Во Франции прошли торжества, посвященные 65-летию высадки союзных войск в Нормандии.

Эта крупнейшая десантная операция Второй мировой войны открыла второй фронт и положила начало разгрому фашистских войск в Западной Европе. Почтить память героев на север Франции приехали президенты Франции и США, премьеры Канады и Великобритании, а также наследный британский принц Чарльз.

Спустя 65 лет трудно сказать был ли исход Второй мировой войны предрешен в июне 44-го. Красная армия уже гнала фашистов по территории Белоруссии дальше на запад, а счет погибших советских граждан шел на миллионы. Но в Европе и в Америке именно это день считают переломным и называют «Днем Д». В этот день чествуют солдат, которые тогда, переплыв через пролив из Великобритании, одним массированным ударом освободили оккупированную фашистами Францию.

135 тысяч человек, американцев, англичан и канадцев, вошли в Европу через всего несколько километров французского побережья. Оперция «Властелин» — самая масштабная десантная операция в истории войн. Первые часы союзников на французском берегу потом не раз воспроизведут и в кинофильмах, и даже в компьютерных играх.

Но для участников, например, для американского рейнджера, кавалера ордена Пурпурного легиона Айзека Филиппса «День Д» стал самым длинным и самым страшным днем в его жизни. «Главное воспоминание той ночи — очень холодная вода, она была везде. Мы высадились утром около, примерно в 10 часов и приказ у нас был очень простой: “Вперед, вперед и вперед”. А через два месяца мы дошли до Парижа и взяли город», — рассказал ветеран.

Те кто выжил, понимают, что и их фамилии могла быть среди 9 тысяч крестов на мемориальном кладбище в Нормандии всего в нескольких метрах от прибрежной линии. Открытие второго фронта для немцев оказалось неожиданностью. И как говорят сегодня ветераны, может быть это и спасло нам жизнь.

«Нас сбросили ночью с парашютами на этот берег. Было темно, мы видим — вокруг бегают ошарашенные немцы и коровы. И сначала было не понятно, кто есть кто, где люди, а где животные. Но мы быстро разобрались и выполнили свою миссию», — рассказал участник операции в Нормандии Ральф Мэнли.

В это день весь берег Нормандии был превращен ветеранами в зону торжеств. Но главное мероприятие происходит на пляже Омаха. Хозяина церемонии, французского президента Николя Саркози  снова обвинили в саморекламе. Пригласив двух президентов Канады и США и премьер министра Великобритании, он не позвал королеву Елизавету II — единственную из глав государств, которая в той войне участвовала. Королева не обиделась, вместо нее во Францию поехал ее сын Чарльз. Но вот британские ветераны обиделись и на Саркози, и на Гордона Брауна. «А где же королева?» — со злобой крикнул кто-то из толпы британскому премьер-министру.

Барак Обама прилетел во Францию из Германии, где посетил мемориальный комплекс в Бухенвальде.
43 президент США прибыл в сопровождении жены и дедушки, который участвовал в освобождении Франции.
Обращаясь к ветеранам, Обама отметил, что их «мужество изменило ход истории ХХ века».

При всем желании Нормандскую кампанию трудно сравнивать и с битвой под Сталинградом и с Курской дугой.
Но для армии союзников, потерявшей в той операции около 300 тысяч человек, а главное для солдат «День Д» без преувеличения был самой героической страницей той войны.

http://news.mail.ru/society/2643390