Провокационная шумиха вокруг священного знамени Победы должна была показать электорату-2007 и 2008 патриотичность высшей власти и заодно проверить: а много ли в нашей стране здравомыслящих людей осталось, не поддавшихся внушениям чужеземной пропаганды?
Из умиротворяющей речи председателя Совета Федерации С. Миронова: «Давайте уважим наших стариков», — может показаться, что только ветераны и поняли всю кощунственность вытравливания серпа и молота со знамени, под которым они спасли мир и всех нас, ныне живущих, от гибели и порабощения.. А мы, миллионы потомков солдат-победителей, вроде как из снисхождения и жалости к их сединам потерпим еще несколько лет, пока они живы...
Да, мы перетерпели многое... В том числе замену знамен воинских частей Российской Армии («федералов»!): они не достойны тех овеянных боевой славой знамен! Но священное знамя Победы принадлежит лишь тем, кто честно сражался под ним. И еще — оно принадлежит всем нам, миллионам потомков бойцов и командиров Красной Армии, по праву считающейся в истории рабоче-крестьянской, народной. И потому символ спайки трудового народа — серп и молот — был и должен всегда оставаться на историческом знамени.
Но многие ли знают историю рождения этой эмблемы?
Одному современному художнику понадобилось изобразить символами государственную концепцию, придуманную графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Творец жалуется: «Православие — крест, самодержавие — корона. А народность — что? Нет, оказывается, в русской истории такого символа! Ну, не лапоть же или соха! Вот если только — серп и молот... Но это из другого, неправославного, несамодержавного времени!»
Парадоксально, что впервые лишь в советском периоде российской истории сотворен символ союза крестьян и рабочих — народа как такового. И шепотки вроде того, что ввели его в герб РСФСР и СССР масоны-каменщики, исключаются напрочь, когда узнаешь, что впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов 30-летний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина, православный, чего не скрывал. Не потому ли созданный по озарению символ — молоток, наложенный перпендикулярно на серп, — это тоже крест?! Его не все замечали, но принимали сердцем, душой, на подсознательном уровне! Как и знамя красного, червленого цвета, под каким вели сражения еще древние русичи!
Миг рождения символа — канун празднования Первомая 1918 года в Москве — так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.
Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...
Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.
К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. «Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти...»
Через два года, в 1950-м, в Москве с большим успехом прошла вторая (первая — в 1938 г.) персональная выставка художника Камзолкина — итог 30-летней работы в искусстве. Поражали его юношеские полотна древневосточного цикла: «Пир у царя Ассирийского», «Рабы», «Во имя Рамзеса». Крупномасштабные картины: «Сыны земли», «Пахарь», «Интернационал»... Из Третьяковки прибыло на выставку полотно «На помещика. 1905 год» — грозное шествие к барской усадьбе крестьян с рогатинами, возглавляемое солдатом на костылях — инвалидом позорной русско-японской войны. Трогали за душу «говорящие» пейзажи сороковых-грозовых, тревожные, трагические: «Зима», «Заготовка дров» — и победно-радостный «После грозы». А иные пейзажи были навеяны автору русскими народными песнями: «Среди долины ровныя», «Тонкая рябина», «Ах, ты, зимушка-зима», «Выйду ль я на реченьку»...
...В Московском училище живописи, ваяния и зодчества юному художнику пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин... И он принял тогда решение: «всё подчинить творчеству»... Жил уединенно, только писал, писал, писал. Лишь революционные годы вырвали его ненадолго из уединения. Всей душой восприняв лозунг «Искусство — в массы!», он в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно — для спектаклей «Братья-разбойники» Иоганна Фридриха Шиллера, «Иван Грозный» А. К. Толстого, «Зори» Эмиля Верхарна.
В 20-е годы художник шефствовал над домом беспризорников им. Луначарского. Сам выросший без отца (мать воспитывала своих и двух приемных детей), учил сирот рисовать, делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи — его картина «Комсомольцы 20-х гг.».
Знаменитым он не стал, пожалуй, по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера и стремления к уединенной, тихой жизни. Его часто забывали внести в список Московской организации Союза художников, что значило: в текущем году не будет бесплатных красок, кистей, холстов.
Он тихо ушел из жизни в 1957 году. Его дом, где сестра и друзья создали мемориальный музей, подвергся пожару. Но разве случайно, что сотни людей добивались создания экспозиции в музее города Пушкино, где разместились многие картины, вещи, дивные предметы быта, сделанные золотыми руками Евгения Камзолкина? Много его полотен хранят областные музеи страны.
...Недавно была сделана попытка вытравить серп и молот со Знамени Победы по призыву генерала Сигуткина (как ни удивительно, крестьянина по происхождению, начинавшего свой жизненный путь с работы на заводе, при «серпе и молоте» дослужившегося до генерала и воевавшего под красным стягом в Афганистане!). Его поначалу поддержали партии «Единая Россия» и ЛДПР под безумные вопли Жириновского: «Время рабочих и крестьян уже прошло» (а без них ты, умник, есть будешь генетически измененную сою от американских фермеров?); «Новое поколение россиян не знает, что символизируют серп и молот» (загляни в Интернет: молодое поколение кроет всех, кто разрушил СССР и уничтожает его символы).
И как бы ни хотелось истребить этот гордый символ трудового народа политдеятелям геростратова племени, он на веки вечные останется на скрижалях мировой истории и в памяти человечества. На звездочках солдат-победителей в Великой войне с фашизмом. На боевых и трудовых наградах наших отцов и дедов. На гербовых печатях, скрепляющих документы мирового масштаба. На монетах и купюрах надежной советской валюты, обеспеченной золотым запасом СССР. На красном знамени Победы великой державы, спасшей мир от фашистского порабощения.