История АМО / ЗИС / ЗИЛ

Датой основания ЗИЛ-а считается 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 г. Именно в этот день начальник «Главного Военно-технического Управления России» генерал-майор Г. Кривошеин, в Тюфелевой роще под Москвой, при изрядном стечении публики заложил первый символический камень в фундамент нового завода. Но все же основными действующими лицами проекта были известные русские предприниматели Степан и Сергей Рябушинские, а также владелец "Переяславской мануфактуры" А. Кузнецов, ранее учредивший торговый дом "Кузнецов, Рябушинские и К°". Он-то и стал прообразом товарищества на паях "Автомобильного московского общества" (АМО).

Первым директором АМО был назначен талантливый инженер Дмитрий Дмитриевич Бондарев, ранее возглавлявший Русско-Балтийский вагонный завод.
http://i038.radikal.ru/0801/34/c9970a6c50ddt.jpg
Инженерно-технические специалисты и бывшие рабочие автомобильного отделения рижской фирмы составили ядро молодого коллектива московского завода. Так все начиналось, а бронированные правительственные лимузины на нем начнут выпускать лишь в 1946 году, до которого и заводу и заводчанам еще предстояло пройти длинный и непростой жизненный путь.

Начинали с грузовых автомобилей для нужд армии. Уже в марте 1917 г. планировалось выпустить первые 150 грузовиков "15 тер" компании ФИАТ грузоподъемностью 1500 кг. Однако революционные потрясения, тяготы военного времени и послевоенная разруха затормозили развитие автомобильного производства. За семь первых лет были собраны только 1319 ФИАТов из купленных в Италии комплектующих. Отремонтировано несколько сотен грузовиков и мотоциклов, а также изготовлено 24 двигателя для танков. Почти полностью построенное и более, чем на половину оснащенное предприятие к началу 20-х годов превратилось в полукустарные мастерские. И лишь к концу 1924 г. ценой неимоверных усилий удалось наладить собственное производство, построив к 7 ноября первые 10 грузовиков АМО-Ф-15.

http://i030.radikal.ru/0801/b6/add99e6fac5ft.jpg
АМО-Ф-15

С тех пор транспортную систему страны невозможно представить без автомобилей с маркой АМО, ЗИС, ЗИЛ. На базе 36-сильной "полуторки", изготовление которой продолжалось до 1931 г., были созданы городской автобус, почтовый фургон, санитарная машина, пожарная линейка и бронеавтомобиль БА-27. За шесть лет было произведено 6084 автомобиля. 

В 1927 г. завод возглавил Иван Алексеевич Лихачев
http://i046.radikal.ru/0801/4c/20463ce40095t.jpg
с именем которого связано интенсивное развитие предприятия.Две военные пятилетки дали возможность развернуть крупномасштабное производство автомобилей различных типов.

Кроме грузовиков АМО-З, ЗИС-5,

http://i026.radikal.ru/0801/ab/f2250ceb9994t.jpg
ЗИС-6 и модификаций на их шасси, начался выпуск автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, а в 1936 г. освоили серийное изготовление легкового автомобиля высшего класса. Машина получилась хорошая: 7-местный, 4-дверный лимузин с 8-цилидровым, 90-сильным двигателем, ЗИС-101 вызывал заслуженное уважение у водитилей. Всего за 1936-1939 было произведено 8752 автомобиля. Производство ЗиС-101 было прервано войной. В военные годы завод был эвакуирован на Урал, а затем реэвакуирован обратно.   Несмотря на это, осенью 1942 года, руководством страны было дано указание: Заводу имени Сталина начать разработку нового легкового автомобиля исключительно своими силами. Работа по созданию машины ЗиС-110 и всех будущих модификаций была поручена Заместителю главного конструктора по легковым автомобилям Андрею Николаевичу Островцеву, приглашённому на «ЗиС» специально для создания этой машины. Беря за основу Паккард 180, заводские конструкторы не стали его слепо копировать , а подошли творчески и внесли ряд изменений в конструкцию. Во-первых, отказались от запасных колёс в крыльях, оставили одно колесо и убрали его в чемодан (в первые послевоенные годы багажное отделение автомобиля по документам назвалось чемоданом по аналогии с 30-ми годами, когда в качестве багажника действительно использовали чемодан или сундук). Во-вторых, убрали внешние подножки в кузов. Третье серьёзное изменение касалось задней части машины. На Паккарде она непривлекательна и похожа на обрубок, поэтому специалисты завода несколько вытянули и приподняли заднюю часть кузова машины. В результате всех проведённых работ ЗиС-110 за счёт отказа от запасных колёс стал выглядеть динамичнее, а переработанный чемодан придавал ему еще больше стремительности.

20 сентября 1944 года Государственная Комиссия Обороны (ГКО) утвердила опытный образец ЗиС-110, а в сентябре автомобиль ЗиС-110 пошёл в серию.

http://i015.radikal.ru/0801/b5/01ab52bba147t.jpg

http://i041.radikal.ru/0801/59/d7c7fa96e153t.jpg

http://www.automuseum.ru