Через 10—12 лет Таможенный союз может перейти на единую валюту. Но существующие деньги для этого не подходят — нужно будет придумать новые, считает глава Нацбанка Казахстана Григорий Марченко. В интервью «Российской газете» он рассказал, почему в названии единой валюты не может быть буквы «ё», по какому принципу нужно принимать в Таможенный союз «новичков» и в чем ошибся «пророк» мирового финансового кризиса Нуриэль Рубини.
По его мнению, лет через 10—12 можно будет вводить единую валюту. «Сроки реальные, если уже сейчас начать делать для этого правильные шаги», — отмечает Марченко.
В то же время он подчеркивает, что это должна быть наднациональная валюта, как это было сделано в Европе. «Когда создавался Евросоюз, немецкая марка была одной из трех мировых валют. И французский франк, и голландский гульден, и австрийский шиллинг — все были привязаны к немецкой марке. Но именно для того чтобы реализовать идею единой Европы, немецкую марку в качестве общей для всех валюты решили не использовать: придумали совершенно новые деньги. Кстати, в Германии референдума по поводу введения евро не было. Все понимали, что от 55 до 60% немцев проголосовали бы против. Им сильно нравилась их немецкая марка», — рассказал глава Нацбанка.
Новая валюта Беларуси, России и Казахстана, считает Марченко, может называться как угодно. «Что политики придумают, то и будем использовать. Можно назвать, к примеру, нанорубль. Кстати, „нан“ по-казахски — хлеб. Получится и нашим, и вашим. Еще можно ё-рубль — у вас же сейчас это в ходу. Хотя такой звук никто, кроме жителей бывшего СССР, произнести не может. Попросите американца, чтобы он сказал „ё“. Кстати, буквы „ё“ и на многих клавиатурах уже нет. Вот у меня на одном мобильном телефоне она есть, а на другом, видите, отсутствует», — отметил он.
Комментирую высказывания некоторых экспертов, которые утверждают, что монетарные союзы как модель себя исчерпали, и любая новая попытка обречена на провал, Марченко заметил: «Большинство экспертов, вроде Нуриэля Рубини — это все развлекательная индустрия, не имеющая никакого отношения к серьезной экономике. Они делают какие-то заявления для того, чтобы их показали по телевизору, опубликовали в газете, в интернете, а потом считают, сколько заходов было на их страницу».
Мда а у меня на клаве Ё есть