А знаете ли вы, что такое боливар, который упоминается в этой знаменитой строчке пушкинского «Евгения Онегина»? Боливаром называли огромные широкополые шляпы в виде цилиндра с расширяющейся кверху тульей и большими широкими полями из черного атласа. Поля были настолько большими, что нередко, не сняв такой шляпы, сложно было протиснуться в дверь. Шляпы подобного фасона были в большой моде в 1820-30-е годы в Европе и в России. А пришли они из Нового Света.
Шляпы назвали в честь Симона Боливара (1783-1830) – лидера освободительного движения в Латинской Америке. Интересно, что сам Боливар не носил таких шляп, предпочитая двухугольные шляпы, модные в его время, зато боливары в больших количествах носили его сторонники. Вот и в России ношение такой шляпы было не просто данью моде – это была деталь костюма, с помощью которой выражались и определенные политические взгляды и симпатии ее обладателя. А.С. Пушкин носил такую шляпу, Онегин тоже не избежал этой участи.
***
А знаете ли вы, что никаких «потемкинских деревень» не было? Это – исторический миф. После присоединения к России Крыма в 1783 году Екатерина II вместе с князем Г.А. Потемкиным, иностранными дипломатами и императором Иосифом II посетила юг страны. Об этой поездке бытует легенда, что Потемкин велел расположить вдоль пути следования декорации зажиточных домов, а одних и тех же празднично одетых крестьян и одно единственное стадо скота перемещать впереди императорского кортежа.
На самом деле миф о «декорациях» возник еще до отъезда из столицы. Авторами, как считают, были канцлер А.А. Безбородко, вечный оппозиционер Потемкина, и граф П.А. Румянцев, генерал-губернатор Малороссии, т.е. естественный соперник новороссийского наместника. А Европу познакомил с этим мифом саксонец Гельбиг в гамбургском журнале «Минерва». Он, видимо, выполнял разведывательную миссию в России, но значительно позже поездки 1787 году, т.е. не мог быть свидетелем. Но ложь о Потемкине пошла гулять по свету. Уж очень хотелось представить Россию дикой и отсталой.