Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Москвич-408. История.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Москви́ч-408 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованным в АЗЛК, с 1964 по 1975 год и на автомобильном заводе в Ижевске с 1966 по 1967 год (там было выпущено всего около 4000 машин).

По сравнению с предшественниками, значительно выросли длина и ширина автомобиля, при одновременном снижении его высоты. Ощутимо увеличился объем салона, возросла вместительность и комфортабельность, существенно улучшились ходовые качества — динамика разгона и торможения, устойчивость, управляемость, и т. д. Дизайн автомобиля на момент запуска в серию вполне соответствовал уровню зарубежных аналогов. Комплектация автомобиля была богатой для его времени — омыватель лобового стекла, двухскоростной стеклоочиститель, радиоприемник, генератор постоянного тока, огни заднего хода, салонный отопитель, часы, амперметр, дистанционный привод замка багажника и бензобака и прочее оборудование, бывшее на Москвиче стандартным, на многих европейских автомобилях 1960-х годов (даже высоких классов, вроде Ford Zephyr) либо отсутствовало, либо было доступно за дополнительные деньги как опции.

Автомобиль был хорошо известен на мировом рынке. В 1960х годах около половины выпуска «Москвичей» экспортировалось, в частности, в 1965 году — ок. 45 %, в 1967 — ок. 51 %, в 1969 — ок. 64 % (с учетом модели −412). В Скандинавии он продавался как Moskvitch Karat [1], во Франции — как Elite 1360, в Бельгии — как Scaldia 408 или Scaldia 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) — как Moskvich-408, в Германии — как Moskwitsch.

Разработка автомобиля началась в 1959 году и велась в течении ряда лет. Особое внимание уделялось дизайну. Существовало не менее трех вариантов внешнего вида, воплощенных в пластилиновых макетах, и множество различных эскизных набросков, подчас весьма экзотического вида. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет». В начале 1960х появились предсерийные прототипы, внешне в целом повторяющие позднейшие серийные автомобили.

За время своего выпуска автомобиль не раз был существенно модернизирован. Наиболее важными были модернизации:

    * Рестайлинг 6 декабря 1969 года — тогда автомобиль стали собирать в новом кузове, унифицированном с кузовом модели −412, имевшем другое оформление передка (прямоугольные фары и подфарники, и т. д.) и задка (прямоугольные задние фонари с треугольными указателями поворота, и т. д.); до этого М-408 и Москвич-412 выпускались в старом, 408 м кузове, но для модели Москвич-412 он был видоизменен для установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя;

Новый кузов соответствовал тогдашним европейским нормам пассивной безопасности, и поэтому теоретическим любой М-408 или −412 в этом кузове мог экспортироваться, что отражало обозначение модернизированных автомобилей, в которое добавились буквы ИЭ (расшифровку см. ниже).

    * Модернизация мая (или июля) 1973 года, когда автомобиль получил новый механизм выбора передач с напольным рычагом и короткой подпольной кулисой.

    * Москвич-408 — базовый седан (с 1964).
    * Москвич-408Б — с ручным управлением.
    * Москвич-408И — специальный экспортный, соответствующий европейским нормам безопасности.
    * Москвич-408ИЭ — так обозначали все поздние М-408 в кузове 412 (они изначально соответствовали европейским нормам и теоретически могли продаваться в Европе, что и обозначали буквы ИЭ).
    * Москвич-408К — машинокомплект на экспорт.
    * Москвич-408М — седан медслужбы.
    * Москвич-408П — правый руль, рычаг КПП только напольный.
    * Москвич-408Т — такси.
    * Москвич-408У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
    * Москвич-408Э — экспортный, не обязательно с четырехфарной облицовкой радиатора.
    * Москвич-408Ю- в тропическом исполнении.

Машины на базе 408 с другими кузовами:

    * Москвич-426 — базовый универсал (с 1967).
    * Москвич-426М — универсал медслужбы.
    * Москвич-426Т — универсал-такси.
    * Москвич-426Э — экспортный универсал.
    * Москвич-426К — универсал-машинокомплект.
    * Москвич-426Ю — универсал в южном исполнении.
    * Москвич-426И — аналогично 408И.
    * Москвич-426ИЭ — аналогично 408ИЭ.
    * Москвич-426П — праворульный универсал, выпущено немного.
    * Москвич-433 — фургон (с 1966).

Автомобиль Москвич-433 имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвича-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь стало можно подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель.

Опытные и несерийные модификации:

    * Москвич-408 Турист — 2-дверное купе-кабриолет с форсированным мотором (2 экземпляра)
    * Пикап — переделывались на заводе кустарными методами для внутренних нужд.

В 1964 в опытном порядке были созданы два образца Москвич-408 Турист, представлявшие собой купе-кабриолет класса GT (Gran Turismo) с впрысковым двигателем, заваренными задними дверями, остеклением передних дверей без рамок и вместимостью 2+2, один из образцов имел алюминиевый кузов и вполне приличную по тем временам динамику, но в серию эти машины не пошли. Не были серийными и пикапы, которые переделывались из серийных машин для внутризаводских нужд (ходят слухи, что участь пикапов настигала машины с браковаными кузовами и их использовали не только на территории АЗЛК, но и продавали).

В феврале 1969 года автомобиль получил с целью повышения безопасности мягкие пластиковые накладки на панель приборов и стойки кузова, а с 1971 года панель приборов получила цельную мягкую накладку из пластика.

До января 1968 года автомобиль имел переднее сидение диванного типа, позднее — раздельные сидения для водителя и пассажира. Посадка по стандартам тех лет была достаточно удобной.

Комфортабельность, оборудование и отделка интерьера вполне соответствовали стандартам тех лет для недорогого семейного автомобиля. Кожзамовая отделка была практична, нарядна, долговечна и легко мылась, хотя и была менее кофортной в сравнении с тканевой отделкой предыдущих моделей Москвичей.

В качестве недостатков (с позиции 1960-х годов) можно назвать небольшую ширину интерьера и отсутствие версий с отделкой более высокого класса — велюром или кожей (которые имелись у многих европейских одноклассников), кроме того, качество пластика мягких накладок у тех версий, которые их имели, было низким.

Москвич-408 окрашивался в самые разнообразные цвета, включая двухцветные комбинации. Первый серийный образец был, судя по всему, черного цвета с бежевым интерьером. Впоследствии выпуск двухцветных Москвичей был прекращен, так как прошла мода на такую окраску. Так же в два цвета Москвичи красили иностранные дилеры, например Scaldia-Volga S.A. (Бельгия) или Konela (Финляндия).

реди характерных особенностей кузова Москвича-408 можно отметить следующие:

    * Высокая жесткость кузова, вызванная необходимостью обеспечить долговечность в условиях эксплуатации на плохих дорогах;
    * Легкосъемные крылья для облегчения кузовного ремонта;
    * Заливная горловина бензобака располагалась посередине задней панели, обеспечивая удобную заправку автомобиля с любой стороны;
    * Достаточно большая габаритная высота, обусловленная как увеличенным по сравнению с зарубежными аналогами дорожным просветом, так и не вполне рациональной компоновкой пассажирского отделения (в сравнении с автомобилями ВАЗ);
    * Лобовое стекло имело очень большой изгиб и было поставлено почти вертикально; это улучшало обзорность и увеличивало пространство салона, но снижало эффективность стеклоочистителя;
    * Заднее стекло было панорамным; обзор из автомобиля назад был превосходен, а края плавников облегчали маневрирование задним ходом;
    * Стекла дверей были плоскими, а сами двери — весьма тонкими.

Багажное отделение было не слишком велико (372 литра) и имело большую погрузочную высоту, что снижало удобство пользования им. Запасное колесо располагалось на его дне плашмя справа, уменьшая полезное пространство багажника еще больше.

Экспортные версии Москвича-408 имели большое количество хромированных и полированных деталей отделки, часто (но не всегда) — четырехфарную систему головного освещения.

Силовой агрегат
Этот агрегат Москвич-408 унаследовал от моделей −407/403, и, соответственно, он представлял собой верхнеклапанную переделку на основе блока мотора «Москвича» модели −400/401, который, в свою очередь, был отечественным аналогом двигателем довоенного Opel Kadett (1938 год).

Для установки на Москвич-407 (1958 год) двигатель «Кадетта» был расточен до 1358 см³ и снабжен алюминевой головкой с перенесёнными наверх клапанами, что позволило довести мощность до 45 л.с.

На Москвиче-408 же использовалась еще более форсированная версия того же агрегата (50…55 л.с. при 4750 об./мин). Главным отличием был примененный на нем двухкамерный карбюратор К-126 (в те годы — нечасто встречающееся в этом классе конструктивное решение). Мощность двигателя, по тем временам, была достаточной, но только для комплектации начального уровня. Поэтому впоследствии была разработана модификация Москвич-412 (1967 год), имевшая совершенно новый алюминиевый верхневальный двигатель мощностью 75 л.с. Двигатель −408 характеризовался стабильно хорошими тяговыми характеристиками (максимальный крутящий момент составлял 91,2 Н*м и достигался в широком диапазоне от 2750 до 3200 об./мин).

Любопытно, что на самих автомобилях Opel подобная же верхнеклапанная переделка двигателя довоенного Kadett’а использовалась до 1963 года.

Коробка передач была, по сравнению с двигателем, новейшей разработки (1957 г.), относительно модели −407/403 был лишь изменен привод включения передач. До мая (или июня) 1973 года управление коробкой передач осуществлялось при помощи рычага на рулевой колонке, позднее — напольного рычага. Коробка передач была четырехступенчатой, с синхронизаторами на II, III и IV передачах. Передаточные числа трансмиссии даны в таблице ниже.
Передача I II III IV R Главная передача
Передаточное число 3,81:1 2,42:1 1,45:1 1,0:1 4,71:1 4.22:1

Автомобиль имел несущий, цельнометаллический кузов с лонжеронными подрамниками в оконечностях.

Передняя подвеска — независимая, бесшкворневая, параллелограмного типа, на двух поперечных рычагах. До мая 1969 года верхние рычаги подвески качались на резьбовых втулках, позднее — на не требующих смазки резинометаллических шарнирах (сайлент-блоках). Подвеска характеризуется высокой прочностью и живучестью.

Задняя подвеска — зависимая, была выполнена на рессорах.

Тормоза — барабанные на все колеса, с гидравлическим приводом и — редкость для 1960-х годов — автоматической регулировкой зазора (на ВАЗ-2101 и его итальянском прототипе авторегулировка отсутствовала). Усилитель тормозов, как и на большинстве легковых автомобилей того времени, отсутствовал, а система тормозов была (до модернизации) одноконтурной. Стояночный тормоз — с тросовым приводом. До мая 1973 года рычаг стояночного тормоза располагался справа под панелью приборов, позднее — напольно, между передними сидениями.

Колеса — размерности 13", со штампованными стальными дисками и диагональными покрышками (камерными или бескамерными).

Москвич-408 широко экспортировался во многие страны мира. Международный дебют состоялся в октябре 1964 года на Лондонском автосалоне в Earls Court Arena, а уже на следующий год начался экспорт серийных автомобилей. В таблице ниже даны цифры производства автомобилей «Москвич» с 1964 по 1969 годы (наиболее успешный период), с учетом выпускавшихся до 1965 М-403 и после 1967 М-412.
Год Машин выпущенно Машин экспортировано
1964 80.168 32.052
1965 76.825 34.549
1966 82.374 42.508
1967 90.303 46.315
1968 97.666 53.392
1969 101.836 64.767

Москвич-408 был долгие годы самым экспортируемым советским автомобилем, до конца 1960-х годов на экспорт уходило более половины выпущенных автомобилей (экспортные модификации имели четырехфарную облицовку радиатора (как правило, но не всегда), более мощный двигатель, хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол), причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию.

Широко применялся ребрендинг. Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat [2].

По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества. В датской брошюре 1967 года слоганом «Москвича» была фраза — «Mære verd, end den koster», то есть что-то вроде «дешево и сердито», дословно — «лучше своей цены» [3]. Английский журнал Motor писал:

    Машина в целом создана как рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта… Русских «Москвичей-408» расходится столько, сколько их ввозят.

Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провел испытания М-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что:

    «Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!

В Бельгии «Москвичи» собирали из машинокомлектов на заводах фирмы Scaldia-Volga S.A., и продавали под маркой Scaldia 408.

«Москвичи» −408 и (позднее) −412 с 1966 до 1976 года собирались в НРБ, затем там собирались модели −2140 и −2141 «АЛеКо».

2

Эволюция 408 Москвича

Не мое.
Автор igorn
http://forum.moskvichtuning.ru

Вот, долгое время собирал по разным источникам информацию по Москвичам 408, думаю, любителям этой модели может пригодиться

Автомобили М408 - выпускались c сент. 1964 до дек. 1975, М412 -с 1967, 2138 - с февраля 1976

Эволюция
до 15 нояб. 1965 (шасси до 37629) - в ступицах передних колес -шариковые подшипники, потом конические
март 1966 (дв. 080842) - изменено крепление кронштейна вилки сцепл. и новый картер сцепл.
май 1966 - мягк. накладка на панели приборов
до 28 июня 1966 прямобочные щлицы на п/осях и шестернях дифференциала, потом эвольвентные
авг. 1966 - старт. СТ-4А, ручной насос омывателя вместо ножного
с 22 авг 1966 (шасси 098416) -регулируем. толкатели сцепл. и торм.

в 1966 МЗМА получил Орден Трудового Красного Знамени (с конвейера сошел 100-тысячный М408, кстати он был 4-фарным)

янв. 1967 изменена резиновая подушка задн. опоры двиг., рассеиватели задн. фонарей стали 2-цветными
сент. 1967 - изменено передн. уплотнение коленвала, измен. уплотнение в бок. крышке КПП
17 окт. 1967 унифицированный кузов(для возможности установки двигателя 412), поэтому изменились масл. и водян. радиаторы, появился спец. кожух радиатора (двиг. 250934)
янв. 1968 - раздельные передние сидения
март 1968 - унифицированный с 412 щиток приборов (до 160 км/ч)
апр. 1968 - выключатели освещения салона в дверях
июнь 1968 - наружные фонари стоянки на задних стойках
авг. 1968 замок заж. с усиленной контактной группой, ликвидировано предохр. реле стартера
ноябрь 1968 - неразъемн. коробка дифференциала, изменено крепление бачка омывателя
февр. 1969 - мягкие накладки на передн., средн. стойках и на панели задней части боковины
с апр. 1969 - на осях нижн. рычагов стали устанавл. разн. гайки(больш. и мал.)
до мая 1969 - резьб. втулки в верхн. рычагах, потом сайлент-блоки
с июня 1969 - нов. шар. шарниры с полиамидн. вкладышами
до 11 июля 1969(шасси 319421, М412 шасси 005877) полуоси с 10 шлицами, потом с 20
окт. 1969 МЗМА переименован в АЗЛК
6 дек. 1969 новый кузов - спрямоуг. фарами, нов. подфарниками, задн. фонарями
янв 1970 - радиоприемник А370М, оребренные торм. барабаны
до 1970 г диски колес 4J-13 потом 4,5J-13 с симм. ободом
до 1971 - металл. панель приборов(с 2 мягк. накладк.), потом с общей мягк. накладк. + кожух отопит. и пола, новый выкл. звуков. сигнала
с середины 1971 - новое внутреннее зеркало заднего вида(с режимом день-ночь)
до февр. 1972 плафон салонн. освещ-я на крыше
с 1973 - несимм. обод колес, изменение внешнего вида- у старых 4 подштамповки, а у новых овальные отверстия
до мая (июля?) 1973 - управление КПП на руле (на М412-до нояб. 1968), сам рул. мех-м - с чугунным картером, мая(июля?) - на полу и рычаг ручника на полу, рул. мех-м - с алюм. картером, телескопирующей колонкой но неразрезным рулевым валом
с сент. 1973 на передн. крыльях не устанавливаются бок. повторители указателей поворотов
с марта 1974 рул. мех-м с травмобезопасной рул. колонкой и телескопирующим рулевым валом
в 1974 в дисках колёс изменился диаметр отв-я под вентиль камеры с 16 до 11,5 мм
с 2 апреля 1974 удлиненные полуоси и картер заднего моста

http://i016.radikal.ru/0802/aa/af682389ca57t.jpg

408 поздних выпусков
http://i031.radikal.ru/0802/af/9518f0d352a2t.jpg