ИМХО хороший к\ф США за последнее 10 -ть лет
Если искать какие-то аналогии в творчестве признанного австралийско-американского режиссёра Питера Уира, то эта работа отдалённо может напомнить, с одной стороны, историко-эпическую военную драму «Галлиполи», а с другой — приключенческую драму «Москитное побережье». Хотя сугубо морская тематика фильма «Хозяин морей: На краю Земли» (так не очень-то точно его назвали в нашем прокате) является для Уира необычной. Но постановщик с энтузиазмом взялся за экранизацию двух из двадцати исторических романов популярного писателя Пэтрика О’Брайана, даже сохранив из уважения к нему их названия. Несмотря на то, что первое из сочинений — Master and Commander («Мастер и старший помощник») — отражает лишь начало карьеры Джека Обри, когда он проделал весь нелёгкий путь от гардемарина до мастера, затем старшего помощника и, наконец, капитана парусного корабля.
А вот основной сюжет картины позаимствован уже из десятой по счёту книги «На краю света», где рассказывается об опасном путешествии военного парусника «Внезапный» вдоль восточного и западного побережий Южной Америки — вплоть до Галапагосских островов, что происходило в 1805 году, во время противостояния на море британского флота и кораблей Наполеона. «Внезапный» был неожиданно обстрелян с французского судна «Ашерон», который потом пытался долго преследовать, то вовсе теряя из виду, то вновь сталкиваясь с ним, чтобы в финальном ожесточённом сражении борт о борт торжествовать свою победу. И в этом немалая заслуга принадлежала капитану Джеку Обри, который смог весьма хитроумно и оригинально использовать естественнонаучные познания корабельного доктора Стивена Матьюрина, личного друга, достойного собеседника и незаменимого партнёра в минуты их совместного музицирования, когда Обри играл на скрипке, а Матьюрин — на виолончели.
Питер Уир умеет делать ленты о человеческой дружбе, в том числе — о воинском братстве («Галлиполи») и юношеском единении («Общество умерших поэтов»). Практически полностью мужской фильм «Мастер и старший помощник: На краю света» сочетает как бы оба мотива. Поскольку на корабле среди опытных «морских волков» есть совсем юные ученики из аристократических английских семей, которые делали всё на равных с взрослыми и тоже приняли участие в битве с французами, когда ядра из пушек, выпущенные с максимально близкого расстояния, крушили в мелкие щепки корабельные снасти и палубные помещения.
И эти мощно и впечатляюще поставленные батальные сцены, включая рукопашные бои после того, как британцы пошли на абордаж французского парусника, как раз представляют вторую отличительную особенность картины Уира. Он умудрился потратить громадную сумму (по одним сведениям — $150 млн., по другим — $170 млн.) не только на дотошную историческую реконструкцию всего антуража военных кораблей двухсотлетней давности, но и на преподанные по-современному (с визуальными и звуковыми спецэффектами) сражения на море, а также на экранное воспроизведение большого шторма, в который однажды попал «Внезапный».
Разумеется, всё это привлечёт тех зрителей, кто предпочитает в кино именно зрелищную сторону разворачивающегося действия. А оно, к сожалению, не всегда энергично и напряжённо, что, видимо, и сказалось на результатах проката в США. Лента Питера Уира так и не достигла стомиллионного рубежа по кассовым сборам, хотя затраты на производство смогла окупить лишь благодаря более удачной демонстрации в других странах мира. Однако и не стоило ожидать, что вполне серьёзная историческая драма (пусть и с элементами приключенческого фильма), к тому же рассказывающая о временах наполеоновских войн, до которых американцам нет особого дела, добьётся значительного коммерческого успеха.
2003