Регулярное телевещание в России началось 10 марта 1939 года.[1] В этот день московский телецентр на Шаболовке через передатчики установленные на Шуховской башне передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Весной 1939 года в Москве передачи принимали более 100 телевизоров ТК-1.

В 1933 году при Всесоюзном радиокомитете был организован сектор звукозаписи и телевещания. Главной задачей сектора была разработка способов и организация оперативной звукозаписи для целей радиовещания на территории всей страны. Здесь велись опыты по записи звука на пленку и на проволоку. На этот же сектор возлагалась задача наладить высококачественные телепередачи и содействовать производству телевизионного оборудования.
     
Промышленность страны начинает осваивать выпуск аппаратуры для электронного телевидения.

      Развитие советской телевизионной техники неразрывно связано с созданным в Ленинграде в 1935 году Всесоюзным научно-исследовательским институтом телевидения и с именами Я.А. Рыфтина, А.А. Чернышева, П.В. Шмакова. Еще в бытность свою руководителем лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института П.В. Шмаков внес большой вклад в развитие механического, малострочного телевидения: под его руководством была сконструирована оригинальная передающая камера с диском Нипкова. Когда еще казалось, что будущее принадлежит малострочному телевидению, Шмаков раньше других понял его бесперспективность и обратил свои усилия на разработку систем электронного телевидения.

Созданный им вместе с П.В. Тимофеевым супериконоскоп существенно изменил положение вещей: открылись возможности, доселе телевидению неведомые. Камеры, оборудованные высокочувствительными трубками, обрели известную мобильность, так как в них не было вращающихся деталей; кроме того, они могли работать при меньшей освещенности объекта. Значение мобильности камеры ясно из нижеследующего описания.
     
      Камера с диском Нипкова была аппаратом, неподвижным абсолютно. Чтобы дать актеру, выступающему в студии механического телевидения, хоть относительную свободу движения, применялся следующий прием: объектив камеры направляли не прямо на актера, а на его отражение в зеркале. Оператор, понемногу поворачивая зеркало вправо-влево, «ловил» актера, который благодаря этому мог передвинуться на 20 — 30 сантиметров в сторону. Понятно, насколько все это затрудняло ведение передачи (полезная площадь павильона не превышала 5 кв. м).
     
Механическая телевизионная камера (тогда ее называли «телепередатчиком») была устроена следующим образом. За объективом вместо матового стекла обычного фотоаппарата помещался вращающийся диск Нипкова с пробитыми в нем квадратными отверстиями. В каждый данный момент через отверстие можно было видеть только одну точку (элемент) объекта изображения. Отверстия в диске располагались на определенном расстоянии одно от другого, образуя спираль.

По принятому тогда в СССР стандарту диск вращался со скоростью 750 оборотов в минуту (12,5 оборота в секунду).
Так как каждое отверстие в диске расположено немного ниже следующего (по спирали), оно как бы прочерчивало одну строку изображения. Всех отверстий было 30, то есть изображение раскладывалось на 30 строк. Отверстия имели площадь 1 кв. мм; расположены они были на расстоянии 40 мм. Таким образом, каждое отверстие «умещалось» в строке 40 раз; 30 строк по 40 точек давали разложение изображения на 1200 светящихся точек (элементов).
   
Лучи света различной яркости, проходя через отверстия диска, падали на фотоэлемент. В зависимости от силы падающего света фотоэлемент испускал разной силы электрические сигналы, превращая световую энергию в электрическую. Далее передача сигналов, несущих изображение, велась по схеме обычной радиопередачи.
   
   В октябре 1936 года началось строительство нового Московского телецентра. На улице Шаболовке, у подножия знаменитой 150-метровой Шуховской башни, возведенной в 1922 году для радиостанции, были размещены два здания — для передатчика и для студии. Помимо телекинопроекционной и просмотрового зала в этом здании имелись четыре костюмерные комнаты для артистов и четыре комнаты для административно-творческого персонала.
     
Студия была оснащена тремя телекамерами, установленными на неподвижных штативах (вскоре замененных подвижными). Коммутирующее устройство (пульт) давало возможность посылать в эфир кадры, получаемые с любой из камер. Все камеры работали одновременно и могли быть направлены на разные объекты либо показывать один и тот же объект с разных точек, в разной крупности. Кадры, таким образом, можно было монтировать в принципе так же, как это делается в кино, но не с помощью резки и склейки кусков пленки, а последовательным включением в эфир то одной, то другой камеры.
     
      Строительство Московского телецентра еще не было завершено, над павильоном еще не было крыши, когда начались пробные передачи в эфир кинофильмов. Первая состоялась 25 марта 1938 года — был показан фильм «Великий гражданин». 5 сентября того же года начались пробные студийные передачи. Акт об окончании строительства Московского телецентра был подписан 31 декабря 1938 года, и регулярное вещание началось 10 марта 1939 года. Приемная сеть состояла из 100 телевизоров, установленных в радиусе до 30 км от передатчика.

Первый электронный телевизионный приемник («ТК-1») представлял собой довольно громоздкую тумбу, в которой кинескоп располагался вертикально, причем зритель смотрел не на экран, расположенный горизонтально, а на его отражение в зеркале, укрепленном на внутренней стороне откидной крышки тумбы; крышка устанавливалась под углом к экрану — торцу кинескопа (диаметр — 23 см). Такая конструкция определялась размерами кинескопа, имевшего длинный, около метра, «хвост». Телевизоры были установлены в рабочих клубах и красных уголках, во дворцах культуры, в Политехническом музее и других общественных учреждениях.

      В 1940 году на заводе им. Козицкого был начат серийный выпуск телевизоров индивидуального пользования марки «17-ТН-1» для стандарта 240 строк (Ленинградский телецентр) и «17-ТН-З» для стандарта 343 строки (Московский телецентр). Эти телевизоры имели кинескоп зеленого свечения с диаметром экрана 18 см и встроенный приемник для прослушивания радиопередач.

      Процесс создания советского телевидения в 1941 году был прерван начавшейся войной. Но прочный фундамент для его дальнейшего развития был уже заложен.

      После окончания Великой Отечественной войны телевидение в нашей стране росло уже безостановочно

      Закрытый на реконструкцию в 1945 году московский телецентр возобновил свою работу 16 июня 1949 года. В МТЦ было установлено пять телевизионных камер, телекинопроекторы, магнитофоны, оборудован еще один небольшой павильон («макетно-дикторский»). Мощные передатчики расширили зону уверенного приема программ в радиусе до 70 — 80 километров, а появление первой передвижной телевизионной станции (ПТС) означало новую эпоху в вещании.

      В 1949 году промышленность начала массовый выпуск дешевого, но весьма надежного телевизора марки «КВН-49». Индекс телевизора составлен из первых букв фамилий его конструкторов — Кенигсон, Варшавский, Николаевский.

      Ленинградский телецентр возобновил вещание в 1948 году; он также был переоборудован, хотя и оставался в старом помещении. В ноябре 1952 года провел пробную передачу Киевский телецентр. В том же году началось строительство телевизионных центров в Минске и Свердловске; в 1953-м — проектирование и строительство телевизионных центров в Риге, Таллине, Баку, Харькове, Горьком, Куйбышеве, Ташкенте, Вильнюсе.
     15 сентября 1955 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в 1956 — 1958 годах 27 программных телевизионных центров и 15 ретрансляционных станций.

      В течение одного только 1955 года началась эксплуатация новых телецентров в Риге и Харькове (31 марта), Омске (4 мая),Томске (5 июня), Таллине (29 июня), Минске (2 июля), Свердловске (26 июля), Владивостоке (9 декабря) и Баку (28 декабря). В 1957 году в стране работало 20 программных телецентров.

      В феврале 1956 года Центральная студия телевидения перешла на двухпрограммное вещание.

      В послевоенные годы высокими темпами нарастало производство телевизоров в СССР. На выпуск первого миллиона телевизоров промышленности потребовалось почти восемь лет, на выпуск второго — полтора года; затем один миллион телевизоров (включая цветные) выпускался примерно за полтора месяца.

      В 1953 — 1955 годах в Москве были предприняты опыты по цветному телевизионному вещанию с последовательной передачей трех цветов.

Оборудование для него было разработано советскими специалистами, однако оно оказалось технически несовершенным и в дальнейшем от него отказались. Отметим здесь, что первый в мире принципиально осуществимый проект устройства цветного телевидения принадлежит русскому инженеру Александру Аполлоновичу Полумордвинову, получившему патент (привилегию) на свое изобретение еще в начале века. Предложенная им система предусматривала раздельную передачу трех цветов, на основе которых в приемном устройстве создается цветное изображение. Как и все телевизионные системы начала века, и эта предполагала оптико-механическую развертку изображения посредством вращающегося диска.

      Чтобы покрыть какую-то территорию телевизионным вещанием, нужно либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью трансляционных линий — кабельных или радиорелейных. Вначале, в 50-е годы, развитие советского телевидения пошло по первому пути. Новые телецентры росли как грибы после дождя; часто их строили на средства из местных бюджетов, без достаточно подготовленных кадров, на низком техническом уровне. По прошествии некоторого времени выяснялось, что телецентру нечего показывать, кроме кинофильмов и клубной самодеятельности. А между тем население успевало приобрести телевизоры и справедливо требовало интересных программ. Строительство ретрансляторов, связанных между собой в единую сеть, развернулось только в конце 50-х годов.

      Наиболее радикальное решение проблемы ретрансляции телевизионных программ стало возможным благодаря искусственным спутникам Земли, действующим по схеме летающего ретранслятора. Но развитие космических систем передачи телевизионного изображения стало возможным лишь в 60-е годы.

      Результатом все возрастающего значения телевидения в жизни общества, результатом постепенного выявления возможностей телевидения стало решение о выведении телевидения из состава Министерства культуры и создания Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР в мае 1957 года.

Телевизор ТК-1 завода им. Козицкого

http://www.rustrana.ru/articles/515/TK1.jpg