Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Библиотека автомобильной литературы » Инструкция автомобиля "ЗАПОРОЖЕЦ" ЗАЗ 965А


Инструкция автомобиля "ЗАПОРОЖЕЦ" ЗАЗ 965А

Сообщений 61 страница 78 из 78

61

http://i026.radikal.ru/0711/25/06e932e4fb92t.jpg

Рис. 39. Вид карбюратора спереди:

I — винт регулировки качества (состава смеси); 2 — винт регулировки количества смеси; 3 — рычаг управлениядроссельной заслонки, 4 — пробка жиклера холостого хода; 5 — винт крепления троса привода воздушной за- слонки; 6 — пробка воздушного жиклера главной дозирующей системы; 7 — кронштейн крепления оболочки троса привода воздушной заслонки, 8 — пробка фильтра; 9 — жиклер воздушный холостого хода, 10 — распылитель ускорительного насоса, 11 — штуцер трубки.

Регулировка малых оборотов холостого хода двигателя производится упорным винтом 2 (рис. 39), ограничивающим закрытие дроссельной заслонки, и винтом 1, изменяющим состав смеси .  При завертывании винта  1 смесь обедняется, а при отворачивании — обогащается.

После обкатки двигатель должен работать устойчиво на малых оборотах холостоо хода (500—600 об/мин)

Регулировку малых оборотов холостого хода нужно производить на хорошо прогретом двигателе при отрегулированной системе зажигания.

Перед началом регулировки заверните винт 1 до отказа, но не туго, а затем отверните на 2—2,5 оборота, заведомо обогатив смесь.

После этого запустите двигатель и установите винтом 2 такое открытие дросселя, при котором двигатель работает вполне устойчиво. Затем винтом / установите состав смеси, при котором двигатель будет давать наибольшее число оборотов. После этого уменьшите число оборотов винтом 2 до необходимых устойчивых малых оборотов холостого хода.

Для проверки регулировки следует резко нажать на педаль привода дроссельной заслонки и быстро отпустить. Двигатель должен плавно, без провалов и перебоев, набрать обороты, а при резком отпускании педали перейти на минимально устойчивые и не заглохнуть.

В случае, если двигатель глохнет, несколько увеличьте винтом 2 число оборотов.

При правильной регулировке привода дроссельная заслонка карбюратора должна быть полностью прикрыта при отпущенной педали и полностью открыта при нажатой до отказа педали.

Надлежащая работа системы привода обеспечивается соответствующим натяжением троса привода, крепление которого производится винтом на тяге рычага дроссельной заслонки.

Регулировку привода воздушной заслонки следует производить в следующем порядке: отпустите винт 5 (рис. 39) крепления проволоки привода к шарниру рычага воздушной заслонки, затем опустите кнопку привода в крайнее нижнее положение, установите заслонку в полностью открытое положение и закрепите винтом проволоку.

При поднятии рычага привода воздушная заслонка должна полностью закрываться.

Воздушный фильтр — инерционно-масляный (рис. 41), укреплен на двигателе стяжной лентой.

Фильтр состоит из корпуса 7 с фильтрующей набивкой 6, поддона 1 с маслоразделителем, диафрагмы 2, стакана диафрагмы 5 и пружины 4. Между корпусом фильтра и поддоном укладывается резиновое уплотнительное кольцо 3.

Поток воздуха при работе двигателя засасывается через приемную трубу, ударяется о масляную поверхность и, резко изменив направление потока, устремляется вверх.

При этом захватываются масляные брызги, которые прилипают к фильтрующей набивке.

При резком изменении направления потока крупные наиболее тяжелые частицы пыли остаются внизу, а мелкая пыль прилипает к масляной пленке фильтрующей набивки. Очищенный воздух поступает в отводящую трубу и далее в карбюратор. По мере накопления масло с набивки стекает вниз, увлекая за собой пыль и очищая набивку. Самоочистка фильтра продолжается до тех пор, пока масло слишком не загрязнится.

http://i010.radikal.ru/0711/6e/c577a98a2870t.jpg

Рис. 40. Вид карбюратора сзади

1 — трубка приемная, 2 — пробка сливная, 3 — пробка главного жиклера.

http://i008.radikal.ru/0711/12/613b8ae73a20t.jpg

Рис. 41. Воздушный фильтр карбюратора

1 — поддон, 2 —диафрагма в сборе, 3 — уплотнительное кольцо, 4 —
пружина, 5 — стакан, 6 — капроновая набивка, 7 — корпус фильтра, 8 —
приемная трубка, 9 — патрубок к карбюратору, 10 — пружинная защел-
ка, 11 — рукоятка замка.

62

Уход за фильтром. Смену масла в фильтре производить через 6000 км пробега. При езде по особо пыльным дорогам смену масла необходимо делать через 2000 км, одновременно промыв фильтрующую набивку. При езде по чистым асфальтовым дорогам зимой очистку фильтра можно производить реже.

Для смены масла в фильтре отпустите зажимы двух замков и отделите поддон с диафрагмой, пружиной и стаканом диафрагмы. Выньте уплотнительное кольцо и диафрагму из поддона.

Затем слейте загрязненное масло и промойте поддон керосином или бензином, полностью удалив отложения пыли. После этого залейте свежее масло, употребляемое для заправки картера двигателя до отверстий маслоотделителя (210 г) и соберите фильтр, обратив внимание на сохранность уплотнительной прокладки и правильную установку диафрагмы с пружиной и стаканом. Для промывки фильтрующей набивки воздушного фильтра необходимо отсоединить корпус фильтра от двигателя, отпустив хомут на отводящей трубе и зажим замка на стяжной ленте.

При установке фильтра обратите внимание на надежность уплотнения отводящей трубы и горловины карбюратора с тем,
чтобы избежать подсоса загрязненного воздуха.

Система зажигания — батарейная. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи и генератора Номинальное напряжение в первичной цепи 12 в. Система зажигания двигателя, как и все электрооборудование автомобиля, работает по однопроводной схеме, при которой вторым проводом служит кузов—“масса” автомобиля. С “массой” соединены отрицательные полюсы (клеммы) источников и потребителей электрической энергии.

Катушка зажигания установлена на кожухе вентилятора с правой стороны двигателя. На крышке катушки зажигания имеются клеммы низкого напряжения и клемма высокого напряжения. На катушке смонтировано добавочное сопротивление, включенное последовательно с первичной обмоткой. Добавочное сопротивление при помощи шунтирующих контактов стартера автоматически включается при запуске двигателя. Ток, проходящий через
первичную катушку зажигания, при выключенном сопротивлении увеличивается, и тогда повышается напряжение во вторичной цепи. Вследствие этого облегчается пуск двигателя, что особенно важно в холодное время, когда потребляемый стартером ток значительно увеличивается, и напряжение в цепи зажигания падает.

Уход за катушкой зажигания сводится к следующему:

1. Не оставлять включенное зажигание при неработающем двигателе.

2. Не допускать ослабления крепления подводящих проводов к низковольтным клеммам и закрепление высоковольтного провода без ввертной клеммы, а также оберегать катушку от повреждений.

3. Не допускать загрязнения проводов, клемм и крышки катушки зажигания.

4. Не допускать работу катушки с неисправным добавочным сопротивлением.

63

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ УХОДА

Операции ухода за автомобилем производите в следующие сроки: ежедневно, после пробега каждых 1000, 2000, 6000, 12000 км, сезонно — два раза в год (весной и осенью) и по мере надобности. Операция ухода или техническое обслуживание автомобиля заключается в регулярном проведении уборочно-моечных, очистительных, контрольно-осмотровых, крепежных и регулировочных работ узлов автомобиля, перечень которых приводится ниже.

Ежедневно перед выездом

1. Устраните неисправности, обнаруженные при предыдущей поездке.

2. При езде по пыльным дорогам продуйте генератор, очистите двигатель и моторное отделение от пыли.

3. Проверьте натяжение ремня вентилятора..

4. Проверьте заправку автомобиля топливом и уровень масла в картере двигателя.

5. Пустите двигатель, проверьте его работу.

6. Проверьте работу генератора по контрольной лампочке заряда.

7. Убедитесь в исправном действии рулевого управления, тормозов, звукового сигнала, освещения и указателей поворота.

8. Проверьте давление воздуха в шинах (раз в 5—6 дней), состояние запасного колеса.

9. Проверьте наличие и исправность инструмента.

10. Осмотрите автомобиль и место его стоянки. Убедитесь в отсутствии подтекания топлива, масла и тормозной жидкости.

Через каждые 1000 км пробега

1. Протрите аккумуляторную батарею сухой тряпкой или смоченной в растворе кальцинированной соды.Проверьте плотность ее крепления в гнезде. Барашки крепления затяните туго от руки. Проверьте уровень электролита; если необходимо, долейте дистиллированной воды. Проверьте плотность и чистоту соединений наконечников проводов.

2. Проверьте уровень жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра и, если нужно, долейте.

3. Проверьте действие ножного привода тормоза и ход педали.

4. Проверьте исправность рулевого управления и наличие смазки в рулевом механизме.

5. Проверьте свободный ход педали сцепления (25—35 мм), при необходимости отрегулируйте.

6. Проверьте состояние креплений, обратив особое внимание на крепление картера руля, рулевых тяг, сошки руля, маятникового рычага, передней подвески, карданных шарниров, замков дверей, крышки багажника и капота моторного отсека.

7. Выполните все работы по смазке автомобиля согласно карте смазки.

Через каждые 2000 км пробега

1. Смените масло в двигателе.

2. При езде по пыльной дороге очистите воздушный фильтр двигателя и смените в нем масло.

3. Проверьте натяжение ремня вентилятора, при необходимости, отрегулируйте.

4. Прослушайте работу клапанов и отрегулируйте, если необходимо, зазоры.

5. Продуйте генератор сухим сжатым воздухом или воздухом от ручного насоса, предварительно уплотнив шланг в вентиляционной трубке генератора.

6. Осмотрите шины. При появлении неравномерного износа протектора выясните и устраните причины.. Переставляйте колеса вместе с шинами через каждые 6000 км пробега

7. Выполните обслуживание, требуемое после 1000 км пробега.

Через каждые 6000 км пробега

1. На движущемся автомобиле проверьте действие тормозов, рулевое управление, поведение автомобиля на дороге, работу двигателя на холостом ходу и под нагрузкой.

Двигатель

2. Снимите направляющий аппарат вентилятора с вентилятором и генератором для очистки двигателя и осмотра генератора.

3. Очистите и промойте от пыли и грязи межреберные пространства цилиндров, головок и масляного радиатора.

4. Проверьте и, при необходимости, подтяните гайки крепления головок цилиндров.

5. Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами.

6. Проверьте крепление впускной трубы, выпускных труб, глушителя и другого крепежа.

7. Очистите трубку сапуна от пыли и грязи.

8. Разберите центрифугу и очистите ее от грязи.

9. Снимите крышку бензинового насоса и очистите сетку фильтра. При постановке проверьте отсутствие течи.

10. Проверьте крепление бензинового насоса, состояние гибкого шланга бензопровода и герметичность всех соединений.И. Осмотрите и, если необходимо, зачистите контакты прерывателя в распределителе зажигания. Отрегулируйте зазор в прерывателе. Уточните установку зажигания, которая после регулировки зазора в прерывателе будет нарушена.

Электрооборудование

12. Снимите колпак с вентиляционным патрубком с генератора, проверьте крепление генератора к направляющему аппарату вентилятора.Продуйте генератор сжатым воздухом и проверьте крепление проводов.

13. Снимите защитную ленту стартера и продуйте его коллектор сжатым воздухом. Проверьте крепление стартера и наконечников проводов.

14. Проверьте состояние электропроводки и устраните все повреждения изоляции.

15. Зачистите контактные поверхности наконечников проводов и клемм аккумуляторной батареи.

16. Проверьте установку фар и правильность освещения.

17. Проверьте крепление звукового сигнала и чистоту контактов.

18. Проверьте крепление и чистоту проводов к датчикам аварийного давления масла и температуры масла.

Узлы шасси

19. Проверьте свободный ход педали сцепления, при необходимости, отрегулируйте.

20. Снимите тормозные барабаны и проверьте состояние тормозов. Убедитесь в отсутствии течи тормозной жидкости. Очистите тормозные колодки и барабаны от пыли и грязи, при необходимости, промойте бензином. Проверьте износ тормозных накладок.

21. Проверьте наличие смазки в подшипниках передних колес, при необходимости, добавьте. Установите барабан на место и отрегулируйте подшипники передних колес.

22. Проверьте люфт стоек передней подвески, при необходимости, отрегулируйте.

23. Смажьте подшипники ступиц задних колес и установите на место тормозные барабаны этих колес.

24. Проверьте и, если нужно, отрегулируйте подшипники задних колес.

25. Проверьте люфт маятникового рычага и люфт в шарнирах, рулевых тяг.

26. Проверьте сходимость передних колес, при необходимости, отрегулируйте.

27. Проверьте действие ножных тормозов.

28. Проверьте действие ручного привода тормоза, при необходимости, отрегулируйте.

Крепление узлов и деталей

Проверьте и, при необходимости, подтяните:

29. Болты крепления картера рулевого механизма и гайку крепления рулевой сошки.

30. Крепление маятникового рычага, гайки шаровых пальцев рулевых тяг.

31. Шесть болтов крепления передней подвески к кузову: четыре — снизу автомобиля и два изнутри, предварительно сняв обивку передка.

32. Болты крепления торсионов к трубам и рычагам передней подвески.

33. Болты крепления рычагов задней подвески к кронштейнам кузова.

34. После пробега первых 6000 км подтяните специальным ключом гайки резервуаров на всех амортизаторах.

35. Затяжку креплений амортизаторов.

36. Затяжку болта крепления ползуна с валом механизма переключения и гаек болтов соединительной планки или крепления муфты.

37. Крепление блока педали сцепления и тормоза к кузову.

38. Четкость работы замков дверей, багажника, моторного отсека и других креплений.

Смазка

39. Проверьте уровень масла в коробке передач, при необходимости, долейте.

40. Смажьте распределитель зажигания согласно карте смазки (стр. 42, поз. 8).

41. Проделайте все работы по смазке шасси и кузова согласно картам смазки.

42. Выполните обслуживание, требуемое после 1000 км и 2000 км пробега.

Через каждые 12 000 км пробега

1. Проверьте давление масла в системе смазки двигателя с помощью контрольного манометра.

2. Не разбирая двигателя, удалите нагар из камер сгорания и поршней путем заливки в цилиндры специального состава (см. раздел “Удаление нагара из камер сгорания”).

3. Отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами.

4. Снимите, разберите и очистите карбюратор. Проверьте уровень топлива в поплавковой камере. После установки карбюратора отрегулируйте закрытие воздушной заслонки и малые обороты холостого хода.

5. Проверьте, нет ли смолистых отложений во впускной трубе; при необходимости, промойте ее бензином или скипидаром.

6. Выверните свечи; при необходимости, очистите от нагара, отрегулируйте зазоры.

7. Очистите выпрямитель от пыли. При необходимости, очищайте выпрямитель чаще.

8. Проверьте с помощью приборов работу реле-регулятора.

9. Если есть замечания при работе стартера, рекомендуется снять его с двигателя, разобрать, протереть все детали, продуть их сжатым воздухом и проверить (смотри описание стартера).

10. Разберите ступицы передних и задних колес, промойте в керосине подшипники и внутренние полости ступиц. После проверки их состояния соберите и отрегулируйте затяжку подшипников. Перед сборкой заложите в ступицы свежую смазку.

11. Проверьте затяжку гаек крепления корпусов подшипников задних колес к рычагам задней подвески, а также крепление передних дисков тормоза.

12. Проверьте люфты в шарнирах рулевых тяг и, при необходимости, замените вкладыши.

13. Проверьте состояние сайлент-блоков рычагов задней подвески, при износе — замените.

14. Подтяните болты крепления подвески двигателя.

15. Смените масло и картере коробки передач и главной передачи.

16. Выполните обслуживание, предусмотренное после 6000 км пробега.

Сезонный уход — один или два раза в год

1. Осенью и весной замените масло в двигателе и коробке передач.

2. Осенью промойте чистым бензином бензиновый бак.

3. Осенью прочистите и промойте отопительную установку, проверьте ее работу Для лучшего обогрева кузова рекомендуется снять резиновый коврик туннеля пола

4. Осенью тщательно проверьте систему зажигания во избежание затруднений при пуске холодного двигателя зимой.

5. Осенью и весной измените плотность электролита, если это требуется по условиям эксплуатации.

6. Произведите осмотр тормозов и тормозной системы, при необходимости, разберите, очистите от грязи и промойте всю систему.

7. Раз в год или после пробега 24 000 км снимите стартер, генератор и реле-регулятор и направьте в мастерскую для проверки и регулировки.

Уход за автомобилем по мере надобности

По мере надобности производите операции, периодичность которых не зависит от пробега автомобиля, но проведение которых не следует откладывать. К таким операциям относятся:
1. Мойка шасси и кузова автомобиля.

2. Чистка двигателя. При движении по пыльным дорогам двигатель воздушного охлаждения быстро покрывается слоем пыли, которая препятствует нормальному охлаждению.Особенно опасно подтекание масла, так как пыль, прилипая и пригорая, образует теплоизоляционную корку, вызывает перегрев двигателя, потерю мощности, увеличенный расход топлива и усиленный износ деталей.Содержите двигатель в чистоте, продувайте его сжатым воздухом, промывайте водой из шланга, протирайте тряпкой или промывайте кистью, смоченной в керосине или бензине, после чего насухо протрите.

3. Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов при обнаружении повышенных стуков. Слабые стуки неприятны, но не опасны.

4. Регулировка натяжения ремня вентилятора при его прогибе выше нормы (12—15 мм).

5. Проверка уровня топлива в карбюраторе при обнаружении ненормальностей в работе

6. Регулировка малых оборотов холостого хода карбюратора при неустойчивой его работе на этом режиме.

7. Чистка и проверка контактов прерывателя при перебоях в работе двигателя, вызванных неисправностью контактов.

8. Чистка и проверка свечей при перебоях в работе двигателя, но исправном прерывателе-распределителе.

9. Проверка и подрегулировка механизма переключения передач при плохом включении одной из передач.

10. Регулировка рулевого механизма, с появлением увеличенного люфта рулевого колеса при исправных шарнирах рулевых тяг и маятниковом рычаге.

11. Проверка и регулировка схождения передних и задних колес при неравномерном износе шин.

12. Разборка амортизаторов и замена жидкости при обнаружении неисправности.

13. Уменьшение хода педали тормоза путем резких торможений

14. Регулировка ручного привода тормоза при слабом его действии.

15. Очистка системы питания отопительной установки при не нормальной ее работе

64

СМАЗКА КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ

Места и периодичность смазки кузова автомобиля указаны на рис. 17 и в таблице. Расшифровка условных обозначений смазочных материалов для кузова (к рис. 17) приведена ниже:
“ЛП” — легкопроникающая смазка.

Состав: масляный коллоидно-графитовый препарат — 60%, уайтспирит — 40%.

Уайтспирит представляет собой не оставляющий запаха растворитель смазки (тяжелый бензин). При его отсутствии можно применять неэтилированный бензин со слабым запахом.
“СК” — смазочный карандаш.

Состав: воск натуральный — 30%, парафин — 60% и графит “П”—10%.

Смазочный карандаш приготовляется отливкой в форму.

“ГП” — графитная пудра, порошок графита “П”.

“С” —солидол УС-2, ГОСТ 1033—51.

http://i036.radikal.ru/0711/4a/a66b82049f5dt.jpg

http://i004.radikal.ru/0711/88/5be8d670a738t.jpg

65

СМАЗКА ШАССИ АВТОМОБИЛЯ

Помните, что своевременная смазка механизмов автомобиля значительно увеличивает срок их службы. Смазку производите согласно указаниям, данным в таблицах. При введении масла в механизмы автомобиля принимайте меры  предохранения от попадания в них вместе с маслом посторонних загрязняющих примесей. Перед проведением смазки автомобиль должен быть тщательно вымыт, а масленки протерты. Шприц, прилагаемый к автомобилю, приспособлен для смазки механизмов как консистентной смазкой, так и нигролом. Желательно для консистентной смазки иметь отдельный шприц. Ввиду того что большинство точек смазывается нигролом, следует и шприц вначале заправить им же. Для заправки шприца нигролом отвинтите крышку наружного цилиндра, удалите остатки смазки и, выдвинув внутренний цилиндр (снабженный поршнем), залейте в шприц нигрол под обрез цилиндра Завинтите плотно крышку шприца и, уперев его наконечником под наклоном в деревянный брусок, несколько раз нажмите до выхода нигрола через наконечник. При заправке шприца консистентной смазкой следите за плотной набивкой, чтобы не образовались воздушные прослойки, препятствующие качественной работе шприца.Плотное прилегание сопла шприца к концу масленки зависит* от их чистоты, а также правильного расположения шприца относительно масленки. Подробные указания по смазке механизмов автомобиля смотрите в соответствующих разделах руководства.

http://i044.radikal.ru/0711/61/214a5313e754t.jpg

Рис. 16. Карта смазки шасси автомобиля.

66

Таблица смазки шасси автомобиля

http://i040.radikal.ru/0711/51/86eef39d09aat.jpg

http://i045.radikal.ru/0711/1a/2738ad7e956ct.jpg

Наименование масел, смазок и специальных жидкостей, применяемых для шасси автомобиля “Запорожець”
http://i046.radikal.ru/0711/24/aceec015d97dt.jpg
* Маслом ДС-11 с присадкой МНИ-ИП-22К. (ГОСТ 9832—61) пользоваться запрещается;
приводит к аварийному износу стальной шестерни привода валика масляного насоса и распределителя зажигания.

67

ЗАПРАВКА ТОПЛИВА

Двигатель автомобиля “Запорожець” рассчитан на применение для его работы автомобильного бензина А-72 или А-76.

По данным исследований, наилучшие показатели двигатель дает при работе на бензине марки А-80/86 (октановое число по моторному методу — 80, по исследовательскому — 86).

Примечание. Октановое число характеризует способность бензина противостоять возникновению детонации в двигателе. Детонация — это ненормальное и вредное для двигателя протекание процесса сгорания. Детонация проявляется в виде звонких стуков в цилиндрах, особенно сильных при работе двигателя с большой нагрузкой. Нередко детонационные стуки ошибочно принимают за стук поршневых пальцев, возникающий якобы вследствие раннего зажигания. Пользоваться бензином марки А-66 запрещается. При отсутствии указанных выше бензинов можно пользоваться смесью более высокооктановых бензинов с бензином марки А-66 с тем, чтобы октан смеси, подсчитанный по арифметическому правилу смешения, был близок к 74. Можно при этом пользоваться следующей формулой:  х= Н-74,

где X — количество литров бензина А-66, которое нужно смешать с 1 л высокооктанового бензина;Н — величина октанового числа по моторномуметоду имеющегося высокооктанового топлива.

Позднее зажигание и на хорошем топливе способствует перегреву двигателя, появлению самовспышек рабочей смеси.

Поэтому пользуясь октан-корректором распределителя зажигания, следует установить возможно раннее зажигание, насколько это позволяют антидетонационные качества применяемого бензина.

Регулировать карбюратор на холостой ход двигателя следует в точном соответствии с указаниями в разделе “Регулировка карбюратора”. При этом не следует стремиться к максимальном обеднению горючей смеси холостого хода, так как работа двигателя на такой смеси способствует появлению самовспышек после его остановки выключением зажигания. Для уменьшения интенсивности самовспышек рабочей смеси рекомендуется перед выключением зажигания дать двигателю проработать на режиме холостого хода при малой скорости вращения коленчатого вала в течение примерно 1—2 мин. Заправка бака топливом производится через горловину в верхней части. После заправки следует плотно закрывать заливную горловину пробкой. Следите за целостью пробковой прокладки и, при необходимости, заменяйте ее.Категорически запрещается использовать вместо пробки различные самодельные заглушки из дерева, тряпок и др. При заправке бака топливом, для уменьшения засорений системы питания, рекомендуется использовать воронку с мелкой шелковой сеткой. При заправке автомобиля категорически запрещается курить и пользоваться огнем.
Примечание. Этилированный бензин очень ядовит и вызывает тяжелые отравления и ожоги при попадании в желудочно-кишечный тракт, на кожу тела и при вдыхании его паров. Этилированный бензин окрашен в розоватый, краснооранжевый, а иногда в синий или зеленый цвета..

68

ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОМКРАТОМ И СМЕНА КОЛЕСА

Для подъема автомобиля применяется домкрат реечного типа с отдельной опорной площадкой 6 (рис. 15) и вставной рукояткой 4. Перед подъемом поставьте автомобиль на ручной тормоз, включите первую или заднюю передачу и обязательно подставьте под колеса упоры.

http://i040.radikal.ru/0711/8c/f1f6c987b62ct.jpg

Рис. 15. Домкрат для подъема автомобиля:

1 — рейка; 2 — корпус; 3 — гнездо рукоятки; 4 — рукоятка; 5 — рычажок; 6 — основаниедомкрата; 7 — усилительная пластина; 8 — кузов.

Упор лапы домкрата производите под основание кузова в месте приварки усилительных пластин.
Перед подъемом рейка 1 домкрата должна быть установлена под наклоном, как указано на рисунке, в противном случае рейка при подъеме может упереться в боковину кузова. В процессе подъема рейка устанавливается почти вертикально.
После установки домкрата рычажок 5 поверните на оси в верхнее положение к надписи “вверх”, выбитой на корпусе 2. Затем поднимайте и опускайте рукоятку 4 до тех пор, пока колеса не оторвутся от поверхности.Для опускания автомобиля опустите рычажок вниз к надписи“вниз” и снова перемещайте рукоятку поочередно вверх-вниз. Запрещается производить работы под автомобилем, стоящим на домкрате без дополнительных подставок.

При замене колеса перед подъемом автомобиля отверните, пользуясь торцевым ключом, примерно на один оборот все четыре гайки, крепящие колесо.После установки колеса на шпильки барабана, заверните равномерно (но не окончательно) все четыре гайки (затягивать крест-накрест).Окончательную затяжку гаек производите после опускания поднятой стороны автомобиля.

69

ШОФЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

Для обслуживания завод придает к каждому автомобилю домкрат, пусковую рукоятку, ручной насос для накачки шин, шприц, шланг резиновый для прокачивания системы гидравлического привода тормозов, манометр для проверки давления в шинах и две сумки с инструментом. Назначение специальных ключей указано в подписи к рис. 14.

http://i019.radikal.ru/0711/e6/615c51489f92t.jpg

Рис. 14. Специальные ключи, придаваемые к автомобилю:

1 — ключ торцовый для гаек колес; 2 —удлинитель; 3 — ключ болтов торсионов;4 — ключ свечной; 5 — ключ масло-сливнойи наливной пробок картеров; 6 — ключ гаек крепления стартера и гаек головок цилиндров; применяется совместно с удлинителем 2,

70

РАСХОД ТОПЛИВА

Экономичная работа автомобиля обеспечивается:

1. Правильной регулировкой ходовой части, при которой обкатанный автомобиль после пробега 3000—4000 км на ровном шоссе  в безветрие при выключенной коробке передач должен катиться при скорости 50 км/час до полной остановки не менее 250—300 м.
          Для уменьшения потерь на трение:

а) правильно отрегулируйте подшипники передних и задних колес;

б) поддерживайте нормальное давление в шинах;

в) регулируйте сход передних колес;

          г) регулярно смазывайте автомобиль, применяя смазки, указанные в руководстве.
2. Правильной установкой зажигания.

3. Точной регулировкой карбюратора в сочетании со своевременной чисткой всей системы питания двигателя.
4. Правильными приемами вождения автомобиля, без резких торможений и ускорений.Контрольный расход бензина, приведенный в технической характеристике, является показателем для оценки технической исправности автомобиля. Недопустимо смешивать понятия “контрольный расход бензина”, “эксплуатационный расход бензина” и “норма расхода бензина”, как это часто ошибочно делают. Эксплуатационный расход бензина зависит от общего технического состояния автомобиля, дорожных и климатических условий, режима движения (скорость и нагрузка), а также от степени совершенства вождения автомобиля (квалификации шофера).Государственные нормы расхода бензина для автомобилей устанавливаются союзными министерствами автомобильного транспорта и шоссейных дорог.Фактический эксплуатационный расход бензина на автомобилях “Запорожець” по данным эксплуатационных наблюдений и результатам заводских испытаний составляет:

Летом  6, 5— 8, 5
Зимой (без пользования отопительной установкой)  7 —10

Приведенные расходы бензина соответствуют средним скоростям движения не выше 80 км/час.При движении на скорости выше 80 км/час расход бензина резко возрастает.Расход бензина отопительной установкой составляет 0, 35—0, 4 л в час.

71

ОБКАТКА НОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Долговечность автомобиля в значительной степени зависит от режима работы в начальный период его. эксплуатации — от его обкатки. Во время обкатки происходят приработка деталей, осадка прокладок и т. д. Поэтому автомобиль во время обкатки требует соблюдения особого режима эксплуатации. Продолжительность обкатки установлена в 2000 км пробега

Основные правила обкатки

1. Не начинайте движения автомобиля с непрогретым двигателем и ни в коем случае не давайте работать двигателю на больших оборотах. Двигатель следует прогревать при умеренных оборотах до устойчивой работы его на холостом ходу.
2. Не перегружайте двигатель. Нагрузка автомобиля не должна превышать веса четырех человек, включая водителя.Избегайте езды по тяжелым дорогам — глубокой грязи, песку, крутым подъемам.
3. Не ездите со скоростью выше:

10 км/час — на первой передаче;

25 км/час — на второй передаче;

40 км/час — на третьей передаче;

60 км/час — на четвертой передаче.

При разгоне автомобиля можно допускать кратковременные незначительные превышения указанных скоростей на I и II передачах. Своевременно переходите на соответствующую передачу в зависимости от условий движения; избегайте длительной езды при полностью нажатой педали привода дроссельной заслонки.

4. При необходимости устанавливайте несколько повышенное число оборотов двигателя на холостом ходу, так как в новом двигателе потери на трение выше, чем в приработавшемся, и на малых оборотах он может работать неустойчиво.
5. При значительном нагревании ступиц передних и задних колес ослабьте затяжку регулировочных гаек на одну прорезь, предварительно ознакомившись с порядком регулировки.
6. Тщательно следите за соединениями трубопроводов и при обнаружении течи сразу ее устраняйте.
7. Следите за состоянием всех креплений автомобиля, ослабевшие, болты и гайки своевременно подтягивайте.

Перед первым выездом

1. Удалите с деталей, имеющих декоративные покрытия, предохранительный состав чистой тряпкой, смоченной бензином. Затем протрите насухо детали.
2. Проверьте уровни: масла в двигателе, электролита в батарее, жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра, масла в поддоне воздухоочистителя, давление воздуха в шинах, натяжение ремня вентилятора. Заполните бензиновый бак бензином и бачок стеклоомывателя водой (в холодное время бачок стеклоомывателя водой не заправляйте).
3. Смажьте все точки автомобиля, для которых в руководстве предусмотрена смазка после пробега 1000 км и 2000 км.
4. Запустите двигатель и проверьте, нет ли течи масла и бензина, а также четкость его работы (на слух).
5. Проверьте затяжку гаек колес и, при необходимости, —подтяните.
6. Внимательно осмотрите весь автомобиль.

После пробега первых 500 км

1. Смените масло в картере двигателя.

          2. Подтяните гайки крепления колес, рулевой сошки и болты крепления карданных шарниров к фланцам ступиц задних колес.
          3. Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте подшипники ступиц передних колес.
          4. Смажьте все точки автомобиля, для которых предусмотрена смазка через 1000 км пробега.

После пробега первых 1000 км

Двигатель

1. Подтяните гайки крепления головок цилиндров двигателя (предварительно сняв валики коромысел клапанов), соблюдая порядок, указанный на рис. 24. Подтяжку гаек производите только на холодном двигателе. Момент окончательной затяжки гаек должен быть 4, 0 кгм. После подтяжки гаек и установки на место валиков коромысел проверьте зазоры между коромыслами и стержнями клапанов, при необходимости отрегулируйте.
2. Проверьте, полностью ли открывается дроссельная заслонка карбюратора при полном ходе педали дросселя; убедитесь в полном открытии и закрытии воздушной заслонки. При необходимости отрегулируйте.

3. Проверьте и, если нужно, отрегулируйте натяжение ремня вентилятора.Ремень вентилятора при правильном натяжении должен допускать прогиб 12—15 мм под небольшим усилием большого пальца руки, приложенным к середине между шкивами.
4. При необходимости отрегулируйте карбюратор на малые обороты холостого хода, учитывая, что в период обкатки они могут быть выше нормальных.
5. Смените масло в двигателе.

6. Смените масло в воздушном фильтре карбюратора, предварительно промыв корпус и фильтрующий элемент.

Электрооборудование

7. Проверьте уровень электролита во всех банках батареи и, если надо, долейте дистиллированной воды. Подтяните клеммы проводов на батарее, при необходимости зачистите от окислов и смажьте.
8. Проверьте плотность и чистоту соединений проводов генератора, выпрямителя, реле-регулятора, реле-блокировки, стартера и другого электрооборудования.
9. При езде по пыльной дороге продуйте генератор сжатым воздухом, предварительно сняв шланг с вентиляционной, трубки генератора. Для продувки можно использовать ручной насос для накачки шин, уплотнив шланг насоса в трубке.

Узлы шасси

10. Проверьте регулировку и, при необходимости, отрегулируйте подшипники ступиц задних колес.
11. Проверьте величину свободного хода педали сцепления (25—35 мм) по центру нажимной площадки педали, и при необходимости, отрегулируйте.
12. Проверьте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, при необходимости — долейте.
13. Отрегулируйте привод ручного тормоза (при необходимости).
14. Убедитесь в отсутствии люфта стоек передней подвески (приложением усилия на колесе) в приподнятом положении и, если необходимо, устраните люфт.
15. Проверьте сходимость передних колес и отрегулируйте, если необходимо.

Крепление узлов и деталей

Проверьте и, при необходимости, подтяните:

16. Болты крепления картера рулевого механизма к кузову.

17. Гайку крепления рулевой сошки.

18. Гайки крепления шаровых пальцев рулевой трапеции.

19. Шесть болтов крепления труб передней подвески к кузову.

20. Болты и гайки крепления четырех амортизаторов передней и задней подвесок.

21. Гайки сайлент-блоков и шести болтов крепления кронштейнов продольных рычагов задней подвески.

22. Болты крепления силового агрегата.

23. Все ослабевшие крепления узлов и деталей, обратив особое внимание на крепление переднего и заднего бамперов, крышек багажника и моторного отсека, дверей, номерных знаков и т. д.

24. Смажьте подшипники задних колес.

25. Смажьте все точки шасси, смазка которых предусмотрена после пробега 1000 км и 2000 км.

После пробега первых 2000 км

1. Выполните обслуживание, требуемое после пробега первых 1000 км, и дополнительно подтяните гайки крепления корпусов подшипников задних колес к рычагам задней подвески, предварительно сняв тормозные колодки.
В механизме управления коробкой передач проверьте затяжку: болта крепления ползуна к валу управления; болта, соединяющего муфту с ползуном коробки передач и затяжку контргайки; болтов крепления механизма к туннелю кузова. При наличии замечаний в переключении передач отрегулируйте механизм.
2. Смените смазку в коробке передач.

После пробега первых 2000 км с соблюдением правил обкатки и после проведения всех вышеуказанных работ автомобиль можно нормально эксплуатировать. Однако во время пробега следующих 3000 км не допускайте длительной езды со скоростью 80 км/час, избегайте перегрузки и не давайте двигателю работать на высоких оборотах при езде по тяжелым дорогам на второй и первой передачах.Полная обкатка автомобиля заканчивается после пробега 4—5 тыс. км, после чего можно допускать длительную езду со скоростью до 90 км/час.

72

ТРОГАНИЕ С МЕСТА И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ

Перед каждым включением передачи необходимо до отказа выжать педаль сцепления. Трогать с места можно только на первой передаче, плавно отпуская педаль сцепления и одновременно нажимая на педаль привода дроссельной заслонки. Для более полного использования динамических качеств автомобиля, а также для предупреждения повышенного износа деталей силового агрегата и трансмиссии скорость езды на автомобиле, прошедшем обкатку, при включенной соответствующей передаче должна быть в пределах:
I передача 0— 20 км/час;

II передача 15— 35 км/час;

III передача 30— 65 км/час; 

IV передача 45—100 км/час.

Для плавного переключения передач необходимо учитывать:

1. При переключении с I на II, со II на III и с III на IV передачу следует для выравнивания окружных скоростей включаемых шестерен несколько задерживать рычаг переключения передач в нейтральном положении.
2. Переключение с четвертой на третью и с третьей на вторую передачу необходимо производить без задержек, однако плавными движениями, так как пауза в нейтральном положении рычага только увеличивает возможность ударного включения шестерен.
3. Переключение со второй передачи на первую необходимо производить при снижении скорости движения до 5 км/час.
4. В случае, если двигатель при движении накатом заглох, надо пускать его стартером, а не включением передач. Особенно недопустима заводка двигателя на третьей и второй передачах, что может вызвать сильную ударную нагрузку трансмиссии из-за резкого торможения.
5. Во избежание перегрузки двигателя при движении автомобиля на подъеме дороги со снижающейся скоростью необходимо переходить на третью передачу до скорости 55 км/час, на вторую — до 35 км/час и на первую — до 15 км/час в отличие от движения по прямой.
6. Недопустимо пользоваться пробуксовкой сцепления для сохранения оборотов двигателя при перегрузке или для ускорения движения автомобиля при разгоне.
7. Нельзя во время движения автомобиля держать ногу на педали сцепления, так как при этом выбирается свободный ход, изнашиваются выжимной подшипник, пята и накладки ведомого диска сцепления вследствие пробуксовки.

73

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ

Исправный двигатель пускается легко. Однако, в отдельных случаях, особенно в холодную погоду, могут возникнуть трудности из-за незнания приемов пуска двигателя с воздушным охлаждением. Поэтому необходимо строго выполнять указания данной инструкции, нарушение которых может привести к затруднениям при запуске и увеличенному износу деталей двигателя. Необходимо помнить, что применение вязких летних масел (Дп-11 или ДС-11) в холодное время года затрудняет пуск двигателя, приводит к разрядке аккумуляторной батареи и увеличивает износ деталей при пуске. В холодное время года применяйте масла АС-8 или Дп-8.Пользоваться воздушной заслонкой карбюратора при пуске следует только в случаях, рекомендуемых ниже, так как при излишнем обогащении смеси неиспарившийся бензин, попадая на электроды и юбочки изоляторов свечей, намного ухудшает искрообразование и затрудняет пуск двигателя.

http://i041.radikal.ru/0711/5a/0daa1b282899t.jpg

Рис. 12. Планка    тяги замка   моторного  отсека.

Пуск теплого двигателя

Теплый двигатель, находящийся в исправном состоянии, при применении надлежащего топлива, обычно пускается с первых же оборотов.

Для этого выполните следующие операции:

1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслонкой и включите зажигание и стартер.
3. Как только двигатель запустился, отпустите ключ замка зажигания. Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске не должна превышать 10 сек. Если двигатель не запускается после двух-трех попыток, — прекратите попытки к пуску до обнаружения и устранения неисправности. Если теплый двигатель требует при пуске пользования воздушной заслонкой карбюратора, это указывает на засорение жиклеров (в первую очередь системы холостого хода). Их необходимо продуть.

Пуск холодного двигателя при умереннойтемпературе (до +5°С)                                                                         

После длительных стоянок автомобиля рекомендуется перед пуском подкачать бензин в карбюратор ручным рычагом бензинового насоса для возмещения потерь бензина вследствие испарения.

После этого выполните следующее:

1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2. Выключите сцепление, чтобы стартер не проворачивал вместе с коленчатым валом шестерен коробки передач, находящихся в загустевшем масле.
3. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслонкой и включите зажигание и стартер. Держать стартер включенным можно, не более 10 сек.При повторных пусках интервалы между включениями стартера должны быть не менее 1 мин; включать стартер можно только
после полной остановки двигателя.
4. Как только двигатель запустился, отпустите ключ включателя зажигания и стартера.
5. Прогрейте двигатель на средних оборотах. Прогрев на больших оборотах приводит к значительному износу деталей.

Прогревать двигатель следует до тех пор, пока он не будет  устойчиво работать на малых оборотах холостого хода.

Пуск холодного двигателя при низких температурах  (от +5°С до-10°С)                 

При этих температурах необходимо пользоваться маслами АС-8 или Дп-8. Порядок пуска следующий:

1. Подкачайте бензин рычагом ручной подкачки бензинового насоса.

2. Выключите сцепление. При пуске двигателя пусковой рукояткой поставьте между педалью и сиденьем распорку.

3. Нажмите 2—3 раза на педаль привода дроссельной заслонки

4. Закройте полностью воздушную заслонку.

5. Не нажимая на педаль дроссельной заслонки, включите зажигание и стартер.

6. Сразу после запуска, по мере прогрева двигателя, приоткрывайте воздушную заслонку и нажимайте на педаль дроссельной заслонки, обеспечивая устойчивую работу двигателя.Прогревать двигатель следует на умеренных оборотах до устой чивой его работы на малых оборотах холостого хода.
По мере прогрева двигателя следует постепенно педаль сцепления отпускать для проворачивания валов коробки передач в загустевшем масле. Если сцепление включить сразу после пуска двигателя, он может заглохнуть. Для увеличения стартерной работоспособности аккумуляторной
батареи в зимнее время рекомендуется заносить ее в теплое помещение, так как с понижением температуры электролита падает действительная емкость аккумуляторной батареи. Если двигатель не запустился с трех попыток, прекратите попытки к пуску до обнаружения и устранения неисправности.

Обычно причинами затрудненного пуска двигателя являются:

1. Излишнее обогащение смеси.

2. Отсутствие подачи топлива в карбюратор.

3. Неудовлетворительное состояние контактов прерывателя или нарушение величины зазора между ними.

4. Неисправность конденсатора.

5. Утечка тока высокого напряжения в крышке распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри

6. Неисправные или загрязненные свечи.

7. Неисправная электропроводка.

8. Применение топлива низкого качества.

9. Недостаточное число оборотов стартера из-за слабой зарядки аккумуляторной батареи или неисправности самого стартера.

10. Неправильная регулировка клапанов.

Причинами переобогащения смеси могут быть: чрезмерное пользование педалью привода дроссельной заслонки перед пуском двигателя или во время провертывания его стартером, переливание карбюратора из-за неисправности игольчатого клапана или по плавка, слишком богатая регулировка системы холостого хода и накачивание бензина во впускную трубу ускорительным насосом карбюратора при первых попытках запуска.Если почему-либо произошло переобогащение смеси, то устранение его производите продувкой цилиндров. Для этого плавно нажмите ногой до отказа на педаль привода дроссельной заслонки карбюратора и, не отпуская ее, включите стартер. Прокрутите двигатель стартером в течение 5—10 сек. Повторите пуск, как указано выше. Если таким образом продуть цилиндры не удалось— выверните свечи и прокрутите двигатель стартером не более 10 сек при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках. Вывернутые свечи очистите, просушите и поставьте на место. Пуск двигателя после этого производите без подкачки топлива, педалью дроссельной заслонки.

http://i040.radikal.ru/0711/86/11f5bd17cfdct.jpg

Рис. 13. Устройство для предпускового подогрева двигателя:

1 — отопитель; 2 — выходной патрубок отопителя; -3 — гибкий металлорукав;4 — впускной конец коллектора; 5 —подогревающий коллектор; 6 — заслонкаотопителя; 7 — кнопка тяги заслонки.А — положение кнопки при обогреве кузова; Б — положение кнопки при прогреве двигателя.

Пуск двигателя при температуре ниже — 10°С

При низкой температуре рекомендуемые для зимы масла также густеют и двигатель необходимо подогревать. Подогрев двигателя нужен для уменьшения вязкости масла и облегчения смесеобразования при пуске.

Подогрев двигателя с помощью отопительной установки

1. Снимите крышки с патрубка отопителя и впускного конца коллектора подогрева на двигателе.
2. Вставьте одним концом патрубок металлорукава в воздуховод коллектора подогрева, а другим — в патрубок отопителя.
3. Закройте заслонку 6 отопителя (рис. 13), потянув кнопку 7 на себя до отказа, и поверните ее на 90°.
4. Включите отопитель в соответствии с правилами пользования.

5. Прогрейте двигатель в течение 20—30 мин, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
6. По истечении указанного времени, не выключая отопительной установки и не включая зажигания, проверните коленчатый вал пусковой рукояткой, сделав 4—5 оборотов. Если коленчатый вал проворачивается легко и ощущается компрессия в цилиндрах двигателя, приступите к пуску.

7. После предпускового подогрева пуск двигателя осуществляется так же, как при температуре до +5°С.
8. Когда двигатель завелся, следует немедленно открыть заслонку отопителя, поставив кнопку 7 в положение “от себя”, а затем снять металлорукав (имея в виду, что он горячий).
9. Закройте крышкой патрубок отопителя 2 и впускной конец коллектора подогрева 4.

Примечания:

          1. В целях ускорения подогрева двигателя рекомендуется крышку моторного отсека держать закрытой.

2. Оставлять металлорукав на патрубках нельзя, иначе тепло из отопителя будет отсасываться в двигатель.

          3. При применении масел Дм-11 или ДС-11 предпусковой подогрев нужен также при температуре 0°С.

Пуск двигателя буксировкой автомобиля

Пуск двигателя буксировкой автомобиля при застывшем масле недопустим, так как это всегда приводит к авариям. Пуск буксировкой можно применять только в исключительных случаях для двигателя, коленчатый вал которого вращается легко, а в коробке передач залито масло, соответствующее сезону эксплуатации.

Остановка двигателя

После прекращения движения с большой скоростью, особенно в жаркое время года, следует дать двигателю поработать в течение 1—2 мин на малых оборотах, а затем выключить зажигание. Это необходимо для постепенного его охлаждения. Длительная работа двигателя на холостом ходу приводит к образованию копоти на свечах и отказу в пуске, тогда как при работе двигателя с нагрузкой свечи очищаются. Поэтому не следует работать на холостом ходу более 2 мин.

74

ПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕМ

Двери, сиденья, размещение багажа

Дверь со стороны водителя отпирается и запирается снаружи ключом.Для открытия двери ручку потяните к себе.Дверь со стороны пассажира запирается на внутреннюю защелку 1, которая может быть в двух положениях (рис. 5): А — дверь отперта, В — дверь заперта. Подняв фиксатор, можно передвинуть переднее сиденье в удобное положение под рост водителя и пассажира (рис. 6).По желанию водителя или пассажира спинка переднего сиденья может устанавливаться в одно из фиксируемых положений, для чего следует потянуть за рукоятку (см. рис. 7) под сиденьем, а другой рукой наклонять спинку. При отпускании рукоятки спинка фиксируется. Для устройства спальных мест:

http://i013.radikal.ru/0711/40/057cb0acb049t.jpg

Рис. 5. Открытие и запирание правой двери изнутри автомобиля.

http://i032.radikal.ru/0711/12/3c2ff16a620ct.jpg
Рис. 6. Регулирование наклона спинки передних сидений.

http://i036.radikal.ru/0711/be/2003fddca21ft.jpg
Рис. 7. Расположение фиксатора переднего сиденья.

1. Сдвиньте передние сиденья в крайнее переднее положение.

2. Выведите спинку заднего сиденья из упоров и, слегка наклонив ее, снимите с шарниров.

3. Приподнимите подушку заднего сиденья с шипов и сдвиньте его назад.

4. Потянув за рукоятку, опустите спинку переднего сиденья так, чтобы она опиралась на пол рядом с шипами подушки заднего сиденья; при этом сиденье должно быть зафиксировано на салазках.

5. Затем спинку заднего сиденья следует уложить на спинки передних сидений (см. рис. 8).

http://i013.radikal.ru/0711/8a/5394c0f83b7ct.jpg
Рис. 8. Положения сидений при устройстве спальных мест в кузове:а — спинка переднего сиденья;

б — спинка заднего сиденья

75

Доступ к заднему сиденью осуществляется за счет откидывания переднего сиденья. Пространство для размещения багажа находится за спинкой
заднего сиденья (рис. 9). Откинув спинку, можно значительно увеличить это пространство.Дверные карманы предназначены для различной литературы, а карман под панелью приборов — для мелких вещей.

Багажник

Для открывания багажника рукоятку, расположенную слева под панелью приборов, потяните на себя, освободив замок (рис. 10). Затем, приподняв крышку багажника, -нажмите на предохранительный крючок (рис. 11).

http://i039.radikal.ru/0711/c9/6b38a03aa44et.jpg
Рис. 9. Размещение багажа за спинкой заднего сиденья.

http://i016.radikal.ru/0711/1d/fb016efb3adbt.jpg
Рис. 10. Расположение рукоятки открытия багажника.

http://i007.radikal.ru/0711/20/04cba761b0d1t.jpg
Рис. 11. Освобождение   предохранителя   крышки багажника.

Подняв крышку, установите ее на подпорку. В багажном отсеке размещены: бензобак, запасное колесо, бачок стеклоомывателя, блок предохранителей, а под полом багажника — аккумуляторная батарея и бачок главноготормозного цилиндра. Закрывать крышку следует плавно, без ударов.

Моторный отсек

Для открывания моторного отсека — откройте левую дверь и нажмите пальцем на планку тяги замка (рис. 12). Подняв капот моторного отсека, установите его на подпорку.

76

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ

На рис. 1 показано расположение органов управления автомобиля ЗАЗ-965А.

Рулевое колесо 1 находится с левой стороны. На ступице рулевого колеса установлена кнопка звукового сигнала 21. Для поворота колес автомобиля из одного крайнего положения в другое необходимо повернуть рулевое колесо на 2 — 3 полных оборота.
Рычаг переключения передач 17 расположен с правой стороны сидения водителя, на туннели кузова. В зависимости от того, какая включена передача, рычаг может занимать пять положений, соответствующих 1-й, 2-й, 3-й, 4-й передачам и заднему ходу (рис. 2). В нейтральном положении рычаг устанавливается вертикально” и пружиной постоянно прижимается к упору. Для включения 1-й передачи необходимо рычаг переместить из нейтрального положения влево и вперед, 2-й передачи — влево и назад, 3-й передачи — рычаг переместить из нейтрального положения вперед, 4-й передачи — рычаг переместить из нейтрального положения назад. Для включения заднего хода необходимо рычаг, находящийся в нейтральном положении (Н), нажать вниз, после чего — переместить вправо и назад.
Рукоятка 13 управления воздушной заслонкой карбюратора расположена на туннеле. Для частичного или полного прикрытия воздушной заслонки рукоятку следует потянуть вверх. Нижнее положение рукоятки до упора соответствует полностью открытой воздушной заслонке.

Рычаг ручного привода тормоза 14 расположен на туннеле.Для затормаживания автомобиля рычаг необходимо переместить вверх. Тормоза опускаются при перемещении рычага вниз с одновременным нажатием на его кнопку.

Рукоятки заслонок отопления кузова 12 расположены в передней части боковых стенок туннеля. При повороте рукояток заслонки открывают доступ теплому воздуху в пассажирское помещение (при работающем отопителе).

Педаль привода дроссельной заслонки 15, педаль тормоза 18 и педаль сцепления 19 находятся в соответствии с общепринятыми нормами.

Ножной переключатель света 16 расположен с левой стороны,

http://i036.radikal.ru/0711/3c/0a0d89b5b907t.jpg

Рис. 1. Органы управления:

1— рулевое колесо; 2— противосолнечный щиток; 3— зеркало заднего вида; 4 —
фонарь аварийного давления масла; 5 — рукоятка включения стеклоочистителя; 6 —
кнопка центрального переключателя света; 7 — включатель зажигания и стартера;
8 — рукоятка включения указателей поворотов; 9 — фонарь контрольной лампы рабо-
ты генератора; 10 — кнопка включателя отопителя; 11 — фонарь контрольной лампы
нормальной работы отопителя; 12 — рукоятка заслонок отопителя кузова; 13— кнопка
управления воздушной заслонкой карбюратора; 14 — рычаг ручного привода тормоза;
15 — педаль управления дроссельной заслонкой; 16 — кнопка ножного переключателя
света; 17 —рычаг переключения передач; 18 — педаль тормоза; 19 — педаль сцепления:
20 — рукоятка открытия замка капота багажника; 21 — кнопка звукового сигнала;
22 — кнопка насоса стеклоомывателя; 23 — щиток приборов (см. рис. 3).

в передней части пола. Нажатием на кнопку, в зависимости от положения рукоятки центрального переключателя света, осуществляется переход с ближнего света на подфарники или с дальнего света на ближний свет и обратно.

На панели приборов расположены:

Щиток приборов (рис. 3), на котором смонтированы:а) указатель уровня бензина; при установке стрелки указателя на “О” в баке имеется еще 7—8 л бензина;б) спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути; на шкале спидометра красными римскими цифрами обозначены передачи; совпадение стрелки спидометра с цифрой передачи при разгоне автомобиля указывает на предельные (минимальные и максимальные) скорости движения на данной передаче и необходимость перехода на следующую передачу;в) указатель температуры масла; при прогреве двигателя до трогания температура масла должна быть не ниже 40°С; нормальная температура масла на работающем двигателе 80—100°С; до пускается недлительная езда при температуре масла до 110°С;г) лампочка указателя поворотов (контрольная);д) указатель включения дальнего света фар.

http://i048.radikal.ru/0711/78/e4fb93f30ed9t.jpg

Рис. 3. Щиток приборов.

Фонарь аварийного давления масла 4 загорается при включении зажигания.После пуска двигателя лампочка гаснет. Слабое горение или мерцание лампочки на малых оборотах холостого хода указывает на понижение давления масла в системе ниже 0, 4—0, 7 кг/см2, что не является опасным, если при повышении оборотов лампочка гаснет.Рукоятка включения указателя поворотов имеет три положения; поворот влево (при этом загорается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с левой стороны автомобиля), поворотвправо (загорается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с правой стороны автомобиля), среднее положение — выключено. Указатель поворотов работает только при включенном зажигании.Рукоятка включения стеклоочистителя 5 имеет три положения: среднее — выключено и два крайних — включено.Включатель 7 зажигания и стартера имеет четыре положенияключа (рис. 4):среднее положение —выключено,первое правое положение —зажигание включено,второе правое положение —включены зажигание и стартер,крайнее левое положение —свободное  (может быть использовано при установке радиоприемника).Второе правое положение ключа не фиксирующееся; при пуске двигателя ключ нужно удерживать рукой требуемое время до запуска (не более 10 сек), прикладывая усилие в направлении часовой стрелки. При ослаблении нажима пальцев руки на ключ цилиндр замка возвращается в первое правое положение под действием усилия пружины, заключенной внутри механизма замка.При включении зажигания включаются контрольно-измерительные приборы, загораются лампочка аварийного давления масла и контрольная лампа заряда (после пуска двигателя обе лампы гаснут) и подается напряжение в цепи указателей поворотов и электродвигателя стеклоочистителя. Кнопку 6 центрального переключателя света можно установить в одно из следующих фиксируемых положений; первое — кнопка утоплена до упора в гайку крепления переключателя — приборы освещения выключены; второе — кнопка вытянута до половины — включены свет стоянки (габаритный свет) в подфарниках и в задних фонарях и освещение номерного знака; при этом, в зависимости от положения ножного переключателя света, включены подфарники или ближний свет фар;третье — кнопка полностью вытянута (до упора)—включены главный свет фар (дальний или ближний в зависимости от положения ножного переключателя света), свет стоянки в задних сигнальных фонарях и освещение номерного знака.

http://i030.radikal.ru/0711/4c/0229831e165dt.jpg
Рис. 4. Положения включателя зажигания и стартера.

При втором и третьем положениях кнопки переключателя 6 поворотом ее по часовой стрелке включается и плавно регулируется освещение щитка приборов. На кронштейне над валом руля под панелью приборов установлен кнопочный тепловой предохранитель освещения (см. раздел “Предохранители”).Контрольная лампочка работы генератора загорается в момент включения зажигания. После пуска двигателя гаснет. На малых оборотах двигателя контрольная лампочка не горит. Она контролирует лишь работу генератора и показателем зарядки
аккумуляторной батареи не является. Степень зарядки батареи контролируется по ее состоянию (пуск стартером, свет фар и т. д. ). Если при работе двигателя контрольная лампа горит, это свидетельствует о неисправности генератора или реле блокировки. Кнопка включателя отопителя 10 и контрольная лампочка 11 работы отопителя. Перед включением кнопки 10 необходимо внимательно ознакомиться с правилами пользования отопительной установкой, изложенными в разделе “Отопление”. Кнопка насоса стеклоомывателя 22 в нерабочем положении полностью вдвинута. При пользовании стеклоомывателем кнопку следует выдвинуть до отказа и отпустить, после чего она под давлением пружины возвратится в исходное положение. При этом на ветровое стекло будет подана струя воды. Бачок стеклоомывателя расположен в багажнике и наполняется водой через пробку. После заливки воды пробку необходимо плотно завернуть.

77

ПОЛУЧИВ НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

1. Удалите с поверхности кузова специальный защитный состав, придающий кузову матовый вид. Защитный состав смывается специально приготовленной эмульсией с помощью мягких матерчатых салфеток. Для приготовления эмульсии необходимо в 8 л горячей воды растворить 200 г мелко нарезанного хозяйственного мыла, а затем добавить в этот раствор 2, 5 л керосина или бензина и тщательно перемешать до получения однородной эмульсии. Затем, смочив салфетки в полученной эмульсии, удалить защитный состав с поверхности кузова.

Во время удаления состава следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить краску автомобиля механическими или другими твердыми включениями, случайно попавшими в защитный слой во время транспортировки автомобиля.

После удаления состава тщательно промыть всю поверхность кузова чистой теплой водой и протереть замшей или фланелью насухо.

Если на отдельных участках останутся следы состава, то эту поверхность следует протереть фланелью, смоченной в бензине и отжатой.

После этого рекомендуется отполировать кузов фланелью, смоченной полировочной водой или восковым составом № 3.

2. Удалите с наружных хромированных деталей кузова защитное (противокоррозийное) лаковое покрытие, протерев их мягкой тряпкой, смоченной в скипидаре или бензине.

3. Перед установкой щеткодержателей стеклоочистителя на их валики предварительно включите стеклоочиститель на 5-10 сек, затем установите щеткодержатель вместе со щетками на валиках так, чтобы они были направлены вправо по ходу автомобиля. При этом конец правой щетки должен находиться в средней части правого нижнего угла окна и не доходить до уплотнителя на 10-15 мм Вторую щетку установите параллельно первой.

Обильно смочите ветровое стекло водой, включите стеклоочиститель и проверьте его в работе. Если при этом окажется что щетки ударяются об уплотнитель, то соответственно необходимо переставить щеткодержатели относительно валиков.

Не включайте стеклоочиститель, не смочив стекла водой, так как это может привести к поломке стеклоочистителя.

4. Проверьте уровень масла в картерах агрегатов и механизмов шасси автомобиля, а также уровень жидкости в питательном бачке главного цилиндра тормоза.

5. Проверьте давление воздуха в шинах и затяжку гаек колес.

6. Приведите инструмент, прилагаемый к автомобилю, в рабочее состояние, удалив с него защитную смазку, протерев насухо.

7. В период обкатки нового автомобиля обращайте особое внимание на соблюдение скоростных режимов, рекомендуемых в разделе “Обкатка нового автомобиля” настоящего руководства.

8. Цвет и номер эмали, которой окрашен автомобиль при выпуске с завода, указаны на этикетке, приклеенной к внутренней стороне крышки багажника.

Перед эксплуатацией автомобиля в первую очередь ознакомьтесь с его конструкцией и правилами обслуживания, изложенными в настоящем руководстве. Это окажет Вам большую помощь в овладении особенностями управления и обслуживания автомобиля, что в значительной степени обеспечит его правильную эксплуатацию как в период обкатки, так и в дальнейшем.

Желаем успехов и приятной езды!

“Запорожець” — удобный, экономичный и надежный микроавтомобиль.

Неоднократно участвуя в автомобильных соревнованиях на первенство СССР, автомобиль показал себя исключительно маневренным в горах, обладает очень хорошей проходимостью и успешно конкурирует с автомобилями более высокого класса.

Высокие эксплуатационные качества автомобиля полностью проявляются при правильной его эксплуатации и умелой езде: длительность срока службы в значительной степени зависит от своевременного и качественного ухода.

Автомобиль “Запорожець” предназначен для эксплуатации в различных климатических условиях, в основном на дорогах с твердым покрытием.

Чтобы положительные качества автомобиля были использованы полностью, следует внимательно изучить все руководство и своевременно выполнять данные в нем рекомендации.

Особенно важны следующие рекомендации:

1. Обкаточный период автомобиля установлен в 2000 км пробега. В течение этого периода не перегружайте двигатель, избегайте езды по тяжелым дорогам: глубокой грязи, песку, крутым подъемам; не превышайте скорость движения выше:

10 км/час — на первой передаче;

25 км/час — на второй передаче;

40 км/час — на третьей передаче;

60 км/час — на четвертой передаче.

Для улучшения приработки продолжайте эксплуатировать автомобиль по режиму обкатки до 5000 км, не превышая скорости 80 км/час.

2. Двигатель и моторный отсек содержите в чистоте. Продувать и мыть двигатель нужно столь часто, сколько это требуется по условиям эксплуатации.

Загрязнение поверхностей охлаждения двигателя ухудшает отвод тепла и приводит к его перегреву.

Не допускайте наружных подтеков масла и вовремя их ликвидируйте. При подтеках масла двигатель быстро покрывается слоем пыли, которая, пригорая, образует теплоизоляционную корку, что вызывает перегрев двигателя, потерю мощности и усиленный износ деталей.

3. При затяжке болтов и гаек двигателя не следует применять слишком больших усилий, которые могут привести к срыву резьбы, так как корпусные детали двигателя изготовлены из легких сплавов. Гайки крепления головок цилиндров двигателя подтягивайте только на холодном двигателе в порядке, указанном в разделе “Головка цилиндров”.

4. Систематически прослушивайте работу двигателя. Нормально отрегулированный двигатель работает ровно, без перебоев. Постарайтесь запомнить шум нормально работающего двигателя и при появлении постороннего стука обязательно выясните причину и устраните ее.

Следует иметь в виду, что на двигателе воздушного охлаждения вследствие отсутствия водяной рубашки и наличия интенсивного оребрения хорошо прослушивается работа поршневой группы, привода распределения, клапанного механизма и др. Поэтому не следует считать признаком неисправности:

а) равномерный стук двигателя, сливающийся в общий шум;

б) периодический стук клапанов и толкателей при нормальных зазорах между клапанами и носками коромысел;

в) выделяющийся стук в двигателе, исчезающий или появляющийся при изменении числа оборотов;

г) ровный, но нерезкий шум высокого тона от работы привода механизма распределения.

5. Заправляйте двигатель и коробку передач только чистым маслом, рекомендуемым руководством.

Заправлять двигатель маслом “СУ” или автолами общего назначения запрещается: работа на этих маслах приводит к быстрому закоксовыванию поршневых колец и преждевременному выходу двигателя из строя.

6. Не допускайте работы двигателя с нарушенной установкой опережения зажигания или нарушением зазоров в механизме привода клапанов. Следите за нормальной работой свечей и состоянием контактов системы зажигания и пуска.

7. Применяйте бензин марок А-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67). Применение бензина с октановым числом ниже 72 категорически запрещается. Исследования показали возможность работы двигателя на бензине марки А-80/86.

8. Обогащение смеси с помощью рукоятки привода воздушной заслонки производите умеренно во избежание попадания во впускную трубу лишнего бензина.

При прогреве двигателя после пуска рукоятку привода воздушной заслонки постепенно возвращайте в исходное положение.

Пользование воздушной заслонкой при пуске горячего двигателя недопустимо.

9. Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске не должна превышать 10 сек. Работа сверх указанного предела вызывает недопустимый перегрев, что может привести к выходу стартера из строя.

Повторное включение стартера, при неудавшейся попытке запуска, можно производить только после полной остановки двигателя.

10. Охраняйте двигатель от абразивного износа:

- следите за плотностью присоединения резиновой трубы, соединяющей воздушный фильтр с карбюратором;

- промывайте воздушный фильтр через каждые 6000 км, а при езде по пыльной дороге — через каждые 2000 км пробега;

- промывайте масляную центрифугу не реже чем через каждые 6000 км пробега;

- продувайте генератор через вентиляционную трубу сухим чистым воздухом не реже чем через 2000 км пробега; при езде по пыльной дороге — ежедневно.

11. Не допускайте перегрева двигателя (не ездите на режимах, близких к условиям, при которых температура масла достигает более 110°С) и не пренебрегайте прогревом двигателя в холодную погоду (двигатель воздушного охлаждения быстро остывает после остановки).

Следите за состоянием и Правильным натяжением ремня вентилятора, а также за исправностью автоматического регулятора температуры двигателя.

12. Совершенствуйте свою технику вождения автомобиля, добиваясь своевременного плавного переключения передач. Не двигайтесь длительное время на низких передачах с большими оборотами двигателя, а на высоких — с малыми оборотами. При потере скорости (движение на подъем, крутой поворот) своевременно переходите на низшие передачи.

Не “газуйте” на холостом ходу. Избегайте пробуксовки сцепления. Усвойте приемы пуска двигателя при различных температурах.

13. Подвеска автомобиля и его устойчивость позволяют езду с большой скоростью как по хорошим, так и по плохим дорогам. Однако при быстрой езде по плохой дороге дорожные толчки полностью воспринимаются ходовой частью автомобиля, что приводит к повышенному износу деталей и увеличению расхода бензина.

14. Перед пользованием отопителем ознакомьтесь с правилами его включения, изложенными в разделе “Отопление”.

Не рекомендуется пользоваться отопительной установкой на стоянке более 30 мин, а также при слабо заряженной аккумуляторной батарее.

15. Обнаружив неисправность в двигателе или другом механизме, устраните ее независимо от степени серьезности или от величины пути, пройденного автомобилем.

Без необходимости не разбирайте узлов и агрегатов автомобиля, так как этим нарушается взаимное положение приработавшихся поверхностей и увеличивается износ,

16. В случае установки багажника на крышу автомобиля вес груза не должен превышать 60 кг.

78

ПРИЛОЖЕНИЕ

На автомобиле взамен генератора Г-501 и выпрямителя В-310 может быть установлен генератор Г-502 также переменного тока, но со встроенным в него кремниевым выпрямителем, смонтированным на крышке со стороны контактных колец. Генератор Г-502 работает с реле-регулятором РР-310 и реле блокировки РБ-1. Схема их включения в общую схему электрооборудования автомобиля показана на рис. 104.

Техническая характеристика генератора Г-502

Максимальная сила тока 30±2 А  (при 6000 об/мин)

Номинальное напряжение 12 в

Выпрямитель состоит из трех диодов типа КВЗ-10 с красной меткой и трех диодов типа ВКЗ-10 с синей или черной меткой. Диоды ВКЗ-10 с красной меткой укреплены на пластине, изолированной от корпуса генератора, и имеют плюс на корпусе. Диоды ВКЗ-10 с синей или черной меткой укреплены на пластине непосредственно соединенной с корпусом генератора, имеют минус на корпусе. При необходимости замены диода следует обратить внимание на маркировку диода, т. е. его окраску. Недопустима установка диодов не соответствующей полярности, т. е. замена диода с красной меткой диодом с синей или черной меткой, или наоборот.

При проведении технических обслуживании генератора следите, чтобы не было замыкания между собой на “массу” соединительных проводов “плюсовой” клеммы и соответствующих выводов диодов.

http://i036.radikal.ru/0711/82/b1af630a4e1at.jpg

104. Схема включения генератора Г-502 с реле-регулятором и реле блокировки:

I — реле блокировки, 2 — реле регулятор, 3 — генератор
Цвета проводов, к - коричневый, кр - красный; ж - желтый; ч - черный.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Библиотека автомобильной литературы » Инструкция автомобиля "ЗАПОРОЖЕЦ" ЗАЗ 965А