Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » История » Морские традиции


Морские традиции

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

http://www.randewy.ru

Кортик

Из книги М.Ю. Горденева "Краткий исторический очерк создания морского могущества России"

Кортик.«Этикет сабли» вначале считался пришедшим с Востока, где младший, салютуя саблей, прикрывает глаза, ослепленный великолепием старшего. Последние исследования показывают, что «этикет сабли» пришел от крестоносцев.

Изображение распятия и креста на рукоятке меча и на эфесе сабли были обычным явлением во времена рыцарства. Изображение креста мы находим на мичманском кортике у английских моряков и на оружии пехотного полка хайлендеров. Было также в обычае в те времена целовать крест или распятие на рукоятке оружия перед началом боя.

В современном отдании чести саблей запечатлелась далекая история. В поднятии сабли «под высь», то есть эфесом к подбородку, содержится исполнение старого обряда целования креста на рукоятке. Опускание лезвия острием вниз – акт исполнения древнего обычая подчинения.
В Англии сохранился до наших дней интересный обычай, связанный с саблей. Обвиняемый морской офицер, придя в помещение суда, отстегивает саблю и кладет ее на стол перед судьями. Перед вынесением приговора он удаляется, и когда вновь возвращается, то уже по положению сабли знает результат: острием к нему – обвинен, эфесом к нему – оправдан. Этот обычай применялся в 1935 году при разбирательстве дела о столкновении крейсеров «Худ» и «Реновн».

В русском императорском флоте офицерам присваивался кортик. Портупея была шелковая с львиными головами, а вместо бляхи – змея, изогнутая наподобие буквы «S».

Позже наш кортик был подарен государем императором Николаем II кайзеру Вильгельму II и германскому флоту от имени русского флота. Взамен этого кайзер Вильгельм подарил русскому флоту серебряный шарф и накидку.

Наш кортик был заимствован германским флотом, а в 80-х годах 19 столетия – японским. Но там несколько изменили его внешний вид, сделав похожим на самурайский.

Сами мы заимствовали из американского флота сюртук, который значился в правилах о форме одежды как «сюртук гражданского образца». По преданию, введен он был по примеру американского флота в начале царствования императора Александра II. В конце концов, наш синий пятипуговный китель тоже американского образца; американцы от него отказались после мировой войны, введя английскую тужурку. Китель был заимствован сначала японцами, а после войны 1904 – 1905 годов и нами. Хотя введен он был и по желанию плавающего состава флота, но офицерство наше выглядело в нем не так, как хотелось бы: упрощение офицерской формы привело просто к затрапезности. В наружном виде начальника, от которого в критическую минуту зависит жизнь людей, должно быть такое, что выделяло бы его из числа простых смертных. Эта военная истина выработана тысячи лет назад, и пренебрегать ею нельзя, в том числе и в форме одежды.













Погоны и эполеты. Происхождение наплечного знака - погона - также относится ко временам крестоносцев. Погоны - составная часть лат, предохранявших плечо бойца от сабельного удара. Английские гусары имеют на пелчах род погона (эполета), сделанного из металлической сетки, кольчуги. Эполеты наших уланских полков - чешуйчатые и также напоминают латы. Во многих кавалерийских частях было в обычае иметь погон в виде стальной пластинки обшитой галуном.

Эполеты своим возникновением обязаны Франции и сначала были представлены пучком лент. С течением времени погоны потеряли свое первоначальное назначение и стали символом власти. Вот почему так дорог был погон истинному офицеру и почему разрушители империи убрали его. Rambler's Top100

2

Песни, игры, татуировка

Из книги М.Ю. Горденева "Краткий исторический очерк создания морского могущества России"

Песни

Историческое исследование показывает, что песня как средство для облегчения работы и достижения такта при гребле или вообще при коллективной тяжелой работе появилась в глубокой старине. Песня была широко распространена в Китае (на больших джонках), и предполагают, что оттуда она была заимствована моряками коммерческих судов, в особенности в эпоху клиперов. С другой стороны, известно, что задолго до появления в китайских водах клиперов пение было уже в обычае у европейских моряков. Весьма вероятно, что матросы из числа древних египтян и финикиян работали под песню. Иногда это пение носило характер заклинания.

Джеймс в своей «History of the Royal navy» приводит отрывок из журнальных записок англичанина времен правления Генриха VIII, в котором даны заклинания, произносившиеся нараспев матросами при съемке с якоря.

Имея одну и ту же цель — облегчить работу, — песни эти были двоякого рода. Так, например, при выхаживании якоря ручным шпилем песня состояла из припева, заводимого одним и затем подхватываемого всеми в такт медленному шагу идущих на вымбовках вокруг шпиля людей. Другого рода песня состояла из нескольких возгласов и употреблялась тогда, когда снасть тянули до места толчками, рывками.

Нам очень легко представить себе эти песни—стоит только вспомнить знаменитую русскую «Дубинушку»: она соединяла в себе обе морские песни по характеру. По содержанию морские песни были полны грубого юмора, как и наша пресловутая «Дубинушка».

У нас на императорском флоте ничего подобного не было, ибо первое и строжайшее требование состояло в соблюдении при работе на корабле Совершенной тишины. При авральных работах, при вызове всех наверх только команды старшего офицера и дудки боцманов нарушали эту священную тишину. Такт давался дудкой, подсвистывавшей шаг выбиравших тали, гини или ходивших вокруг шпиля, либо особым присвистом, употреблявшимся при работе рывками.
Русский матрос любил пение и пел в отведенные на то часы (обычно с шести до 7.30 вечера). Эти баковые концерты были очень популярны и любимы командой. Во время заграничных плаваний неоднократно можно было наблюдать, как десятки всевозможных шлюпок окружают русский военный корабль, стоящий где-нибудь в тропиках или на Средиземном море, и туземцы шумно благодарят наших матросов за чудное пение. Бывали даже случаи, когда с берега приходили запросы: будет ли концерт? Особенно славилась этим эпоха парусно-парового флота, именно тогда были созданы дошедшие до наших, времен русские морские профессиональные песни: например, «Фрегат „Минин"». В этой бесхитростной песне описывается шторм: «А наш фрегат «Минин» под ветер налит, формарсель полощет, бизань не стоит». Этой песней всегда начинался баковый концерт.

Как правило, матросы не любили солдатских хоровых песен и пели их только по принуждению. Они любили свои морские песни или напевы, пришедшие из родных мест. Между прочим, хоровую песню «Нелюдимо наше море» петь отказывались совершенно, считая, что петь ее в море нехорошо.
Большое влияние на характер песен оказывали сами исполнители. Если было с команде много хохлов, процветали «Ревет и стонет Днепр широкий» или «Гей, там убили»; если были русаки из средней полосы — «Среди долины ровныя»; коли попадались сибиряки — лилась широкая, звучная, полная собственного достоинства песня, целиком отвечающая сибирской поговорке:

«Сто верст не расстояние, десять рублей не деньги».
Но вот ушел матрос-парусник, а с ним ушла и морская песня. Появилась песня, отдающая копотью завода. Дух времени сказался и здесь. Современный матрос лишен романтики, он — квалифицированный специалист.





Игры

Славились моряки своими замечательными играми. Расскажем о нескольких из них (тех, о которых так хорошо написал в своих «Воспоминаниях» вице-адмирал Давидович-Нащинский).

Рыбка.
Игра состояла в том, что матрос подвязывался петлей, взятой вокруг поясницы , к горденю, закрепленному на верхней части фок-вант, так что он мог не только свободно стоять, но и двигаться шага на три в любом направлении. Четвертый шаг уже поднимал его в воздух. Он и был рыбкой. Ему давали жгут; если кто-либо из окружающих получал удар жгутом, рыбку освобождали от сидения в петле, а получивший удар становился рыбкой. Команда кольцом окружала рыбку, также имея жгут — для поощрения рыбки. Жгут все время передавался от одного к другому. Умелое поощрение рыбки, промахи рыбки и ряд острот и зубоскальство делали игру очень веселой, любимой среди моряков.


Шубу шить.
Тоже очень популярная и оживленная игра. Садились от 30 до 50 матросов в круг, вплотную друг к другу, согнув колени, но так, чтобы под ними оставалось место для передачи жгута. Колени сидящих и вся внутренность круга покрывались брезентом. В центр сажалась шуба — очередной матрос. Его всячески поощряли — словами и жгутом, заставляя найти жгут, но чтоб не сдернуть парусины, лишь запуская руки под колени. Специалисты-ловкачи обычно садились в круг и начинали игру. Они быстро усаживали в круг намеченную жертву, неуклюжего увальня — молодого матроса, и тогда начиналось шитье шубы на его спине. Советы, поощрения, остроты окружающих еще более усиливали интерес. Были и такие, которые избегали играть; их неожиданно бросали в круг, иногда добавляя лишний жгут, — тогда игра достигала своего апогея.


Свечка.
Несколько кусков сальной свечи бросали в большой бак или кадушку, наполненную до половины соленой морской водой. Игра состояла в том, чтобы выловить свечку губами и вынуть из воды. Это требовало большого навыка, было своего рода искусством.



Бой подушками.
Хорошо оструганное, полированное круглое бревно укреплялось фута на три от палубы, и по сторонам его ложились матросы. На него, лицом друг к другу, на расстоянии вытянутой руки, садились два играющих. Каждому давался мешок, набитый паклей. Цель — сбить противника и остаться сидеть самому; главное при этом, конечно, остроты и замечания толпы.

Так проводил часы отдыха и забав наш славный матрос эпохи парусно-парового флота. Теперь этого уж больше нет.














Татуировка

Обычай татуировки имеет долгую интересную историю, с которой стоит хотя бы кратко познакомиться, дабы оправдать моряка не только старого, прошлых времен, но и настоящих дней в склонности татуироваться.

Энциклопедический словарь «Сеntury Dictionary» говорит:

«Татуировка — это рисунок на поверхности тела, неизгладимо сделанный путем прободения кожи и введения разного красящего вещества в места уколов». И далее: «Матросы и другие украшают кожу легендами, любовными эмблемами и т. д. Некоторые нецивилизованные народы, особенно новозеландцы и даяки с Борнео, покрывают большую поверхность тела орнаментальными рисунками... Таитяне имели обычай, который они называли «тату»,—они накалывали кожу настолько легко, что кровь не показывалась».

Дикари еще в глубокой древности татуировались, полагая, что этим украшают себя. Однако истоки возникновения этого обычая у моряков следует искать в военной среде. Многочисленные исследования указывают, что татуировка в Европе была своего рода паспортом для опознания тела солдата, отдавшего жизнь на поле битвы. Татуировка употреблялась также для отметки дезертиров, а позже и преступников.

В связи с отказом в похоронах протестанта католическими странами и на островах (например, на Мадере одно время отказывали в погребении тела чужестранца-протестанта на острове) матросы, верившие, что из земли созданный должен в землю и уйти, нашли способ, обеспечивающий им похороны в земле. Пастор-американец писал в 1838 году: «Отказ от похорон протестанту католическими общинами был настолько действен, что у матросов создался обычай татуировки креста на руке». С течением времени необходимость стала склонностью, своего рода стилем среди матросов всех национальностей. Татуировка подобно морскому языку превратилась в неотъемлемую мету матроса, указывавшую на его принадлежность к морю. Даже и теперь татуировке среди матросов рассматривается как доказательство бывалости, солености, права на звание морского волка.

В последнее время, с прекращением долгих плаваний, с исчезновением моряка-матроса и заменой его матросом-специалистом, уходит, как и многое другое, обычай татуировки.

Характер рисунка татуировки моряка также имеет историю, общую для всего морского интернационального братства. От простого рисунка креста, якоря, сердца, щита он постепенно вылился в полное изображение распятия Иисуса Христа. Вторым типом рисунка были изображения русалок, наяд, постепенно переходящие к основе основ — женщине, где стали допускаться всякого рода фривольности. Изображение голых женщин одно время 6ыло так распространено, что при приеме в американский военный флот было введено требование: путем добавочной татуировки одевать их в платья. Был обычай носить инициалы любимой женщины — с изображением сердца, пронзенного стрелой амура. Иногда и девушка ставила себе татуировку того же характера, как бы закрепляя взаимную связь. Были изображения кинжала, наполовину вошедшего в тело, с девизом:

«Смерть прежде бесчестия». Или вот еще из области предрассудков: татуировка на ноге с изображением свиньи как амулета, предохранявшего от несчастного случая на воде.

Центром сосредоточения татуировщиков-профессионалов были порты Индии, Китая и Японии. Поэтому в татуировке русского матроса периода 1840—1904 годов сильно влияние Востока. Если накалывал японец — это была гейша, если китаец — получались дракон, морские змеи и прочие мифологические морские чудовище. Но был и чисто русский стиль: комбинация из перекрещенных Андреевского флага и гюйса, спасательного круга, весел, якоря и надписей: «Боже, царя храни» и «Боже, спаси моряка Тихого океана».

Адмирал Коломейцов говорит, что обычай татуировки был распространен не только среди матросов, но и среди офицеров — как знак того, что ими совершено одно или несколько дальних плаваний. Этим символом наше офицерство хотело выделить себя из числа тех офицеров флота, ком устраивались на береговые места или плавали на внутренних судах. В дальние же плавания шли преимущественно любители романтики.

По приходе в Японию, где искусство татуировки было доведено до наивозможного совершенства, офицеры оставляли на теле знак своего пребывания в дальних морях — в отличие от моряков каботажного плавания. Дракон или змея, ловящие бабочку, на левой руке между локтем и кистью являлись доказательством плавания на Восток. Говорят, что член Императорского Дома, великий князь Алексей Александрович, в молодости во время пребывания на Востоке также отдал дань обычаю, причем татуировка его была своего рода перлом.

3

Как и чем питались моряки парусного флота


Слышали все наверняка: путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Это со стороны женщин, разумеется. А оправдывается ли это, если возьмем отношения между чиновниками высоких рангов (принимающих решение о строительстве тех или иных кораблей и судов, снаряжении их в дальние плавания и т.д.) и моряками? Как снабжались, как питались моряки в романтическое время парусных флотов? Давайте посмотрим.

Прежде всего надо сказать, что корабли - каравеллы ли, клиперы, бриги или баркентины, пинки ли или шнявы... - были все же несоизмеримы с современными судами водоизмещением десятки тысяч тонн. Пространства было мало. Даже кубриков, нами любимых, не было для размещения команды.
(Здесь сразу надо отметить, что подобное отношение к быту команды характерно не только для эпохи парусных кораблей. С появлением больших "железных" кораблей и судов оно нисколько не изменилось, так как возрастало и количество корабельных механизмов и приборов, которые необходимо было разместить на небольшой в общем-то площади. Могу привести сколько угодно примеров, как на нашем флоте, поругивая тот или иной проект корабля за недостаток бытовых удобств, моряки говорят, что в числе конструкторов данного проекта была женщина. И все беды, естественно, от нее, родимой. Хотя причина была в другом, конечно).

Да, каюты были, но не на всех судах, каюты для капитана (командира) и офицеров корабля, естественно. Даже на судах Христофора Колумба в каютах размещались только офицеры. Вы были когда-нибудь на "Эспаньоле" в Ялте? Если были, вы, конечно, были поражены (я, во всяком случае, был поражен) малыми размерами ее судовых помещений. Куда уж тут кубрики устраивать! Люди спали вповалку на палубе, на ящиках, на бочках...
И только с открытием Америки, взяв оттуда такие блага, как кофе, табак, картошка и прочее, на судах появились гамаки - подвесные койки.
До сих пор на кораблях звучит команда: команде вставать, койки убрать. Хотя койки, конечно, на день не убираются, а спокойненько стоят себе в кубриках. А раньше убирались, подвесные ж были. Позже стали применять пробковые матрасы и подушки, служившие, одновременно, и спасательным средством на случай катастрофы корабля.

На больших кораблях "кубрики" размещались на батарейной палубе между бортом корабля и орудиями. Обычно отгораживались эти протокубрики парусиновыми занавесками, и в них устраивалась комнатушка небольших размеров со своим столиком (тоже подвесным) и скамеечками. Вполне естественно для человеческого организма - уединение хоть на короткий период. Это известно сейчас, как синдром обезьянки Тура Хейердала. Помните? При длительном путешествии на плоту обезьянка, входившая в состав экипажа плота, заболела, стала злой, раздражительной, кусалась, плакала по-своему. Пока кто-то не догадался отгородить ей на суденышке местечко, куда она могла уединяться время от времени. И что же? Болезнь как рукой сняло! А вы говорите... Ну ладно. Поехали дальше.

Но отсуствие кубриков и места для размещения команды - это еще полбеды! Беда-то в чем? А куда девать провизию для любимого личного состава? Холодильников тогда еще не было. Вот и запасались солониной да сухарями. Питание ведь большую роль в жизни человека играет.
Питание - основа здоровья. Как говорит народ: как потопаешь, так и полопаешь. А если не полопаешь, то какой из тебя толк? В шторм тебя на мачту загонишь? А если и загонишь ослабленного от голода? Начальникам нужен был здоровый люд.

М.В.Чекуров в своей книге "Так гласил морской закон" отмечает: на судах Васко да Гама при плавании в Индию на каждого матроса полагалось в день:

- шестьсот граммов сухарей,
- четыреста граммов солонины (говядины),
- двести граммов свинины вместо говьяжей солонины,
- один литр воды,
- сорок граммов уксуса,
- двадцать граммов масла оливкового,
- лук, чеснок, овощи.

В этой же книге приводится следующий недельный рацион питания матроса английской экспедиции на транспорте "Баунти":
- 3 килограмма 200 граммов галет,
- солонина,
- 160 граммов вяленой рыбы,
- 900 граммов гороха,
- 220 граммов сыра,
- спиртные напитки.

Да, и ром выдавали. Вид-то у корабельной пищи, мягко говоря, был не очень съедобным из-за неважных условий хранения. Да и с меньшими братьями нашими - крысками да "стасиками" - корабельными тараканами - делиться приходилось. Моряк ведь ребенка не обидит. Потом в целях экономии ром заменили грогом - подобием коктейля нынешнего ( треть рома и две трети воды с добавлением лимонного сока и сахара). Грог - изобретение английского адмирала Джорджа Вернона, ходившего обычно в плаще из ткани "грограм" и получившего прозвище по этому плащу. Грограм, как и размер выдаваемой "чарки", сократился до привычного нашему уху грога.

Пищу готовили на камбузах - корабельных кухнях, но частенько питались всухомятку, особенно, в шторм. Со временем сухари дополнились галетами - сухарями особой выпечки, без соли. Солонина плюс бессолевые галеты - вот и равновесие.

На русском флоте моряки снабжались продовольствием с учетом чина и должности, причем продукты выдавались на неделю и каждый мог со своей "пайкой" делать что угодно: хочешь, сразу съедай, хочешь, на камбуз иди, приготовь себе, любимому, что-нибудь вкусненькое.
Лишь в екатерининские времена эту самодеятельность отменили и ввели единое время приема пищи:

- завтрак - 07.00 - 07.30,
- обед - 12.00 - 12.30,
- ужин - 19.00 - 19.30.

На каждого матроса в конце екатерининского правления полагалось в месяц:

- 5, 5 кг мяса говьяжего в виде солонины или свежего,
- 18 кг сухарей,
- 4 кг гороха,
- 2,5 кг гречки,
- 4 кг овса,
- 2,5 кг масла,
- более 0,5 кг соли,
- полкружки уксуса,
- 28 чарок водки.

Вот наешься овса и хоть ржи как лошадь!
Картошки не было, поскольку хранить ее в корабельных условиях тогда еще не могли.

Матросы питались артелями, в состав которой входило несколько бачков, на бачок же приходилось 7 - 10 едоков. Матрос, накрывавший на стол в порядке очереди, звался бачковым.

Надо сказать, что в целях экономии продуктов отходы не выбрасывались, из них готовился так называемый потаж (с поташем не путать) - смесь всего, что осталось в виде пищевых отходов.

На русском флоте, однако, потаж не делали.

Курение, а табак полагался к выдаче с пайком, разрешалось только на баке (на больших кораблях разрешалось и на юте) возле обреза (тазика) с водой для окурков в целях безопасности. Вот таки были дела.

Баловались морячки и разными другими напитками, которые, надо сказать, после вахты под дождем, снегом, промокшим до нитки, помогали справиться с простудой, являясь, так сказать, профилактическим средством.






Рецепты некоторых напитков ну не мог я не привести на этой страничке.








Глинтвейн.

Горячий напиток. Состав: красного вина полбутылки, коньяку или рому полбутылки, воды полбутылки, сахара кусками 1/2 фунта, корицы 1/2 палочки, гвоздики 10 штук, мускатного ореха 1 штука.
Приготовление. Орех нужно расколотить на несколько частей, но не толочь мелко, в противном случае будет в стаканах осадок, также корицу и гвоздику. В кастрюлю влить воду и красное вино и положить вышеназначенные пряности и сахар, вскипятить, накрыть крышкою, чтобы пряности не испарялись, затем процедить через сито, влить ром или коньяк, размешать и подавать в стаканах горячим.



Пунш американский горячий.

Состав: сахару 3, 5 фунта, ананасу 1/4 штуки, цедры лимонной 1 шт, цедры апельсинной 1 шт, цедры померанц. 1 шт, чаю желтого 1 чайную ложку, чаю зеленого 1 чайную ложку, рому ямайского 1,5 бутылки, вина шато-икем 0,5 бутылки, мускат-люнель 05, бутылки, мараскину 1/4 бутылки, кирш-вассер 1/4 бутылки, кармину по цвету и кипятку.

Приготовление. Сахар всыпать в кастрюлю, влить воды 1,5 стакана, размешать и поставить кипятить. Когда сахар будет вскипячен, то опустить в него очишенный и нарезанный четырехугольными кусочками ананас и дать постоять часа два, то есть пока сахар не остынет. Затем снять цедру с фруктов и также положить в горячий сахар. И когда сахар совсем остынет, процедить через салфетку. Заварить чай двух сортов в одном чайнике, самый крепкий, и соединить вместе с сиропом, а затем начать вливать все вино и размешать. Затем подкрасить кармином, чтобы получился приятный цвет. До употребления хранить этот пунш в закупоренных бутылках.

Когда требуется подавать пунш к столу, то нужно его разводить кипятком на вкус. Для более крепкого напитка берется бутылка пунша и бутылка кипятку, для более слабого - кипятка добавляют. Подается в стеклянных кружечках или маленьких бокальчиках, положив прежде в каждый бокальчик по 1 или 2 кусочка ананаса. По желанию подается с огнем. При этом нужно сделать из карамели маленькие чашечки или раковинки, налить в них спирту и пустить в бокальчики, чтобы карамель плавала, зажечь спирт и подавать.

4

Зануда написал(а):

В Англии сохранился до наших дней интересный обычай, связанный с саблей. Обвиняемый морской офицер, придя в помещение суда, отстегивает саблю и кладет ее на стол перед судьями. Перед вынесением приговора он удаляется, и когда вновь возвращается, то уже по положению сабли знает результат: острием к нему – обвинен, эфесом к нему – оправдан. Этот обычай применялся в 1935 году при разбирательстве дела о столкновении крейсеров «Худ» и «Реновн».

Этот традиционный обычай британцы почему-то решили оставить в 2004 г. Толерастия..

Зануда написал(а):

Наш кортик был заимствован германским флотом, а в 80-х годах 19 столетия – японским. Но там несколько изменили его внешний вид, сделав похожим на самурайский.

У пруссаков первая модель кортиков появилась в 1844 году, т.н. кортик "Амазонка", и он был совсем не похож на российский.
Японский кортик вообще  никак не похож на российский, или какой-то другой. Это нож танто.

Зануда написал(а):

В русском императорском флоте офицерам присваивался кортик. Портупея была шелковая с львиными головами, а вместо бляхи – змея, изогнутая наподобие буквы «S».

Это увы не российский образец. Такие пояса с застёжкой-змейкой и львиными головами на пряжках были в пользовании офицеров (армейских, а потом их позаимствовали и моряки) в Великобритании ещё во второй половине 18 в.

Зануда написал(а):

Изображение креста мы находим на мичманском кортике у английских моряков

Это не так. Не знаю откуда автор это взял, наверное придумал.

Ранние кортики - моё хобби.

5

Зануда написал(а):

Потом в целях экономии ром заменили грогом - подобием коктейля нынешнего ( треть рома и две трети воды с добавлением лимонного сока и сахара). Грог - изобретение английского адмирала Джорджа Вернона, ходившего обычно в плаще из ткани "грограм" и получившего прозвище по этому плащу. Грограм, как и размер выдаваемой "чарки", сократился до привычного нашему уху грога.

Это более позднее понятие грога. Я тут как-то нашёл что такое грог по рецепту того самого "Старого Грога" Вернона. Две трети там  было не воды, а "слабого пива", поскольку вода в плавании долго не держалась и цвела. Судя по описанию, пойло должно было быть феноменальной отвратительности...

6

Зануда написал(а):

Курение, а табак полагался к выдаче с пайком, разрешалось только на баке (на больших кораблях разрешалось и на юте) возле обреза (тазика) с водой для окурков в целях безопасности. Вот таки были дела.

(задумчиво) Интересно, какие окурки от курения трубки, да еще с крышкой? В иные времена на иных флотах за трубку без крышки карали нещадно. А уж бычок на груде смоленого дерева вообще диверсия. Смысл бочки с водой несколько в другом - плавающий в ней фитиль, опрокидываясь (а он опрокинется рано или поздно) гарантированно гас.

7

Зануда написал(а):

В наружном виде начальника, от которого в критическую минуту зависит жизнь людей, должно быть такое, что выделяло бы его из числа простых смертных. Эта военная истина выработана тысячи лет назад, и пренебрегать ею нельзя, в том числе и в форме одежды.

http://militera.lib.ru/memo/russian/vaupshasov/20.html

"Наши командиры и политработники очень скоро перестали носить далеко видные знаки различия, но «кукушки» все же ухитрялись узнавать начальников по кобуре пистолета, портупее, командирским полушубкам и стреляли без промаха. Ни на минуту нельзя было снять маскхалат, чтобы не выделиться из среды бойцов.
"

http://www.hpbt.org/articles/defsni.htm

"Офицерский состав - первостепенная цель. Я знаю, что Вы упорно трудились в военном училище, чтобы получить погоны лейтенанта, но не носите их в районе боевых действий. Попробуйте носить ту же самую униформу, как все. Не отличайтесь от подчиненных, даже знаками отличия. Не салютуйте в зоне боевых действий. Если ваши люди начинают салютовать Вам, это означает, что они Вас больше не любят и позволяют снайперам понять, кто Вы. Будьте внимательны к жестам и сигналам руками. Парень, указывающий "туда", "сюда", "там" и "здесь" - обычно начальник. Аналогично, не стойте с руками на поясе, в то время, как Ваши подчиненные работают. Нет никаких правил, в которых заявляно, что офицер не может работать. Или участвуйте в забаве, или найдите, чем бы еще заняться. Попытайтесь не собираться всем сразу на Вашей позиции. Если один парень находится на одном месте, в то время, как все смотрят или перемещаются к нему, он только становится одной великолепной большой мишенью.

U. S. Army - единственная армия, в которой военнослужащие носят пистолеты. Если Вы принесли Вашу любимую "гаубицу" из дома для "умиротворения", носите это скрытно. Вполне возможно, что иностранный снайпер решит, что Вы, должно быть, офицер. Аналогично с биноклем или даже компасом. Храните их припрятанными, и будьте внимательны - когда и где Вы используете их. И не стойте около радиста. Он может быть Ваш лучший приятель, но он - снайперская приманка. Любой, близкорасположенный к нему, вероятно, напомнит офицера. "

Как говорится: "Слушай, почтенным имам, когда Коран писали, минных полей не было".

Отредактировано Всеволод (2010-08-08 06:03:11)

8

Зануда написал(а):

. Весьма вероятно, что матросы из числа древних египтян и финикиян работали под песню. Иногда это пение носило характер заклинания.

В античности под флейту. И флейтист - штатная должность в экипаже.

9

Зануда написал(а):

Изображение распятия и креста на рукоятке меча и на эфесе сабли были обычным явлением во времена рыцарства. Изображение креста мы находим на мичманском кортике у английских моряков и на оружии пехотного полка хайлендеров. Было также в обычае в те времена целовать крест или распятие на рукоятке оружия перед началом боя.

Традиция была,какую-нибудь реликвию в эфесе хранить,вплоть до мощей,потому и прикладывались.

10

Поверья-предрассудки

Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях.

Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений.

В числе таких поверий в Англии — невозможность . выхода в море в пятницу, и тем более в пятницу тринадцатого числа. Между прочим, тринадцатое число часто приходится именно на пятницу. В России роль пятницы отводится понедельнику, а тринадцатое число также не в почете.
Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички — один из прикуривших обязательно скоро умрет; нельзя свистеть на палубе — этим накликается шторм; поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра.
Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая... Вскоре паруса наполнялись ветром.

К разряду таких поверий должны быть отнесены и поговорки: «Если дождик перед ветром —поставьте марса-фалы. «Если дождик после ветра—снова выбирайте их».

Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж.

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах и явившийся результатом драконовских мер наказания в далеком прошлом, а именно — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранит свое нехитрое имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Стянуть же у офицера — совсем другое дело.

К большому огорчению, мы должны оговориться и выделить русского матроса эпохи броненосного флота из общего правила. Случаи кражи в матросской среде на кораблях русского флота были далеко не единичны и особенно — на судах внутреннего плавания. Мы объясняем это не только падением нравственности после японской войны, но и отсутствием правильного воспитания матроса, отсутствием того, что мы называем собирательно — школы морской жизни.

Таким же общим международным морским обычаем является признание превосходства кормы корабля перед его носом. Бак — это дом матроса, и офицер там бывает только по службе; офицер дома — на юте, матрос туда не допускается. Этот морской обычай-традиция — одна из основ дисциплины, особенно на коммерческих судах. На этом обычае, строго говоря, в торговом флоте держится все.

Старый, моряк — строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Идет это также из далекого прошлого и является результатом веры в то, что Душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу.

11

Очень интересен обычай, связанный со склянками.

Что значит «бить склянки»? В старину время в море учитывалось по песочным часам — специальным стеклянным приборам, состоящим, из двух конусов, соединенных небольшим каналом. Количество песка и диаметр канала рассчитывались так, чтобы время, потребное на полную пересыпку песка из одного конуса в другой, равнялось одной минуте и получасу (или больше, вплоть до одного часа, в зависимости от назначения). Прибор назывался «склянка». Юнга становился на вахту к таким часам и всякий раз, когда проходило полчаса, переворачивал склянку, ударял в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди — Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш».

Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. Как мы видели, учет времени производился с помощью песочных часов и каждому повороту получасовой склянки соответствовал один удар в колокол; таким образом, первый полный час — два удара; четыре часа, то есть продолжительность вахты, — восемь ударов, или восемь склянок. Последняя дневная вахта с четырех до восьми вечера делится на две двухчасовые полувахты, называемые собачьими, или просто собаками. Такое деление вводится для того, чтобы, неся службу четыре часа и спускаясь вниз на четыре часа, люди могли чередоваться и не нести службу в одни и те же часы. Таким образом, отбивая склянки после четырех дня, следуют общему правилу первые два часа, кончая их четырьмя ударами, затем опять начинают с одного удара, приходящегося на 18.30, но кончают вахту в восемь вечера восемью склянками. Введено это было в английском флоте также и потому, что начало одного бунта было назначено в «пять склянок», а своевременное изменение счета ударов парализовало сигнал общего восстания, И бунт был предотвращен.

Из всех легенд наиболее интересна легенда о Летучем голландце. Герой ее — некто Ван дер Декен, шкипер торгового голландского корабля-парусника. Упорные противные ветры не давали ему возможности обогнуть мыс Горн и долгое врем держали в тяжелых зимних условиях плавания. Все попытки обогнуть мыс были тщетны. Обозленный Вен дер Декен позволил себе поносить имя Господа Бога н заявил, что несмотря ни не что он обогнет Горн, даже если ему придется плыть до второго пришествия. В ответ на то богохульство раздался страшный голос: «Да будет так — плыви». И до сих пытается Ван дер Декен обогнуть мыс Горн, но безуспешно. Та же легенда говорит, что порой суда встречают Ван Декена, но это всегда не к добру. Иногда даже будто бы ужасный голландец поднимается не палубу встречных судов для передачи писем домой. Так рассказывают эту легенду, украшая и варьируя, в зависимости от воображения рассказчика и уровня восприимчивости слушателей.

Международное морское братство признает превосходство моряка-британца, презрительно относясь к итальянцам, португальцам, испанцам, называя их общим именем — Грязный Дего. На российского финна всегда смотрели как на колдуна. Моряки верят в их мистическую силу, их боятся, а потому стараются так или иначе ублажать. На Русском императорском флоте финны пользовались репутацией носителей всякого рода суеверий.

Объяснение этому надо искать в том, что мальчик-финн с раннего детства работал на лайбах, испытывая на себе грубое суеверие взрослых. Но вместе с тем финны—отличные моряки. Это единственная нация, которая по-прежнему держится парусов; у себя в Мариенхаме, на Аландских островах, финны собрали все лучшее, уцелевшее из парусной эпохи; перевозя несрочные грузы угля и зерна из Австралии в Англию и обратно, они всегда находят работу благодаря дешевизне фрахта.

Велико значение рассказов о морских трагедиях, гибели судов со всем экипажем. Эти истории всегда окутаны мистической тайной. Перечислить все случаи — значит, написать несколько книг.

Вот только несколько из них.

1. Женщина на корабле - к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.

2. Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих - плохая примета.

3. Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой).

4. Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.

5. Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.

6. Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.

7. Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.

8. "Винное крещение" - разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса - это сулит несчастья кораблю.

9. Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.

10. Нельзя менять имя корабля.

11. День выхода корабля в море - пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, - несчастливый день.

12. День выхода корабля в море - первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) - несчастливый день.

13. День выхода корабля в море - второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) - несчастливый день.

14 . День выхода корабля в море - 31 декабря (в этот день повесился Иуда) - несчастливый день.

15. Пассажиры - юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа - могут привести к бедам в плавании.

16. Покойник на корабле - к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег.

17. Закон передачи бутылки с вином - против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу - морская серость.

18. Бегство крыс с корабля - к его гибели.

19. Моряк с разноцветными глазами - к несчастью.

20. Кривоногий моряк - к удаче.

21. Рождение на борту ребенка - к удаче.

22. Швабра или ведро, уроненные за борт, - к неудаче.

23. Огни Святого Эльма на мачтах корабля - к удаче.

24. Передача корабельного флага между ступеньками трапа - к неудаче.

25. Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.

26. Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).

27. Плюнуть на палубе - преступление.

28. Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет.

29. Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм.

30. Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля.

31. Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, - непременно появится ветер.

32. Признание неприкосновенности сундука или чемодана.

33. Признание превосходства кормы корабля перед его носом.

34. Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).

35.Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой - сапог в сторону, откуда требовался ветер.

36. Средство от смерча - втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в очетании со звоном оружия и заклинаниями.

37. Для вызова ветра - хлестать друг друга плетьми.

12

Всеволод написал(а):

Зануда написал(а):

    В наружном виде начальника, от которого в критическую минуту зависит жизнь людей, должно быть такое, что выделяло бы его из числа простых смертных. Эта военная истина выработана тысячи лет назад, и пренебрегать ею нельзя, в том числе и в форме одежды.

http://militera.lib.ru/memo/russian/vaupshasov/20.html

"Наши командиры и политработники очень скоро перестали носить далеко видные знаки различия, но «кукушки» все же ухитрялись узнавать начальников по кобуре пистолета, портупее, командирским полушубкам и стреляли без промаха. Ни на минуту нельзя было снять маскхалат, чтобы не выделиться из среды бойцов.

Тщеславие сгубило Нельсона. Пуля французского снайпера быстро нашла самого декорированого офицера на мостике Виктори.

13

Зануда написал(а):

1. Женщина на корабле - к беде.

Зануда написал(а):

21. Рождение на борту ребенка - к удаче.

э...........

14

:yep:

15

benya написал(а):

э...........

Преступление и наказание...

16

А теперь вспомним, как одевались моряки – какова была флотская форма.

Прежде всего отметим, что в начале эпохи парусного флота никакой формы как таковой не было. Была мода, порожденная обычаями, национальными традициями, климатом, догмами религии, материальными возможностями и конструктивными особенностями кораблей. Например, в тропиках матросы, случалось» носили юбки — кусок парусины, обернутый вокруг бедер (что-то вроде современной мини-юбки), а головной убор нередко заменял платок, завязанный узлом на затылке.

Наиболее распространенная одежда моряков западной Европы состояла из колпака, хлопчатобумажной блузы и широких штанов (типа шаровар). Со временем их заменили брюки, причем необходимость закатывать последние при судовых работах породила особый покрой — брюки с расширяющимися книзу штанинами (клеши).

В английском флоте матросская форма появилась в начале XVIII века. Она состояла из темно-синего жакета, брюк и жилета с металлическими пуговицами. Все это матрос должен был покупать за свой счет у судового интенданта. Однако матросское безденежье и дороговизна формы приводили к ее нарушениям, на которые, впрочем, смотрели сквозь пальцы.

Несколько необычное происхождение имела одна деталь обмундирования. Речь идет о сигнальной дудке, которая сохранилась до наших дней. В XVI веке она являлась эмблемой капитанской должности, а также имела наградной вариант (в этом случае ее делали из золота). Адмиралы носили такие дудки, полученные за победы на море, и отдавали ими команды с помощью свиста различных тональности и формы звучания.
Со временем этот морской свисток был "разжалован". Сначала он стал принадлежностью командира шлюпки, затем его приняли на вооружение боцманы.

Русская матросская форма в петровские времена напоминала одежду голландского матроса: черная шляпа с прямыми полями, белая парусиновая рубаха, зеленый "бострог" (кафтан со стоячим воротником, двумя карманами и одним рядом матерчатых пуговиц), такого же цвета панталоны, синие чулки и коричневые тупоносые башмаки с пряжками. Зимой матросы носили "морские тулупы".
Форма эта, разумеется, со временем менялась. Так, шляпу с полями сменила шапка из вяленой шерсти (колпак с плоским верхом и загнутыми полями). В начале XIX века русские матросы носили клеенчатые цилиндры, затем появилась фуражечная шапка без козырька (бескозырка) темно-зеленого цвета. На ее околышке наносился номер флотского экипажа. В 1872 году была введена черная бескозырка с лентой и надписью (название корабля).

Бострог после Крымской войны заменил полукафтан под названием "брушлат" или "буршлат". Со временем его покрой и название  несколько изменились. Современным морякам он известен, как бушлат. Панталоны в XIX веке заменили брюки, а вместо башмаков еще в середине XVIII века были введены сапоги.

Непременной принадлежностью современной матросской формы является пристяжной воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краям. Его появление связано с тем, что мужчины той эпохи носили длинные волосы, заплетенные на затылке в косу или перевязанные специальной лентой. Нетрудно догадаться, что в корабельных условиях такие прически причиняли известные неудобства морякам. Под воздействием ветра, влаги и соли волосы сбивались в патлы, которые пачкали одежду, а ухаживать за ними не было возможности. Вот и придумали моряки съемные воротники из легкой ткани красного, синего или белого цвета.

В русском флоте такие цветные воротники были введены в 1850 году. Затем их заменили единым синим воротником. А полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии — соответственно две полосы, а матросы третьей — три. Впоследствии организация флота изменилась, но синий воротник с тремя белыми полосами был оставлен для всех матросов русского военно-морского флота .

Матросские рубахи делали из полосатой (бело-синей) ткани. Трансформировавшись по материалу, покрою и назначению, они сохранились во флоте до наших дней под названием тельняшки.
Любители пофрантить, а таковые в среде русских матросов имелись, отправляясь на берег, надевали собственные рубахи из голландского полотна, а на шею повязывали цветные платки, пропущенные через медные или бронзовые кольца.

Офицеры русского флота носили сначала форму гвардейских полков русской армии, непременной принадлежностью которой были офицерский знак, шарф и шпага.

Офицерский знак представлял собой латунную бляху, на которой был изображен Андреевский крест. Носился он на шее.
Офицерский шарф в виде трехцветной (бело-сине-красной) ленты с кистями на концах носили в виде перевязи через плечо.

Впоследствии все эти эмблемы офицерского звания были заменены кортиком. Он сохранился во флоте до настоящего времени, однако вид и первоначальное назначение этого холодного оружия со временем менялись.

В русском флоте кортик был сначала кинжальным штыком, отделяющимся от мушкета. Затем он превратился в удлиненный кинжал можно сказать, в укороченную шпагу) и лишь в XX веке приобрел современный вид (кинжал с рукояткой из слоновой кости, украшенный позолотой).

[Распространенная версия о том, что три белые полосы на воротнике знаменуют три победы русского флота (Гангут, Чесма, Синоп), явно ошибочна хотя бы потому, что Синопская победа была одержана в 1853 году (через три года после введения воротника)].

Что же касается морской офицерской формы, то она как таковая появилась в 1732 году. Черная треугольная шляпа, зеленый мундир и панталоны, красный камзол, такого же цвета воротник и лацканы мундира. Чины обозначались шитьем на шляпе и позументами.

Форма эта привилась не сразу. Офицеры русского флота долгое время ходили в одежде, сшитой по моде, а не по уставу (из тканей голубого или красного цвета). Продолжалось это до 1746 года, когда был издан указ, обязывающий офицеров являться на службу в форменных мундирах, а не в партикулярном платье. Однако и после того, будучи в море, они, случалось, носили наряды, которые и партикулярными назвать нельзя. Так, командующий эскадрой бригадир Палибин изволил являться на верхнюю палубу на шканцах в домашнем халате (в шлафроке), в туфлях, белом ночном колпаке, при розовом галстуке. И все это происходило не в просторах Тихого океана, а у берегов Пиренейского полуострова, так сказать, на виду у всей Европы. Как видим, российские офицеры порой вносили в службу элементы барства.

И, наконец, такой обязательный в настоящее время элемент воинской формы, как погоны, появился в русском флоте в 1801 году.

Умение стойко переносить все неблагоприятные явления, связанные с плаванием, грамотно и инициативно выполняя свои служебные обязанности, — драгоценное качество для того, кто решил посвятить себя морской службе.

Кроме того, моряку следует быть коммуникабельным в коллективе. Способность человека создавать конфликтные отношения с окружающими людьми, особенно в условиях длительного плавания, может не только отравить жизнь в кают-компании или кубрике, но и вообще затруднить плавания.
Например, в ходе второй Камчатской экспедиции (1741—1742 годы) в среде ее участников сложились крайне натянутые отношения ввиду некоммуникабельности некоторых офицеров и неспособности начальника экспедиции твердой рукой навести порядок во взаимоотношениях подчиненных. Взаимные обвинения в виде жалоб и доносов в вышестоящие инстанции, подсиживание по службе — все это не только портило нервы членам экипажа, но и обусловливало принятие ошибочных решений.

17

Плавание на кораблях эпохи парусного флота было сопряжено с различными лишениями. Корабли были небольшие по размерам, к тому же о бытовых удобствах судостроители и судовладельцы думали очень мало. Так, на кораблях эскадры Христофора Колумба (в ходе его первого плавания к Новому свету) постели, как таковые, имели всего двенадцать человек: сам адмирал, капитаны, их ближайшие помощники и должностные лица короны. Все прочие спали, не раздеваясь, вповалку, где придется, в помещениях без вентиляции и света, на бочках, ящиках, мешках. Отстояв вахту, утомленный моряк (нередко в мокрой одежде) валился на жалкое подобие ложа, только что оставленное его сменщиком.

Познакомившись в Америке с туземными подвесными постелями (гамаками), моряки осознали их удобство и в качестве подвесных коек. Впоследствии начали применять пробковые матрасы и подушки, которые служили многим поколениям моряков разных стран. При этом подвесные койки выполняли следующие функции: на них моряки спали; они превращались в спасательные средства в случае гибели корабля; ограждения из коек, уложенных вдоль бортов, защищали от пуль и осколков; умерших моряков зашивали в койки прежде чем предать трупы морю.

Военные корабли, предназначенные для эскадренного боя достигали водоизмещения 1000 тонн и более. Однако обилие на них пушек, различных припасов и людей также не позволяло обеспечить всем мореплавателям хотя бы элементарные удобства.

И, наконец, кубриков (жилых помещений для матросов) в то время не существовало. Их заменяло пространство на батарейной палубе между двумя соседними пушками и корабельным бортом. Парусиновая занавеска, две скамьи и подвесной стол составляли всю мебель этого закутка. А сервировка стола, кроме ложек, состояла из оловянных или медных баков для пищи и напитков (по одному на закуток). Таковы были условия, в которых жили на кораблях простолюдины-матросы.

Корабельный быт офицеров существенно отличался от матросского. На каждого офицера приходились каюта, матрос-денщик; в кают-компаниях имелись столовое серебро, фарфор, хрусталь.

А теперь вспомним, как питались моряки. Проблема эта была одной из самых сложных и важных для мореплавателей эпохи парусного флота. И не удивительно: ведь здоровье человека во многом зависит от питания, а успех любого предприятия в первую очередь зависит от здоровья его исполнителей. Поэтому и адмиралы, и капитаны кораблей заботились о питании матросов. Например, в ходе экспедиции Васко да Гама в Индию на каждого матроса полагалось в день: шестьсот граммов сухарей, четыреста граммов солонины (говядины) или двести граммов свинины, один литр воды, сорок граммов уксуса, двадцать граммов оливкового масла, а также лук, чеснок и другие овощи. В постные дни вместо масла полагались рыба, рис и сыр.

В ходе английской экспедиции на транспорте "Баунти" (XVIII век) предусматривался следующий недельный рацион питания матроса:
три килограмма двести граммов галет, девять с половиной граммов солонины (говядина и свинина), по сто шестьдесят граммов вяленой рыбы и масла, девятьсот граммов гороха, двести двадцать граммов сыра и, кроме того, спиртные напитки.

Здесь, пожалуй, стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что на стыке XVII—XVIII столетий, когда в Европе получили распространение ром, коньяк, джин, водка и другие спиртные напитки высокой крепости, представители правящих кругов были встревожены ростом алкоголизма (его пагубными последствиями). Историки отмечают, в частности, что в Великобритании возросла преступность на почве пьянства, а суды функционировали, как правило, только до обеда, ибо после обеда слуги закона были настолько пьяны, что доверять им правосудие было просто опасно.

Что касается моряков, то они держали первенство по части потребления спиртного. Разумеется, это пагубно влияло и на здоровье, и на службу в целом, поэтому адмиралы искали способы если не пресечь пьянство во флоте вообще, то хотя бы снизить его масштабы.

Один из таких способов предложил в середине XVIII века адмирал Джорж Вернон. Суть его заключалась в том, что шестидесятиградусный ром заменялся неким подобием коктейля (одна треть рома и две трети воды с добавлением лимонного сока и сахара). Изобретение это было принято адмиралтейством и в общем одобрено моряками. Однако приготовление "коктейля Вернона" позволило "греть на нем руки" тем, кто заведовал матросским снабжением. Ведь чайная ложка рома, недолитая в каждую матросскую порцию, к концу плавания оборачивалась неким капитальцем. А если учесть, что деяния подобного рода совершались, как правило, коллективно (кто-то недоливал, кто-то "не замечал" недолива, а кто-то сдерживал негодование матросской массы), станет ясно, что матросы теряли не одну ложку своей законной порции спиртного.

Судя по всему, данные злоупотребления не прибавляли адмиралу Вернону популярности в среде тех, о чьем здоровье он заботился. Во всяком случае матросы английского флота дали ему непочтительно-фамильярное прозвище, в основе которого лежало одно нарушение формы. Будучи в преклонных годах, адмирал носил плащ неустановленного покроя из ткани "грограм". Вот и придумали флотские остряки борцу за матросскую трезвость кличку "старый грог". А изобретенный им коктейль из "напитка старого грога" со временем превратился просто в грог, Очень быстро он приобрел популярность даже у людей, не имеющих никакого отношения к морской службе. Сам Бетховен в какой-то степени воспел его в своей "Шотландской застольной":

Постой, выпьем, ей-богу, еще! Бетси, нам грогу стакан! Последний в дорогу, Бездельник, кто с нами не пьет!

"Бездельники" в моряцкой среде были редкостью, и грог поглощался с великим энтузиазмом. В английском флоте его выдавали в специальной оловянной кастрюле под названием "манки" (обезьяна) из расчета пинта (поллитра) на душу.

Анализируя приведенный ассортимент и нормы продуктов, кажется, можно констатировать, что у моряков не было оснований жаловаться. Однако на практике все обстояло иначе. Прежде всего моряки в море получали лишь часть того, что было указано в продовольственных документах. И дело было не только в злоупотреблениях (хищении) или порче продуктов, но и в том, что ни капитаны, ни интенданты не знали, как долго будет продолжаться плавание. В зависимости от погоды (направления и силы ветра) время плавания могло сокращаться или увеличиваться. В последнем случае рацион питания урезался.

Пищу готовили на камбузах (матросском и офицерском), причем горячее ели не каждый день. При длительном плавании и при шторме питались всухомятку. Хлеб также пекли от случая к случаю, в основном использовались сухари.

После того как кончались свежие продукты, а их хватало ненадолго, переходили на солонину, крупы, горох и другие продукты, допускающие длительное хранение. Ассортимент их пополнялся по мере того, как обнаруживались новые, перспективные для мореплавателей виды продовольствия. Например, начали делать сухари совсем без соли, то есть избыток ее в одном продукте (солонине) уравняли отсутствием в другом (хлебе). Так появились галеты .

Хранились они в специальных деревянных ларях, куда крысам, насекомым и червям вход не был заказан. Флотские ветераны зачастую советовали новичкам есть галеты в темноте, чтобы не видеть, как они выглядят. Ко всему прочему галеты мало уступали кирпичу по прочности, поэтому моряки имели обыкновение бить ими по столу перед употреблением для того, чтобы вызвать растрескивание сухарного монолита.

О прочих продуктах, используемых мореплавателями, можно сказать, что их качество также далеко не всегда соответствовало требованиям. Документы, конечно, обязывали поставщиков соблюдать определенные условия с целью обеспечения качества продуктов, в частности, поставлять их на флот в специальных бочках (небольших по размеру) и специальных мешках. Но портовые интенданты нередко проявляли "снисхождение" (разумеется, за соответствующую "благодарность"), принимая от поставщиков продукты в больших бочках или даже в рогожных кулях. При этом морякам приходилось есть сухари, которые до них дегустировали крысы, а мясо и рыба из больших бочек при вскрытии вскоре приобретали такое состояние (вкус, цвет, запах), что есть их могли только очень голодные люди.

В корабельных баталерках могла быть и другая ситуация — мясо без червей, без тухлого запаха, но жилистое, темное, засохшее, пересоленное сверх всякой меры. По внешнему виду и твердости такая солонина напоминала дерево. Куски ее бросали в чан с водой, затем туда же залезал выделенный матрос, который ногами мял продукт, стремясь размягчить его, — сделать пригодным к употреблению.

И, наконец, при необходимости принимались меры по утилизации пищевых отходов, то есть кок собирал кости, хрящи, кожуру, очистки и варил из всего этого так называемый "потаж".

Как видим, привередливостью в пище моряки не отличались. Они ели все, "что бог пошлет". А Всевышний временами был очень скуп в своих милостях, вот и приходилось есть все, что переваривает желудок, начисто игнорируя брезгливость: кожаные детали оснастки, обувь, дохлых морских животных, крыс.

Начальник первой французской кругосветной экспедиции Луи Антуан Бугенвиль писал, в частности, следующее: "На обед мы ели крыс, и они показались нам очень вкусными". И не удивительно, ведь крыса — это все-таки мясо, а до этого спутникам Бугенвиля приходилось есть кожаные мешки для муки. Вымочив в воде, их долго варили на медленном огне, потом очищали от волос, резали на мелкие куски и подавали к столу.

(Разумеется, печенье, которое продается в магазинах в наше время под названием "галеты", не имеет ничего общего (кроме названия) с сухарями для моряков парусного флота).

Утоление жажды в ходе плавания также было сложной проблемой, ибо порча воды была обычным явлением.

Вода, вода, кругом вода, Но гибнем мы от жажды, —
пелось в морской песне той эпохи.

Для предотвращения порчи воды (для ее восстановления) использовали различные средства, в частности, деревянные фильтры специальной конструкции и отстойники-капельницы, изготовляемые на острове Тенериф из тамошнего пористого камня.

Во второй половине XVIII века начали использовать толченый уголь, затем французский химик К. Бертоле предложил обжигать бочки для хранения воды. В какой-то степени эти меры способствовали сохранности воды, но зато она приобрела желтоватый цвет и неприятный привкус (очевидно, вследствие растворения продуктов перегонки древесины). Впоследствии для сохранения качества воды в бочки начали помещать серебро.

И, наконец, французский врач Пуасонье де Перьер изобрел куб для перегонки морской воды, названный его именем. Он позволял получать воду, пригодную для питья, однако требовал дефицитного топлива.

В заключение отметим, что в рацион питания моряков, кроме воды и спиртного, входили различные безалкогольные напитки. Например, матросам английского флота полагался так называемый "шотландский кофе" (сухарный отвар с сахаром).

В истории русского флота были эпохи "взлетов и падений". Так, после кончины Петра I началось время упадка его славного творения. Новые корабли не строились, а старые гнили в портах без дела и присмотра. Бывали годы, когда одна рота гвардии получала больше казенных средств, чем все офицеры русского флота.
Неудивительно, что желающих служить во флоте было мало, и адмиралтейств-коллегия слала в высшие сферы тревожные сигналы. При этом отмечалось, что для подготовки офицера армии требуется три года, а офицера флота — минимум двенадцать лет. Однако временщики, окружающие трон, о нуждах флота мало заботились.

Когда на русском престоле воцарилась Екатерина II, несоответствие русского флота требованиям безопасности государства оказалось настолько очевидным, что потребовалось срочное учреждение "Морской российских флотов адмиралтейского правления комиссии для приведения флота к обороне государства в настоящий добрый порядок". В качестве наказа членам этой комиссии императрица высказала несколько мыслей, в частности: "Флотская служба знатна и хороша, то всем известно, но насупротив того столь же вредна и опасна, почему более милости и попечения заслуживает".

Разумеется, "милости и попечения" достались, прежде всего представителям "благородного" сословия. Например, в кают-компаниях появились хрусталь, фарфор и специальная посуда для гостей. На каждого офицера, в частности, приходились: две глубокие и четыре мелкие тарелки, две ложки, два ножа, две вилки и четыре розетки. Для того чтобы все это не падало во время качки, на стол накладывали специальную деревянную решетку, в ячейках которой раскладывали предметы сервировки.

Были приняты и другие меры по поднятию престижа флотской службы и облегчению ее тягот. Претерпела реорганизацию и вся система питания. Дело в том, что на первом этапе существования русского флота его моряки снабжались продовольствием с учетом чинов и должностей. Причем продукты выдавались членам команды на неделю, и каждый мог делать со своей порцией что хочет и когда хочет. Неудивительно, что на камбузе весь день шла какая-то стряпня, толпились люди и, разумеется, качество пищи было при этом весьма невысоким. Нетрудно предположить и то, что конфликты на камбузной почве имели место. И, наконец, продукты хранились в сундуках команды вместе с вещами, отчего и те и другие пачкались и портились.

Реформы екатерининской эпохи исключили всякую самодеятельность в питании. Выдача продуктов на руки была отменена и вводилось единое время приема пищи: завтрак 7.00 — 7.30, обед 12.00 — 12.30, ужин 19.00 — 19.30. С 11 до 12 часов продолжался так называемый "адмиральский час" — предобеденный перерыв (для подготовки к приему пищи и распития казенной чарки вина).

Матросу русского флота в конце XVIII века полагалось получать в месяц: мяса говяжьего (свежего или солонины) пять с половиной килограммов, сухарей — восемнадцать, гороху — четыре, гречневой крупы — два с половиной, овса — четыре, масла — два с половиной килограмма, соли — чуть более половины килограмма, уксуса — полкружки, водки — двадцать восемь чарок (около трех с половиной литров).

(Бросается в глаза отсутствие в рационе питания картофеля. Объясняется это тем, что до конца XIX века картофель считался скоропортящимся продуктом, не выдерживающим хранения в корабельных условиях).

"Морские служители" (матросы) питались артелями. В артель входили несколько бачков, на каждый из которых приходилось по семь едоков.

Что же касается сервировки матросского стола, то она была предельно проста: медный бачок (кастрюля) на семь едоков и деревянная ложка на каждого. Впрочем, если быть точными, никакого стола у матросов не было. На специально выделенном участке палубы расстилалось парусиновое подобие скатерти для бачка и хлеба (сухарей), после чего приступали к трапезе.

Ели по очереди — сначала навар, затем мясо или рыбу, то есть весь обед в принципе состоял из одного блюда. Иногда матросы получали и второе в виде каши с постным маслом.
Потаж в русском флоте не варили, но морской устав предписывал беречь пищевые остатки в виде жира и сала для последующей утилизации (для приготовления каш). Для тех же, кто не берег казенные харчи, предусматривалось наказание — "купание с раины".

В рацион питания входили также, в зависимости от обстоятельств, пиво и сбитень (своеобразный коктейль из воды, водки, меда и пряностей). Здесь необходимо сделать отступление.

Еще в XVII веке, когда русский флот находился в стадии зарождения, существовал документ "Инструкция и Артикулы военныя Российскому флоту", в котором было сказано: "Пьяным на кораблях не быть". Далее указывалось: офицеров, замеченных в пьяном виде, штрафовать, матросов — сажать в карцер. Кроме того, флотские власти использовали возможности православных монастырей с их строгими мерами по "смирению плоти".

Офицеры питались в кают-компании, а капитан корабля — в собственной каюте или вместе с офицерами. Хозяйственными вопросами, связанными с питанием офицеров, ведал "содержатель кают-компании", выбираемый офицерами из своей среды сроком на один месяц. Он отвечал за казенную посуду, хранение и расходование казенных денег и все расходы фиксировал в специальной книге, доступной всеобщему контролю. Более того, каждый должен был расписаться в этой книге в знак своего согласия с тем, что в ней было отмечено.

Офицерский стол в русском флоте также отличался от матросского. Мало того, в первый период существования регулярного русского флота и офицеров в нем кормили "по чинам". Так, на питание генерал-адмирала казна расходовала в тридцать раз больше денег, чем на питание матроса; на адмирала, соответственно, в двадцать шесть раз; на капитана-командора — в восемь раз; на капитана II ранга — в четыре раза; на питание всех прочих офицеров — в два раза.

Ввиду того что хранение свежей провизии представляло неразрешимую проблему, устав предписывал командирам кораблей закупать свежее мясо и зелень, где это возможно. А в необжитых местах рекомендовалось посылать людей на берег для сбора съедобных растений, а также для охоты и рыбной ловли.

Описание корабельного быта было бы неполным без табака. В России он появился в конце XVII века, и поначалу с ним боролись. Думные бояре, очевидно, опасались, что курение иноземного табака составит конкуренцию русской водке (казна понесет убытки) или догадывались, что табачное зелье — вещь пагубная для здоровья. Так или иначе, ввоз табака в страну был запрещен, а курильщиков преследовали по закону (били батогами нещадно, рецидивистам рвали ноздри, предавали анафеме). Лишь при Петре I курение табака (его ввоз и продажа) было официально разрешено.

На кораблях русского флота курение разрешалось только днем на баке (в носовой части верхней палубы), где стоял обрез с водой для окурков. Ограничения эти объяснялись тем, что изобилие горючих материалов и примитивность пожарной техники делали корабли той эпохи легкой добычей для огня, поэтому контролю подвергалось не только курение, но и любое зажигание огня. Так, для растопки камбузной плиты или для зажигания фонаря нужно было получить разрешение у вахтенного офицера. Причем фонари горели в строго установленных местах: в офицерской кают-компании, лазарете и у помещения часовых. Под каждым фонарем располагался обрез с песком или водой. За исправным состоянием пожарных средств и за соблюдением пожарной безопасности наблюдал "огневой капрал".

В заключение отметим, что офицерская кают-компания была не только столовой, но и клубом. За достойным поведением ее членов и вообще за порядком в ней наблюдал старший офицер или сам командир корабля. Устав также предписывал офицерам избегать конфликтов ("жить дружно и партий друг против друга не чинить").

Дуэли категорически запрещались. Петр I предписывал вешать зачинщиков дуэлей (мертвых за ноги). А в морском уставе 1797 года о дуэлях было сказано следующее: "Дуэль — суть остаток невежества и доказательство недостатка просвещенных нравов и благоустроенного закона; потому что тут сила, а не справедливость торжествовать может, и часто бешеный и злонравный человек остается победителем, будучи причиной и виной ссоры; а храбрость и искусство употребления смертоносных орудий полезнее доказать и употребить против врагов отечества, а не сочленов".


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » История » Морские традиции