Далек путь до Сиднея
автор: Виктор Щавелев

Из дневника участника ралли

Трансконтинентальное ралли Лондон — Сидней, лишь только были объявлены его условия, стало «событием номер один» в автомобильном мире, и прежде всего в области спорта и коммерческих отношений.

На эти соревнования Всесоюзное объединение «Автоэкспорт» выставило, четыре «Москвича-412». Их надежность и выносливость в сочетании с новым, более мощным двигателем позволяли рассчитывать на хорошие результаты. Наша команда шла на серийных машинах с моторами в 77—79 л. с., что давало возможность автомобилям идти со скоростью около 150 км/час.

Все машины были снабжены усиленными сцеплением, рессорами, амортизаторами, защитными решетками под передней подвеской и картером двигателя, вакуумным усилителем тормозов, дополнительными 75-литровыми бензобаками и специальными защитными «противокенгуровыми» решетками.
Надо сказать, что и наши соперники серьезно подготовились к марафону.

Многие сделали ставку на мощные автомобили — австралийский «Форд-Фалькон-ГТ», западногерманские «Форд-20МРС» и «Мерседес-Бенц-280СЕ». Почти все форсировали двигатели установили два карбюратора, специальные впускные и выпускные коллекторы, кулачковые валы. Опытные раллисты отдавали себе отчет в том, что в странах Азии можно рассчитывать на бензин с октановым числом не выше 80. Поэтому повышать степень сжатия было рискованно - поляк С. Засада на «Порше» даже снизил ее с 9,9 до 8,6.

Не полагаясь на одну только технику, зарубежные фирмы наняли лучших раллистов мира.

24 ноября. Пятьдесят тысяч лондонцев собрались в центре города на церемонию открытия соревнований. Нас провожают сотрудники советского посольства и торгпредства, представители нашей печати.
Напутствуемые двукратным чемпионом мира Грэхэмом Хиллом, экипажи с минутным интервалом отправляются в путь. Под седьмым номером стартует первый «Москвич». Его ведет Александр Ипатенко — воспитанник секции автоспорта завода имени Ленинского комсомола, неоднократный участник крупных соревнований. Механик экипажа Александр Терехин работает водителем-испытателем «Москвичей». Начиная с 1958 года, он выступает почти во всех наших ралли. Львовский таксист Э. Баженов, штурман экипажа — призер чемпионата страны по ралли. Все трое мастера спорта.

Девятнадцатый номер. На этой машине — неразлучная пара раллистов Сергей Тенишев и Валентин Кислых. Оба работают в НАМИ испытателями, оба мастера спорта, участники многих всесоюзных и международных встреч.

Двадцатый номер. Это наша машина. Первый водитель — мастер спорта Эммануил Лифшиц. Он член сборной команды страны, не раз выступал в ответственных международных встречах. Я еду штурманом, а инженер «Автоэкспорта» Валерий Широченков — механиком.

«Москвич» под номером 98. Штурман— Уно Аава, главный технолог таллинского авторемонтного завода. Эстонский мастер спорта является одним из первых чемпионов СССР по ралли. Рядом с ним — Юрий Лесовский, тоже мастер спорта, водитель-испытатель АЗЛК. Был чемпионом СССР.

Все — бывалые раллисты. Выступали и Финляндии, Греции, Монте-Карло, Польше. А к нынешнему марафону готовились специально Задолго до старта Лифшиц проехал по азиатской части трассы, Аава — по австралийской. Они составили подробные легенды для всей команды.

25 ноября. Все 98 машин пересекли Ла-Манш на пароме и прибыли в Париж.

Наша четверка идет плотной группой со значительным опережением графика. Турин. Тут узнаем, что «Москвич» № 98 задержался в пути. Замена коробки передач — и у его экипажа уже 24 минуты опоздания, 24 штрафных очка.

26 ноября. Днем прибываем в Белград. Ряды участников поредели. Несколько машин уже потерпели аварии. На трассе осталось 95 экипажей.

27 ноября. Мы в Стамбуле — Европа позади. На смену прекрасной погоде, которая стояла в Югославии и Болгарии, пришли дождь и туман. В Турции выбывает из борьбы еще один экипаж - Б. Содерштром и Г. Пальм.

Низкооктановый бензин стал причиной аварии двигателя «Форд-Кортина-Лотос».
Первое, по-настоящему тяжелое, испытание ждало марафонцев на участке Си-вас — Эрзинджан. Грязная скользкая дорога, дождь. Пройти «на нулях» не удалось никому. Да это и не удивительно — 292 километра бездорожья надо было преодолеть со средней скоростью 105,5 км/час.
После Эрзинджана определился лидер. Им стал Р. Кларк («Форд- Кортина-Лотос»). За ним шли Ж. Стэпелер («Форд-20МРС») и Л. Бьянки («Ситроен-ДС21»). Один из фаворитов — С. Засада из-за поломки тормозной трубки опоздал на 28 минут и оказался шестнадцатым. Среди советских экипажей лучшим был № 19—46 очков. У нас — 47.

«Москвичи» ведут себя безупречно. Они хорошо «держат дорогу» на высокой скорости. Отлично работают двигатели — добрым словом поминаем Уфимский моторный завод.

28 ноября. Въезжаем на территорию Ирана. Первый снег на трассе. В Тегеран ведет хорошая дорога. Идем с опережением графика — надо создать запас времени, чтобы проверить машины перед тяжелым этапом Тегеран — Кабул.

Нас ждут 2408 километров пути

о каменистым горным дорогам, которые надо преодолеть за 23 часа, что соответствует средней скорости 105 км/час. Представьте себе, что за сутки вам надо «махнуть» из Москвы в Симферополь и обратно. Даже это нелегко. А теперь вообразите, что вместо асфальтированной автострады машина идет по горным перевалам, проваливается в ямы, взлетает на трамплины. Кругом все в пыли, полно битых острых камней. Вот по такой дороге ночью мы отправляемся из Тегерана.
Медлить нельзя. Вперед, только вперед!

Несмотря на ужасное покрытие, чувствуем себя уверенно — именно в таких условиях полностью выявляются преимущества ходовых качеств «Москвича». Но почему вдруг упало давление масла? Коварный камень пробил масляный картер двигателя, отлитый из алюминия. На ближайшем пункте обслуживания завариваем пробоину, но через 50 километров, после прыжка через двойной трамплин картер снова пробит. Теперь сваркой не обойдешься. К счастью, неподалеку оказалась мастерская. Снимаем переднюю подвеску, ставим картер — и в путь, наверстывать потерянное время.

29 ноября. Несмотря на все усилия, опаздываем на шесть часов. Как раз столько времени отпущено участникам на отдых в Кабуле. Для нас он оказался чисто символическим — за счет отдыха мы хоть успели вовремя стартовать. Продолжаем движение, уповая на прочность машины и стараясь не думать о- только что заработанных 360 штрафных очках. Но мы были не одиноки. Опоздания на этом этапе имели все экипажи, в том числе и тройка лидеров.

Сразу же После Кабула участников ждало, пожалуй, последнее трудное испытание в Азии — 76-километровый участок до Сароби, Узкая извилистая дорога, горные перевалы, камни, камни, камни, и все это нужно преодолеть за час.

30 ноября. Ночью прибываем в Сароби. Сюда дошло лишь 85 машин. Мы все переживаем за поляков и узнаем, что экипаж Засады набрал еще 12 штрафных очков. Острые камни распороли две покрышки, и на контрольный пункт машина пришла с лохмотьями вместо передней левой шины. В сумме у Собеслава 40 очков и 16-е место.

Берем курс на Восточный Пакистан. Следуем в пелене густой пыли. Мы с Лифшицем, сменяясь, ведем машину. На более трудных участках за руль садится напарник, а я занимаюсь штурманской работой. Спать в пути не приходится. Удается только ненадолго вздремнуть. В машине тесно. Нас не опекают специальные группы заводского сервиса (как «Форды», «Хиллманы» и «Остины»). Поэтому «на борту» все, что может понадобиться в трудную минуту: два запасных колеса, редуктор заднего моста, сцепление, карданный вал, стойка передней подвески с рычагами и тормозом, полуось, инструменты.
Вечером прибываем в Дели. Несмотря на поздний час — тысячи встречающих. Привычным взглядом нащупывают они знакомые контуры «фордов», «ситроенов». «мерседесов». А это что за машина? Советские автомобили вызывают живой интерес — так вот какие они «москвичи», отважившиеся соревноваться на равных с более мощными автомобилями.

1 декабря. В полночь направляемся в Бомбей. Предстоит сделать полторы тысячи километров, причем маршрут проходит через добрый десяток городов. В каждом из них тысячи, десятки тысяч людей выходят на улицу, обступают машины, тормозя движение: полиции еле удается расчистить узкий проход. Вырвавшись из города, стараемся наверстать потерянное время. К Бомбею мы, как и большинство участников, подходим с большим опережением графика. Запас времени немедленно используется на осмотр, ремонт и подготовку машин.

Фирменные механики начинают лихорадочную работу. На автомобилях заводских экипажей «Хиллман», «Форд», «Остин» вместо поврежденных появляются новые узлы и агрегаты. Правила марафона запрещают только замену кузова и блока цилиндров.
Мы можем рассчитывать лишь на свои силы. Заменяем амортизаторы, ставим «противокенгуровые» решетки.

На контрольном пункте в Бомбее машины надо сдать в закрытый парк. Специальная бригада рабочих моет их, сливает бензин из баков и грузит на лайнер «Чусан».

Семьдесят два экипажа дошли до Бомбея. Среди них были все четыре «Москвича». Экипаж Тенишева (73 штрафных очка) занимал 28-е место, далее шли: 33-е место — Аава (151 очко), 39-е — Ипатенко (250) и на 50-м находились мы с 476 очками. Наименьшая сумма штрафных очков у англичанина Кларка — 11, за ним — Стэпелер и Бьянки (Бельгия).

Четвертого декабря «Чусан» взял курс на Австралию, и через восемь дней мы пришвартовались в порту Фримантл.

14 декабря. На ипподроме в городе Перт, неподалеку от Фримантла, утром дается старт. Машины уходят на дистанцию с трехминутными интервалами.
Путь от Перта до Юанми, заброшенного городка близ бывших золотых копей, сравнительно прост. Но здесь задана и высокая средняя скорость — 115 км/час. Трудности начинаются в районах Марвель-Лох и Лейк-Кинг. Уже многие выбиваются из графика. Вокруг расстилается Налларбарская равнина. Пыль, пыль, пыль. Она поднимается из-под колес и неподвижно висит в безветренном воздухе. Еле различаем капот машины и несколько метров дороги. Жарко, почти 50 градусов. Пыль замаскировала канавы и ямы. Кажется, что перед тобой ровная дорога, но вдруг — глухой удар, и подвеска просит пощады. Вечереет. В свете фар видим прыгающих перед самой машиной кенгуру. Тут их целые стада. Некоторые весят 70—100 килограммов — столкновение с такой массой на скорости 100 —120 км/час может иметь серьезные последствия. «Москвич» № 7 входит в контакт сразу с двумя кенгуру, но спасает защитная решетка. А вот экипаж Тенишева не успел установить ее в Индии, и как раз ему попадается неосмотрительное животное. У машины поврежден кузов, хотя радиатор и подвеска целы. Все же ремонт занимает много времени — в итоге опоздание на 33 минуты.

15 декабря. Лейк-Кинг позади. До Седуны самый длинный этап — 1467 км. Здесь нужно идти со средней скоростью 98,7 км/час. Под колесами скользкий гравий, песок, выбоины, ямы. У нас все нормально. Не можем нарадоваться на мотор — работает отлично.

А у Кларка выходит из строя как раз мотор. Пока идет ремонт, лидером становится Стэпелер. Бьянки — второй. К вечеру прибываем в Кворн. Отсюда начинается очень трудный участок. Узкая гравийная лента пересекает горные речки, много крутых подъемов, спусков, поворотов. Дорога — настоящий ад: крупные камни, промоины, глина. Машина Ипатенко скользит днищем по каменистому руслу реки — трубы глушителя, кронштейны остаются на память австралийской земле. Острые камни,— Наверное, из таких в каменном веке делали топоры и ножи представляют большую опасность дли шин. Лесовский и Аава пять раз меняют покрышки.

Среди нашей четверки лучше всех идет экипаж Тенишева •-- 136 штрафных очков и 26-е место, у Аавы 220 очков и 28-е место, далее, 35-м — Ипатенно (341 очко) и наш экипаж — 612 очков н 44-е место.
Нам тяжело, но не легче и признанным асам ралли. Поломка подвески отбрасывает экипаж Стэпелера на третье место. На контрольном пункте в Брачине вперед выходит Бьянки.

16 декабря. Очень трудный участок до Менинди. Даже ведущая тройка приходит «на контроль» с опозданиями. Последние сутки марафона оказались, пожалуй, самыми тяжелыми. В районе Омео - на машине Кларка заклинивает дифференциал. Замена отнимает много времени — в результате он перемещается на 10-е место.

Острый камень пробивает картер двигателя на «Москвиче» № 7. Мы отдаем запасной, кипит работа, и вновь все наши машины в строю.

К концу дня начинаются австралийские Альпы. Лидирует Бьянки. Но неожиданно в его автомобиль врезается встречная машина. «Ситроен» обращается в груду искореженного стального листа, а Бьянки получает ранения. И это за 153 километра до финиша. А тем временем на первое место выходит англичанин Коуэн на «Хиллман-Хантере».

17 декабря.
«Москвичи» уверенно преодолевают трудности трассы. Последняя, самая тяжелая ночь позади, и днем вся наша четверка в полном составе финиширует в Сиднее.
Лишь 56 экипажей из 98 выдержали напряжение этого гигантского ралли. Мы с гордостью отмечаем, что советским машинам все трудности «оказались по плечу» и в исправном состоянии они прибыли в Сидней. Все четыре «Москвича», в том числе три зачетных, дошли до финиша, в то время как восьми командам из двенадцати это оказалось не по силам.

Смотрим на спидометр. Ого, 23500 километров! Это считая обкатку, путь в Лондон и дистанцию ралли. Хотя номинально протяженность его определялась в 16 тысяч километров, фактический пробег составил все 18 тысяч.

Марафон закончился. Он имел такой успех, что решено отныне проводить подобное ралли раз в четыре года.

Лондон — Сидней — Москва

http://s55.radikal.ru/i149/0909/c8/4ee8ac51b924t.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/0909/4e/26cd631aed87t.jpg

http://s47.radikal.ru/i117/0909/e6/7976ec379a24t.jpg

http://s50.radikal.ru/i128/0909/f2/c0ee47607d4at.jpg

http://s52.radikal.ru/i135/0909/ef/79d075b53a7bt.jpg



Скопировно с http://www.bvl.com.ua