Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Старый РАФик - 977

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Когда «железо» было железным...
С. Ионес, фото автора и Максима Шелепенкова

(статья скопирована с http://www.gruzovikpress.ru/article/his … -21_19_41/ )

Летом прошлого года наш журнал писал о самодельном пикапе на базе РАФ-977ДМ, построенном в начале 1980-х на АЗЛК под руководством Льва Железнякова («ГП», № 8, 2006 г.). Ровно через год в Музее экипажей и автомобилей, который теперь возглавляет Железняков, мы смогли познакомиться с базовой моделью – микроавтобусом РАФ-977ДМ, каким он в начале 1970-х сходил с рижского конвейера.

Сегодня любой, хорошо восстановленный РАФ-977 – ретро-автомобиль, радующий глаз, всегда желанный на выставках автомобильной «экзотики», его хотят снимать в кино. Этот зеленый микроавтобус много лет был экспонатом Музея такси, созданного в середине 1970-х в 19-м таксомоторном парке. В то время «маршрутки» семейства РАФ-977Д меняли на новые РАФ-22032, и кому-то из руководителей пришла в голову здравая идея сохранить на память один старый «рафик» в недавно открывшемся музее. Поэтому через 30 лет уже в другом автомобильном музее мы можем увидеть живое

http://s40.radikal.ru/i089/0811/72/356aa7921536t.jpg
маршрутное такси начала 1970-х.

В экстерьере РАФ-977ДМ «Латвия» можно найти сходство с микроавтобусом западногерманской фирмы Borgward. Но о заимствовании речь не идет, скорее, это общий стиль начала 1960-х. Дизайн автобусов семейства РАФ-977Д выполнен скромно, но со вкусом. Облик машины получился, как говорят сейчас, дружелюбным к окружающим – особый шарм придает симпатичная пухленькая добродушная «мордочка». Ресурсов кузовного производство рижского завода RI-gas Autobusu Fabrika хватило, чтобы выпускать переднюю панель сложной формы с заметно наклоненным назад ветровым стеклом.

http://s45.radikal.ru/i110/0811/b8/5d7187006beft.jpg
Аналог – Borgward В611 оснащали задним мостом с двускатной ошиновкой, поскольку сразу разрабатывался как мини-грузовик

При этом качество получилось высокое: панель выполнена без видимых огрехов, а у проема ветрового стекла солидная для «вагонного» кузова жесткость. Опытный глаз отмечает, что передняя панель у РАФ-977Д и РАФ-977ДМ разная. У ранней модификации с узкими окнами средняя часть панели гладкая, а фары вынесены вперед. На середине передней панели РАФ-977ДМ появилась прямоугольная подштамповка, а «очки» фар меньше выступают над поверхностью панели.

Маленькие круглые подфарники и задние фонари стеклянные, а не пластмассовые и однотипные с теми, что устанавливались на ЗИЛ-130, ГАЗ-53 первых выпусков. Багажники легковых машин 1950–1960-х украшал корпус фонаря освещения номера, у каждой модели он был собственный. Сначала на РАФ ставили «фигурный» фонарь «Москвича-402», но позже он уступил место маленькому полукруглому оригинальному фонарю. Примитивные ручки и замки дверей от ЗИЛ-164 у первых РАФов позже были заменены ручками с замками «Москвича-407» и только к началу 1970-х на микроавтобус поставили ручки дверей от «Москвича-408». Они перешли по наследству на РАФ-2203.

http://s58.radikal.ru/i159/0811/e5/ef156bf33b78t.jpg
Скромный интерьер кабины

Конструкторы, создававшие этот автомобиль, старались при небольших внешних габаритах получить максимально просторный пассажирский салон. Водителя и переднего пассажира компактно разместили по обе стороны от двигателя. В 1950–1960-х эта компоновка считалась прогрессивной. Ее недостаток в том, что водителю приходилось помещаться в ограниченном по ширине пространстве между дверью и капотом. Конструкторы РАФа мастерски выкроили немного места, срезав верхний левый угол капота.

Сиденье водителя примитивное, без регулировки наклона спинки, с тощими подушкой и спинкой. Зато в отличие от УАЗ-452 есть нормальный механизм, сдвигающий сиденье вперед и назад. Сидеть за рулем РАФ-977 даже удобнее, чем в ульяновской «буханке», поскольку рулевая колонка короче, чем у УАЗа, и баранка расположена не так высоко. Вместо примитивных круглых «грузовых» приборов – цивильная комбинация от «Москвича», выпускавшаяся в Риге, на заводе «Автоэлектроприбор» (АЭП). С правой стороны отсутствует перчаточный ящик, но под панелью сделана широкая полка для мелких вещей.

http://s47.radikal.ru/i116/0811/c9/97eb78a3439bt.jpg
Двигатель, расположенный прямо в кабине

Педали тормоза и «газа» «зажаты» между рулевой колонкой и капотом. Оказывается, имеет значение размер обуви шофера. Максим Шелепенков жалуется: у него не получается быстро перенести ногу с «газа» на тормоз. Край широкого ботинка 43-го размера при отпускании «газа» цепляется за тыльную сторону тормозной педали. На дороге это опасно. А мне в узких мягких кроссовках 41-го размера абсолютно ничего не мешает нормально отпустить «газ» и нажать на тормоз!

При левом повороте руля я зацепился расстегнутой манжетой рукава куртки за рукоятку, открывающую изнутри дверь. Рукоятка очень близко от баранки. Будь машина моя, я бы вывернул винтик крепления и переставил рукоятку на несколько зубьев.

Зато старый РАФ порадовал отличным расположением рычага переключения передач. Длинный рычаг находится рядом с рулем, практически под рукой водителя. Он гораздо удобнее, чем на РАФ-2203, у которого, чтобы переключить передачу, надо тянуться вниз и назад. Схема перемещений, как у напольного рычага ГАЗ-69: первая – влево назад, задняя – влево вперед, вторая – вправо вперед, третья – вправо назад. Несмотря на дистанционный привод все передачи включаются очень легко и четко.

http://s61.radikal.ru/i173/0811/4f/8b41afe6a732t.jpg
Рабочее место водителя

В машине вагонной компоновки жалюзи радиатора оказались под рукой водителя. Короткий рычажок управления, установленный прямо на жалюзи, надежнее, чем, тросовый привод, как в старых автомобилях «волга» и «москвич».

Довольно неудобное сиденье у пассажира, сидящего рядом с водителем. С его стороны капот выпирает прямым углом: справа под ним находятся карбюратор и воздушный фильтр. Поэтому крышку никак нельзя было уменьшить или скосить. Расстояние от капота до двери справа меньше, чем с водительской стороны. Сидеть действительно тесно, а забираться в кабину из-за соседства колесной арки не очень удобно, особенно нетренированному человеку. Представляю, как в 1960–1970-х тяжело было женщинам, работавшим врачами «скорой помощи» или экспедиторами на фургонах ЕрАЗ.

В тонких дверях, оставшихся от «рафиков» начала 1960-х, не поместились стеклоподъемники. Боковое стекло не опускается, открывается только поворотная форточка, как в УАЗ-469. Для вентиляции салона в крыше сделано два люка, каждый открывается длинным удобным рычагом. Раздвижные окна боковин позволяют обеспечить вытяжную вентиляцию. Второй отопитель пассажирского салона находится под передним пассажирским сиденьем. Два шланга, соединяющие печку с системой охлаждения двигателя, открыто висят над полом прямо под ногами пассажиров. Человеку, который садится за спиной водителя, приходится переступать через шланги, и многие конечно же спотыкаются о них. Особенно пассажиры маршрутки, которым надо быстро войти и выйти на остановке.

http://s51.radikal.ru/i134/0811/8e/6db99703b646t.jpg
Передняя подвеска

Зато пассажирский салон просторный, с абсолютно ровным полом. У сидений – открытый каркас из тонких трубок, тонкие подушки. Наверное, такие сиденья слишком аскетичны для служебного автобуса, особенно работавшего в «Интуристе». А в маршрутном такси простые сиденья в самый раз: это
общественный транспорт, рассчитанный на короткие поездки.

Между задним сиденьем и багажной дверью оказался неожиданно большой багажный отсек. В задней части РАФ-977 и ЕрАЗа больше пространства, чем в других советских микроавтобусах. Задняя стенка РАФ-977 вертикальная, а не «заваленная» вперед, как у РАФ-2203. К тому же старый рижский микроавтобус и ереванский фургон заметно длиннее, чем УАЗ-452. Просторный салон особо важен для «скорой помощи» и различных лабораторий, которые монтировали в кузова микроавтобусов.

Две створки задней двери УАЗа и «ГАЗели» в эксплуатации провисают, перекашиваются, перестают совпадать друг с другом. Жесткость одной створки РАФ-977, по воспоминаниям водителей, тоже была недостаточной. Особенно это проявлялось на «скорой помощи», на пассажирской машине этой дверью пользовались реже.

Конечно, на кузове музейной машины есть следы грубой гаражной реставрации. Но я давно не видел ни одного РАФ-977 в лучшем состоянии, чем этот. Прежде всего у машины целы «родные» пороги кузова. Как правило, ремонтники не восстанавливали их, а заменяли уродливыми плоскими кусками стального листа.

http://i032.radikal.ru/0811/e9/cd7da73845fdt.jpg
На днище видны поперечины рамы

Но главное – оказалось, что микроавтобус на ходу, были даже бензин в баке и вода в радиаторе. Удобно ли проверять уровень воды и масла, сидя на водительском сиденье? Из-за плотной компоновки стенка моторного отсека расположена очень близко к двигателю, поэтому вставить щуп на место и подкачать бензин рычагом бензонасоса, не испачкав руку и рукав, трудно.

Понадобился только аккумулятор, который я без колебаний снял со своего ВАЗ-21074. Доступ к аккумулятору – через люк на полу пассажирского салона. Небольшая современная батарея буквально провалилась в просторный ящик, рассчитанный на большой черный короб старого подольского аккумулятора. С поворотом ключа стартер легко раскрутил двигатель ЗМЗ-21. Когда в круглом окошке поплавковой камеры карбюратора К-126Г бензин поднялся до середины, двигатель завелся с первого нажатия на педаль «газа». Впечатление такое, будто автомобиль не стоял долгое время в музее, а ездил всего несколько дней назад.

На ходу «рафик» порадовал хорошей маневренностью. Выставляя его в выгодных для съемки ракурсах, мы с одного раза разворачивались в таких узких проездах, где не только на «Волге» – на «Жигулях» придется минимум дважды сдавать взад-вперед. Стоящую впереди машину удается объехать, почти вплотную прижавшись к ней, с минимальными дистанцией и интервалом. В сегодняшних транспортных пробках об этом можно только мечтать. Ездить на старом РАФе хочется неторопливо, не превышая скорости, не позволяя себе рискованных обгонов и прочих дорожных авантюр.

http://s50.radikal.ru/i128/0811/cc/4cf3082111aft.jpg
В маршрутном такси стояла «автобусная» билетная касса

Музейная машина требует обслуживания. Сцепление схватывает в самом конце хода педали, а в горку пустой микроавтобус трогается с секундным запозданием при полностью отпущенном сцеплении. Тормоза, как у многих долго стоявших машин, «ватные».

Наконец-то мы видим ретро-автомобиль, обутый в «родную» резину! На этом РАФе – диагональные шины размером 7.10-15 от универсала ГАЗ-22. На ровном асфальте и маленькой скорости их свойств не оценишь, но мой друг, лет 15 коллекционирующий старые горьковские легковушки, рассказывал, что резина 7.10 мягче и легче меньших по размеру шин 7.00-15 от ЗИМа. Дело в том, что шины для универсала и микроавтобуса проектировали на 10 лет позже, чем «баллоны» ГАЗ-12, а технический прогресс не стоял на месте даже в СССР.

За рулем тех РАФов работали опытные водители-профессионалы с «автобусной» категорией. Их дисциплина и манера езды не идут ни в какое сравнение с поведением «наездников» сомнительной квалификации, севших через 20–30 лет за руль «Газелей».

Особое мнение

Чуда не случилось

http://s48.radikal.ru/i122/0811/bf/b99af469b29ct.jpg
Пассажирский салон

Небольшой тест-драйв маршрутки РАФ-977ДМ меня откровенно разочаровал. С точки зрения современного водителя посадка за рулем этой машины тесная и неудобная, обстановка вокруг примитивная, а обзорность, несмотря на бескапотную компоновку, оставляет желать лучшего: сказывается узкое ветровое стекло и толстые стойки кузова, находящиеся в поле зрения водителя. Единственное, что выглядит достойно даже сегодня, – это расположение и четкость работы рычага трехскоростной коробки передач. Все остальное навевает тихий ужас – как же целый день работали в таких условиях водители маршруток?

Так ведь и для пассажиров условия были не лучше! На высокопрофильной «волговской» резине машина сидит высоко, а сам кузов низкий. Чтобы забраться в салон, пассажир должен поднимать ногу как можно выше, а голову, наоборот, наклонить и при этом еще нырнуть внутрь кузова. Теперь я понимаю, что не самые лучшие с точки зрения посадки РАФ-2203 после старого «рафика» воспринимались как откровение. Пассажирские сиденья в РАФ-977ДМ больше напоминают автобусные, как будто их просто переустановили сюда от ЛАЗа или ЛиАЗа. Никакой комфортабельности легкового автомобиля, о чем так много говорили в РАФовских рекламных проспектах 1960-х годов, здесь нет и в помине. Хотя сама планировка салона сделана грамотно – ко всем местам свободный проход и нет ощущения скученности пассажирских мест. Особенно мне понравился задний трехместный диванчик – просторно и всех видно «с галерки». Но усидеть ровно на этих сиденьях да еще на скорости и ухабах невозможно в принципе... Говорите, туристские версии «рафиков» использовались в «Интуристе»? Ну-ну...

Из положительных моментов нельзя не отметить удобство обслуживания автомобиля – хороший доступ к двигателю открывается через капот в кабине, не то что в современной «ГАЗели», где к зажатому со всех сторон двигателю можно подобраться только спереди. вообще заниматься с карбюратором, сидя на водительском сиденье, намного комфортнее, чем стоять на улице, да еще не дай бог под дождем. Только здоровенный металлический капот РАФа при этом нужно снять и передать в салон. В открытом состоянии он упирается в потолок и угрожающе нависает острыми кромками над шеей водителя, колдующего над двигателем.

Такие автомобили просто необходимо сохранять в качестве наглядной демонстрации автомобильного прогресса в области микроавтобусов. Что в 1950–1960-х годах воспринималось как верх совершенства, сегодня вызывает лишь сочувствие к тем, кто этой техникой пользовался, но именно РАФ-977 стал первым массовым микроавтобусом в нашей стране и благодаря ему многие узнали о самом факте существования в мире нового подвида транспорта.

У модели РАФ-977 было три поколения.

http://s47.radikal.ru/i118/0811/ec/25993ea2d632t.jpg
Машины первых выпусков (1959–1962 гг.) с передней панелью от опытного РАФ-10 внешне существенно отличались от более поздних.

Второе поколение – РАФ-977Д 1962 года – с узкими окнами пассажирского салона,

а третье – РАФ-977ДМ – с широкими окнами, который выпускали с декабря 1968-го и до появления РАФ-2203.
http://i018.radikal.ru/0811/a5/9c2eb25c53b4t.jpg

Годовой выпуск РАФ-977 на старой территории завода в Риге составлял около 5 тыс. машин в год, а серийные РАФ-2203 делали на новом заводе в Елгаве по 15–18 тыс.

Из всех модификаций РАФ-977 в кино чаще снимали медицинский РАФ-977ИМ. Такую «скорую помощь» мы видим в фильмах 1970-х «Дела сердечные», «Белый БимЧерное ухо», знаменитых кинокомедиях «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи». Даже в более позднем фильме «Третий в пятом ряду» 1984 года игровым автомобилем служил старый РАФ-977ИМ, хотя к тому времени вся московская «скорая помощь» давно пересела на РАФ-22031.

2

http://s60.radikal.ru/i168/0812/00/ffce36157074t.jpg

http://i073.radikal.ru/0812/af/420e453b6efdt.jpg

http://s43.radikal.ru/i101/0812/2a/e570939c93e5t.jpg

http://s50.radikal.ru/i130/0812/79/3da5cfce45bbt.jpg

http://s54.radikal.ru/i143/0812/69/22f186e1ef38t.jpg

http://s54.radikal.ru/i144/0812/8b/721e588a0e3et.jpg