«БЕЛКА»

  Экспериментальный малогабаритный автомобиль под таким названием (ин­декс ИМЗ-НАМИ—A50J был разработан совместно НАМИ и ирбитским мотоцик­летным заводом. Сочетание расположен­ного сзади оппозитного двигателя (на ба­зе мотоциклетного М—72) воздушного охлаждения, вагонной компоновки маши­ны, независимой пружинной подвески колес, шин малого диаметра позволило при малой длине разместить в кузове четырех человек.

http://i031.radikal.ru/0711/22/9027c88cd9dct.jpg

  Для доступа к переднему сиденью слу­жила откидывающаяся вперед торцовая дверь, а к заднему — боковая дверь с правой стороны. Существовали образцы «Белки» как с закрытым, так и с откры­тым кузовами.

Отличительные данные «открытого“ ва­рианта даны в скобках.

  Год постройки — 1955; колесная фор­мула — 4X2; число мест — 4; двигатель: число цилиндров — 2; рабочий объем — 746 см3, мощность — 20 л. с. при 4500 об/мин; число передач — 3; раз­мер шин — 5.00—10»; длина — 3324 мм; ширина — 1500 (1460) мм; высота — 1450 (1500) мм; база — 1570 мм; снаря­женная масса — 640 (575) кг; ско­рость — 80 (76) км/ч. Время разгона с места до 70 км/ч — 55 с.

http://i036.radikal.ru/0711/f8/279d7b42c67ct.jpg

Первый импульс работам по созданию отечественного микролитражного автомобиля дала конструкция машины "Белка". Ее опытный образец - плод совместных усилий НАМИ и Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ): конструкторы -Ю. А. Долматовский, Ф. А. Реппих, дизайнер - В. И. Арямов.

http://i030.radikal.ru/0711/87/a1c8bc820aaft.jpg

"Белку" от других микроавтомобилей отличала необычная компоновка. Вся передняя часть кузова и крыши откидывалась вперед на петлях, укрепленных у нижней кромки, открывая доступ на переднее сиденье. Такое решение, предложенное дизайнером В. И. Арямовым, было весьма необычным, и в зарубежных технических журналах получило, как и конструкция задней двери - широкой и заходящей на крышу,- высокую оценку. Переднее сиденье помещалось не внутри колесной базы, а между нишами передних колес. Доступ на заднее сиденье, рассчитанное также на двух человек,- через единственную дверь в правой боковине кузова. Чтобы сиденья не оказались сильно зажатыми между колесными нишами, на "Белке" были применены малогабаритные (размером 5,00-10") шины. Кстати, конструкция колес, состоящих из двух чашек, была заимствована от мотоколяски СМЗ-С-1Л. Двухцилиндровый (746 см', 20 л. с. при 4500 об/мин) нижнеклапанный двигатель на базе мотоциклетного ИМЗ-М-72 находился в хвостовой части автомобиля, позади задних ведущих колес. Его оснастили вентилятором для обдува цилиндров и электрическим стартером, спарили с трансмиссией, где использовались детали трехступенчатой коробки передач и главной передачи "Москвича-401".

http://i016.radikal.ru/0711/57/3439fcb497act.jpg

У всех четырех колес - независимая пружинная подвеска. Амортизаторы, как и тормоза, использованы от выпускавшегося тогда на ИМЗ мотоцикла М-72, но механический привод к ним заменили на гидравлический. Поскольку силовой агрегат находился сзади, привод тягами или тросами для выключения сцепления был неудобен, и на "Белке" его сделали более прогрессивным -гидравлическим.

В 1956 г. наряду с опытным образцом, имевшим закрытый кузов, ИМЗ построил открытый вариант "Белки" с откидывающимся вперед ветровым стеклом, запасным колесом на передней панели кузова, поручнями вдоль бортов. На нем были применены сиденья без пружин-их заменяли натянутые на каркас резиновые ленты.

Четырехместная "Белка" (впоследствии она получила также индекс ИМЗ-НАМИ-А50) была очень компактной машиной. Ее длина - 3324 мм, ширина - 1500 мм (1460 мм - для открытого варианта), высота - 1450 мм (1500 мм - открытый вариант); база-1570 мм. Снаряженная масса машины с закрытым кузовом составляла 640 кг, с открытым -575 кг. Наибольшая скорость - 80 км/ч (открытый вариант - 76 км/ч).

Испытания первых двух прототипов, а также еще двух образцов, построенных вслед за ними, выявили недостаточную герметичность стыка откидной передней части (выполняющей функцию двери) с кузовом.

Слабым местом "Белки" был двигатель. На мотоцикле с коляской, имевшем снаряженную массу 320 кг, он работал в более благоприятных условиях, чем на микролитражке, почти в полтора раза более тяжелой. Весьма напряженный тепловой режим, повышенная шумность работы, малая долговечность делали его малопригодным для автомобиля. Надо также принять во внимание одну его важную конструктивную особенность. Глубина картера (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм, и мотоциклу М-72 с его большими колесами не создавала проблем -дорожный просвет оставался достаточным. При 10-дюймовых же шинах "Белки" оставался единственный выход - двигатель и соединенную с ним жестко главную передачу несколько поднять над дорогой. Но в этом случае карданные шарниры полуосей, соединявших главную передачу с колесами, работали с весьма большими углами (до 12°) при ходе колеса вниз, что недопустимо для нормальной работы сочленений. Поэтому пришлось мириться с весьма скромным дорожным просветом. Решить проблему могла бы установка у главной передачи шарниров равных угловых скоростей, но тогда эта идея не воспринималась всерьез.

Почему "Белка" так и осталась прототипом? ИМЗ в это время готов был свернуть выпуск мотоциклов с коляской, чтобы строить вместо них микролитражные автомобили. Но его производственные возможности не давали оснований для оптимизма. Прежде всего этот завод изготовлял мотоциклы в сравнительно малых масштабах-около 20 тыс. в год-производительность совершенно недостаточная для общедоступного автомобиля, каким рассчитывали сделать "Белку". Кроме того, чтобы строить автомобиль, требовались мощный прессовый цех для штамповки кузовных деталей, линии для сварки, сборки и окраски кузова. Автомобильная промышленность тогда не могла выделить средств на реконструкцию ИМЗ потому, что на ее заводах в 1955-1958 гг. шло освоение сразу нескольких новых моделей - "Москвича-402", ГАЗ-21, ЗИЛ-158, ЛАЗ-695, для которых в первую очередь предстояло переоснащать кузовное производство.

По материалам - http://wwwkremgaz21.mybb.ru/viewtopic.php?id=145

http://s55.radikal.ru/i148/0808/6a/8ce3b550a043t.jpg

http://s59.radikal.ru/i163/0808/2a/5b628fa6c931t.jpg