"09-01-1999 В эфире Екатеринбург, Сергей Кузнецов:
Сведения о том, что на севере Урала было произведено около двух десятков подземных ядерных взрывов, оставались засекреченными до начала 90-х годов, когда ученым, журналистам и экологам удалось хоть немного приоткрыть завесу секретности событий на озере Чусовском, расположенном в четырехстах километрах к северу от Перми.
"У меня отец видел, как шли туда эти машины по ночам с контейнерами, без опознавательных знаков. Все это секретно делалось", - рассказал по телефону из Перми сотрудник комитета по охране природы Пермской области Юрий Асланьян.
"Это хотели соединить северные реки с Камой, чтобы направить их вниз для подъема Каспия".
Еще через 10 лет, в начале 80-х, ядерные взрывы прогремели в районе Гешского и Осинского нефтяных месторождений, но они проводились под жестким контролем ученых и, как считалось тогда, не нанесли большого ущерба экологии Северного Урала.
В конце прошлого года сотрудники пермского областного комитета по охране природы провели обследования Черденского района области, и как рассказывает главный государственный инспектор по охране природы Пермской области Исаак Гельфенбойн:
"Проверили состояние вот этого объекта, бывших ядерных взрывов и сейчас готовим отчет. Особых вопросов мы никому не задаем, просто сами для себя информацию получили. Раньше этим занимался закрытый институт в Москве, сейчас чувствуем, что они слишком закрыли эти данные, и мы сами эти данные изучаем".
Еще более туманная и таинственная история случилась ровно 40 лет назад, когда в районе уральского города Ивделя погибла туристическая группа из 11-ти студентов Уральского политехнического института. В начале февраля 59-го года поисковая группа обнаружила стоящую на склоне горы пустую разорванную палатку, чуть ниже разбросанные на большой площади вещи и одежду путешественников, а у самого подножья горы замерзшие тела туристов, причем многие детали свидетельствуют о том, что люди в панике покинули свою теплую палатку, пришли в себя только в нескольких сотнях метров от места стоянки и на 30-ти градусном морозе не смогли подняться по склону горы и погибли от переохлаждения. Как рассказывает один из участников поисковой экспедиции 59-го года, тогда студент второго курса УПИ, а ныне мастер спорта по альпинизму Владимир Крылов:
"В наше время стоял один вопрос: почему все это произошло? Тогда, естественно, я не мог знать, что какой-то может быть фактор настолько ужасный, когда человек не контролирует себя совершенно".
Много позже, когда Владимир Крылов и сам не раз побывал в экстремальных ситуациях в горах Кавказа и Тянь-Шаня, он обнаружил поразительную схожесть картины происшедшего на Северном Урале с тем, что происходит в горах во время землетрясений.
<> "И для меня все стало ясно, что там произошло. Потому что такой панический страх, который бы заставил всех людей вышвырнуться из этой палатки, могло быть только единственное - землетрясение".
Но как известно, сейсмическая активность гор Северного Урала близка к нулю, и здесь, по мнению Владимира Крылова, привлекает к себе внимание тот факт, что самое деятельное участие в подготовке и поиске пропавшей группы студентов приняли военные:
"А тут для нас начались непонятные совершенно вещи: нам дали задание подготовить продукты, причем выделили машину с военной кафедры, на этой машине мы объезжали магазины и покупали все, что нашей душе было угодно. Нас насторожило: как так - финансирование полное, совершенно как-то без ограничений".
Еще более значительно появление на месте трагедии дозиметристов, прилетевших на военном вертолете.
"Прилетали люди, на которых были приборы для дозиметрической разведки. Без опознавательных знаков, но с дозиметрическими приборами".
Разумеется, все это косвенные свидетельства того, что 40 лет назад в районе города Ивделя был произведен подземный ядерный взрыв, вызвавший локальное, но достаточно сильное землетрясение, приведшее к гибели 11 человек. Версии, насаждаемые властями в течении этих сорока лет - от мальтийских богов, наказавших студентов за восхождение на священную гору Атартен, до таинственного светящегося шара, пролетевшего над палаткой туристов, но не оставившего никаких следов, - сегодня не могут быть признаны убедительными. Как не может, по-видимому, считаться обоснованным нежелание, неготовность или боязнь уральских ученых, с которыми я обсуждал эту тему, провести более глубокие исследования и дать в полной мере научное объяснение причин трагедии сорокалетней давности."