УЧАСТИЕ В ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ НАРОДОВ РОССИИ.
Иосиф Кременецкий. “Евреи при большевистском строе” Миннеаполис.1999.
Уже в конце 19 вв. различных странах Европы и Америки набирают силу общественно-политические освободительные движения, имевшие в то время социалистическую окраску. Их идеи начинают проникать и в Россию. Возникает народническое движение, в котором приняли участие несколько евреев. Впервые активное участие в народническом движении приняли 6 студентов евреев, наиболее активным из которых был В. Португалов. Это было тайное общество при Харьковском университете. Одним из руководителей общества "Земля и воля" был Н.Утин, ставший впоследствии известным деятелем Первого Интернационала. В Петербурге в работе общества "Земля и воля" принимали участие М. Натансон, О. Аптекман, П. Аксельрод, Л. Дейч и др. Первым евреем приговорённым к каторге за революционную деятельность был А. Бибергаль. Из народнического движения возникла террористическая организация "Народная Воля", активной участницей которой была Геся Гельфман, приговорённая к смертной казни, но в связи с беременностью, заменённой ей на вечную каторгу, где она вскоре и умерла. Некоторые евреи принимали участие и в подготовке ряда неудавшихся покушений на Александра ll. В числе членов отколовшейся от "Народной воли" организации "Чёрный передел" входили евреи П. Аксельрод, О. Аптекман, Л. Дейч. Эта организация отрицала террор. В народническом движении принимали участие и другие евреи, не игравшие, правда, в этом движении важной роли. Да и сами руководители этого движения настороженно относились к евреям, считая многих из них эксплуататорами народа. Следует признать, что некоторые евреи, входившие в народническое движение, также поддались антисемиткой агитации его руководства. К этому времени среди бесправной и культурно отсталой массы восточноевропейских евреев появляются различные организации, способные воспринимать новые освободительные идеи. Создаётся Общество культурного поощрения русских евреев (1863г.) Оно просуществовало до 1930г. Политика царского правительства по отношению к евреям претерпевала колебания как под нажимом освободительных так и под нажимом реакционных сил. Хотя в новом Положении о евреях 1835 г. были разрешено евреям занимать должности в думах, магистратах и ратушах "на том же основании, как избираются на сии должности лица других исповеданий", на местном уровне этот закон не соблюдался. И уже в 1839 г. в Положение были внесены изменения значительно ограничивавшие права евреев. Несмотря на это, в 1859 г. евреям, купцам первой гильдии, было разрешено жить за пределами черты оседлости. В 1864 г. евреям было разрешено заниматься юриспруденцией, а в следующем году и некоторые группы ремесленников получили разрешение переехать на жительство вне черты оседлости.
В результате этого сильно возросли контакты образованных евреев с представителями передовых, наиболее активных сил российского общества. Уменьшилось влияние религиозной ортодоксии в еврейской среде. Значительная часть евреев переходит от торговли к ремесленническим занятиям. Это создаёт конкуренцию ремесленникам-христианам. Под их влиянием правительство вводит новые ограничения, известные под названием "Майских законов" 1882 г., отменённых лишь в марте 1917 г. Согласно этим законам евреям разрешалось проживание лишь в определённых городах и местечках, запрещалась торговля в воскресенье и праздники и т.д. В последующие годы вводится процентная норма для еврейских детей в школах и других учебных заведениях: в черте оседлости - 10%, вне её - 3-5%. Несмотря на это, а, может быть, и поэтому, свободолюбивые идеи продолжают распространяться в еврейском обществе. Возникают крупные еврейские школы, имеющие преимущественно светский характер. Зарождается светская еврейская интеллигенция. Из среды образованных людей выделяется ряд идеологов, стремящихся осмыслить жизнь и перспективы еврейской общины в России. Врач из Одессы Лео Пинскер, философ и историк С. Дубнов, писатель О. Гинцбург, выступающий под псевдонимом Ахад Гаам (Один из народа). Возникают религиозно-политические и культурные общества, появляются периодические издания.
С 1881 г. начинается эпоха погромов в России. Историки насчитывают 3 волны погромов. Строго говоря, репрессии по отношению к еврейской интеллигенции в СССР в 30-е г.г. также можно было бы причислить к погромам по их результатам, но поскольку они касались не только еврейского населения, то о них следует говорить особо. Под определение погрома не подходит и послевоенное уничтожение деятелей еврейской культуры т.к. оно не носило стихийного характера действий разнузданных масс, лишь поощряемого государственными структурами.
Первая волна погромов происходит с 1881 по 1884 г.г. Они захватили следующие местности: Елизаветград с окрестностями, Киев с окрестностями, Жмеринку, Белую Церковь, Одессу, Ромны, Смелу, Волочиск, Александровск, Переяславль, Борисполь, Нежин, Лубны, Борзн, Варшаву и др. Были убитые и раненые, множество еврейских домов было разграблено.
Вторая волна погромов приходится на 1905 - 1906 г.г. Погром начался в Кишинёве. 49 евреев были убиты, многие ранены, имущество разграблено. Он перекинулся на многие еврейские местечки. В 1905 г. было разгромлено 625 малых общин, около 2000 евреев были убиты и около 10.000 ранено. Уничтожено собственности на много миллионов рублей. Наибольшего размаха достиг одесский погром. Его результат: примерно 300 убитых (по другим сведениям 500 пропало без вести), 40.000 еврейских бизнесов уничтожено. Там и родился впоследствии популярный лозунг "Бей жидов". В качестве повода для погрома выставлялось осквернение портрета Николая ll-го. Третья волна погромов прокатилась по черте оседлости с 1915 по 1921 г.г. В этот период пострадали больше людей, чем во все предыдущие погромные волны вместе взятые. Тысячи людей были уничтожены во время войны русскими войсками в прифронтовой полосе, многие бежали во внутренние области России, где и гибли от тяжёлых условий жизни. Многие пострадали от самостийников Петлюры и других разбойничьих формирований на Украине. Лозунг белого движения был: "Бей жидов, спасай Россию!" Число погибших евреев в это время не поддается точной оценке. Известный еврейский историк Дубнов насчитал в это время 887 больших и 349 мелких погромов. По его оценкам 60.000 было убито и около 100.000 ранено. Существуют и более высокие оценки убитых, доходящие до 200 тысяч человек. Согласно данным Архива советского еврейства в Интернет во время Гражданской войны на территории бывшей Российской Империи было около 2000 погромов, во время которых было убито свыше 100.000 евреев и более 0,5 миллиона остались без крова.
В подавляющем большинстве случаев причиной погромов являлась месть монархических и реакционных сил за участие евреев в революционном движении. Несмотря на это от погромов страдали и консервативные слои еврейского населения. Власти сознательно не прекращали погромов в зародыше, а давали разгуляться черни, прежде чем вмешивались войска и полиция. При этом преследовались две цели: запугать евреев и создать у народа впечатление, что революционное движение есть еврейская выдумка и, тем самым, скомпрометировать его в глазах преимущественно антисемитски настроенного населения. Эту точку зрения активно проводил и сам царь: "В первые дни после манифеста (манифест 1905г. - И.К.) нехорошие элементы подняли головы, но затем наступила сильная реакция, и вся масса преданных людей воспряла. Результат получился понятный и обыкновенный у нас: народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех - отсюда еврейские погромы. ... Но не одним жидам пришлось плохо, досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям." (Из письма Николая 2-го матери императрице Марии).
В начале 80-х г.г. происходит распространение марксизма в России. Уже в 1883 г. в эмиграции создаётся группа " Освобождение труда", в которую вошли П. Аксельрод и Л. Дейч. Через два года в России возникает ленинский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В него вошли Л. Мартов и А. Винокуров.
В 1898 г. в Минске нелегально прошёл 1-й съезд РСДРП. Из восьми присутствовавших делегатов пятеро были евреями: Б. Эйдельман и Н. Вигдорчик ("Рабочая газета" г. Киев), А. Кремер, А. Мутник, Ш.Кац (Бунд).
В 1902 г. в результате слияния различных организаций народников создаётся партия социалистов-революционеров (эсэров). В состав ЦК этой партии входили с 1902 по 1908 г.г. Е. Азеф (впоследствии разоблачённый как провокатор), М. Гоц, Г. Гершуни, О. Минор, М. Натансон, И. Рубанович, И. Фондаминский. Организация практиковала террор против представителей царской администрации. В числе известных террористов были евреи: Дора Бриллиант (теракты против В. Плеве и вел. князя Сергея Александровича), Д. Боришанский (подготовка покушения на киевского губернатора), Маня Школьник.(покушение на черниговского губернатора), Ф. Фрумкина (покушение на губернатора Москвы.) Много евреев входило в состав организации "Союз эсеров максималистов" среди них: С.Рысс, Э. Забельшанский (погибший во время взрыва дачи Столыпина) и др. Активно участвовали евреи и в других революционных организациях. По свидетельству историка М. Покровского они "составляли от 1/4 до 1/3 организаторского слоя всех революционных партий." Остальную часть этого слоя составляли дворяне и разночинцы.
Наиболее широкой поддержкой среди образованных евреев пользовалась партия "Народной свободы" (кадеты). По числу членов этой партии евреи стояли на втором месте после русских. В 1905 - 1907 г.г. из 7 членов ЦК - 5 были евреи. Но деятельность их в этой партии будет описана в главе о политической деятельности. Там же мы рассмотрим деятельность евреев в РСДРП, которая начала играть существенную роль лишь в ходе революции.
В это время в России проживало около 5 млн. евреев, разбросанных преимущественно в Европейской части страны и имеющих массивные концентрации в некоторых городах. Например, еврейское население городов Бердичева и Белостока было преобладающим. В Минске доля еврейского населения доходила до 50%. Весьма высокий процент еврейского населения был в Вильно и в Одессе. Значительная еврейская община проживала в Киеве, С. Петербурге и Москве.
В то время левые представители еврейского народа не видели других альтернатив своей деятельности кроме бескомпромиссной борьбы с самодержавием. Значительная часть членов левых партий стала поддерживать большевиков. Российские контрреволюционные движения имели резко антисемитский характер. Различные добровольческие армии, казаки, бандитские формирования, сепаратистские формирования и, даже, польская армия либо сами участвовали в погромах, либо поощряли их. Социалистические партии не имели реальной силы. Большевики же резко выступали против погромов, имели в своих рядах много комиссаров евреев, деятельность которых целиком определялась интересами русской революции. Эти люди панически боялись обвинения в национализме. Они считали себя в первую очередь интернационалистами и рассматривали евреев как одну из национальностей на территории России, проводя по отношению к ней тот же классовый подход, что и к другим нациям. Идеология большевиков была интернационалистической, и это привлекало к ним бедные слои еврейского народа. Интернационализм, решительность, смелость, бескомпромиссность в борьбе с антисемитизмом, проявленные большевиками, внушали еврейским массам надежду на них, как на единственную реальную силу, способную защитить евреев от уничтожения. В первый же день захвата власти большевики выпустили следующую прокламацию: "...Погромщики могут вызвать на улицах Петрограда смуту и резню. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов берёт на себя охрану революционного порядка от контрреволюционных и погромных покушений. Гарнизон Петрограда не допустит никаких насилий и бесчинств. Население призывается задерживать хулиганов и черносотенных агитаторов и доставлять их комиссарам Совета в близлежащую войсковую часть. При первой попытке тёмных элементов вызвать на улицах Петрограда смуту, грабежи, поножовщину или стрельбу - преступники будут стёрты с лица земли."
В "Известиях" 27 июня 1918 г. было опубликовано постановление Советского Правительства о борьбе с антисемитизмом. Особенно сильно ощущались антисемитские эксцессы на юге России, в областях занятых антисоветскими формированиями и различными местными анархическими отрядами. "Эти погромы количеством жертв, нарочитым зверством и издевательствами над замученными превзошли известный погром в Калуше в 1917 г., произведённый революционными солдатами.... красные войска не раз порывались расправиться с евреями и во многих случаях им это удавалось; нередки были тогда и невоенные погромы: громили евреев горожане, крестьяне, вернувшиеся с фронта солдаты.... Погромы тогда (1918 г.) не только были, но и совершались безнаказанно." (Сб. " Россия и евреи". Берлин, 1924 г.)
Особенно участились еврейские погромы на Украине в 1919 г., совершаемые отрядами украинских националистов. Эти погромы также сопровождались невероятной жестокостью. В г. Проскурове "Запорожская бригада" учинила погром, напоминавший чудовищные зверства времён Хмельницкого. Бандиты вырезали целые семьи не щадя малолетних детей. Пользовались исключительно холодным оружием. Было уничтожено более 5000 человек. Украинское правительство не предприняло никаких действий по предотвращению убийств ни до, ни после погрома. Жестокие погромы происходили и в других местах Украины (в 180 населённых пунктах). Во многих случаях в них принимали участие чины армии Украинской Народной Республики. Не отставали от "самостийников" и различные формирования, не подчиняющиеся центральной украинской власти. Руководители этих формирований заслуживают упоминания в ряду изуверов, совершавших дикие зверства против еврейского народа. Вот их презренные имена: Григорьев, Соколовский, Зелёный, Ангел, Махно. Следует отметить, что эти репрессии происходили ещё до установления Советской Власти и никак не могут быть объяснены якобы ответными действиями на зверства ЧК, аргумент, используемый антисемитами для оправдания погромов. Даже участие отдельных евреев в центральном украинском правительстве и аппарате "батьки Махно" не предотвращало погромов. В своих воспоминаниях Нестор Махно отвергает свой антисемитизм, утверждая, что он ничего не мог поделать со стихийным антисемитизмом масс. Но он и не пытался предпринимать серьёзные действия. Закономерностью может считаться то, что при ослаблении центральной власти на Украине сразу же проявлялись антиеврейские настроения, а при попустительстве властей сразу же возникали погромы. "Неудивительно поэтому, - пишет А.И. Дикий, - что евреи, выбирая из всех зол наименьшее, отдавали предпочтение (это не значит симпатии) Власти Советской, которая их не уничтожала физически, хотя и приносила ущерб материальный."
Уже в 1919 г. руководство российских социал-демократов и социалистов-революционеров, проанализировав сложившуюся к тому времени обстановку, приняли решения прекратить борьбу против Советской Власти и все силы направить против её врагов. И это при том, что по результатам выборов в разогнанное большевиками Учредительное Собрание эти партии имели абсолютное большинство. По мнению многих историков это сыграло большую роль в победе большевиков. Никто, конечно, не ожидал того, что наступит после.
"В городах Южной России, помногу раз переходивших из рук в руки, появление Советской Власти наибольшую радость и наибольшее сочувствие вызывало в еврейских кварталах..." (С. Маслов. "Россия после четырёх лет революции." 1922 г.) И далее этот же автор продолжает: "Юдофобство - одна из самых резких чёрт на лице совремённой России, может быть даже самая резкая... От него не гарантирует ни уровень умственного развития, ни партийная принадлежность, ни племя, ни возраст..."
Уже 25 июля 1918 г. Ленин выступил на заседании Советского правительства с обращением против еврейских погромов. В 1919 г., в ответ на продолжающееся варварское уничтожение евреев, Ленин записал на пластинку 2 речи - призыва:" О погромной травле евреев" и "Не евреи враги трудящихся". В наказание за бесчинства, чинимые некоторыми частями 1-й конной армии, по приказу Троцкого были расстреляны 300 казаков - участников погромов.
До сих пор мы упоминали только участие евреев в общероссийской борьбе за освобождение от многовековой тирании. Но кроме этой борьбы, в которой участвовали, в основном, интеллигентные слои еврейства, среди средних слоёв - мелких торговцев и ремесленников возникли мощные национальные течения, ставящие во главу собственные интересы еврейского народа. Это были две главные линии : "Всеобщий еврейский рабочий союз" (Бунд) и сионистские партии. После первой волны погромов в 80-х г.г. российские евреи, до того связывавшие свои надежды с изменением отношения русского общества, почувствовали, что даже совместная борьба за освобождение не приводит к желаемым результатам. Укоренившийся в русском народе архетип антисемитизма не пропадает. Да, и опыт других стран подтверждал это. Это привело к возникновению партий, выражающих национальные интересы евреев.
В 1897 г. создаётся Еврейский рабочий союз ("Бунд"), из среды которого выйдут многие известные деятели революции. Это была организация, ратовавшая за социалистические преобразования в стране при условии предоставления евреям прав культурной автономии. Она выступала за ограничение господства религии и, в отличие от сионистов, делала ставку на развитие еврейской национальной культуры на основе языка идиш. Впоследствии некоторые лидеры Бунда влились в российские социал-демократические партии. Так М. Либер, Р. Абрамович, И.Л. Айзенштадт (псевдоним Юдин) и др. стали руководителями левого крыла меньшевиков.
К 1905 г. в организациях Бунда числилось ок. 30000 чел. Как пишет историк того времени М. Рафес, в еврейской социал-демократической организации Бунд состояло свыше 20 тыс. человек, что более чем в 2 раза превышало остальные российские социал-демократические организации того времени. Несмотря на то, что первые съезды социал-демократов проходили при активном участии Бунда, разногласия между ними по вопросу культурной автономии и некоторым другим вопросам продолжали оставаться. В 1912 г. Бунд вышел из РСДРП. В 1917 г. его представители, протестуя против узурпации власти большевиками, покинули заседания Второго Всероссийского съезда Советов, на котором была провозглашена советская власть. Как станет ясно впоследствии, название это оказалось лишь прикрытием для жестокой диктатуры верхушки РКП/б/. В 1919 г. произошел раскол в Бунде и соединение его левого крыла с небольшой Объединённой еврейской коммунистической партией. Образовался "Коммунистический союз", который уже в 1920г. влился в РКП/б/.
Другое главное течение в еврейском освободительном движении - сионизм - развивалось в это же время параллельно с социалистическим Бундом. Основатели движения не видели выхода в социалистической идеологии. Они считали, что в решающий момент специфические нужды евреев будут забыты или даже преданы вождями социалистов. Им были известны статьи К. Маркса по еврейскому вопросу, сводящие его к экономическим отношениям, господствующим в обществе.
Как уже упоминалось выше, главной причиной возникновения и развития сионизма были участившиеся в некоторых странах еврейские погромы и преследования, происходившие при невмешательстве, а, иногда, и при одобрении правительств восточноевропейских стран и, в особенности, царского правительства. Министр внутренних дел фон Плеве, при попустительстве которого произошли погромы в Кишиневе, Гомеле, Могилёве, в результате которых пострадали около 5000 евреев, уверял царя, что евреи сами виноваты. Командующий войсками в Одессе после погрома, жертвами которого стали около 3000 человек, в своей речи на собрании городовых и приставов прямо сказал: "Нужно признаться, что мы все в душе сочувствуем этому погрому." Монархистские круги распространяли слухи об еврейском характере революционного движения в России. Всё это способствовало тяге еврейской молодёжи к революционному движению. Что такие стремления были широко распространены говорит и то, что правящие круги европейских стран сваливали вину за большевистский переворот и последовавший за ним террор тоже на евреев, за их активную роль в революции. Отношение к еврейскому народу в целом правящей верхушки России характеризуют слова Председателя Священного Синода К. Победоносцева: "Одну треть евреев следует уничтожить, одна треть - эмигрирует и одна треть ассимилируется." Сионисты же считали, что права евреев могут быть надёжно защищены только в своём государстве. После длительных споров об избрании места для создания государства Сионистский конгресс принял решение добиваться заселения евреями библейской земли обетованной - Палестины. Главная заслуга в этом принадлежит сионистам России. В отличие от социалистов-бундовцев, чья идеология строилась на марксизме, сионисты считали недостаточным решением стремиться лишь к социальным преобразованиям. По их мнению социализм не обеспечивал главного - безопасную жизнь и национальные права еврейского народа. К сожалению, история доказала их правоту. Обе ветви еврейского освободительного движения были жестоко подавлены большевистским режимом России. Посмотрим, как сложилась судьба представителей этих течений в России до и после Октябрьской революции.
Сионистские идеи были отвергнуты большевиками ещё в период идеологической борьбы с Бундом как противоречащие догмам марксизма. Широко известны отрицательные высказывания К. Маркса и В. Ленина, относящиеся к еврейскому освободительному движению. Главная вина сионистов, по мнению большевистского руководства, состояла в том, что они отвлекали рабочих от классовой борьбы, якобы, заменяя её борьбой за национальные интересы. Идеологические шоры марксистской догмы заслоняли от большевиков все другие проблемы бытия. В те времена социалистические идеи ещё не успели показать себя на практике и многим казались достаточно привлекательными. Теоретически российские сионисты не отрицали социалистической идеи. Они лишь считали, что в современном мире националистические настроения масс являются не менее сильным фактором, чем классовый антагонизм. В рассматриваемый период сионисты России подразделялись на 3 основные партии: "Поалей Сион" - объединявшая еврейских, преимущественно квалифицированных рабочих и еврейскую интеллигенцию, провозглашавшая своей целью создание еврейского социалистического государства на территории Палестины. Сионистская еврейская рабочая партия "СЕРП" - организация, придерживающаяся социалистических взглядов, но считающая, что интересы евреев связаны прежде всего с превращением России в федеративное государство, в котором евреи стали бы одной из суверенных наций, и Сионистско-социалистическая рабочая партия, объединявшая преимущественно еврейскую интеллигенцию. Эта партия провозглашала своей целью создание еврейского государства не обязательно в Палестине с построением в нём социалистического общества. Многие сионисты, входящие в разные партии, придерживались также и социалистических взглядов. Социалистическая ветвь в сионистском движении берёт своё начало со статьи Нахмана Сыркина (1868-1924) "Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство." Главным обвинением сионистов со стороны марксистов был национализм, который, по их мнению, отвлекает массы от классовой борьбы. Пройдёт некоторое время, и обвинения сионистов в недооценке классовой борьбы уступят, в устах большевистских идеологов, место чисто нацистским обвинениям во всемирном еврейском заговоре с целью порабощения всех народов мира и в пособничестве так называемым "империалистам", под которыми обычно подразумевались советской пропагандой демократические страны Запада.
После революции февраля 1917 г. сионисты стали наиболее влиятельной политической партией российского еврейства. Во многих городах страны возникли сионистские организации. К осени этого года численность сионистов в России достигла 300 тыс. человек. На втором месте по численности приверженцев были ортодоксальные партии.
Сионисты России резко осудили октябрьский переворот, как покушение на выбранное демократическое правительство. В.И. Ленин отмечал, что значительная часть еврейского населения Европейской части России голосовала за буржуазные партии, под этот ярлык ленинцы подводили все демократические партии, кроме РКП/б/. Стремясь перетянуть на свою сторону трудящихся евреев, Ленин уже в январе 1918 г. создаёт Еврейский комиссариат, который возглавил активный революционер, большевик С. Дименштейн, как и многие евреи - деятели революции, расстрелянный в 1937 г. Активно борясь против погромов, этот комиссариат известен ещё как душитель еврейской культуры и борец против сионизма и иврита. В первые же годы большевистской власти сионистские организации на территории бывшей Российской империи были разогнаны, а их члены брошены в тюрьмы или уничтожены. Только в 1923-1924 г.г. были арестованы свыше 3000 членов сионистской организации в 150 городах Советского Союза. В 1928 г. был запрещен к использованию в печати иврит. Обучение на языке идиш продолжалось ещё некоторое время на Украине и в Белоруссии, но в конце 30-х годов и этот язык был запрещён. Однако, ещё в 1925 г. на Украине имелось 250 еврейских школ с преподаванием на идиш, а в составе Академии Наук Украины существовал Институт Еврейской культуры. Крупные деятели русской культуры выступали против этих запретов. Так, Горький и Луначарский изъявили желание выступить на чествовании еврейского поэта Х.Н. Бялика, писавшего на иврите. Деятели Евсекции обратились с жалобой в ЦК РКП/б/ против них. Еврейские фундаменталисты-большевики дошли до того, что устроили в Харькове фарс показательного суда над Горьким, обвинив его в антисемитизме. Между тем именно Горький добился от Ленина разрешения на открытие еврейского театра "Габима". Вот, что писал Горький по этому поводу: "Борьба с древнееврейским языком, с синагогами, тем более с лучшим театром в России, с древнееврейским театром "Габима", - есть ничто иное, как идиотизм и варварство". Горький известен своими многочисленными высказываниями против антисемитизма. В его произведениях евреи выступают, как правило, в качестве прогрессивного элемента.
Сложнее обстояло дело с представителями социалистического Бунда. По своим воззрениям они отличались от российских социал-демократов только одним - требованием культурной автономии. Социальная база этой партии была уже довольно значительной. К 1914 г. число промышленных рабочих-евреев составило около 50 тыс. человек. Кроме того, примерно 250 тыс. составляли ремесленники. Как известно, представители Бунда участвовали в работе 1-го съезда РСДРП, где формально и была провозглашена эта организация, сыгравшая впоследствии такую большую роль в истории России, и определившая её развитие почти на целое столетие. К 1905 г. Бунд насчитывал в своих рядах более 30000 членов. Многие из бывших бундовцев стали известными деятелями революции. Это Мартов, Володарский, Урицкий, Аксельрод, Эрлих и др. Как уже упоминалось выше, многие рядовые члены Бунда и других еврейских социалистических организаций стали крупными деятелями Советского государства. Среди них Начальник Совинформбюро в годы 2-й мировой войны С.А. Лозовский, поэты П.Д. Маркиш и Л.М. Квитко, заместитель министра Госконтроля СССР С.Л. Брегман и др.
В период революции и Гражданской войны многие бывшие бундовцы стали проводниками политики большевистской партии в войсках, занимая посты политкомиссаров, членов военных советов соединений, и т.д. Выше уже отмечалось, что толкнуло евреев России на активную массовую поддержку большевиков. На самой верхушке новой власти евреев почти не было - один лишь Троцкий, возглавивший наркомат иностранных дел и впоследствии наркомвоенмор. Это видно из опубликованного списка первого Совета народных комиссаров. Довольно видное место в руководстве РКП/б/ занимал Я. Свердлов. Высокие, но не первые посты занимали Каменев, Зиновьев Литвинов, Иоффе. Если посмотреть списки комиссаров на местном уровне или начальников отделов народных комиссариатов, то видно, что здесь евреи находились на многих средних должностях. Небезынтересно отметить, что в те годы никто не придавал значения национальной принадлежности работников.
Когда антисемитски настроенные писатели говорят о засилье евреев в революционных органах власти они обычно, сознательно или нет, преследуют следующие цели - снять с русского народа вину за успех большевистской революции и оправдать действия националистов в периоды гражданской войны и участие их в гитлеровской войне против СССР. Евреев, активных участников революции, они наделяют своими националистическими качествами, своим образом мышления. В действительности же, все видные участники революции, евреи по рождению, отошли от своей национальности. Они были интернационалистами и с негодованием отвергали всякое напоминание об их происхождении. Они искренне считали себя представителями новой интернациональной общности, именуемой трудовым народом, и, в вопросах содействия людям своей национальности, становились даже "жёстче самих русских националистов." Они не соблюдали никаких еврейских обычаев, в большинстве случаев женились на женщинах другой национальности и старались воспитывать детей в интернационалистическом духе. Разговоры о еврейском засилье понадобились русским националистам в чисто агитационных целях в надежде использовать всегда тлевшие угли антисемитизма для разжигания великорусского шовинизма, да и не только великорусского. На ведущих должностях в первые годы революции и в ленинский период после неё деятели еврейской национальности оказались лишь в силу своих способностей и преданности идее. Во времена сталинизма шло последовательное вытеснение евреев с руководящих должностей, не прекращавшееся весь остальной период.
В литературе русского Зарубежья, поддерживающей белое движение, принято определять годы революции и последующие 30 лет Советской власти как годы зарождения и господства нового правящего класса, под которым понимаются евреи. Любопытно, что такая точка зрения, используемая обычно для объяснения неудач, повторяется в русской истории. Разговоры о засилье других наций периодически возникают во время кризисов. Например, ещё во времена Ломоносова в широком хождении были высказывания о засилье немцев в русской науке. Такие же высказывания характерны и для "патриотической" прессы в наши дни. Даже теперь, когда евреев уже практически не осталось в стране, совремённый режим перехода к капитализму "патриоты" называют "оккупационным режимом". Кто "оккупирует" огромную страну, способную своей военной мощью уничтожить жизнь на Земле? Оказывается некая мифическая сила, именуемая Запад! При поддержке международного сионизма и масонства, естественно.
Списки евреев на руководящих постах впервые были cнова опубликованы недавно поднявшими голову идеологами новой волны антисемитизма в России. Перечень должностей, занимаемых евреями в годы революции и в послереволюционный период приводит примитивный "философ" антисемит В.Н. Емельянов в своём труде "Однобокий интернационализм или сталинизм - это азиатский способ производства". Эти же списки приведены в приложении к широко известной на Западе книге А.И. Дикого "Евреи в России и в СССР". Списки составлены с расчётом на подавление легковерного читателя массой еврейских фамилий в советских учреждениях. В них сознательно не указан период работы в соответствующей должности. В действительности же, несмотря на довольно высокий процент евреев в органах советской власти, особенно в первый период её существования, доля участия евреев была значительно ниже, чем это хочет подчеркнуть автор. На руководящих постах после революции евреи оказались не вдруг. Ещё в добольшевистское время в составе руководства Советов были представители марксистских групп, а также других партий, придерживающихся, в основном, социалистической ориентации. Эти кадры и вошли после Октября в различные местные органы управления. В первом Совнаркоме имелись 2 лица еврейской национальности: Троцкий и Урицкий. Последний вскоре был убит. Списки членов руководства СССР, приводимые в различных изданиях, тенденциозны и составлены с таким расчётом, чтобы затуманить истинную картину. Например, в приложении к книге А. Дикого в перечень членов секретариата ЦК ВКП(б) были включены только 2 фамилии: И.В. Сталин и Л.М. Каганович. Таким образом у читателя создаётся впечатление, что секретариат ЦК наполовину состоял из евреев. В действительности же, кроме указанных лиц, в его состав входили также А.А. Жданов, Н.И. Ежов и А.А. Андреев. В приводимый перечень сознательно не включены члены Политбюро ЦК ВКП(б), а ведь известно, что именно этот орган был главным руководящим органом в стране. Достаточно перечислить фамилии членов Политбюро, чтобы понять в чьих руках находилась власть. Вот эти широко известные фамилии, красовавшиеся повсеместно на праздничных плакатах и заполнявшие учебники и справочные издания тех лет: Сталин, Молотов, Ворошилов, Андреев, Касиор, Калинин, Микоян, Орджоникидзе, Чубарь, Хрущёв, Рудзутак, Поскрёбышев и кандидаты в члены Политбюро - Покровский, Постышев, Жданов. Вместо 61 члена Комиссии партийного контроля ВКП(б) в списке приведены только 24 фамилии. То же "проделывается" со списком Комиссии советского контроля. Из 70 членов приводятся фамилии 26 человек. Аналогичную подтасовку можно встретить и в других списках, приводимых упомянутыми авторами. В некоторых случаях указаны другие национальности. Не имея возможности проверить приводимые ими списки полностью, я проверил их выборочно. Во многих случаях данные совпали. Но были ошибки как в ту, так и в другую стороны. Например, указание относительно национальности комиссара земледелия Прошьяна. Как курьёз можно отметить, что обозначив его армянином, автор списка ошибся в не желаемую им сторону, тот как раз оказался евреем. Той же цели - вызова антагонизма среди простого народа - служит и выпущенный издательством "Советская Россия" Российский ежегодник -90.
Интересно свидетельство перешедшего к гитлеровцам генерала Власова, до этого бывшего вхожим в окружение Сталина. Как пишет профессор В. Люлечник : "Власов категорически отрицал мнение национал-социалистов о том, что Советским Союзом будто бы управляют евреи. В беседах с представителем немецкого командования при пропагандистской школе РОА фон дер Роппом он неоднократно подчёркивал, что не знает в Кремле, кроме Кагановича, ни одного видного человека партии - еврея." А уж ему куда как выгодно было использование представления о еврейском засилье в Кремле. В действительности дело обстояло так - те евреи, которые хотя и занимали высокие посты в партии, в советских органах, в профсоюзах, в промышленности являлись лишь простыми проводниками решений Политбюро, а, точнее, Сталина. Им была отведена роль точных и аккуратных исполнителей Его "предначертаний". О каких либо попытках повлиять на него говорить не приходится. Всем известно, чем они заканчивались. Надо подчеркнуть, что внутреннее сопротивление политике Сталина среди евреев, занимавших руководящие посты, было заглушено тем фактом, что им было известно о зверском антисемитизме в странах с фашистской диктатурой и росте антисемитизма во многих демократических странах. Большое число евреев на средних и низших руководящих должностях в начальный период советской истории объясняется тем, среди них оказалось много образованных людей, поддержавших её. По мере роста числа образованных людей из числа "коренных национальностей" евреи всё более вытеснялись ими.
Так что же толкало евреев принять такое активное участие в большевистской революции, гражданской войне и так называемом "строительстве социализма"? Этот вопрос волнует сейчас как российскую, так и еврейскую общественность во всём мире. Ведь совершенно очевидно, что если бы еврейскими представителями, действующими во время революции, не было проявлено столько таланта, труда, преданности делу революции, самоотвержения и героизма исход её, вероятно, мог бы быть другим. Не вина это, а беда еврейского народа. Да, и беда ли? Неисповедимы пути Истории! Тем не менее, еврейские массы понимали, что именно революция обеспечивает их будущее в России, именно она предоставила им равные права. И наоборот, российская контрреволюция представляет угрозу не только их правам, но и самому их существованию. Все другие левые партии, кроме большевиков, проявили нерешительность и слабость в решающие моменты и не представлялись еврейским массам достаточно надёжной защитой.
В первые дни революции большевики столкнулись с сопротивлением большой части интеллигенции. В бюллетене ЦК РСДРП/б/ от 29 октября 1917 г. читаем: "Демократия в лице рабочих и солдат идёт за нами..., но мелкая буржуазия и чиновничество идут против нас, саботируют и бойкотируют ВРК и комиссаров, так что технический аппарат на самом деле не в наших руках." О роли простых евреев в революции Ленин говорил: "Большое значение для революции имело то обстоятельство, что в русских городах было много еврейской интеллигенции. Они ликвидировали тот всеобщий саботаж, на который мы натолкнулись после Октябрьской революции...Еврейские элементы были мобилизованы против саботажа и тем самым спасли революцию". В антисемитской книге В. Солоухина "При свете дня" автор путём сознательной подтасовки цитат пытается создать впечатление, что известное своими репрессиями ЧК преимущественно состояло из евреев. Эта ложь опровергается в книге Мельгунова "Красный террор в России", вышедшей в 1926 г. Мальгунов свидетельствует, что в первый год революции ЧК на три четверти состояло из латышей и поляков. Автор не упоминает об участии евреев в красном терроре. "Кровавые злодеяния создателей ЧК, поляков Ф. Дзержинского и Ф. Менжинского, латышей Я.Петерса и Лациса и три четверти состава ЧК, набранных из латышей, почему-то стыдливо замалчиваются в юдофобской прессе, которая весь гнев свой изливает на евреев, которые тоже совершили немело преступлений, но первенства им не причитается" (С.П. Мальгунов " Красный террор в России".) Кстати, широкое участие в революции латышей и поляков тоже объясняется их задавленностью в условиях царского режима. К сожалению, террор сопутствует всякой революции, но от этого он не перестаёт быть позорным явлением, противным человеческому разуму и совести. Изучение деятельности евреев-вождей и участников революции, наоборот, показывает их стремление к ограничению стихийного её разгула.
Сейчас можно только рассуждать о том, явился ли сталинизм естественным продолжением ленинизма или, не будь параноика Сталина, российская история пошла бы другим путём. Вполне вероятным кажется, что последовательная политика Сталина и следовавших за ним сталинистов, заключавшаяся в уничтожении наиболее активных представителей и ограничении прав остальной массы евреев, свидетельствует о том, что они стояли им поперёк дороги. Ленин, а ещё в большей степени Сталин, отошли от основной ветви марксизма, в том виде как её понимали западноевропейские теоретики. Поэтому и отшатнулась западная социал-демократия от большевиков, что видела в их политике отход от истинного марксизма. А ведь среди западных социалистов также было много людей еврейской национальности. Критика основных положений марксизма, широко обсуждающихся сейчас на страницах печати, безусловно справедлива. Надо лишь учесть, что с позиций современников всё выглядит несколько иначе. Марксизму, действительно, удалось завоевать умы многих людей, включая и людей выдающихся способностей и высоких моральных качеств, живших в то время. Люди, собравшиеся под знамёна марксизма, были, в основном, людьми честными. Но такова уж судьба всех религиозных систем и идеологических учений, что на определённом этапе их используют в своих корыстных интересах безнравственные люди. Сейчас тяжело сознавать, что идеализм евреев - деятелей революции явился причиной трагедии многих людей, ради блага которых эти деятели жертвовали всем. Евреи традиционно, в значительном своём большинстве, поддерживали левые партии. Более того, сейчас, в условиях американской системы, евреи также в большинстве голосуют за демократов, как за партию более близкую к социализму. Видимо такова многовековая традиция народа.
Следует сказать, что и среди лидеров других левых партий, активных в период революции, тоже довольно большой процент составляли евреи. Они составляли значительную часть ЦК РСДРП /меньшевиков/, ЦК партии народных социалистов, ЦК партии социалистов-революционеров /правых/, ЦК партии социалистов-революционеров /левых/ . Даже среди Московского комитета партии анархистов было значительное число евреев. Вопрос о еврейском характере Октябрьской революции в России возник в первые же дни её совершения. Об этом на всех углах кричала Чёрная сотня, об этом вопили пропагандисты "добровольческих формирований", это не сходило со страниц правой печати Запада. Этот миф с радостью взяли на вооружение фашисты. В конце 30-х годов нацисты издали книгу под названием "Евреи за спиной Сталина", хотя к этому времени были репрессированы почти все евреи - члены ЦК. От антисемитизма, как и от других форм расизма невозможно требовать объективности . Ведь это явления психической патологии массового сознания. И сейчас этот вопрос вновь возник среди многочисленных писателей и историков как левого, так и правого толка, с ужасом подытоживающих результаты семидесятитрёхлетнего правления большевиков. Поиск виновников всегда сопутствует неудачам. Ведь и гитлеровцы считали причиной поражения Германии в 1-ой мировой войне тоже евреев, якобы ударивших ей в спину. Более того, нацисты из общества "Память" и других неофашистских организаций ставят сейчас вопрос о коллективной вине всего еврейского народа, не только его, но и всех, имеющих среди даже отдалённых предков евреев, за правление большевиков и желают устроить суд над еврейским народом. Снова возрождены "Протоколы сионских мудрецов", снова муссируются слухи о мистическом всемирном ареопаге, некоем подобии Политбюро, на тайных заседаниях решающем судьбы мира и отдающем приказы своим агентам, которым чудесным образом удаётся пролезть в самые верха различных стран. Есть от чего "возгордиться" евреям, если бы не было в памяти Геноцида и других тяжелых потерь и неимоверных страданий, выпавших на долю еврейского народа, хорошо знающего чем заканчиваются подобные разговоры. Ведь большинство преступлений против него совершалось именно под прикрытием таких лозунгов. По-видимому, даже отбросив имеющиеся преувеличения, являющиеся, как правило, плодом вымысла националистических идеологов, можно говорить о гигантском всплеске творческой энергии народа, задавленного вековым моральным гнётом и находившегося в таком юридически бесправном положении, в каком находилась еврейская община в Российской империи 19 и начала 20 в. в.
В наиболее значительных еврейских справочных изданиях, выходивших на Западе, этот вопрос освещён слабо. О всплеске творческой энергии и воли представителей еврейского народа бывшей Российской империи стыдливо замалчивается. Можно по разному относиться к деятельности духовных и светских руководителей, считая, что гуманитарная деятельность имеет преимущество перед светской, но нельзя, рассказывая о деятельности раввина небольшого селения, имеющего неоспоримый моральный авторитет, игнорировать деятельность военных руководителей, создателей отраслей промышленности, выдающихся учёных, революционных деятелей, хотя в некоторых случаях их деятельность и не способствовала гуманитарным целям. Без этого не может быть самосознания народа, к развитию которого мы все стремимся. Каковы, по мнению автора, причины такого замалчивания активной деятельности евреев, населяюших территорию бывшей Российской империи.
1. Деятели-евреи революционного и советского периодов были атеистами и выступали как представители наднациональные, хотя в данном случае направление их деятельности в своём главном аспекте - безопасности жизни народа - совпадало с интересами большинства еврейского народа. В тех условиях наиболее вероятным решением задачи спасения евреев от физического уничтожения многие видели только в поддержке большевиков.
2. Результаты их деятельности, в основном, не по их вине, оказались трагичными для еврейской общины России, т.к. её религиозная основа была сильно подорвана, а значительная часть творческой интеллигенции была уничтожена или подверглась репрессиям в годы сталинизма. Да и сами эти деятели революции были почти поголовно уничтожены системой, которую они помогали создавать. Однако, нельзя не видеть, что из забитой малокультурной массы париев, евреи превратились в равноправных (с некоторыми оговорками, о которых ниже) граждан страны, составлявших образованный слой общества.
3. Налицо традиционная боязнь евреев, в силу их малочисленности и слабости, потворствовать антисемитским бредням о всемирном еврейском заговоре. С самого начала революции и до распада Советской империи евреи боялись обвинения в служении интересам своей нации. Дело доходило до того, что многие деятели евреи отказывались поддерживать своих соплеменников только по причина их национальности.
4. Недооценка авторами, как правило, представителями гуманитарных наук, вклада людей, работающих в сфере материального производства и администрирования. А именно здесь был достаточно весомым вклад деятелей евреев в создание и поддержание мощи советской империи.
5. Труднодоступность статистических и иных фактических данных, проявление интереса к которым сталинисты квалифицировали, как национализм.
После всех этих замечаний я хотел бы в дальнейшем описать деятельность и социально-политическое положение евреев в период господства большевиков, остановиться на их вкладе в жизнь России и, по возможности, выявить причины их деятельности. Здесь я коснусь следующих областей деятельности: политической, военной, промышленной, научной и культурной.