Опытные автомобили ВАЗа

ВАЗовский конструкторский центр всегда шагал в ногу со временем, а иногда даже на четверть шага и опережал. Но неторопливость и "обстоятельность" наших инжинерно-технологических подразделений каждый проект превращала в пятнадцатилетний "долгострой". В результате мы имеем то, что имеем...

Работы над новыми машинами для расширения модельного ряда "ВАЗа" начались сразу-же, как только заработало конструкторское бюро. Параллельно с адаптацией перед конвеером "FIAT-124"к русским суровым условиям эксплуатации, конструкторы Волжского автозавода начали разрабатывать "микролитражку" (между собой прозвав её "Чебурашка"), "потомков" которой начали производить только в 80-х годах в виде "Оки".

В зтом прототипе, первом под индексом "1101", кроме явного стилистического заимствования у "Дайхатсу", прослеживаются черты будущей "Нивы". 1971год:

http://i050.radikal.ru/0811/81/5dafbf30f68bt.jpg

В 1974 году уже было сформировано техзадание на разработку малолитражки, которая сменила бы на конвеере "Фиат". Автомобили"Фольксваген" в середине 70-х приобрели в Европе популярность, поэтому не удивительно, что эта экспериментальная модель схожа с "немцем":

http://s46.radikal.ru/i112/0811/c8/ba465a6a279dt.jpg

Прототипы микролитражек серии "1101" со временем подрастали. Этот проект вырос до размеров будущего "ЗАЗ-1102" (а в последствии стал основой для "Таврии"). Кроме морды а-ля "Пассат" можно заметить, что оформление "бочины" и боковых окон уже напоминают "восьмёру". Внутризаводское имя, почему-то - "Ладога". 1976 год:

http://i031.radikal.ru/0811/9b/3a6e0532004ct.jpg

Вот, кстати и эскиз конца 70-х, начала 80-х с обликом будущего "Спутника":

http://s60.radikal.ru/i167/0811/03/072d02205eb2t.jpg

Первые годы 80-х и последние советской власти ознаменовались лозунгами про "экономную экономику" и "Научно-технический прогресс". На зтой волне в конструкторском бюро ВАЗа инициировалась разработка "народно-хозяйственных" автомобилей на электротяге, носящие общий индекс "2802". Вида они были весьма разнообразного, от такого незатейливого "электрокара" начала 80-х...:

http://s55.radikal.ru/i150/0811/4f/58f734383d86t.jpg

.. до такого стильного с дверями "под Форд Карго" середины 80-х:

http://s57.radikal.ru/i155/0811/9e/b574492f0146t.jpg

И тут грянула "Перестройка", Михаил Сергеевич заголосил про "зкаконодатили аутомод", а дизайнеры выпустили фантазию на свободу:
Опытные разработки ВАЗа, хроника.http://s51.radikal.ru/i132/0811/51/1b9fb7edb870t.jpg

В зтом макете из 80-х явно видно, откуда "десятка" пошла:

http://s42.radikal.ru/i095/0811/34/39e11a397b87t.jpg

Для тех годов это было более чем свежо!
http://i056.radikal.ru/0811/13/bd442161fabdt.jpg

И вдруг наступила эпоха "биодизайна". Начались 90-е, самые "смышлёные" конструкторы разбежались, а оставшиеся остались "творить". Например, микроавтомобильчик с мотором от "Оки" - "Гном":

http://s47.radikal.ru/i118/0811/8e/dae374f45935t.jpg

..или открытый вариант на электротяге - "Эльф":
http://s59.radikal.ru/i163/0811/67/ef13eeee0ff4t.jpg

Конечно, верхом результата брожения в головах "вазовских" дизайнеров явился концепт "Рапан" (безусловно самодостаточная "вещь в себе"):

http://s43.radikal.ru/i100/0811/04/8c6159612d42t.jpg

На фоне "Рапана" проект "Питер-Турбо" (позаимствовавший своё название из повести Аксёнова "Остров Крым") выглядел почти уравновешенной почти стильной почти классикой:
http://s45.radikal.ru/i108/0811/04/4bbbd1212012t.jpg

"Питер-Турбо" вид сзади:
http://s56.radikal.ru/i152/0811/cd/622383c7f393t.jpg

Провозглашённый "Фордом" стиль "нью-эйдж" заставил конструкторов "ВАЗа" не только переоформить будущую "Калину", но и пытаться сочинять что-то новое в этом художественном направлении. Вот, в частности, микролитражка "побольше Оки", сочинённая на рубеже веков, под индексом (если кто не догадался) "1120":

http://s57.radikal.ru/i156/0811/49/c00d4490dad6t.jpg

Попытки дать "вторую жизнь" "фиатовской" старой платформе в новом кузове вылились в мертворождённый проект "неоклассика" под индексом "2151" и с единственным типом кузова "универсал" (как, кстати, и нынешний "Фиат Крома"):
http://s59.radikal.ru/i165/0811/e6/d725ff201c63t.jpg

Опять же: если бы эта машина пошла в серию в 2002, тогда бы это было актуально...
http://s52.radikal.ru/i138/0811/fd/a211ecb61cbft.jpg

Интересные кадры: в Дизайн-центре "АвтоВАЗа" нашлись люди, воспринявшие идею "неоклассики" буквально, как создатели нового "Жука"... Такое "неоретро"... Пластилиновый макет "2151", "возрождающий" стиль "первородного" ВАЗ-2102. Проект, естессно, был зарублен сразу же..

http://s56.radikal.ru/i151/0811/12/930564d53a7ft.jpg

"НеоДвойка" вид сзади:

http://i025.radikal.ru/0811/14/1dce9819de90t.jpg

Более "рачительные" конструкторы пытались вернуть молодость "классике" проверенным годами социализма способом: переоформить морду (и жопу):

http://s42.radikal.ru/i096/0811/a7/6441d2aefba3t.jpg

http://gomelauto.com/2008/09/12/opytnye … nika..html