-Дулево).

Теперь с автобусом-памятником фотографируются дети, когда приходят на экскурсии в автопарк. Последним водителем этого автобуса был Андрей Самсонович Полозок (ныне пенсионер).

«Автобусный парк №5» города Светлогорска (Республика Беларусь) создан приказом № 11 Ц Министерства автомобильного транспорта БССР от 2 января 1986 года в связи с реорганизацией автокомбината № 3 путем выделения из его состава пассажирской автоколонны.

Волоколамск (Московская область, Россия)
http://i021.radikal.ru/0712/a6/bdc1e5821a3et.jpg
Памятник представляет собой настоящий автобус, установленный на бетонном постаменте, надпись на котором гласит "Автобусу-труженику". Пожалуй, эти слова как нельзя лучше характеризуют ЛиАЗ-677, машину, верой и правдой служившую практически во всех уголках нашей необъятной Родины на протяжении 40 лет.

Тольятти (Самарская область, Россия)
http://i045.radikal.ru/0712/2a/df829f0cb16ct.jpg
В Тольятти памятный знак, посвященный ЛиАЗу-677, установлен у Тольяттинского ПАТП-1. Соответствующее распоряжение Мэр города Н.Д. Уткин подписал 29.05.2003 года.

Казань (Татарстан, Россия)
http://i047.radikal.ru/0712/95/d5510dd2f021t.jpg
http://i031.radikal.ru/0712/dc/58b915a8572ct.jpg
http://i039.radikal.ru/0712/55/6ae63a362f22t.jpg
В Казани памятник установлен перед городским ПАТП №2.

Павловский Посад (Россия)
http://i012.radikal.ru/0712/77/2baa9d4ae83ft.jpg
http://i034.radikal.ru/0712/2a/7a1fd113826at.jpg
В Павловском Посаде автобус, установленный в виде памятного знака, имеет кузов ранней модификации, что выгодно отличает его от памятников в других городах, где, судя по всему, использовались списанные машины последних серий (выпуска 1989 года и позже).

Наверное, этот автобус с течением времени становится поистине легендарным. Поэтому констукторам ЛиАЗа-677 и всем специалистам, кто в середине ХХ века вкладывал свои силы и знания в разработку и производство этого автобуса, нужно сказать огромное спасибо и, быть может, задуматься о том, что имена этих людей тоже не должны бесследно кануть в Лету.

Текст: Роман Разлогов, Павел Береснев.
Фотографии:
- Павел Береснев (памятник в Светлогорске);
- с сайта Пассажирский транспорт Московской области (памятник в Волоколамске);
- с сайта Общественный транспорт Самарской области (памятник в Тольятти, фото Андрея Киняева);
- с форума wwwrcforum.ru (памятник в Казани),
- с сайта Портал городского транспорта Казани wwwkazantransport.by.ru (памятник в Казани),
- с сайта ГУП МО Мострансавто (памятник в Павловском Посаде, фото Юрия Аралова).
http://www.liaz-677.ru

14

Автобусы ЛиАЗ в Йошкар-Оле

http://i038.radikal.ru/0712/d5/09c7598d72fet.jpg

http://i003.radikal.ru/0712/0e/b099b50dbcc8t.jpg

http://i047.radikal.ru/0712/8d/ad4c8b703529t.jpg

http://i018.radikal.ru/0712/a9/9ebc7ecbaf48t.jpg

http://i036.radikal.ru/0712/bb/a7fbb959d256t.jpg

http://i045.radikal.ru/0712/a0/f72bcfe096c4t.jpg

http://i029.radikal.ru/0712/ec/39204392f039t.jpg

http://i044.radikal.ru/0712/1a/2ab2f9b783b6t.jpg

http://i004.radikal.ru/0712/63/d18356a7eb80t.jpg

15

Автобусы ЛиАЗ в Херсонской области Украины

http://i025.radikal.ru/0712/76/f6252728c122t.jpg

http://i036.radikal.ru/0712/9a/1bbfdf301c39t.jpg

http://i020.radikal.ru/0712/56/ec33dfff6461t.jpg

http://i021.radikal.ru/0712/25/afced37d1a57t.jpg

http://i017.radikal.ru/0712/50/807d610d139at.jpg

http://i015.radikal.ru/0712/80/806b4f31f2eft.jpg

http://i025.radikal.ru/0712/86/e554169aff21t.jpg

http://i046.radikal.ru/0712/8d/34230c177a83t.jpg

http://i003.radikal.ru/0712/b9/7183ee80e072t.jpg

http://i043.radikal.ru/0712/44/4e74f80e46det.jpg

http://i036.radikal.ru/0712/9e/25d7a62c43cet.jpg

http://i005.radikal.ru/0712/5c/bea6c7bfd9b3t.jpg

16

Автобусы ЛиАЗ-677 в Амурской области России
Фото Вячеслава Тучашвили
Фотографии и пояснения к ним прислал Евгений Макаренко
Для просмотра изображения в полный размер щелкните по нему мышью; картинка откроется в новом окне.

На фото представлены автобусы ЛиАЗ-677М, обслуживающие муниципальные маршруты в городе Свободном Амурской области. Примечательно, что у всех машин в Свободном выхлопные трубы выведены на крышу. Внешний вид автобусов - на 3 с минусом; местные холода и старания слесарей ПАТП делают свое дело. Однако, надо заметить, что средний возраст машин - около 20 лет, но при этом на момент осени-2006 они остаются в рабочем состоянии и продолжают выходить на линию.

http://i045.radikal.ru/0712/c8/ebe2e6ca8153t.jpg

http://i013.radikal.ru/0712/1e/ef30e0f51fe4t.jpg

http://i003.radikal.ru/0712/29/ae0402bbc605t.jpg

http://i025.radikal.ru/0712/d1/0e9bd810b467t.jpg

http://i025.radikal.ru/0712/f2/960bc980d18ft.jpg

http://i044.radikal.ru/0712/c1/6fda2cc03c37t.jpg

http://i035.radikal.ru/0712/d2/3229844eda63t.jpg

http://i011.radikal.ru/0712/6c/059c63947deft.jpg

http://i014.radikal.ru/0712/79/370083d10748t.jpg

http://i032.radikal.ru/0712/95/794ecb591195t.jpg

http://i029.radikal.ru/0712/3b/dbec38bbd297t.jpg

http://i010.radikal.ru/0712/0a/96bb005d4891t.jpg

17

http://virtualbus.net.ru/modules/mydown … .php?cid=2

Симулятор Автобуча Лиаз 677

18

Еженедельно на полигоне НИЦИАМТ разбивают по "скотине" - испытывают ограждения...

http://i015.radikal.ru/0712/cf/9ac8dd5f19ddt.jpg

Они изучают не повреждения автобуса и его пассажиров -в салоне складируют мешки с песком. Они изучают повреждения ограждения. Разбивают об него сначала легковушку (чаще всего - ГАЗ 24) А потом очередь доходит и до автобуса.А если у 677 двиг как раз в правой передней половине - то для такого удара он подходит идеально ( со своей-то массой! )

19

http://fot.com.ru/index.php?showforum=50

Форум любителей ЛиАЗа



http://www.l677.narod.ru/

Лиаз на Украине

20

Ленинград. 1980-е годы.
3 автобусный парк.
http://i020.radikal.ru/0712/02/320443dd6241t.jpg

21

Торжок.
Тверская область.

http://i031.radikal.ru/0712/2f/888d29e5d564t.jpg

http://i042.radikal.ru/0712/0b/3699f958acd3t.jpg

http://i002.radikal.ru/0712/9e/6a5145e01fe4t.jpg

http://i027.radikal.ru/0712/6f/209cd4cf1bdet.jpg

22

в Челябинске  ЛиаЗы  тоже  есть,  но  в  60-е  годы  основным автобусом был Икарус!  Водители и механики  проходили  обучение в Венгрии ( и население с удивлением в 70-е годы  наблюдало появление  редких  "московских"  автобусов.
Странный  звонкий  стук  из под  автобуса  ЛиаЗ  я  слышу  уже  лет 40!  и  зовут  этот  автобус  обычно  "трахомой".
После  Икаруса - какой-то  тесный,  с  запахом  бензина,  вечно  ломается  и скорость маленькая.
Мой  Отец  много лет работал в автобусном парке и даже в монтажном тресте - тоже  работал водителем автобуса. Только украинского -  Львiв 695Е.  И на предложение  пересесть на ликинский - отвечал не всегда цензурно.
А в 90-е годы появились импортные б/у и "трахомы" просто стали  издевательством над пенсионерами.

23

Зануда написал(а):

Так, штатный тумблер управления работой пассажирских дверей, расположенный на вертикальной панели приборного щитка с левой стороны, нередко переносился водителями на свободное место между комбинацией приборов и клавишами управления освещением и "дворниками". Оформлялся он либо в виде дополнительного тумблера (как на фото) либо в виде бытового выключателя.

Это бред :) На ЛиАЗе двери пневматические и управлялись 4-х ходовым краном. И никуда этот кран перенести было нельзя. А на клавишу или тумблер вешали размыкатель цепи соленоида на толкателе ГМП. Т.к. штатный "микрик" стоявший под педалью газа постоянно ломался и вообще был неудобен. В штатном варианте, при движении на скорости в накате, чтобы дать газ и включить ГМП надо было сначала ручкой вывести ГМП в ноль, потом дать газ и снова ручкой включить ГМП. Поэтому ставили обычный клавишный выключатель с пружинкой, чтобы он не фиксировался. Нажал клавишу - цепь разомкнулась. Отпустил - замкнулась.

И вообще :) ГМП придумала какая-то баба. И все говорили - Вот... Придумала какая-то баба эту ГМП, а теперь все мужики с нею ебутся мучаются.

24

HIND написал(а):

Это бред

Это не бред.
Так и было.
Я любил стоять у водительского окна и отлично помню удлинитель тумблера под рукой на руле.

25

Зануда написал(а):

Я любил стоять у водительского окна и отлично помню удлинитель тумблера под рукой на руле.

Тумблер может и был, но к дверям он никакого отношения не имеет и иметь не может. Ты уж извини, но мы на УПК именно этим и занимались - ремонт подвижного состава автобусно/троллейбусных парков. Кое что из устройства помню до сих пор. Кран управления дверями находится слева от руля между дверью водителя и приборной доской. И перенести его куда-нибудь или переделать, нет никакой возможности.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Транспортный вопрос. » История автобуса ЛиАЗ 677