Наткнулась на статью, в которой разбирается "эффективность" российской экономики. Заранее извиняюсь за "много буков", но статья мне показалась весьма наглядной и убедительной - особенно для сторонников ВВП.
Мосты в никуда
— 7.11.12 12:32 —
«Bridge to Nowhere» — так традиционно называют мосты недостроенные или поврежденные, обычное дело, когда разбирать сооружение дороже, чем просто забросить. Более интересный случай — это мосты, ведущие на малозаселенные территории, слишком дорогие для транспортировки живущих там людей. А отсюда вытекает и метафора, означающая огромные вложения в бесперспективные и мало кому нужные проекты. Метафора современной российской экономики. Впрочем, начну буквально с мостов.
Самый скандальный мост в никуда
Это так и не построенный Gravina Island Bridge в американском городе Ketchikan в штате Аляска. Это мост на небольшой островок в океане, на котором живут постоянно всего 50 человек. Но также находится и международный аэропорт. Аэропорт не маленький — принимает в среднем более 3000 пассажиров в день.
Мост ценой в $400 млн был призван заменить паром, на котором пассажирам приходилось плыть в деловой район города около 7 минут.
Понятно, что конгрессмены и сенаторы от Аляски пробивали федеральное финансирование этого проекта. И почти пробили. Когда еще будущий кандидат в вице-президенты от республиканцев Сара Пэйлин баллотировалась в губернаторы Аляски, она стала ярым сторонником этого проекта (и тогда победила, кстати сказать). Но во время избирательной кампании республиканцев в 2008 году Пэйлин всячески открещивалась от лоббирования этого моста и заявляла, что именно она остановила его финансирование. Чем вызвала насмешки всей Америки. Ей припомнили и построенную к предполагаемому мосту дорогу ценой $25 млн. «Мост в никуда» — это был один из любимых сюжетов демократов в прошлой предвыборной гонке, уж очень метафорически это звучало.
Но это так и не построенный мост. А вот Россия отличилась парой настоящих построенных мостов в никуда.
Самый дорогой мост в никуда
На роль мирового рекордсмена теперь по праву претендует Русский мост (таково его официальное название).
Мост ценой в $1 млрд с подъездной дорогой еще в $1 млрд (в аэропорт и город) с пропускной способностью в 50 тысяч машин в день ведет на небольшой островок Русский (рядом с Владивостоком) с численностью жителей 5 тысяч человек. Да и те в основном бедные рыбаки, живущие в домах барачного типа, автомобилей не имеют.
Этот вантовый мост на самом деле очень красив, парящий в воздухе с центральным пролетом более 1 километра на высоте в 70 метров, который поддерживают два пилона высотой в 324 метра. Наверное, он грандиозен в инженерных решениях. И уж точно станет теперь новым символом Владивостока. Вот только... зачем он нужен?
Русский мост был построен к саммиту организации стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который прошел там в начале сентября этого года. Он прошел, неделю азиатским бюрократам и коммерсантам пускали пыль в глаза. Что их больше всего поразило, так это цена пыли: больше $20 млрд, потраченных Россией на саммит. Такого никто никогда не делал за всю историю организации. Ну максимум пару миллиардов.
Что дальше с о. Русский? Теперь там остались те же 5 тысяч жителей без автомобилей, а еще там пытаются делать:
— рекреационный центр (проще говоря — пляжи). Согласно постановлению правительства с 31 марта 2010 на территории Русского острова создана туристско-рекреационная особая экономическая зона;
— Тихоокеанский научно-образовательный центр (университет и несколько институтов Российской академии наук);
— и еще остается использование его в качестве делового центра, благодаря выстроенным зданиям и гостиницам.
Положа руку на сердце, скажите, действительно стоило потратить $2 млрд для доступа к пляжам на автомобиле? А на пароме никак не доехать? Ведь каждые два часа ходит и даже машины перевозит, не так уж и дорого.
Неужели ученые не нашли бы лучшего применения таким деньгам, чем строительство моста и дороги к предполагаемым в будущем НИИ?
На эти деньги можно было бы увеличить бюджеты конкурсных российских научных фондов РФФИ и РГНФ в 6 раз. Вдумайтесь: это их 6-летний бюджет. А ведь за последние 3 года их бюджет упал даже в номинальном исчислении — не иначе деньги ушли как раз на строительство Русского моста...
По основным характеристикам (длина, высота, длина основного пролета и т. п.) Русский мост аналогичен самому фотографируемому мосту мира — Golden Gate в Сан-Франциско, США. Вот только Golden Gate построен 75 лет назад, является платным и реально пропускает 120 тыс. автомашин в день. Этот мост буквально зарабатывает полмиллиона долларов ежедневно. А Русский мост бесплатный и сколько он сейчас, после завершения саммита стран АТЭС, будет реально пропускать в день? Пару тысяч машин? А может, пару сотен?
Самый идиотский мост в никуда
Недавно сдан в эксплуатацию мост в рамках автодороги Уляп ― Тенгинская, что ведет из Адыгеи в Краснодарский край. Из федерального и республиканского (Адыгеи) бюджетов на его сооружение было выделено 600 млн руб. Беда только в том, что он ведет... в никуда. На другой стороне реки лес. Краснодарский край не построил дороги со своей стороны и уверяет, что вообще ничего не знает о строительстве моста.
Для полноты картины стоит добавить, что мост должен был соединить с Краснодарским краем родовое село президента республики Аслана Тхакушинова.
Что ж, теперь придется незапланированно создавать на той стороне реки еще одну туристско-рекреационную зону и южно-российский научный центр...