Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Транспортный вопрос. » ЛУАЗ-967 ТПК (транспортер переднего края)


ЛУАЗ-967 ТПК (транспортер переднего края)

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

ЛУАЗ-967 ТПК (транспортер переднего края)

Созданный в СССР автомобиль, получивший армейское обозначение ТПК (транспортер переднего края), был предназначен для многоцелевого использования в аэромобильных подразделениях, а также в мотострелковых частях - для эвакуации раненых с переднего края.

http://i022.radikal.ru/0711/87/a22a89f59618t.jpg

Машина базировалась на узлах и агрегатах коммерческого автомобиля повышенной проходимости ЛуАЗ-969 и выпускалась Луцким автозаводом серийно под обозначением ЛуАЗ-967.

Транспортер, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967А. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении. Справа и слева от водительского сиденья установлены сиденья для пассажиров.

ЛуАЗ-967 имеет привод на все колеса, причем на задние - отключаемый. Машина способна преодолевать подъемы крутизной до 58%, а также переплывать спокойные водоемы. Движение на плаву осуществляется за счет вращения колес.

В состав оборудования автомобиля входят тент, специальные трапы, используемые для облегчения преодоления труднопроходимых участков местности, а также лебедка с тяговым усилием 200 кг.

В процессе серийного производства машина была модернизирована. Заводское обозначение модернизированного образца - ЛуАЗ-967М

2

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

колесная формула  4x4
вместимость  3 места для сидения или
одно место для водителя
и два места на носилках
снаряженная масса  950 кг
полная масса  1350 кг 
габариты  3682x1712x1580 мм 
дорожный просвет  285 мм 
колея передняя
           задняя 1352 мм 
1320 мм 
база  1800 мм 
скорость на шоссе  75 км/ч 
скорость на плаву  3 км/ч 
двигатель  карбюраторный, 
возд. охлаждения 
рабочий объем  1197 см 3
мощность  37 л.с.

http://i035.radikal.ru/0801/cc/102eba339740t.jpg

http://i024.radikal.ru/0801/47/778523056940t.jpg

3

http://i008.radikal.ru/0802/3b/00f85816b0ddt.jpg

http://i001.radikal.ru/0802/e0/81cf130615a3t.jpg

http://i019.radikal.ru/0802/9b/4cae974ae436t.jpg

http://i036.radikal.ru/0802/58/adef7b620785t.jpg

http://i049.radikal.ru/0802/20/04913d8af71at.jpg

http://i027.radikal.ru/0802/b8/4efd8bfeee1dt.jpg

http://i022.radikal.ru/0802/58/dc773701f8e4t.jpg

http://i014.radikal.ru/0802/2c/07f66e3c2889t.jpg

http://i005.radikal.ru/0802/43/e3dd7957004ft.jpg

http://i007.radikal.ru/0802/f2/09d96aa6a436t.jpg

http://i001.radikal.ru/0802/67/659d3ed915eet.jpg

http://i025.radikal.ru/0802/f0/3aec0fea190dt.jpg

http://i015.radikal.ru/0802/26/a3cb33b62ff3t.jpg

4

ЛуАЗ-967       
     Танспортер переднего края (ТПК) ЛуАЗ-967.

    Вся приведенная ниже информация взята из статьи в жкрнале "За рулем" №6/1988.

http://i023.radikal.ru/0712/0b/6129a7c935b1t.jpg

http://i009.radikal.ru/0712/9b/44ddb9ab3ad7t.jpg

http://i041.radikal.ru/0712/b0/5d27394a571at.jpg

http://i044.radikal.ru/0712/ba/5ab8a5ba2c8dt.jpg

http://i035.radikal.ru/0712/e7/9a6586d3314et.jpg

http://i023.radikal.ru/0712/e0/38bc1456afabt.jpg

    Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса - 950 кг, полная - 1350 кг. Дорожный просвет - 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом - 1580 мм. Двигатель МеМЗ-967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг.
    При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ-967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие - 150-200 кгс, длина троса - 100 м.
    Особенность ЛуАЗ-967 - возможность движения по рекам и озёрам. Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечивает достаточный запас плавучести. По воде ЛуАЗ-967 движется благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву - до 3-х км/ч. 
    Место водителя в ЛуАЗ-967 размещено посередине, а справа и слева, с некоторым смещением назад - два утапливающихся в платформах сидения для пассажиров. В сложенном состоянии их спинки находятся в одной плоскости с платформой, освобождая место для груза или двух раненых на носилках.
    Когда нужна скрытность передвижения, водитель может управлять машиной полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя. Щиток приборов, смонтированный на растяжках ступицы руля, в любом случае остаётся в поле зрения водителя.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ:
    Война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял военную технику, показала нехватку в составе вооружённых сил лёгкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ-69, использующийся в то время для этих целей, имел слишком большие габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на мосты. Тогда-то и возникла необходимость в создании лёгкого плавающего вездехода с высокой подвеской, пригодного для перевозки раненых, желательно способного к десантированию с самолётов. 
    Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ под руководством Б.М.Фиттермана.

В 1958 году был изготовлен первый прототип, получивший название НАМИ-049. Кузов был сделан из стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска - независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключён постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Дифференциал заднего моста также блокировался. Расстояние между мостами (база) составляло 180 см. В конструкции были применены колёсные редукторы, которые повышали крутящий момент и увеличивали дорожный просвет до 28 см у гружёной машины. В конструкции был применён двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД-65 мощностью 22 л.с. Но ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков: стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель слишком слабым.

    К разработке второго образца НАМИ-049А подключились специалисты Запорожского автозавода. На основе одного из моторов ВМW был разработан двигатель МеМЗ-969 мощностью 30 л.с. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними - спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс.
    Окончательный вариант получил название ЛуАЗ-967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.

 
http://i013.radikal.ru/0712/52/6878e9f24e8ft.jpg
    Модель транспортера переднего края ЛуАЗ-967, выпускаемая мастерской ALF (г.Николаев).

5

Советская амфибия ЛуАЗ-969 сегодня редкость. А ведь когда-то это была серийная модель, поставлявшаяся в войска. Если хочешь, чтобы с тобой считались, нет нужды вступать в ВТО или придерживаться европейского выбора.

Достаточно просто быть сильным, хорошо вооруженным и готовым применить это самое оружие в любой момент. Примерно такой доктрины придерживался СССР. Советское оружие было настолько хорошим, что, за малым исключением, не слишком устарело и до наших дней. Примеров тому масса, начиная от реактивных истребителей и харьковских танков Т-64 и заканчивая скромными армейскими вездеходами наподобие ТПК.

«МОСКВИЧ» ПРОТИВ НАМИ
Что такое  ТПК? Расшифровывается просто: Транспортер Переднего Края. То есть эдакая многоцелевая машинка, которая по бездорожью возит на передовую под огнем противника патроны и снаряды. А обратно раненых или, если дела пошли плохо, открученные прицелы от артиллерийских орудий. В случае необходимости на ней можно пойти в разведку или форсировать реку. А если поставить пулемет или пусковую установку противотанковой ракеты, то можно и вражескую атаку бойцам помочь отбить. Выпускалось это чудо на Луцком автомобильном заводе.

В конце 50-х годов инженеры НАМИ и МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей, он же АЗЛК, мир его праху) получили примерно одинаковое задание. Требовалось создать для армии легкий вездеход, способный действовать в боевых порядках, а в случае необходимости и плавать. Победили специалисты МЗМА. Они предложили вполне работоспособный проект, созданный на основе узлов перспективного «Запорожца», который тогда назывался не ЗАЗ-965, а МЗМА-444. При этом они решительно перенесли вперед оригинальный V-образный «воздушник», чье происхождение до сих пор окутано послевоенным туманом. Ведущими, естественно, стали передние колеса, а задние подключались в случае необходимости. Понятное дело, машина получилась значительно крупнее всем известного «горбатого». Длина составляла 3682 мм, ширина – 1712 мм, высота – 1600 мм (против соответственно 3330/1395/1450 мм модели 965). Кроме того, она имела дорожный просвет в 285 мм и неплохо держалась на воде.

Армейский «Москвич» военным понравился, и уже в 1961 году он пошел в серию на Луцком машиностроительном заводе под индексом ЛуМЗ-967. В 1967 году ЛуМЗ был переименован в ЛуАЗ. Гражданский вариант машины – «Волынь» – увидел свет  в 1964 году под названием ЗАЗ-969 (затем ЛуМЗ-969В и, наконец, ЛуАЗ-969В) и некоторое время выпускался только в переднеприводной версии.

СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Ясно, что ТПК в свободной продаже не мог появиться даже теоретически. Более того, вплоть до 80-х годов про него почти ничего не писали. А уж как он ведет себя на воде/суше, толком неизвестно до сих пор. Узнав про это недоразумение, я немедленно постарался его исправить. Для начала я свел знакомство с активистом киевского клуба 4x4 Off Road Master и по совместительству владельцем почти нового (с консервации) ЛуАЗ-967. А затем, выбрав подходящий денек, отправился  тестировать чудо советской инженерной мысли.

Прежде чем совершить омовение стальных боков вездехода в не совсем прозрачных водах великой и могучей реки Днепр, наш экипаж проехался по проселку, преодолел заливной луг, похожий на застывшую и поросшую травой волну от проходящей баржи-самоходки. Как и следовало ожидать, ТПК не ударил лицом в грязь. Полностью независимая подвеска на поперечных торсионах, защищенных на танковый манер плоским днищем, позволяла легко преодолевать совершенно немыслимые для такого компактного авто препятствия. Причем нам ни разу не пришлось пользоваться понижающей передачей раздатки и блокировкой дифференциала заднего моста.

На ровной дороге ЛуАЗ-967 начинает смахивать на карт. Моторчик у него, конечно, не особо мощный. При рабочем объеме 1.2 литра он развивает всего-то 40 л. с. Но благодаря небольшому весу в 950 килограммов ТПК довольно резво разгоняется, а максималка в 75 км/ч воспринимается почти как 150 км/ч на «нормальном» автомобиле. Особенно если ехать с откинутым передним стеклом.

К слову, откидывается не только стекло, но и рулевая колонка со спинкой сиденья. В таком положении высота машины составляет всего 1250 мм. Сделано это скорее всего для транспортировочных целей.

С ОГЛЯДКОЙ НА ВОДЯНОГО ЖУКА
ТПК  явно сконструирован с оглядкой на одну из лучших амфибий Второй мировой войны  – Typ 166 Schwimmwagen, созданную на основе узлов и агрегатов знаменитого VW Kofer («Жук»). К примеру, и «наш», и «немец» имеют поперечно-торсионную подвеску колес и двигатель воздушного охлаждения. Правда, есть принципиальное отличие. «Водяной жук» больше похож на легковой автомобиль, а ТПК абсолютно утилитарен. На это намекают и его дизайн, и складные пассажирские сиденья, расположенные справа и слева от места водителя, восседающего точно посередине. Интересно, что, несмотря на малые размеры, ЛуАЗ-967 способен выдержать солидную нагрузку в 400 кг, считая вес водителя, и тянуть прицеп массой 300 кг. Но это еще не все.

Известная присказка, что амфибия – это неплохой автомобиль, но никудышный катер, вполне годится и для героя нашего рассказа. Но чтобы убедиться в этом, нужно было отплыть хотя бы метров на двадцать от берега. Начнем с того, что «луазик» не имеет ни винта (как «сто шестьдесят шестой»), ни водомета (как советский бронированный разведчик БРДМ и легкий танк ПТ-76). Поэтому передвигаться по воде он может только за счет вращения колес. Для этого нужно включить полный привод, перейти на вторую передачу. После чего ЛуАЗ начинает неторопливо чапать со скоростью пешехода. Столько же на среднем ходу развивает мотолодка  «Днепр» под подвесным мотором «Москва-10». Увеличить скорость могли бы специальные лопасти, привинчивающиеся к колесам, но у нас их под рукой не оказалось.

Только на воде я понял, для чего на ТПК применена столь экзотическая посадка водителя посередине машины. Находись он справа или слева, получился бы заметный крен.  Что при высоте надводного борта от силы сантиметров 15–20  (и это при минимальной нагрузке) было бы весьма неприятно. Вообще на этой машине преодолевать водные преграды лучше всего в гордом одиночестве, с пустым кузовом и в безветренную погоду. Все-таки его стихия отнюдь не вода.

ГЕОЛОГ – СУПЕР-ТПК
Жаль только, что у нового владельца Луцкого автомобильного не нашлось ни денег, ни желания, чтобы продолжить выпуск этой замечательной машины – мечты любого охотника, рыболова и просто любителя экстремальных путешествий. Увы, остался не реализованным и другой интересный проект  – ЛуАЗ-1901 «Геолог», эдакий «Супер-ТПК» с тремя ведущими осями и трехцилиндровым дизелем 3ДТН Харьковского завода им. Малышева. Засветившись на  Киевском автосалоне SIA’1999 этот автомобиль, похоже, окончательно канул в Лету.

http://in-drive.ru/5325-armejjskijj-tra … a-tpk.html

http://s43.radikal.ru/i099/0811/c7/f539d3668501t.jpg

http://s50.radikal.ru/i129/0811/63/c4d07c59322bt.jpg

http://i032.radikal.ru/0811/e1/7cf9c4fa7dddt.jpg

http://s41.radikal.ru/i094/0811/5d/f9a3d2dc0e83t.jpg

http://i069.radikal.ru/0811/e7/0a998a0b42cet.jpg

http://i059.radikal.ru/0811/75/fe57181b5082t.jpg

http://s58.radikal.ru/i159/0811/9d/2d016ee1b2e5t.jpg

http://i011.radikal.ru/0811/b8/9ebcbf95f1fdt.jpg


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Транспортный вопрос. » ЛУАЗ-967 ТПК (транспортер переднего края)