Половина всей частной собственности в Германии находится сейчас в руках всего десяти процентов немецких семей. Немецкие профсоюзы всё громче требуют введения налога на имущество.
Доля частного капитала, сконцентрированного в руках самых богатых жителей Германии, за минувшие десять лет увеличилась с 45 до 53 процентов (более пяти триллионов евро). При этом за последние двадцать лет совокупное частное имущество удвоилось, а вот имущество самого немецкого государства сократилось. Получается, что личные состояния жителей страны становятся всё крупнее, а государство оказывается всё беднее. Такие факты приводятся в проекте отчёта Министерства труда Германии, который традиционно представляется раз в четыре года.
Так, по данным статистиков, с начала 1992-го до начала 2012 года чистое имущество немецкого государства сократилось более чем на 800 миллиардов евро. Во многом это связано со снижением налоговых сборов. Например, в минувшем мае сборы федеральной и земельных налоговых служб составили 40,26 миллиарда евро, что на 4,3 процента меньше, чем за тот же период 2011 года. В целом, как отмечают экономисты, рост налоговых сборов постоянно замедляется.
А вот чистое имущество частных владельцев возросло за двадцать лет с 4,6 до 10 триллионов евро. Как отмечают аналитики, только за кризисные пять лет с 2007-го по 2012 год частные состояния выросли на 1,4 триллиона евро. При этом доля имущества, принадлежащего десяти процентам самых богатых граждан страны, со временем постоянно увеличивается. Если в 1998 году наиболее состоятельные немцы владели «скромными» 45 процентами частного имущества страны, то в 2008 году в их руках находились более 53 процентов всего частного капитала.
Данная тенденция характерна для крупнейших западных стран. Похожая ситуация складывается, например, и в соседней Франции. Если в 1996 году для того, чтобы попасть в список 500 крупнейших французских состояний, нужно было иметь всего 14 миллионов евро, то сейчас уже не менее 60 миллионов. Получается, что «миллионерский минимум» во Франции вырос в четыре раза! При этом за этот же период минимальный размер оплаты труда во Франции повысился только на 57%, а французский ВВП подрос на 63%.
Иначе говоря, за 15 лет состояния богатеев Франции росли в шесть раз быстрее, чем экономика страны или минимальная зарплата!
Есть и другая статистика по Франции. Оказывается, что с 1998 года по настоящее время 90% французских семей увеличили свои доходы всего на 5%. При этом состояние супербогатых французов выросло на 43%! Этих супербогатых – 3500 семей – всего одна сотая процента населения Франции.
В Германии, где десяти процентам наименее обеспеченных граждан принадлежит лишь один процент всего частного имущества, есть серьёзные различия в доходах между восточными и западными федеральными землями. Так, домашние хозяйства в «старых» землях имеют чистое имущество (недвижимость, капиталовложения, пенсионные накопления) на сумму в 132 тысячи евро. В «новых» землях этот показатель равняется лишь 55 тысячам евро. Что же касается доходов 40% жителей Германии, занятых полный рабочий день, то с учётом инфляции их зарплата за минувшие четыре года даже сократилась. По данным статистиков, у практически половины бундесбюргеров вообще нет никаких накоплений: они живут от зарплаты до зарплаты или от «социала» до «социала».
Понятно поэтому, что почти 70% жителей Германии считают систему распределения богатства в стране «глубоко несправедливой». Вопрос о введении налога на имущество всё более активно продвигается сейчас ведущими профсоюзами страны, а также неправительственными организациями и социальными союзами.
Такой налог уже существовал в Федеративной Республике, но был отменён в конце 90-х годов прошлого века. Сейчас предлагается, что большие состояния (более миллиона евро) должны облагаться налоговым сбором в один процент. По оценкам экономистов, этот налог может принести земельным бюджетам до 11,5 миллиарда евро ежегодно.
Алекс Вайден
№ 39, 2012. Дата публикации: 28.09.2012