Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



КМЗ-4 "Киев"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

КМЗ-4 "Киев"
Киевский механический завод

http://i036.radikal.ru/0712/23/099a456307f8t.jpg

2

Мотоцикл превращается в… грузовик
Рубрика: Ретро-клуб // 11 июня '10 в 16:18

В 1960-е годы на Киевском мотозаводе чуть было не начали производить мини-грузовички – помесь «Днепра» и «Запорожца»

Киевский мотозавод обосновался на Лукьяновке сразу после войны, в бывших гаражах 8-го автобронетанкоремонтного завода, и в 1947 году начал выпускать легкие мотоциклы К1Б «Киевлянин» – копии немецкого Wanderer (на немецком же, вывезенном по репарациям оборудовании). В те годы личный автомобиль был непозволительной роскошью, и мотоцикл «Киевлянин» считался символом семейного достатка. Выпускали и трехколесную версию – для инвалидов войны.

В 1949 году завод подрос: производство «инвалидок» перевели в Серпухов, а в Киеве развернули производство тяжелых военных мотоциклов М-72, идентичных довоенным BMW P71 и ставших впоследствии «Днепрами».

В 1957 году киевские мотоциклы разрешили продавать в частные руки: М-72 стали таким же символом благосостояния, как еще недавно мотоцикл «Киевлянин». А конструкторы уже посматривали на Европу: там на базе мотоциклетных агрегатов строили дешевые и популярные микроавтомобили-мотоколяски.

У нас же вполне резонно посчитали актуальными маленькие развозные грузовички: и уже в 1959 году появился КМЗ-1. Двигатель от мотоцикла в 26 л.с. под кузовом, небольшие колеса от инвалидной мотоколяски, рулевое управление и тормоза от «Москвича» – конструкторы строили свой автомобиль из того, что было. А вот кабина была оригинальной и выглядела вполне современно – в духе европейского дизайна. Машинка весом всего в 500 кг брала на борт столько же.

Грузовичок КМЗ-3 и фургон КМЗ-4 с пластиковыми кузовами были уже «взрослее». Дизайн походил на американские большие автомобили, а часть агрегатов позаимствовали у недавно запущенного в производство «Запорожца». Двигатель остался тот же, но переехал из-под кузова под капот – полноценные автомобили!

Последней попыткой освоить автопроизводство стал облегченный армейский вариант грузовичка КМЗ-5: конструкторов не оставляла надежда превратить свой завод в автомобильный, и так они пытались заинтересовать военных – а там, гляди, и гражданским машинам дадут зеленый свет. Но, увы, грузовички, неофициально названные «Киев», даже не были направлены на испытания. Крупнейший в Европе мотозавод поставлял свою продукцию за границу и зарабатывал валюту, но средств на обустройство автомобильного цеха союзный Минавтопром киевлянам не оставил…

http://mycityua.com/userfiles/KMZ4502.jpg

и та же фотка, что и первая в начале темы, более четкая

http://mycityua.com/userfiles/KMZ450.jpg

http://mycityua.com/articles/history/20 … 61843.html

Отредактировано AMMONIT (2010-06-13 11:04:19)

3

В конце 50-х гг., увы, уже прошлого века я работал на Киевском мотоциклетном заводе, расположенном на улице Кагатной (cегодня ул. Семьи Хохловых). Профессия у меня была довольно редкая - в трудовой книжке стояла запись: «Водитель мотоцикла - грузчик VI разряда».

Дело в том, что на КМЗ проблему транспорта для внутризаводских перевозок (а территория предприятия была довольно обширная) решали, как говорится, за счет внутренних резервов. Из некондиционных деталей собирали мотоциклы К-750, а на раму коляски вместо пассажирского кузова ставили длинный узкий металлический ящик. Эти мотоциклы были маневренны, но о комфорте водителя говорить не приходилось: открытые всем ветрам мы ездили и в лютый мороз, и в ливень. И еще одно - при большой загрузке коляски мотоцикл начинало тянуть в ее сторону, порой даже приходилось удерживать руль, упираясь в него правой ступней. Короче говоря, все мы, водители-грузчики, мечтали о небольшом компактном грузовичке.

На мотозаводе у меня, кроме штатной должности, была еще одна - внештатный корреспондент заводской многотиражки «Трибуна передовика». Как-то, готовя очередной материал, я зашел в отдел главного конструктора. Там мне показали новую разработку - эскизы небольшого симпатичного автофургона. Внешне он чем-то смахивал на недавно запущенную тогда в производство «буханку» УАЗ-450, но был явно поменьше.

А еще через пару месяцев - это, помнится, был 1959 год - я подкатил на своем грузовом мотоцикле к 5-му, экспериментальному цеху, который стоял в стороне от основных корпусов, подальше от любопытных глаз. Возле него, окруженный людьми, стоял микрогрузовичок вполне современного по тем временам вида - с коротким капотом и гнутым ветровым стеклом. Я подошел поближе, и к удивлению моему выяснилось, что борта кузова сделаны из стеклопластика. А двигатель - до боли знакомый 2-цилиндровый «воздушник» от мотоцикла К-750 (746 куб., 26 л. с.) - располагался под кузовом. В блоке с ним была и 4-ступенчатая мотоциклетная коробка. Но поскольку оная не имела заднего хода, то на ведущем, заднем мосту, для этой цели была установлена еще одна, дополнительная. Подвеску сделали пружинной, независимой. Небольшие колеса - 5.00-10 заимствовали у инвалидной мотоколяски, а рулевое управление и тормоза - у «Москвича-402». Машина была рассчитана на полтонны груза и во время испытаний развивала до 60 км/ч.

Нужно сказать, что в те годы идея микроавтомобиля на мотоциклетных агрегатах буквально витала в воздухе. Такие машины строили не только многочисленные самодельщики, но и такие солидные организации как НАМИ, МВТУ им. Баумана, Ирбитский мотоциклетный завод. Так что поиски киевских конструкторов были, что называется, в тему.

В следующем, 1960-м году в Киеве было построено три машины КМЗ-3 с тем же двигателем. Но теперь он располагался спереди, под капотом новой формы. Подняв его, можно было увидеть, что мотор снабжен вентилятором и кожухом из белой жести, направляющим поток воздуха. Кабина была алюминиевая. Рулевое и гидравлические тормоза и колеса позаимствованы у «Запорожца». Грузоподъемность осталась та же, а скорость возросла до 80 км/ч. В 1961 году на этой же базе построили два фургона КМЗ-4.

А завершил серию киевских малышей появившийся в 1962 году микрогрузовичок КМЗ-5. От КМЗ-3 он отличался усиленной рамой, торсионной подвеской задних колес и упрощенной, «армейской» стальной кабиной - с вырезами вместо дверей и брезентовым тентом.
Все эти машины, что и говорить, были еще сыроваты, и для организации их серийного производства требовались солидные капиталовложения. Однако московские чиновники таких средств «не нашли» и дали понять: делайте, мол, нужные родине мотоциклы и не путайтесь со своими инициативами.

Полвека минуло с той поры и эти машины уже мало кто помнит. Но те, самые первые эскизы, и фото готовых машин я храню в своем архиве до сих пор.

AMMONIT написал(а):

КМЗ-5

http://www.autocentre.ua/tr/Tracks/Past/15415.html

4

В период с 1959 по 1962 год конструкторами Киевского мотоциклетного завода был разработан легкий и маневренный грузовик для доставки малых партий грузов. Первый вариант (КМЗ-1) оснащался двигателем от мотоцикла К-750, который располагался под кузовом. В блоке с силовым агрегатом работала 4-ступенчатая мотоциклетная коробка, но т.к. она не имела заднего хода, на заднем мосту, для этой цели была установлена еще одна дополнительная КПП. Небольшие колеса - 5.00-10 от инвалидной мотоколяски, рулевое управление и тормоза от «Москвича-402».  Кабина с коротким капотом и гнутым ветровым стеклом выглядела вполне современно.
Опытные образцы фургона (КМЗ-4) и машины с бортовой платформой (КМЗ-3) также оснащались двигателем с воздушным охлаждением от серийного мотоцикла К-750. Автомобиль был оснащён рамой лонжеронного типа, грузовой платформой с пластмассовыми бортами, независимой подвеской передних колёс. Рулевое управление, гидравлические тормоза и колёса были позаимствованы у Запорожца.
Цельнометаллическая кабина была смещена вперёд благодаря небольшим размерам двигателя, который был расположен перед управляемыми колёсами. Такая компоновка позволила равномерно распределить нагрузку на оси и использовать задние односкатные колёса, кроме того дизайнеры получили большую свободу при создании экстерьера машины. Грузовик получился очень компактным и выглядел оригинально.

В 1962 году был изготовлен т.н. "армейский" вариант грузовика - КМЗ-5, он отличался усиленной рамой, торсионной подвеской задних колес и упрощенной, стальной кабиной - с вырезами вместо дверей и брезентовым тентом. В серию "Киев" так и не пошел, т.к. КМЗ не был приспособлен для выпуска автомобилей.
Год изготовления - 1960
Грузоподъемность - 600 кг
Двигатель - 2 цил., 746 куб.см., 26 л.с.
Число передач - 4
Масса - 550 кг
Максимальная скорость - 60-80 км/ч

AMMONIT написал(а):

КМЗ-1